Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 15:53, курсовая работа
Цель курсовой работы – произвести характеристику малого и среднего бизнеса, выделить специфические особенности и их влияние на развитие рыночной экономики.
Задачи курсовой работы:
Характеристика предпринимательской деятельности.
Исследование специфики малого и среднего бизнеса.
Введение
1.Предпринимательство: сущность, функции и виды
1.1 Понятие предпринимательство и его основные мотивы и цели
1.2 Предпринимательство — стратегический фактор экономического развития малого и среднего бизнеса
1.3 Основные виды предпринимательской деятельности
2.Малый и средний бизнес и их роль в развитии рыночной экономики
2.1 Малые и средние предприятия: их сущность и «нишевая» стратегия
2.2 Классификация фирм по размеру и юридической форме
2.3 Государственная поддержка: мировой опыт и особенности в России
Заключение
Список использованных источников
Приложение А - основные виды предпринимательской деятельности
Приложение Б - количественные характеристики (сводные данные)
Приложение В - количественные характеристики средних предприятий в разрезе градации на средне - крупные, средние и средне – малые
Приложение Г- классификация фирм
Приложение Д -классификация фирм по размеру в Германии
Примером удачной нишевой специализации может служить западногерманский электротехнический концерн «Роберт Бош». Его бурный рост в послевоенный период практически не встретил противодействия лидеров отрасли, поскольку он производил не электротехнику вообще, а электротехнику для автомобилей. Такая специализация и первоначально небольшие размеры рынка служили концерну надежной защитой.[3, c.218]5
2.2 Классификация фирм по размеру и юридической форме
Фирмы различаются по размерам, географии деятельности, числу стадий производственного процесса, в которых они участвуют, степени дифференциации и характеру собственности, видам деятельности и организационным формам (приложение Г). Далее речь пойдет о видах фирм по размеру и по организационно-правовой форме.
Виды фирм по размеру.
Размер фирмы может оцениваться по оному или нескольким критериям: численности работников, объему используемого капитала, величине активов, масштабам продаж.
В соответствии с критерием численности США, например ,выделяют четыре категории фирм: очень мелкие – до 20 человек, мелкие – 20-99, средние – 100-499, крупные – 500 человек и более. Показатель варьируется по отраслям: в розничной торговле к мелкому бизнесу относятся фирмы с числом занятых до 100 человек, в обрабатывающей отрасли до 500 человек. В России в сфере услуг и торговли малым считается предприятие с численностью работающих до 25 человек, в области науки – до 100 человек, в промышленности и строительстве – до 200 человек.
В Германии используется несколько критериев, представленных в виде таблицы (приложение Д).
Виды фирм по организационно-правовой форме.
С правовой точки зрения под фирмой подразумевается самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который соединяет под своим управлением факторы производства – капитал, землю и труд – для производства товаров и услуг.
Правовая форма – это комплекс правовых норм, определяющих отношения участников предприятия со всем окружающим миром.
Основные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности:
Единоличная (частнопредпринимательская) фирма.
Партнерство (товарищество).
Корпорация (акционерное общество).
Государственное предприятие.
1. Единоличная (частнопредпринимательская) фирма – это фирма, принадлежащая одному лицу, которое владеет всеми ее активами и несет персональную ответственность по всем ее обязательствам (является субъектом неограниченной ответственности).
Собственник классической частнопредпринимательской фирмы – центральная фигура (принципал), с которой владельцы всех остальных факторов производства заключают контракты. Он владеет обычно наиболее важным (специфическим) ресурсом. Таким ресурсом могут быть особые интеллектуальные, предпринимательские и тому подобные способности. Цель частнопредпринимательской фирмы – получение остаточного дохода, остающегося после осуществления всех платежей владельцам привлекаемых факторов.
2. Товарищество (партнерство)
– это организационная форма
предпринимательства, когда и организация
производственной деятельности, и
формирование уставного
Товарищество как форма организации бизнеса в большей или меньшей степени является следствием естественного развития индивидуальной частной фирмы. Оно зародилось в попытке преодолеть некоторые из основных недостатков индивидуального предпринимательства.
Таким образом, хозяйственное товарищество – это коммерческая организация, обладающая на правах собственности обособленным имуществом, с разделенным на доли (вклады) уставным или складочным капиталом.
Товарищество может создаваться:
1) индивидуальными лицами;
2) индивидуальными лицами и коммерческими организациями;
3) коммерческими организациями.
3. Корпорация – это
организационно-правовая форма
Сущность регистрации корпорации не является чересчур сложной, хотя процедуры регистрации в качестве корпорации зачастую бывают довольно непростыми. Большинство людей не желают подвергать риску все, что они имеют, чтобы получить возможность участвовать в бизнесе. Однако для того чтобы компания росла, процветала и являлась источником благосостояния, большое число людей должны желать вложить в нее деньги. Путем решения этой проблемы является создание искусственного лица, существующего только юридически. Такое юридическое лицо называют корпорацией. Это не более чем прием для вовлечения в бизнес людей с минимальным для них риском.
4. Государственные предприятия.
Государственное предприятие представляет собой производственную единицу, характеризующуюся двумя основными чертами.
Первая заключается в том, что имущество такого предприятия и управление им полностью или частично находится в руках государства и его органов (объединений, министерств, ведомств); они либо владеют капиталом предприятия и обладают безраздельными полномочиями распоряжаться им и принимать решения, либо объединяются с частными предпринимателями, но воздействуют на ни и контролируют их.
Вторая касается мотивов функционирования государственного предприятия. В своей деятельности оно руководствуется не только поиском наибольшей прибыли, но также и стремлением удовлетворить общественные потребности, что может снижать экономическую эффективность или вести даже в некоторых случаях к потерям, которые, однако, оправданны.
От государственных предприятий следует отличать государственные учреждения, которые преследуют внеэкономические цели (больницы, школы, общественные службы) и не участвуют в собственно рыночном обмене.
Государственные и муниципальные предприятия, согласно Гражданскому кодексу РФ, действуют в форме унитарных предприятий.
Унитарное предприятие — это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество.
Унитарные предприятия имеют ряд особенностей, отличающих их от других коммерческих организаций:
• если в форму хозяйствования унитарной организации заложен принцип унитарности (собственником имущества является государство, а не организация), то в форму хозяйствования других коммерческих организаций — принцип корпоративности;
• имущество унитарного предприятия является неделимым и ни при каких условиях не может быть распределено по вкладам, долям и паям, в том числе и между работниками предприятия;
• управление унитарным предприятием осуществляется руководителем, назначенным собственником.
В зависимости от того, кому принадлежит собственность, унитарные предприятия могут быть государственными или муниципальными.
Такие предприятия в зависимости от прав, предоставляемых учредителем, подразделяются на две категории:
• с правом хозяйственного ведения;
• с правом оперативного управления.
Право хозяйственного ведения шире права оперативного управления, то есть предприятие, функционирующее на основе права хозяйственного ведения, имеет большую самостоятельность в управлении.
2.3 Государственная поддержка: мировой опыт и особенности в России
Мировой опыт.
В мировой практике считается нормой государственное поощрение малого бизнеса в интересах нации. При этом задача государства не сводится к тому, чтобы на льготных условиях предоставлять мелким и средним фирмам финансовые, технические и прочие ресурсы и поддерживать частную инициативу любой ценой. Государство призвано в первую очередь создать такой правовой и экономический климат, который позволит малому и среднему бизнесу не только удержаться на плаву, но и расти, набирать силу.
Повсюду: в Европе, Японии, США, странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки —мелкое и среднее предпринимательство находит все более широкую поддержку. Даже восточноевропейские державы с переходной экономикой уделяют особое внимание государственной поддержке малого бизнеса.
Поддержка малого бизнеса в странах Европейского Союза.
Возросшая роль малого бизнеса заставила большинство стран ЕС признать необходимость разработки специальной политики, основными целями которой являются:
развитие международной конкурентоспособности национальных малых предприятий;
создание новых рабочих мест;
экономический рост малых предприятий;
привлечение иностранных инвестиций; инновационная деятельность;
трансферт (передача) технологий.
В большинстве стран — членов ЕС определение национальной политики в отношении малого и среднего предпринимательства является прерогативой федеральных властей, а конкретные мероприятия реализуются на уровне регионов.
Очевидно, что политика федеральных и региональных властей должна быть скоординированной и сбалансированной, чтобы не снижать конкурентоспособности предприятий.
Как правило, в странах ЕС делами малого и среднего бизнеса ведают министерства экономики и(или) министерства промышленности и торговли. Германия и Нидерланды, например, имеют отделы малого и среднего бизнеса в Министерстве экономики. Во Франции соответствующий отдел создан в Министерстве промышленности. В Великобритании существует Министерство малого предпринимательства.
Что же касается программ развития малого и среднего бизнеса, то они разрабатываются в расчете на участие сразу нескольких министерств, что опять-таки требует координации усилий.
Суммируя опыт государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в странах ЕС, можно выделить несколько основных направлений.
Помощь в создании малых предприятий.
Прямая заинтересованность государств ЕС в увеличении числа и расширении сфер деятельности малых предприятий побуждает их принимать различные программы поощрения начинающих предпринимателей.
В Великобритании сложилась целая сеть организаций, предоставляющих консультативные услуги, научно-техническую информацию и рекомендации, касающиеся учреждения и функционирования малого бизнеса. Среди них — служба мелких фирм, местные предпринимательские агентства, центры труда, коммунальные объединения и инициативные группы.
Финансирование малого бизнеса.
Все государства ЕС помогают малому и среднему бизнесу получить доступ к источникам финансирования, используя при этом различные рычаги.
Некоторые страны (Великобритания, Нидерланды и др.) в основном сосредоточиваются на обеспечении гарантий займа.
Например, в 1988-1989 гг. по программе «Гарантированный заем» мелким британским фирмам было предоставлено ссуд на общую сумму 46 млн ф. ст., а в 1990 г.— уже на на 66 млн ф. ст., причем число заемщиков увеличилось почти вполовину.
Однако большинство держав создают особые резервы для поддержки малого и среднего бизнеса посредством субсидий или фискальных льгот на инвестиции, льготных займов или дотаций.
Особо стимулируется в странах ЕС вложение средств в основные фонды малого и среднего предпринимательства.
В некоторых странах (Бельгия, Франция, Нидерланды и др.) реализуется практика предоставления малому и среднему бизнесу рискового капитала. В частности, правительства этих стран гарантируют компенсацию возможных убытков венчурных фондов.
Предоставление налоговых льгот.
Все государства ЕС
так или иначе смягчают
Создание новых рабочих мест.
Как уже указывалось малый и средний бизнес является основным источником новых рабочих мест в Европе. Государства ЕС оказывают финансовую помощь малым фирмам, предлагающим места безработным, особенно молодежи. Пальма первенства в этом отношении принадлежит Ирландии, которую небывало высокий уровень безработицы подтолкнул к выделению субсидий малому бизнесу еще в 1960-е гг.
Региональное оздоровление.
В малом бизнесе правительства стран ЕС справедливо усматривают действенное средство возрождения пришедших в упадок зон.
Так, в Великобритании принята программа «Действия для городов», которая призвана способствовать возрождению старых промышленных центров и оздоровлению социального климата в трущобах. В кризисных точках создаются зоны свободного предпринимательства, где функционируют государственно-коммерческие фонды регионального развития, предоставляющие льготные кредиты и деловые услуги. Тут резко снижен налог на недвижимость и прибыль, подоходный и другие налоги, практикуется льготная продажа оборудования. В 1988 г. британское правительство учредило специальный фонд для субсидирования мелкого бизнеса в рамках программы. Только за первые месяцы его существования 19 тыс. небольших фирм в 16 зонах получили льготные займы на общую сумму 650 млн ф. ст.
Поощрение инноваций.
Интересный опыт накоплен странами ЕС в плане государственной поддержки малого бизнеса в деле повышения производительности и конкурентоспособности.
Особенно показательны германские инициативы. В 1989 г. правительство разработало концепцию стимулирования научных исследований, проводимых мелкими и средними фирмами. Она предусматривает расширения гос.закупок, прямое финансирование инноваций и косвенное регулирование путем страхование банковских кредитов на приобретение современного оборудования. Государство оплачивает консультационные услуги, которые оказывают мелким и средним фирмам научно-технические общества.
Россия.
Для активизации производственной и инвестиционной деятельности малых и средних предприятий усилия Правительства Российской Федерации направлены на:
концентрацию ресурсов государственной поддержки на формирование в малом предпринимательстве современного высокотехнологичного товаропроизводящего и инновационного секторов;