Специфические особенности малого и среднего бизнеса и их место в развитии рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 15:53, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – произвести характеристику малого и среднего бизнеса, выделить специфические особенности и их влияние на развитие рыночной экономики.
Задачи курсовой работы:
Характеристика предпринимательской деятельности.
Исследование специфики малого и среднего бизнеса.

Содержание работы

Введение
1.Предпринимательство: сущность, функции и виды
1.1 Понятие предпринимательство и его основные мотивы и цели
1.2 Предпринимательство — стратегический фактор экономического развития малого и среднего бизнеса
1.3 Основные виды предпринимательской деятельности
2.Малый и средний бизнес и их роль в развитии рыночной экономики
2.1 Малые и средние предприятия: их сущность и «нишевая» стратегия
2.2 Классификация фирм по размеру и юридической форме
2.3 Государственная поддержка: мировой опыт и особенности в России
Заключение
Список использованных источников
Приложение А - основные виды предпринимательской деятельности
Приложение Б - количественные характеристики (сводные данные)
Приложение В - количественные характеристики средних предприятий в разрезе градации на средне - крупные, средние и средне – малые
Приложение Г- классификация фирм
Приложение Д -классификация фирм по размеру в Германии

Файлы: 1 файл

bestref-209047.doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

упрощение налогообложения малого бизнеса, замену многочисленных налогов единым, упрощение системы бухгалтерского учета и отчетности для малых предприятий;

формирование благоприятного порядка налогообложения организаций, входящих в инфраструктуру поддержки малого предпринимательства;

создание нормативной базы, обеспечивающей государственную поддержку инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства, а также привлечение и использование для этих целей иностранных кредитов.

Серьезное внимание уделяется укреплению собственной финансовой базы развития малых и средних предприятий, развитию микрокредитования, способствуя задействованию внутреннего потенциала экономического роста.

Важное место в реализации инвестиционной политики занимает финансовый лизинг.

Лизинговые операции позволяют привлечь значительные объемы негосударственных целевых инвестиций для перевооружения и модернизации основных фондов предприятий, в том числе малых, перераспределить часть финансовых потоков в реальный сектор экономики, расширить налогооблагаемую базу за счет развития нового вида хозяйственной деятельности.

В рамках реализации Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации, региональных программ поддержки малого предпринимательства, комплекса мер по развитию лизинга в Российской Федерации создается система межрегиональных опорных лизинговых центров в специализированных региональных лизинговых компаний. Эти процессы и факторы в наибольшей мере способствуют позитивным структурным изменениям в направлении дальнейшего увеличения числа малых предприятий в промышленности и строительстве. Возможна стабилизация в даже небольшое увеличение доли малых предприятий в сферах науки и научного обслуживания, транспорта и связи.

Политика государственной поддержки малого бизнеса осуществляется на базе налоговых льгот, создания (хотя еще и в незавершенном виде) цивилизованного законодательного пространства, информационной поддержки, обучения кадров, формирования сети бизнес-парков, налаживания эффективной координации в этой области между федеральным центром и субъектами Федерации, а также с местными органами власти.

Соответственно, одним из важных инструментов государственного содействия развитию мелкого бизнеса является прямая финансовая помощь, которая осуществляется посредством льготного субсидирования малых фирм, предоставления гарантий при получении ими займов из других источников и льготного налогообложения.[13,c.21]6

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На основании вышеизложенного, хотелось бы подвести некоторые итоги. В процессе рассмотрения развития малого и среднего бизнеса, было выяснено следующее. Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. А также создавать атмосферу конкуренции и ту среду предпринимательства, без которой рыночная экономика невозможна.

Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках.

Важность малых предприятий еще и в том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других не только в количестве производимой продукции, но и в ее качестве, чтобы прибыль доставалась именно им.

Мелкие и средние предприятия в свою очередь являются опорой для крупных компаний, так как массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.) вызывает потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию. Ведь из-за своей громоздкости крупные монополисты вынуждены затрачивать много усилий в этом направлении или создавать разветвленную сеть мелких филиалов, что само по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее в основном для поддержания престижа крупной фирмы.

Таким образом, малое и среднее предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом.

Хотя у предприятий, как и у государства до сих пор остаются открытыми большое количество проблем, и до сих пор сохраняется довольно сложное экономическое положение, все же продолжается реформирование экономики, что способствует освоению новой модели общественно-экономического развития, имеющей рыночную ориентацию. В современной политике государства все более акцентируется внимание в сторону доминирования частного сектора, либерализации практически всех отраслей экономики и активизации рыночных регуляторов, локализации очагов кризиса, ориентации на платежеспособный спрос, то есть создание благоприятных условий для скорого подъема промышленности.

 

 

Список использованных источников

 

  1. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов.- 2-е изд., изм.-М.: Издательство НОРМА, 2005.-575 с.
  2. Олейник А.Н. Институциональная экономика: Учебное пособие. - М.: ИНФРА - М, 2005.-230 с.
  3. Рей А. Конкурентные стратегии государства и фирм в экспортно-ориентированном развитии // Вопросы экономики. — 2005. — № 8. — с. 46—51.
  4. Седов В.В./ Экономическая теория: В 2 ч. Ч. 1. Введение в экономическую теорию: Учеб. пособие/Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2006. 115 с.
  5. Чечевицина Л.Н. Экономика фирмы: Учебное пособие для студентов вузов/ Л.Н. Чечевицина, И.Н. Чуев-Ростов н/Д: Феникс, 2006.-400 с. - (Высшее образование.)
  6. Экономика и статистика фирм: Учебник/ В.Е. Адамов, С.Д. Ильенкова, Т.П. Ситотина и др.; Под ред. д-ра экон. наук, проф. С.Д. Иленковой - М.: Финансы и статистика, 2005.- 240 с.
  7. Экономическая стратегия фирмы / под ред. А. П. Градова, 3-е изд. СПб.: СпецЛит, 2006.- 84 с.
  8. Экономическая теория / Под ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой. — М.: Инфра-М, 2006. – 127 с.
  9. Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. — М.: Юрист, 2007.- 246 с.
  10. Экономика фирмы: Учебник/Под общ. ред. проф. Н.И.Иващенко. - М.:ИНФРА-М, 2008.-528с.
  11. Развитие малого предпринимательства в России:/С. Н. Авашковский; Москва:Дено, 2007,130-133с.
  12. Микроэкономика: Учебник/Под ред.В.П. Попкова:Питер 2007, 26с.
  13. Стратегии бизнеса: Аналитический справочник/ Клейнер Г.Б., Москва: «КОНСЭКО», 1998, 206c.
  14. Основы предпринимательства: Учебное пособие/ Шувалова Г, Краснодар, КубГТУ 2000, 106 с.

 

 

Приложения

 

Приложение А - состав основных видов предпринимательской деятельности

 

Виды предпринимательства

Производственное

Коммерческое

Финансовое

Консультативное

Инновационное

Торговое

Банковское

Общее управление

Научно-технические

Торгово-закупочное

Страховое

Администрирование

Производство товаров

Торгово-посреднические

Аудиторское

Финансовое управление

Оказание услуг

Товарные биржи

Лизинговое

Управление кадрами

Производственное потребление товаров и услуг

 

Фондовые биржи

Маркетинг

Информационное


 

 

Приложение Б - количественные характеристики (сводные данные)

 

Бизнес (по размеру)

Объем суммарного годового оборота

Число занятых

Балансовая стоимость активов

Малый

16-500 тыс. евро

До 100

Менее 2 млн. евро

Средний

0,5-50 млн. евро

100-250

2-8 млн. евро

Крупный

50-500 млн. евро

Свыше 250

Свыше 8 млн.евро


 

 

Приложение В - количественные характеристики средних предприятий в разрезе градации на средне - крупные, средние и средне – малые

 

Тип компании

Средний оборот на одну компанию, млн. долл. в год

Совокупный оборот компаний данного типа, млрд. долл.

Приблизительная доля на рынке компаний данного типа, %

Средне - крупные

86

150

3-6

Средние

25

200

1,5-3

Средне - малые

7

250

0,6-1,4


 

 

Приложение Г- классификация фирм

малый средний бизнес предпринимательство

Классификационный признак

Виды фирм (их продукция)

1. Вид деятельности

Производство товаров личного и производственного назначения

Услуги производственного характера

Научно-исследовательские работы

Услуги бытового назначения

Транспортные перевозки грузов и населения

Торговля (оптовая, розничная)

Услуги связи

Финансово-кредитные услуги

Посреднические и другие услуги

2. Форма собственности

Государственная

Муниципальная

Собственность общественных объединений (организаций)

Частная

Прочие формы собственности

3. Размер

Крупные

Средние

Мелкие

4. Уровень регулирования  деятельности

Объекты федерального значения

Объекты регионального значения

Объекты местного значения

5. Организационно- правовые  формы

Хозяйственные товарищества и общества

Производственные кооперативы

Унитарные предприятия


 

 

Приложение Д -классификация фирм по размеру в Германии

 

Вид фирмы

Занятость, человек

Капитал, млн. марок

Товарооборот, млн. марок

Малое предприятие

До 50

До 3,9

До 8

Среднее предприятие

51-250

3,9-15

8-32

Крупное предприятие

Свыше 250

Свыше 15

Свыше 32


 

1 5. Седов В.В./ Экономическая теория: В 2 ч. Ч. 1. Введение в экономическую теорию: Учеб. пособие/Челяб. гос. ун-т. Челябинск, 2006. 115 с.

 

2 12. Развитие малого предпринимательства в России:/С. Н. Авашковский; Москва:Дено, 2007,130-133с.

3 11. Экономика фирмы: Учебник/Под общ. ред. проф. Н.И.Иващенко. - М.:ИНФРА-М, 2008.-528с.

4 11. Экономика фирмы: Учебник/Под общ. ред. проф. Н.И.Иващенко. - М.:ИНФРА-М, 2008.-528с.

5 3.Олейник А.Н. Институциональная экономика: Учебное пособие. - М.: ИНФРА - М, 2005.-230 с.

6 13. Микроэкономика: Учебник/Под ред.В.П. Попкова:Питер 2007, 26с.


Информация о работе Специфические особенности малого и среднего бизнеса и их место в развитии рыночных отношений