Современные тенденции антиинфляционной политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 09:48, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выяснение правильных действий в антиинфляционной политике, знание способов уменьшения инфляции.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1) раскрыть понятие и сущность инфляции, и ее воздействия на экономику в целом; 2) сформулировать основные факторы, влияющие на изменение уровня инфляции; 3) анализ антиинфляционной политики России в условиях финансово-экономического кризиса.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты инфляции и ее последствия………….…...5
1.1 Понятие и виды инфляции……………………………………………………...5
1.2 Социально-экономические последствия инфляции………………………….14
Глава 2. Характеристика антиинфляционной политики государства….....18
2.1 Современные тенденции антиинфляционной политики государства………18
2.2 Цели и инструменты антиинфляционной политики…………………...…….26
2.3 Эффективность российской антиинфляционной политики…………………35
Заключение……………………………………………………………………...…39
Список использованной литературы………………………………...………...40

Файлы: 1 файл

Курсовая Оценка степени монополизации Российской экономики на рынках потребительских товаров.doc

— 245.00 Кб (Скачать файл)

Таблица 2.1 Индексы потребительских цен в России (2001-2012-х гг.)

 

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Янв.

102,8

103,1

102,4

101,8

102,6

102,4

101,7

102,3

102,4

101,6

102,4

100,5

Фев.

102,3

101,2

101,6

101,0

101,2

101,7

101,1

101,2

101,7

100,9

103,2

100,9

Мар.

101,9

101,1

101,1

100,8

101,3

100,8

100,6

101,2

101,3

100,6

103,8

101,5

Апр.

101,8

101,2

101,0

101,0

101,1

100,4

100,6

101,4

100,7

100,3

104,3

101,8

Май.

101,8

101,7

100,8

100,7

100,8

100,5

100,6

101,4

100,6

100,5

104,8

102,3

Июн.

101,6

100,5

100,8

100,8

100,6

100,3

101,0

101,0

100,6

100,4

105,0

103,2

Июл.

100,5

100,7

100,7

100,9

100,5

100,7

100,9

100,5

100,6

100,4

105,0

104,5

Авг.

100,0

100,1

99,6

100,4

99,9

100,2

100,1

100,4

100,0

100,6

104,7

104,6

Сен.

100,6

100,4

100,3

100,4

100,3

100,1

100,8

100,8

100,0

100,8

104,7

103,2

Окт.

101,1

101,1

101,0

101,1

100,6

100,3

101,6

100,9

100,0

100,5

105,2

103,6

Ноя.

101,4

101,6

101,0

101,1

100,7

100,6

101,2

100,8

100,3

100,8

105,6

103,8

Дек.

101,6

101,5

101,1

101,1

100,8

100,8

101,1

100,7

100,4

101,0

106,1

104,2

Декарь % к декабрю преыду-го года

118,6

115,1

112,0

111,7

110,9

109,0

111,9

113,3

108,8

     

16

2.2 Цели и инструменты антиинфляционной политики

Стратегическая цель антиинфляционной политики — привести темпы роста денежной массы в соответствие с темпами роста товарной массы (или реального ВВП) в краткосрочном плане, а объем и структуру совокупного предложения с объемом и структурой совокупного спроса в долгосрочном плане. Для решения этих задач должен осуществляться комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий. Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два общих подхода.

В рамках первого предусматривается активная бюджетная политика – маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако, одновременно может произойти спад инвестиций и производства, что может привести к застою и даже к явлениям, обратным первоначально поставленным целям, развиться безработица. При недостаточном спросе осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов (даже в условиях значительного бюджетного дефицита), понижаются налоги. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами может усиливать инфляцию. Если сокращение бюджетного дефицита будет осуществляться путем сокращения государственных расходов, то издержки такой политики лягут на сферу, финансируемую за счет бюджета (предприятия, имеющие доступ к дешевым кредитам и дотациям, бюджетники, социальная сфера). Если она будет осуществляться за счет роста налогов на прибыль и экспортных тарифов, издержки в основном понесут предприниматели и работники негосударственных предприятий.

Второй подход рекомендуется сторонниками монетаризма. На первый план выдвигается денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Если мероприятия бюджетной политики непосредственно направлены на рынок благ, то при проведении кредитно-денежной политики объектом регулирования является денежный рынок. Суть кредитно-денежной политики состоит в воздействии на экономическую конъюнктуру через изменение количества находящихся в обращении денег (эмиссия). В экономиках рыночного типа центральные банки воздействуют на инфляцию косвенно, при помощи различных инструментов, причем влияние мер денежно-кредитной политики сказывается не сразу, а с определенными временными лагами, которые различны в разных странах и в разных условиях. Традиционными инструментами денежно-кредитной политики, влияющими на размер и структуру денежной массы, являются:

1) Операции на открытом рынке  ценных бумаг. Покупая последние, банк увеличивает денежную базу, продавая – сокращает ее. Широко  используется в странах с развитым рынком ценных бумаг.

2) Учетно-процентная или дисконтная  политика. Заключается в регулировании  учетной ставки процента (в РФ  – ставка рефинансирования). Учетная  ставка – это ставка, по которой  коммерческие банки могут заимствовать денежные средства у центрального банка. Если центральный банк повышает учетную ставку, то объем заимствований уменьшается. В результате произойдет сокращение денежной массы в стране, так как уменьшатся операции коммерческих банков по предоставлению кредитов. При этом получая более дорогие заимствования, сами коммерческие банки будут повышать свои ставки по кредитам, что приведет к уменьшению спроса. При снижении учетной ставки процесс идет в обратном направлении.

3) Норма обязательного резервирования. Обязательные резервы – это та часть суммы депозитов, которую коммерческие банки обязаны хранить в виде беспроцентных вкладов в центральном банке. Чем норма выше, тем меньше кредитов могут предоставлять коммерческие банки, и это ограничивает количество находящихся в обращении денег. Снижение нормы резервов действует в обратном направлении.

4) Валютная политика (валютное регулирование). Целевые показатели валютного  курса (фиксированные или фиксированные  с возможностью корректировок (скользящая  привязка)) предусматривают следование денежно-кредитной политики страны валюты-якоря. Целевые показатели обменных курсов лишают ЦБ самостоятельности в денежно-кредитной политике на собственном финансовом рынке; создают возможности для внешних спекулятивных атак. Достижение реального валютного курса ставится в зависимость от уровня внутренних цен. Что касается фиксированных курсов с возможностью корректировки, то после валютного кризиса 1991 г. большинство стран от них отказалось именно из-за чрезмерно высокой зависимости от внешних спекулятивных атак.

5) Таргетирование инфляции - установление  целевых показателей. Получило в  последние 5-6 лет большое распространение  как метод регулирования национального  финансового рынка: в настоящее  время таргетирование инфляции  применяют около 21 стран (8 развитых и 13 развивающихся).

Таргетирование инфляции состоит из нескольких стадий:

• Установление планового показателя инфляции на некоторый период (обычно год);

• Подборка подходящего монетарного инструментария для контроля над уровнем инфляции;

• Применение этого монетарного инструментария в зависимости от текущей необходимости;

• Сравнение уровня инфляции на конец отчетного периода с запланированным и анализ эффективности проведенной монетарной политики.

Целевой уровень инфляции для разных государств в 2010 году:

• Россия — 6,6 %;

• Англия — 2 ,8%;

• Страны зоны евро — 2 %;

• Япония — 0 ,1%;

• Китай — 3,1 %.

Основной инструмент проведения денежно-кредитной политики по поддержанию запланированного уровня инфляции — манипулирование учетной процентной ставкой (ставкой рефинансирования).

Так, повышение учетной ставки повышает депозитные ставки в коммерческих банках и увеличивает привлекательность сбережения денег, нежели траты. Понижение учетной ставки понижает депозитные ставки в коммерческих банках и уменьшает привлекательность сбережения денег.

Кроме того, повышение учетной ставки повышает уровень процентной ставки кредитования в банках и снижает уровень спроса на кредитование. Понижение учетной ставки позволяет кредитным организациям снизить уровень процентной ставки кредитования. Таким образом, снижение учетной ставки повышает уровень инфляции. Повышение учетной ставки снижает уровень инфляции.

Таргетирование инфляции предусматривает непосредственное следование целевым показателям инфляции. ЦБ обязан следовать одному цифровому показателю инфляции или его установленному диапазону. Таргетирование способствует укреплению доверия к данному финансовому рынку, так как показывает, что низкий уровень инфляции – главная цель политики регулирования финансового рынка в данной стране. Однако таргетирование инфляции не может быть эффективным в странах, которые не обладают устойчивостью финансового рынка.

Денежную эмиссию Центральный банк осуществляет через приобретение каких-либо уже функционирующих в экономике активов. В связи с этим можно выделить три наиболее распространенные канала эмиссии денег:

1) Валютный канал эмиссии. Увеличение денежной массы через пополнение валютных резервов государства действует как инфляционный фактор. Данный канал эмиссии наиболее эффективен в условиях экономического роста, обеспечивающего автоматическое увеличение спроса на деньги.

2) Фондовый канал эмиссии. Этот  канал активно используется в  некоторых странах, например в  Японии и Германии. Правительство  выпускает и размещает облигации  займа в целях аккумулирования  средств для финансирования бюджетов  развития, потом они превращаются в активы ЦБ, который обменивает их на деньги.

3) Кредитный канал эмиссии. ЦБ  РФ непосредственно кредитует  коммерческие банки или гибко  управляет их ликвидностью. Данный  канал эмиссии опасен тем, что  исключает реальную оценку финансируемых  проектов, который осуществляется через механизм фондового рынка.

Монетарные методы воздействия на инфляцию могут быть действенными только в условиях сбалансированной экономики, когда изменение денежного предложения затрагивает по цепочке производственных связей весь хозяйственный комплекс. В этих случаях возникновение несоответствия между денежной и товарной массами, расширение спроса в результате искусственного увеличения объема денежного предложения вызываются просчетами в денежно-кредитной политике, наличием бюджетного дефицита, нарушениями платежного баланса. Преодолеть такие несоответствия («перегрев» экономики») можно, главным образом монетарными методами, воздействующими на экономику в целом в основном путем сжатия денежного предложения.

Иногда в качестве альтернативы чисто монетарным методам борьбы с инфляцией предлагают так называемую политику цен и доходов. Ее суть состоит в том, что правительство замораживает цены и номинальные доходы, либо ограничивает рост денежной зарплаты ростом средней (по стране) производительности труда, а рост цен – ростом расходов на оплату труда. Сторонники такой политики считают, что контроль за ценами и доходами делает несбыточными все инфляционными ожидания (и рабочих, и предпринимателей) и таким образом уничтожает инфляционную инерцию, подрывая при этом способность монополий повышать цены, а профсоюзов – зарплату. Одновременно нужно сохранять жесткость денежной и кредитной политики, а также не допускать роста бюджетного дефицита. Только в комплексе эти меры способны снизить темпы инфляции до регулируемого уровня. Оппоненты «политики цен и доходов» считают, что такая политика не только не снижает инфляционных ожиданий, но, наоборот, провоцирует их рост. И предприниматели, и профсоюзы ждут отмены контроля, а в это время их аппетиты в отношении роста цен и доходов увеличиваются. Кумулятивный эффект отложенных инфляционных ожиданий может привести к резкому всплеску инфляции после отмены контроля. А накопленные за время контроля отклонения замороженных цен от их рыночного уровня делают такой исход более чем вероятным. Поэтому «политика цен и доходов» может оказаться успешной лишь при ее продлении на неограниченно долгий срок, что означает подавление рынка и перевод открытой инфляции в подавленную. Такая политика использовалась для борьбы с инфляцией в ряде развивающихся странах в 80-е годы. В Аргентине, Бразилии, Перу она не дала положительного эффекта, тогда как в Мексике и Израиле она оказалась успешной. В Боливии успех в борьбе с инфляцией был достигнут чисто монетарными методами, без введения какого-либо контроля за уровнем цен и доходов. Поэтому целесообразность использования «политики цен и доходов» даже в качестве дополнения к традиционным антиинфляционным методам сомнительна, во всяком случае при высоком уровне инфляции.

Информация о работе Современные тенденции антиинфляционной политики государства