Специальные экономические зоны. Оффшорные зоны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 16:08, реферат

Описание работы

Одним из методов реализации региональной политики являются специальные экономические зоны. Основной целью создания СЭЗ является развитие определенной территории путем активизации внутренних ресурсов и привлечения в регион внешних источников, как: инвестиций, технологий, человеческого капитала. В основе создания специальных экономических зон лежат идеи теории полюсов роста. Специальные экономические зоны являются многофункциональными образованиями, их создание нацелено на решение как региональных, так и общенациональных задач, привлечения местного и иностранного капитала, расширения экспорта, роста валютных доходов, получения доступа к новым технологиям, развитие международного сотрудничества, интеграции в мировую экономику.

Файлы: 1 файл

эссе.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ

Нижегородский филиал.

 

 

 

 

 

 

 

ЭССЕ

 

по дисциплине «Региональная  экономика»

на тему: «Специальные экономические зоны. Оффшорные зоны».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                              Выполнил:  студент гр. 05-ФК2

                                                                                      Плотников А.С.

                                                                                     Дата выполнения:15.10.07г.

                                                                                        Проверил: Красавин Е. М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2007

ВВЕДЕНИЕ.

За всю историю человечества было лишь три великих открытия - огонь, колесо и центральная банковская система.

Джон Кеннет Гэлбрейт

 

 

Одним из методов реализации региональной политики являются специальные (особые или свободные) экономические  зоны (СЭЗ).  Основной целью создания СЭЗ является развитие определенной территории путем  активизации внутренних ресурсов и привлечения в регион внешних источников, как: инвестиций, технологий, человеческого капитала. В основе создания специальных экономических зон лежат идеи  теории полюсов роста.

Специальные экономические зоны являются  многофункциональными образованиями, их создание нацелено  на решение как региональных, так и общенациональных задач, привлечения местного и иностранного капитала, расширения экспорта, роста валютных доходов, получения доступа к новым технологиям, улучшения состояния платежного баланса, развитие международного сотрудничества, интеграции в мировую экономику.

Под специальной экономической  зоной понимается ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и иностранных предпринимателей. Главная цель создания таких зон — решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач. Специальная экономическая зона представляет собой  часть национального экономического пространства, где введен и применяется особый режим хозяйствования, не используемый в других частях страны.

Создание специальных  экономических зон – одна из форм реализации территориальных приоритетов, когда обнаруживается, что в данном географическом  месте  складываются наилучшие условия  для эффективного движения капитала и ускорения экономического роста.

Специальные экономические  зоны создаются по единой логической схеме, включающей в себя поощрение определенных видов и направлений хозяйственной деятельности  путем их селективной поддержки.

Создание специальных  экономических зон направлено на решение собственно региональных и  общенациональных задач, поэтому целями создания специальных зон могут быть:

С точки зрения государства:

  • Привлечение прямых иностранных инвестиций, передовых технологий хотя бы на ограниченную часть территории страны.
  • Создание новых рабочих мест для высококвалифицированного персонала.
  • Развитие экспортной базы.
  • импортозамещение
  • Апробация новых методов менеджмента и организации труда.

С точки зрения инвесторов:

  • Освоение новых рынков сбыта.
  • Приближение производства к потребителю.
  • Минимизация затрат, связанная с отсутствием экспортных и импортных таможенных пошлин.
  • Доступ к инфраструктуре.
  • Использование более дешёвой рабочей силы.
  • Попытка снижения влияния бюрократии.

В связи с поставленными  целями формируется конфигурация специальной  экономической зоны, льготы для реализации поставленных целей.

Законодательство, которое регулирует деятельность хозяйствующих субъектов в СЭЗ в большинстве стран мира, включает следующее:

  • таможенное регулирование экспортно-импортных операций
  • налогообложение
  • лицензирование
  • визовое оформление
  • банковскую и страховую деятельность
  • имущественные и залоговые отношения
  • трудовые и социальные отношения
  • управление зоной
  • другие вопросы, имеющие специфическое отношение к деятельности свободных экономических зон.

Виды специальных  экономических зон

В современной мировой практике существует до 28 разновидностей свободных экономических зон.

СЭЗ функционируют как  в промышленном развитых (США, Англия, Япония, Германия), так и в развивающихся  странах, начиная с «новых индустриальных стран» и до весьма слаборазвитых (Шри  Ланка, Гватемала) имеются такие зоны и в странах Восточной Европы, а также Китае, Вьетнаме. Продолжается процесс создания зон на территории СНГ. Они распологаются как на небольшой территории в несколько квадратных километров, так и  на крупных территориях в несколько десятков сотен километров.

В зависимости от выполняемых  функций, степени интеграции в экономику  и систем предоставляемых льгот  СЭЗ можно разделить на следующие  разновидности:

  • таможенные зоны;
  • беспошлинные торговые зоны;
  • таможенные свободные зоны;
  • зоны свободной торговли;
  • внешнеторговые зоны;
  • беспошлинные экспортно-производственные зоны;
  • свободные экспортные зоны;
  • свободные экспортно-производственные зоны;
  • экспортно-производственные зоны;
  • свободные производственные зоны;
  • зоны экономического благоприятствования;
  • промышленные экспортно-ориентированные зоны;
  • свободные промышленные зоны;
  • предпринимательские зоны;
  • зоны совместного предпринимательства;
  • зоны технико-экономического развития;
  • зоны развития новой и высокой технологии;
  • технико-внедренческие зоны;
  • научно-промышленные парки;
  • оффшорные зоны;
  • эколого-экономические регионы;
  • открытые районы;
  • туристско-рекреационная зона;
  • эколого-экономические регионы;
  • свободные банковские зоны.

Характерными чертами  СЭЗ являются :

1) применение различных  видов льгот и стимулов:

  • внешнеторговых (снижение или отмену экспортно-импортных пошлин, упрощенный порядок осуществления внешнеторговых операций);
  • фискальных, связанных с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности. Льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль или доход,  стоимость имущества и т.д.),  отдельные ее компоненты (амортизационные отчисления, издержки на заработную плату, НИОКР и транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения;
  • финансовых, включающих различные формы субсидий, предоставляемых как  в  прямом виде - за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов,  так и косвенно -  в  виде  установления низких  цен  на  коммунальные  услуги,  снижения арендной платы за пользование земельными участками и т.п.
  • административных,  упрощающих процедуры регистрации предприятий, режима въезда-выезда иностранных граждан.

В результате  применения  льгот  норма  прибыли  в  СЭЗ  составляет 30-35%,  а иногда и больше:  например,  транснациональные компании получают в азиатских СЭЗ в среднем 40%  прибыли в год. Существенно сокращаются (в 2-3 раза) сроки  окупаемости  капитальных  вложений (считается нормальным для СЭЗ,  когда эти сроки не превышают 3-3,5 года).

2) наличие локальной,  относительно обособленной системы управления зоной, наделенной правом принимать самостоятельные решения в широком экономическом спектре;

3) всесторонняя поддержка  со стороны  центральной   государственной власти.

 

Особые экономические  зоны в России.

В России 22 декабря 2005 постановлением Правительства РФ организовано шесть особых экономических зон:

Четыре технико-внедренческих (инновационных) в городах:

  • Дубна
  • Зеленоград
  • Санкт-Петербург (посёлок Стрельна, зона «Нойдорф»
  • Томск

Две промышленно-производственные зоны в городах:

  • Елабуга
  • Липецк

3 февраля 2007 года постановлениями  Правительства РФ в России  создано семь особых экономических  зон туристко-рекреационного типа:

ОЭЗ туристско-рекреационного типа:

  • в Краснодарском крае - Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 70
  • в Ставропольском крае - Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 71
  • в Иркутской области - Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 72
  • в Республике Бурятия - Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 68
  • в Республике Алтай - Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 67
  • в Алтайском крае - Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 69
  • в Калининградской области - Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 73

В России существуют определенные условия создания особых экономических зон, которые оговорены в федеральном законе «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 г.:

  • На территории государства могут создаваться только три типа ОЭЗ:
      • Технико-внедренческие (площадью не более 2 км²);
      • Промышленно-производственные (площадью не более 20 км²);
      • Туристско-рекреационные;
  • Никакая ОЭЗ, кроме зон туристско-рекреационного типа, не может находиться на территории нескольких муниципальных образований или включать полностью территорию административного образования;
  • На территории ОЭЗ не допускается:
    • Добыча и переработка полезных ископаемых;
    • Производство и переработка подакцизных товаров, за исключением легковых автомобилей и мотоциклов;
  • ОЭЗ, кроме ОЭЗ туристско-рекреационного типа, могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной собственности;
  • Решение о создании ОЭЗ принимается Правительством РФ по итогам проведения конкурса.

Оффшорные зоны

В России под термином «оффшорная зона» понимается разновидность специальных экономических зон, специфическую форму организации коммерческой деятельности. Слово «оффшорный» произошло от английского «offshore», что означает, если перевести дословно, - «вне берега(границы)», «обособленный».

В современной литературе и деловом обороте наряду с  термином "оффшорная зона" используются в качестве синонимов также понятия "налоговое убежище", "налоговая  гавань".

Термин "оффшорная  зона" в общем виде подразумевает любую страну с низкой или нулевой налоговой ставкой на все или отдельные категории доходов, определенный уровень банковской или коммерческой секретности, и минимальное или полное отсутствие резервных требований центрального банка, или ограничений по конвертируемости валюты. Кроме того, большинство оффшорных зон имеют относительно простые требования по лицензированию и регулированию финансовых и иных компаний и фирм. Компании, зарегистрированные в оффшорных центрах, находятся под юрисдикцией страны пребывания и обязаны строго соблюдать местное законодательство.

Отличительной особенностью оффшорных зон по сравнению со многими государствами, имеющими низкую или нулевую налоговую ставку на все или определенные категории  дохода и обеспечивающие определенный уровень банковской и коммерческой секретности, является наличие особых законодательных гарантий финансовой секретности и возможностей для налогового планирования.

Информация о работе Специальные экономические зоны. Оффшорные зоны