Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 23:14, реферат
Как раньше, так и сейчас существует проблема несовершенства форм и механизмов мотивации высокопроизводительного труда. Оплата труда строго регулировалась и зависела от уровня разряда того или иного работника. В теперешних рыночных отношениях мы напрямую столкнулись с проблемой рыночной оплаты труда и старой сохранившейся системой оплаты. При возникнувшей дешевизне труда появилось несоответствие уровня его оплаты по старой схеме - появились диспропорции. Это связано с тем, что некоторые отрасли производства могли себя экономически оправдывать, а некоторые держались на государственных субсидиях и при переходе на рыночные отношения не смогли выдержать острой конкуренции рынка.
1) ВВЕДЕНИЕ
2) СУТЬ СОВРЕМЕННОГО КРИЗИСА
3) ВЫХОД ИЗ СОЗДАВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ
4) СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Современный кризис заработной платы
ПЛАН
1) ВВЕДЕНИЕ
2) СУТЬ СОВРЕМЕННОГО КРИЗИСА
3) ВЫХОД ИЗ СОЗДАВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ
4) СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Как
раньше, так и сейчас существует
проблема несовершенства форм и механизмов
мотивации
Данная
нестабильность породила массу проблем:
бедность работающего населения, отток
высококвалифицированной
СУТЬ СОВРЕМЕННОГО КРИЗИСА
Одна из основных проблем в сфере оплаты труда - хроническое уменьшение реальной заработной платы основной массы работающих. Хотя в некоторых сферах деятельности и удавалось компенсировать инфляционное падение заработной платы, но люди, получающие среднюю (или меньше средней) заработную плату, постоянно проигрывают жестокую гонку с ценами. Из-за отсутствия компенсаций инфляционных потерь средняя заработная плата оказалась реально заниженной по сравнению с дореформенным периодом в 4,1 раза, а минимальная - более чем в 10 раз.
Инфляционное обесценение заработной платы дополняется жестким регулированием ее выплат в бюджетной сфере в соответствии с Единой тарифной сеткой. В результате инфляционного обесценения тарифная ставка (оклад) первого разряда ЕТС реально уменьшилась почти в 2,3 раза по сравнению с уровнем 1992 года, а 18-го - в 3,1 раза (таблица 2) . Оплата работников 18-го разряда составляла 89% средней заработной платы в феврале 1996 года, тогда как в момент введения ЕТС (в октябре 1992 года) она была на 53,5% выше средней. Правда, кандидаты и доктора наук получают надбавку в размере соответственно 3 и 5 минимальных заработных плат, должностные оклады профессора и доцента увеличены на 60 и 40%. Эти меры хотя и уменьшили дискриминацию в оплате труда работников высококвалифицированного труда, но практически разрушили Единую тарифную сетку.
Уменьшение
реальной заработной платы происходит
под влиянием не только инфляции, но
и постоянной девальвации российского
рубля. В конце 1991 года его цена по
отношению к доллару США сразу
понизилась в 196 раз, а затем началось
его “свободно-рыночное”
Постоянное
уменьшение реальной заработной платы
привело, как уже отмечалось, к
появлению массовой бедности и нищеты.
Ибо даже получатели средней заработной
платы можно отнести к
В официальной статистике границей бедности считается прожиточный минимум, рассчитанный по методике Министерства труда РФ. Но данный минимум (345 тысяч рублей в январе 1996 года) - в лучшем случае граница абсолютной нищеты, а не бедности, и 37,3 миллиона россиян, находящихся за порогом официальной бедности, - это, на самом деле, абсолютно нищие. Ниже этого уровня получают заработную плату работники легкой промышленности и сельского хозяйства.
Важнейшей проблемой в сфере заработной платы является также ее диспропорциональность между отдельными отраслями экономики.
Как
видно из таблицы 3, разница между
официальным минимумом оплаты труда
и отраслевыми уровнями заработных
плат достигает огромных величин, что
свидетельствует об отсутствии института
минимальной заработной платы как
таковой. Фактически сложились профессиональная
и отраслевая дискриминация работников
по заработной плате, социально несправедливые
условия воспроизводства
Низкая средняя заработная плата во многом обусловлена нерешенностью проблемы минимальной заработной платы, которую таковой при нынешней ее величине никак назвать нельзя. Собственно это признал и министр труда Г. Меликьян, выступая на пленарном заседании Госдумы: “Тот уровень минимальной зарплаты, который мы сегодня рассматриваем, - это, конечно, никакая не социальная гарантия. Сегодня это - технический норматив, в соответствии с которым устанавливаются различные пособия” . Между тем установление социально справедливого и экономически эффективного уровня минимальной заработной платы имеет первостепенное значение для создания действенной системы мотивации, что особенно важно в нестабильных условиях переходного периода.
В России главной целью реформ стала формирование неких “эффективных собственников” , а неэффективных менеджеров и производительных рабочих, основой благополучия которых является эффективный труд (вопрос о возможности соединения труда и собственности оставляем в стороне) . Но за годы реформ значимость и престижность труда значительно понизилась. Об этом свидетельствует, в частности, прогрессирующее снижение доли оплаты труда в общих доходах населения.
Уменьшение доли оплаты труда обусловлено многими факторами: катастрофическим спадом производства, инвестиций, политикой правительства во сдерживанию роста заработной платы и прочее. Но главная причина - очень низкий ее уровень. К примеру, в США, где 90% населения занято наемным трудом и где заработная плата достаточно высока, ее доля в совокупных доходах составляет 59,4% а доля доходов от собственности, дивидендов, процентов и ренты - 25,25%. И это в стране с высокоразвитой рыночной экономикой, основой которой является предпринимательская деятельность! Явная ненормальность ситуации в России является свидетельством того, что, во-первых, у нас формируется одна из самых жестких систем эксплуатации наемного труда ; во-вторых, стоимость рабочей силы, а следовательно, и оплата труда выведены из системы рыночных оценок, находятся под строгим административным контролем государственным и предпринимательским. Но известно, что низкие доходы (и в первую очередь заработная плата) порождают низкие уровни спроса и сбережений, ведущие, в свою очередь, к уменьшению капиталовложений и утрате основы для роста производства и производительности труда, процветания экономики, в результате чего доходы граждан еще больше уменьшаются. Кроме того, низкооплачиваемый труд малопродуктивен и, как правило плохого качества.
ВЫХОД ИЗ СОЗДАВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ
Что
касается минимальной заработной платы,
то теоретически и практически данная
проблема не нова и не трудно разрешима.
Очевидно, просто “наверху” не осознают
ее истинную роль в экономике, а “низы”
не добиваются соблюдения своих элементарных
социальных и экономических прав,
голос же научной общественности
по этому поводу практически не слышен.
Но актуальность проблемы, тем не менее,
не снижается, а наоборот усиливается,
что требует незамедлительного
принятия социально и экономически
справедливого закона о минимальной
заработной плате.
Он необходим по многим причинам. Во-первых, введение социально гарантированного минимума заработной платы устанавливает низшую границу эффективности труда, вынуждает работодателей всех форм собственности повышать квалификацию работников, их образовательный и профессиональный уровень с целью улучшения качества и увеличения производительности труда, ограничивает в какой-то мере приток в экономику неквалифицированной рабочей силы, что способствует улучшению ее качественного состава, а это особенно важно в условиях полного научно-технического прогресса.
Во-вторых,
установление нормального уровня минимальной
заработной платы окажет опосредованное
влияние на заработную плату средне-
и высококвалифицированных
В-третьих, принятие социально справедливого закона о минимальной заработной плате позволит уменьшить чрезмерную дифференциацию доходов, которая провоцирует социальную нестабильность и раскручивание инфляционной спирали.
В-четвертых,
установление обоснованного уровня
минимальной заработной платы необходимо
для смягчения проблемы массовой
бедности и нищеты. Это позволит
уменьшить экономические
В-пятых,
закон о минимальной заработной
плате необходимо для установления
отношений социального
В-шестых, без такого закона нельзя реализовать на деле конституционные права граждан и общепризнанные нормы международного права. Справедливая заработная плата - необходимая предпосылка осуществления прав человека на жизнь, свободу от голода и недоедания, достаточное питание, одежду, жилище, охрану здоровья, отдых, досуг, передвижение, информацию и прочее. Реальное их осуществление не возможно, если не будет обеспечено в первую очередь провозглашенное во Всеобщей декларации прав человека (ООН, 1947 год) “право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование” .
В Декларации
социального прогресса и
Федеральный
статус закона о минимальной заработной
плате сделает обязательным его
исполнение предприятиями, организациями
и учреждениями всех форм собственности
и всеми работодателями, включая
иностранных, а также всеми субъектами
Российской Федерации и местными
органами власти. Вместе с тем принцип
государственного регулирования должен
демократично сочетаться с принципом
самостоятельности (самоуправления) хозяйственных
и властных субъектов. Поэтому общефедеральный
уровень минимальной заработной
платы, являясь базовым и обязательным
не исключает возможность увеличения
ее с учетом местных условий.