Специальные экономические зоны. Оффшорные зоны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 16:08, реферат

Описание работы

Одним из методов реализации региональной политики являются специальные экономические зоны. Основной целью создания СЭЗ является развитие определенной территории путем активизации внутренних ресурсов и привлечения в регион внешних источников, как: инвестиций, технологий, человеческого капитала. В основе создания специальных экономических зон лежат идеи теории полюсов роста. Специальные экономические зоны являются многофункциональными образованиями, их создание нацелено на решение как региональных, так и общенациональных задач, привлечения местного и иностранного капитала, расширения экспорта, роста валютных доходов, получения доступа к новым технологиям, развитие международного сотрудничества, интеграции в мировую экономику.

Файлы: 1 файл

эссе.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

Использование оффшорных  схем не является исключительно современным  явлением. Когда древние Афины  ввели двухпроцентный импортный  и экспортный налог, то греческие и финикийские купцы начали делать объезд в двадцать миль, чтобы избежать уплаты этих сборов. Вскоре небольшие соседние острова стали убежищами для беспошлинной и безналоговой торговли и местами накопления для контрабандного ввоза товаров в Афины без уплаты налогов.

В пятнадцатом веке Фландрия была процветающим международным коммерческим центром с небольшим количеством  ограничений или налогами на местные  или иностранные товары. В результате, английские купцы предпочитали продавать свою шерсть во Фландрии, а не в Англии, где они должны были бы уплатить высокие налоги и пошлины.

США имеют историю  уклонения от уплаты налогов еще  с восемнадцатого века. Для уклонения  от импортного налога, налагаемого  Англией, американские колонисты перемещали и направляли свою торговлю через Латинскую Америку.

Одним из первых примеров “налогового убежища” в Европе был г. Кампионе на границе между Швейцарией и Италией, после отказа обеих стран от налоговой юрисдикции над этим населенным пунктом.

К наиболее “старым” оффшорным зонам относятся острова Мэн, Гернси, Джерси, Гибралтар, а также Ирландия и Панама. Именно эти страны и территории в течение достаточно длительного времени не только обслуживали интересы европейского бизнеса, но и замыкали на себя значительную часть всех мировых оффшорных операций.

В послевоенный период количество оффшорных центров в мире исчислялось  единицами. Однако, в начале 70-х годов  начался своеобразный бум в создании оффшорных центров.

Всего оффшорных зон  насчитывается несколько десятков, по различным подсчетам, от 50 до 70. Точное число зависит от определения  оффшорной зоны, так как не всегда очевидно, является ли данный режим  льготного налогообложения именно «оффшорным». Около 70% всех оффшорных центров созданы в развивающихся странах и территориях, остальные - в промышленно развитых государствах.

За редким исключением  оффшорные центры располагаются  на территориях, островах и архипелагах  с выгодным географическим положением, развитыми транспортными и телекоммуникационными сетями, вблизи крупных международных финансовых и торговых центров.

По оценкам экспертов  МВФ в отдельных странах доходы от оффшорного бизнеса достигают от 30 до 40% валового внутреннего продукта.

В настоящее время  среди европейских государств оффшорные  операции наиболее динамично развиваются  и вносят значительный вклад в  развитие национальной экономики на Кипре. Этот вид экономический деятельности возник здесь после 1974 г., когда для выхода из кризиса киприоты стали искать возможности достижения экономического успеха за пределами острова, пытаясь внедриться на внешний рынок.

Отличительными особенностями оффшорных зон являются:

1. Льготное налогообложение. Многие оффшорные юрисдикции взимают налоги. Однако все они или не взимают подоходный налог вообще, либо взимают его только с определенных категорий дохода, либо взимают налог более низкий, чем в той стране, где плательщики являются налоговыми резидентами.

Отсутствие подоходного налога, как правило, является частью политики привлечения иностранного капитала. В ряде случаев подоходный налог не вводится по причине бедности значительной части населения. Многие налоговые убежища в бассейне Карибского Моря представляют собой небольшие, малоразвитые страны с бедными жителями. В этих условиях страна может иметь значительно больший доход при низком уровне налогов и сборов.

Важной особенностью большинства оффшорных территорий условием предоставления льготного  налогового режима является выполнение требования проведения деловых операций за пределами страны, где официально зарегистрирована оффшорная компания. Законодательство, как правило, предписывает, чтобы управление оффшорной компанией, включая учреждение функционирующего офиса, также осуществлялось вне территории регистрации.

2. Финансовая  секретность. Определенный уровень секретности является характерным как оффшорных юрисдикций, так и для других стран. Однако большинство стран не защищают эту информацию от расследования правоохранительными органами иностранного государства, в особенности, когда расследование осуществляется в соответствии с международным договором. Особенностью оффшорных юрисдикций является наличие чрезмерно жестких правил защиты банковской и коммерческой тайны. Они отказывают в нарушении своих барьеров секретности даже тогда, когда имеется серьезное нарушение законов другой страны.

В данном случае различают две категории оффшорных юрисдикций:

  • страны, которые отказывают в ослаблении своей секретности, несмотря на использование режима секретности в преступных целях, и
  • страны, которые разрешают законные расследования в надлежащих случаях.

Степень секретности  и масштаб этих ограничений различны в различных странах. Например, Бермуды  разграничивают уклонение от уплаты налогов и другие преступные деяния. Они содействуют правоохранительным органам других стран в расследовании неналоговых преступлений, но отказывают в сотрудничестве в случаях уклонения от уплаты налогов. Во многих странах, таких как Багамские и Каймановы Острова, степень гарантированной секретности непосредственно связана с типом устава приобретенной или лицензированной корпорации. Эта секретность заложена или в общем, или в статусном праве.

Секретность особо обеспечивается в странах, которые были или все  еще являются британскими колониями. Многие юрисдикции подтвердили или усилили уголовные санкции за нарушение секретности. Например, в 1976 году Каймановы Острова, которые уже имели систему строгой банковской секретности, усилили свои законы посредством добавления значительных санкций против лиц, раскрывающих большую часть банковской и коммерческой информации.

3. Валютный  контроль. Оффшорные юрисдикции имеют, как правило, систему двойного валютного контроля. В ее основу положено различие между резидентами и нерезидентами, а также между национальной и иностранной валютами. Общее правило следующее: резиденты подвергаются валютному контролю, а нерезиденты валютному контролю не подвергаются. Однако нерезиденты подвергаются обычному контролю в отношении местной валюты. С компанией, созданной в оффшорной юрисдикции, принадлежащей нерезидентам и осуществляющей свою деятельность вне юрисдикции, обращаются как с нерезидентной с точки зрения валютного контроля. Соответственно, иностранное лицо может сформировать компанию в стране налогового убежища для осуществления бизнеса в других юрисдикциях. В этом случае компания не будет подвергаться валютному контролю в налоговом убежище постольку, поскольку она не осуществляет операции в валюте других юрисдикции и не занимается бизнесом в данной оффшорной юрисдикции.

4. Коммуникации. Большинство оффшорных юрисдикций имеют отличные средства связи, в особенности хорошие телефонные, кабельные и телексные услуги связи для соединения их с другими странами. Многие имеют также отличную воздушную связь.

Например, Каймановы Острова имеют отличные телефонные и телексные средства связи. Можно позвонить напрямую на Каймановы Острова из Соединенных Штатов и Канады. Имеются ежедневные беспосадочные авиарейсы между Майами и Каймановыми Островами и прямая линия между Хьюстоном и Гранд Кайманом. Использование английского языка в качестве основного языка в Карибских юрисдикциях и их близость к территории США также способствует тому, чтобы делать их особенно привлекательными для жителей США и Канады. Сегодня там зарегистрировано 18000 корпораций, что превышает количество местных жителей, и считается, что имеется телексный аппарат на каждого мужчины, женщины и ребенка на острове Гранд Кайман. Кайманские правительственные должностные лица считают, что через конфиденциальные банковские счета ежегодно проходят 10 миллиардов долларов.

5. Легкость  доступа к зарубежной банковской  системе. Использование оффшорных юридических лиц дает возможность размещать капитал в твердой валюте, в надежных банках, в стабильной стране. Крупные секретарские компании с признанной международной репутацией имеют устоявшиеся связи и располагают возможностью открывать для своих клиентов счета в первоклассных зарубежных банках.

Исходя из вышеперечисленных  особенностей оффшорных зон, оффшорный бизнес концентрируется в банковском, страховом деле, морском судоходстве, операциях с недвижимостью в трастовой деятельности, во всех видах экспортно-импортных операций.

Вывод:

Таким образом, одной  из характерных черт современного мирового интеграционного процесса является развитие различных видов специальных экономических зон, диверсификация их структур и эволюция форм создания и функционирования.

В свою очередь эволюция форм специальных экономических  зон отражает объективные процессы развития мирового хозяйства и международного разделения труда.

Так, политика жесткого протекционизма, привела к появлению зон свободной торговли.

Либерализация внешнеэкономических  связей, воплощение концепции общества массового производства и потребления, выход на мировую арену транснациональных компаний способствовали динамичному развитию экспортно-производственных зон.

Концентрация банковского  капитала, интернационализация валютных операций, развитие теневых секторов в мировой экономике, а также  рост числа богатых людей и стремление к снижению налогов на получаемую прибыль, послужили объективной основой формирования разветвленной сети оффшорных центров.

Превращение научно-технической  революции в один из наиболее активных элементов современного воспроизводственного процесса, изменение в соотношении факторов, определяющих конкурентоспособность продукции на мировых рынках, породили достаточно эффективную форму разработки и создания наукоемкой продукции — научно-промышленные парки.

Независимо от разновидностей специальных экономических зон можно сказать, что привлечение зарубежных инвестиций выгодно для национальных экономик. Рациональное использование зарубежных капиталовложений способствует развитию производства, передаче передовых технологий, созданию новых рабочих мест, повышению производительности труда, развитию отдаленных регионов. Кроме того, привлечение иностранного капитала расширяет налогооблагаемую базу и может стать стабильным источником формирования дохода государственного бюджета.

В настоящее время  можно говорить о популярности регистрации компаний в оффшорных зонах, судя по количеству Интернет сайтов посвященных регистрации оффшорных компаний и по «чёрному списку» стран, составленному ЦБ РФ, и включающему 48 стран, разделенных на 3 группы по степени риска,  в которые переводы не желательны.

Несмотря на некоторые недостатки, оффшорные зоны в развитых странах рассматриваются, как положительное для экономики явление, что может быть показано наличием оффшорных зон в Швейцарии. Великобритании, Ирландии, США.

К положительным моментам, можно отнести защиту активов бизнеса и минимизацию риска их экспроприации при осуществлении предпринимательской деятельности в политически или экономически нестабильной стране, простоту регистрации, анонимность, отчетность(Во многих оффшорных зонах от оффшорных компаний совсем не требуется ведение бухгалтерии и подача финансовых отчётов), защита собственности (использование оффшорной компании (траста) может защитить имущество владельца от ответственности по обязательствам.).

В то же время оффшорные зоны открывают возможности для бесчисленного множества схем уклонения от налогов, и отмывания денег связанных с совершением экономических неналоговых преступлений (контрабанда наркотиков, накопление и отмыванием нелегальных доходов).

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Чернявский С. П. Основные черты современного рынка оффшорных услуг. // Банковское дело. 2000. № 4.
  2. Сравнительные характеристики оффшорных зон // BCS Europe : [сайт компании]. - london ; М. ; СПб., 1997 - 2006. http://www.bcs-offshore.com/rating.html
  3. Грузенкин, В. В. Особенности правовой стратегии в деятельности иностранных, в том числе оффшорных, компаний и групп компаний с иностранным участием в России / В.В. Грузенкин. - М. : Алгоритм, 2002.
  4. Перечень оффшорных зон для регистрации оффшорных компаний // Offshore Companies House : 2000 - 2006. http://www.offshore-companies.co.uk/rus/strani/
  5. Викторов, И. Свободные экономические и оффшорные зоны // Законность. - М., 2000. - N 11.
  6. Приложение 1к Указанию Банка России от 7 августа 2003 г. № 1317-У “О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (оффшорных зонах)”
  7. ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 г        Постановления Правительства России от 3 февраля 2007 г. № 67-№73
  8. Кокорин, В. А. Особенности гражданско-правовых отношений с участием оффшорных механизмов М. : Изд-во РГТЭУ, 2004.

Информация о работе Специальные экономические зоны. Оффшорные зоны