Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 09:48, курсовая работа
Целью курсовой работы является выяснение правильных действий в антиинфляционной политике, знание способов уменьшения инфляции.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1) раскрыть понятие и сущность инфляции, и ее воздействия на экономику в целом; 2) сформулировать основные факторы, влияющие на изменение уровня инфляции; 3) анализ антиинфляционной политики России в условиях финансово-экономического кризиса.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты инфляции и ее последствия………….…...5
1.1 Понятие и виды инфляции……………………………………………………...5
1.2 Социально-экономические последствия инфляции………………………….14
Глава 2. Характеристика антиинфляционной политики государства….....18
2.1 Современные тенденции антиинфляционной политики государства………18
2.2 Цели и инструменты антиинфляционной политики…………………...…….26
2.3 Эффективность российской антиинфляционной политики…………………35
Заключение……………………………………………………………………...…39
Список использованной литературы………………………………...………...40
Когда в стране инфляция достигает таких размеров, что грозит перерасти в гиперинфляцию, выбор правительства имеется только в отношении того как сокращать темп роста денежной массы: резко («шоковая терапия») или постепенно (градуировано). Эта дилемма решается по-разному в зависимости от социально-экономической обстановки в стране. Достоинством шоковой терапии считают то, что при ее последовательном проведении у экономических субъектов возникает доверие относительно намерений правительства и их инфляционные ожидания снижаются, следовательно инфляция пойдет на убыль. Издержками шоковой терапии является резкое сокращение объема производства и занятости. Среди республик бывшего СССР удачными примерами шоковой терапии можно считать антиинфляционную политику, проводимую с середины 1992 г. в Эстонии, Латвии. Введя собственную валюту, эти страны защитили себя от влияния инфляционных процессов в странах рублевой зоны. Одновременно была осуществлена либерализация цен, ликвидировано большинство субсидий и дотаций, бюджетный дефицит был сведен к минимуму (1-1,5%).17
Одним из вариантов шоковой терапии является проведение предваряющей либерализацию цен (или совмещение с ней) денежной реформы конфискационного типа с последующим проведением жесткой монетарной политики. Реформы такого типа предполагают проведение обмена старых денег на новые в определенном соотношении без изменения номинального уровня доходов и цен. При этом на суммы подлежащих обмену старых денег нередко накладываются определенные ограничения, иногда дифференцированные для различных экономических субъектов.18
Реформы конфискационного типа могут оказаться полезными при переходе от подавленной к открытой инфляции. В этом случае конфискационная денежная реформа выравнивает номинальную массу новых денег по сложившемуся уровню реальных доходов. Такого рода денежная реформа может оказаться эффективной в долгосрочном аспекте при условии одновременного изменения денежной и кредитной политики в сторону ее ужесточения.19
При проведении политики постепенного снижения темпов роста денежной массы – градуирования – инфляционные ожидания порождают инфляционную инерцию - прошлая инфляция рождает будущую. Одним из факторов, порождающих инфляционную инерцию, является индексация денежных доходов, которая часто ассоциируется с защитой от инфляции, хотя на деле провоцирует ускорение роста денежной массы и самой инфляции. Попытки следовать этим путем приводили лишь к увеличению инфляции. В середине 80-х годов в большинстве стран индексация как средство приспособиться к инфляции или игнорировать ее была либо существенно модифицирована, либо прекращению Политика градуирования может оказаться успешной, если рост денежной массы и уровня цен не превышает 20-30% в годовом исчислении.
Необходимой составляющей антиинфляционной политики, направленной на предотвращение гиперинфляции, является снижение темпа прироста денежной массы, приводящее к спаду производства и сокращению занятости.
В январе—сентябре 2012 г. на фоне восстановления экономической активности и усиления платежного баланса состояние денежной сферы в целом характеризовалось укреплением рубля, увеличением спроса на национальную валюту, ростом банковских резервов, снижением процентных ставок и постепенным восстановлением кредитования реального сектора экономики.
Темпы прироста денежного агрегата М2 снизились с 22,3 % в 2011 году до 11,9% в 2012. Это предопределило быстрое замедление роста кредитования нефинансовых организаций до 12,7%.
Выбор между шоковой терапией и градуированием осуществляется в зависимости от конкретной социально-экономической ситуации в стране. В условиях высокой инфляции перед правительством стоят две главные задачи: не допустить глубокого спада производства и защитить население от обнищания.
Кроме того, необходимо выделить и некоторые стабилизационные программы, используемые для борьбы с галопирующей и гиперинфляцией. Это:
1) ортодоксальные программы
2) гетеродоксальные программы, исходящие
из параллельного действия
Негативные социально-экономические последствия инфляции вынуждают правительство проводить определенную экономическую политику. Различают две их части: антиинфляционную стратегию и антиинфляционную тактику.
Составляющие антиинфляционной стратегии:
1. гашение антиинфляционных
2. долгосрочная денежная политика (введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы);
3. сокращение бюджетного дефицита (увеличение налогов или уменьшение расходов государства).20
Антиинфляционная тактика должна быть направлена на увеличение предложения товаров без повышения спроса или на снижение спроса без падения предложения. Важную роль здесь может сыграть повышение степени товарности народного хозяйства. Этому содействует льготное налогообложение предприятий, продающих побочные продукты производства, услуги, информацию, формирующие новые рынки. Мощным фактором снижения инфляции является приватизация государственной собственности, реализация государственных стратегических запасов, материальных ресурсов предприятий, массированный потребительский импорт. Регулирование спроса предусматривает повышение норм сбережений, и уменьшение уровня их ликвидности. Для этого значительно повышаются процентные ставки по вкладам, по государственным облигациям, форсируется приватизация. Иногда даже вводится временное замораживание вкладов. Когда полностью исчерпаны все способы противодействия инфляции, может быть проведена денежная реформа конфискационного типа.
Таким образом, можно сделать следующий
вывод: последствия инфляции регулируются
с помощью определенной антиинфляционной
политики, представляющей собой несколько
отдельно существующих, но взаимосвязанных
части – адаптивная политика, стабилизационные программы,
антиинфляционная стратегия и антиинфляционная
тактика.
2.3 Антиинфляционная политика
России на современном этапе
Рост темпов инфляции в России, прежде всего, связан с разбалан-сированностью переходной экономической системы. Самоподдерживаю-щейся инфляции подвержены экономики с устаревшей, затратной производственной базой, со структурными проблемами, с высокой распространенностью фирм-монополий. Инфляция, усиливая нестабильность и риски слабой экономической системы, не дает экономике страны полноценно развиваться, решать долговременные задачи, такие как: освоение ресурсосберегающих технологий, изменение структуры производства и т.д. Важным аспектом для борьбы с высоким уровнем инфляции является доверие населения к денежно-кредитной политике страны в целом. Это будет способствовать формированию и сохранению низких инфляционных ожиданий. Для завоевания такого доверия в странах со слабой, переходной экономикой нужно проводить соответствующие меры, основными из них являются: установление безусловного приоритета задачи снижения инфляции; интенсивная поддержка антиинфляционной политики со стороны государственной власти; полное соответствие принимаемых антиинфляционных мер и решений официально провозглашенной политике; максимальная открытость информации и постоянное взаимодействие с участниками рынка. Для России важнейшим инструментом борьбы с инфляцией должно стать установление контроля над динамикой денежного предложения. При этом важны меры, которые не только ограничивают избыточный рост денег в экономике, но и стимулируют повышение спроса на деньги. Наряду с ограничением темпов роста денежного предложения не менее важны и перспективны другие меры: повышение спроса на деньги, постепеннаядедолларизация, рост сберегательной активности населения. Необходимы реформы, связанные с рынком труда. Также важна выработка и реализация сбалансированной и последовательной политики, позволяющей нейтрализовать циклические колебания. Эффективность этих мер доказана опытом многих стран, значит, с большой долей вероятности они окажутся эффективными и в условиях России. Инфляция в России имеет ряд особенностей. Например, монетарный фактор на темпы инфляции почти не действует (вклад монетарного фактора на уровень инфляции находится в пределах 5-6%), а удельный вес денежной массы, обслуживающей российскую экономику, по отношению к валовому внутреннему продукту значительно ниже, чем в любой другой стране с развитой рыночной экономикой. Таким образом, антиинфляционная программа в России не сможет иметь успеха, пока не будет сформирована полноценная рыночная среда с высоким уровнем развития предпринимательства, пока не будут созданы институциональные и финансовые предпосылки для сокращения инфляционного потенциала. Поэтому, антиинфляционная политика должна проводиться совместно с другими макроэкономическими и институциональными мерами по повышению эффективности сложившейся социально-экономической ситуации в стране. Затянувшаяся инфляция в России является следствием неэффективной экономической политики. Основой антиинфляционной программы в России должна быть научно обоснованная модель управления переходной экономикой, которая стимулировала бы ее стабилизацию, подъем производства товаров и услуг на конкурентной основе. Международный валютный фонд прогнозирует инфляцию в России в 2012-2013 гг. на уровне 6,3-6,4%. То есть, ожидается, что она будет практически неизменной, по сравнению с 2011 г. На данный момент, общий уровень инфляции в РФ снижается. Но та инфляция, которая важна для денежно-кредитной политики, составляет более 7%. Разработка стратегии, Денежно-кредитная политика РФ в таких условиях должна быть ориентирована на снижение инфляции, так как без стабильно низкого данного показателя невозможно мобилизовать внутренние ресурсы, направить их на производительные инвестиции и другие цели. Анализ роста темпов инфляции показал, что оптимальным целевым показателем инфляции в среднесрочной перспективе был бы диапазон в 3-5%.21
Антиинфляционная политика России в 2013 году использует следующие инструменты:
Причины инфляции в 2013 году
Сегодня в инфляция велика доля немонетарного фактора, т.е. тарифная ее составляющая. Опережающий рост тарифов стал самостоятельным и значимым фактором раскручивания инфляции, реальным фактором торможения экономики, роста издержек и потери конкурентоспособности российских производителей.
Причины снижения инфляции в 2013 году:
Пути совершенствования антиинфляционной политики РФ
Заключение
Таким образом, в заключении следует отметить, что рост денежной массы вызывает инфляционные процессы.
В настоящий момент под инфляцией принято понимать процесс обесценения денег, проявляющийся в форме роста цен на товары и услуги, который не обусловлен повышением их качества.
Различают несколько форм и видов проявления инфляции: административная - инфляция, порожденная «административно» управляемыми ценами; галопирующая - инфляция в виде скачкообразного роста цен; гиперинфляция - инфляция с очень высоким темпом роста цен; инфляция издержек, проявляющаяся в росте цен на ресурсы, факторы производства, вследствие чего растут издержки производства и обращения, а с ними и цены на выпускаемую продукцию; импортируемая - инфляция, вызываемая воздействием внешних факторов, например чрезмерным притоком в страну иностранной валюты и повышением импортных цен.22
Под монетарной инфляцией следует понимать состояние превышения совокупной денежной массы над текущими производственными возможностями хозяйственной системы страны, возникшее в результате неконтролируемой эмиссии, что приводит к росту общего уровня цен. Инфляция, вызванная этим источником, начинается с роста цен на конечные продукты потребления, который постепенно распространяется на факторы производства, причем рост цен на последние не поспевает за ростом цен на первые. Инфляция немонетарного характера заключается в нарушении производственных механизмов или принципов свободной конкуренции.
Инфляция возникает в тех случаях, когда денежное предложение начинает превышать денежный спрос. Цены повышаются до тех пор, пока не восстанавливается соответствующий баланс между спросом и предложением.
Итак, причиной возникновения инфляции является чрезмерное увеличение денежной массы, которое чаще всего возникает вследствие дефицита государственного бюджета или кредитования коммерческих банков из фондов Центрального банка. Рост денежной массы в свою очередь влечет за собой рост цен, который происходит примерно пропорционально увеличению денежной эмиссии. И этот рост цен чреват разными последствиями для разных групп населения в зависимости от размеров их денежных ресурсов.
Информация о работе Современные тенденции антиинфляционной политики государства