Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 22:57, курсовая работа
Международный рынок рабочей силы, наряду с международным рынком товаров и услуг, является неотъемлемой частью международных экономических отношений, затрагивает практически все страны и народы мира, а также имеет постоянно увеличивающиеся масштабы. Задачами данной курсовой работы является:
• выявление сущности мирового рынка рабочей силы;
• определение основных понятий, необходимых в данной теме;
• краткое описание крупных центров притяжения мигрантов;
• формирование основных особенностей;
• выявление причин и последствий, как положительных, так и отрицательных для обеих сторон, возникновения миграции.
Введение 3
1. Мировой рынок рабочей силы 4
1.1 Сущность мирового рынка рабочей силы 4
1.2 Причины и последствия возникновения миграции рабочей силы 7
2.Современные тенденции международной миграции 9
2.1 Направления миграционных потоков 10
2.3 Государственное регулирование миграции рабочей силы 12
3. Россия в современной международной миграции 14
3.1 Участие России в процессах миграции рабочей силы. 14
3.1 Влияние миграции на рынок труда и ее значение для России 17
3.3 Проблема «утечки умов» 27
Заключение 28
Список литературы 30
Западная Европа. Наиболее развитые западноевропейские страны, и, прежде всего страны, входящие в Европейский союз, притягивают рабочую силу из менее развитых западноевропейских стран (Португалии, Мальты, Испании), арабских стран северной Африки и Ближнего Востока. Стран Африки к югу от Сахары,восточноевропейских стран и республик бывшего СССР. Миграции работников из африканских стран – бывших колоний западноевропейских государств способствуют общность языка, исторически сложившиеся традиционные торговые и иные связи.
Притоки иммигрантов в Западную Европу в середине 2000-х годов оценивались на уровне 180 тыс. человек в год. Более того, в рамках западноевропейской
интеграции создан и
развивается общий рынок
свободу перемещения работников между странами Европейского союза и унификацию
трудового законодательства.
Ближний Восток. Нефтедобывающие страны этого региона привлекают дешевую иностранную рабочую силу на тяжелые низкооплачиваемые работы. Рабочие приезжают в основном из соседних арабских стран, а также из Индии, Пакистана, Бангладеш,Кореи, Филиппин. Более половины рабочей силы Саудовской Аравии, ОАЭ, Катара,Бахрейна, Кувейта и Омана составляют иностранные рабочие.
Новые индустриальные страны. В связи с бурным развитием этих государств Юго-Восточной Азии туда значительно увеличился приток иммигрантов, нанимающихся на временные работы. Особенно это заметно в случае Южной Кореи и Малайзии.
Практически все страны, в которые иммигрируют более 25 тыс. человек в год, -
высокоразвитые государства с ВНП более 6900 долл. на душу населения. Источник эмиграции – развивающиеся страны, главные из которых - Мексика и страны Азии.2
2.3 Государственное
регулирование миграции
Процессы международной трудовой миграции регулируются как государством, так и международно-правовыми актами. В основе регулирования этого процесса лежат две противоположные тенденции. С одной стороны, следование принципам открытой экономики требует от государства соблюдения принципа свободного перемещения трудовых ресурсов и населения, а с другой – реальная обстановка в стране заставляет применять разного рода запреты и ограничения.
Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН 10 декабря 1948 г., провозглашает свободный выбор места жительства и работы как основополагающее право человека. Однако реальные условия каждой страны диктуют выработку национальной миграционной политики, включающей комплекс законодательных, организационных и других мер, позволяющих регулировать въезд в страну и выезд из нее. Государственное регулирование экспорта рабочей силы направлено как на защиту прав интересов трудящихся-мигрантов в странах, применяющих иностранную рабочую силу, так и на возмещение потерь от выезда национальной рабочей силы за рубеж.
Основой эмиграционной политики является регулирование трех фаз эмиграционного цикла, включая выезд рабочей силы из стран, пребывание за границей и возвращение на родину. На практике это регулирование сводится к соблюдению следующих принципов:
Большинство развитых стран вводят в миграционную политику протекционистские меры, призванные защитить интересы собственного населения и национальную экономику. Так, по закону об иммиграции США, начиная с 1995 г. въезд в страну для лиц, ищущих работу, ограничивается 140 тыс. человек в год.
Ожесточается иммиграционное
законодательство и в
Международно-правовые документы, регулирующие процессы миграции рабочей силы между странами внутри интеграционных группировок, как правило, имеют либеральный характер.
Однако и здесь имеются свои проблемы. Параграф 52 Римского договора 1957 г. об образовании Общего рынка (вступил в силу в 1968 г.) предоставляет гражданам стран – членов ЕС право поиска работы по всей территории ЕС. Шенгенское соглашение с 1993 г. установило единые визовые правила. Дублинская конвенция 1990 г. установила правила предоставления убежища. В декабре 1989 г. была принята Хартия основных социальных прав рабочих ЕС.
В Хартии записано, что каждый работник в странах Европейских сообществ должен иметь право свободного перемещения по территории стран – членов ЕЭС, подчиняясь лишь правилам и ограничениям, обусловленным необходимостью охраны общественного порядка, общественной безопасности и общественного здоровья. Свобода перемещения, говорится в Хартии, должна давать право каждому работнику выбрать любой вид занятий или профессию в странах ЕЭС на основе принципов равноправия в области трудоустройства, условий труда и социальной защиты.
В Хартии определяется, что
строительство единого
По мнению некоторых специалистов, воплощение принципов свободы перемещения в рамках Европейского союза может привести к тому, что высококвалифицированные кадры могут концентрироваться в наиболее развитых регионах. Низко квалифицированные работники окажутся менее мобильными. Результатом миграции рабочей силы в рамках ЕС может стать ее демпинг. Так, португальские предприятия отправляют своих рабочих на строительство во Францию и ФРГ на условиях оплаты труда, устанавливаемых ниже национальных стандартов.
Национальный аспект
В 1990-е годы в РФ начала
создаваться нормативно-
Россия присоединилась к Конвенции ООН 1951 г. «О статусе беженцев» и протоколу к ней (1967 г.), Конвенции МОТ по вопросам выезда на работу в другие страны.
Российские власти также приняли федеральный закон Российской Федерации от 18 июня 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» вступил в силу 15.01.2007.
Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.
Разрешение на привлечение рабочей силы из-за рубежа может выдаваться российским юридическим лицам, предприятиям с иностранными инвестициями, действующими на территории России, а также отдельным российским, иностранным физическим лицам и лицам без гражданства, проживающим в нашей стране, использующим труд наемных работников в личном хозяйстве. Привлечение рабочей силы из-за рубежа делает весьма актуальной проблему бесконтрольного въезда на территорию России граждан из стран с неразвитой экономикой. Официальная численность этой категории иммигрантов будет составлять ежегодно около 100 тыс. человек.
На мировом рынке труда Россия выступает как импортером, так и экспортером рабочей силы, что является результатом повышения степени открытости российской экономики.
Эмиграция из России в страны дальнего зарубежья с 1997 г. имеет тенденцию к сокращению и в настоящее время не носит массового характера. Так, в 2011 г. получили работу за границей 184,6 тыс. человек (в 2010 г. – 193, 4 тыс., в 2009 г. – 359 тыс.).
Значительных масштабов достигает официальная трудовая миграция, осуществляемая посредством временного выезда на стажировки в форме «трудового туризма», поездок по неформальным приглашениям и др. зачастую россияне устраиваются на работу за границей, минуя официальные посреднические структуры, через прямые контакты с иностранными юридическими и физическими лицами. Число российских граждан, желающих выехать на временную работу за рубеж, по экспертным оценкам, составляет от 2 до 5 млн. человек.
Основными центрами эмиграции из России являются Германия, Израиль, США, Греция. На их долю приходится почти 97% всех выехавших
В возрастной структуре выезжающих наибольшее количество приходится на лиц трудоспособного возраста – 59% от общего числа эмигрантов. Доля детей до 16 лет составляет 26,5%. Людей пенсионного возраста – 14,5%.
Численность выезжающих женщин в среднем превышает численность мужчин: на каждые 100 мужчин приходится 111 женщин.
Что касается качественного состава эмигрантов, то, по данным МВД России, из страны выехало 11,3% высококвалифицированных кадров и интеллигенции. Сюда преимущественно относятся программисты, химики, электронщики, биологи, инженеры, врачи. В общей массе выехавших в США 2/3 составляли специалисты с высшим и средним образованием (со значительным перевесом в сторону технического). Почти ¾ эмигрировавших в Канаду и Австралию – дипломированные специалисты.
Первое место в эмиграционных потоках ежегодно занимает выезд молодого трудоспособного населения для работы за рубежом (преимущественно в США, Канаде, странах ЕС) по трудовым контрактам, 50% из них возвращаются по истечении срока контракта. Тем не менее чистые потери трудовых ресурсов от выезда в другие страны, по оценкам Госкомстата, составляют ежегодно 100-125 тыс. человек.
Одним из результатов политических
и социально-экономических
Численность официально привлекаемой иностранной рабочей силы ежегодно составляет около 250 тыс. человек.
В территориальном аспекте значительная часть иностранной рабочей силы сконцентрирована в Центральном экономическом районе – 34,5%. Больше всего в Москве и Московской области - 27,8, а также на севере Западной Сибири (Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий автономные округа) – 17,8, в Белгородской области – 5,1, в Приморском (4,7) и Краснодарском (3,3%) краях.
Качественные характеристики
рабочей силы мигрантов. В общей численности прибывших внешних
мигрантов в возрасте 16 лет и старше специалисты
с высшим, незаконченным высшим и средним
специальным образованием составили 46%
при среднероссийском значении этого
показателя 41%. Вместе с тем качество и
уровень трудоустройства мигрантов в
России резко отличаются от их потенциальных
возможностей. Более 40% мигрантов работают
не по специальности, у многих понизился
профессионально-
В Россию, по разным оценкам, нелегально приезжают на заработки примерно 4-5 млн. граждан из стран СНГ. Из них (по мнению экспертов) намерены остаться на постоянное жительство примерно 1 млн. человек. В отличие от многих зарубежных стран приток иностранной рабочей силы в РФ не оказывает заметного давления на внутренний рынок труда. Доля официально зарегистрированной рабочей силы составляет 0,4% в общей численности занятых в РФ.
Проблема «утечки умов»
Выезд за рубеж ученых по контракту или на постоянное жительство - такой же естественный процесс, как и миграция вообще. Нынешний отток интеллектуалов из России носит преимущественно экономический характер. Люди стремятся осесть в самых богатых государствах - в США, Германии, Великобритании, Канаде. Большое количество научных работников просто бросило науку, перейдя в другие сферы. Многие занялись бизнесом. По исследованиям, более 80% нынешних российских предпринимателей - люди с высшим образованием, а треть из них имеют научную степень. Ученые ушли не только в бизнес, многие теперь трудятся на поприще воспитания научных кадров.
Отток научных работников в страны Запада продолжается до настоящего времени. Обратного процесса почти нет или он очень слаб. Специальной статистики нет.
Вместе с тем в Россию все же есть приток интеллектуалов. Источником его является, во-первых, система подготовки молодых кадров; во-вторых, значительное количество ученых стремится в Россию из стран СНГ; в-третьих, в нашей стране вот уже целое десятилетие постоянно находится большое количество исследователей разного профиля из развитых и развивающихся стран, что само по себе является весомым вкладом в отечественную науку.
Но все же в настоящее время существует серьезная проблема - это возможное увеличение масштабов научной эмиграции из России в ближайшем будущем. Сейчас Россия является донором научных кадров для высокоразвитых стран. Донорский поток пока сравнительно невелик. Однако, по некоторым прогнозам, страны-реципиенты, прежде всего США, в скором времени начнут испытывать нехватку квалифицированных ученых. Ожидаемая потребность для Запада составит 150 - 200 тысяч научных работников, а для стран третьего мира - 50 тысяч. Если учесть, что эмиграционные установки характерны сегодня для 25-50% российских ученых и студентов, то возможное развитие событий может быть не в пользу российской науки. Впрочем, многое тут зависит не только от «аппетитов» иных стран, но и от поддержки российских ученых со стороны родного государства.
Информация о работе Современные тенденции международной миграции