Специфика государственного регулирования торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 11:47, курсовая работа

Описание работы

Основная цель данной курсовой работы – проанализировать регулирование торговой деятельности на местном уровне, т.е на примере г.Кемерово.
В связи с поставленной целью выделяются следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты государственного регулирования торговой деятельности.
2. Классифицировать методы государственного регулирования торговли.

Файлы: 1 файл

Тема № 5. Специфика государственного регулирования..doc

— 401.00 Кб (Скачать файл)

Введение

 

В обеспечении нормального  функционирования любой современной  экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики.

Происходящие в России сложные процессы трансформации  экономики и общества ставят перед системой государственного регулирования экономических процессов принципиально новые задачи по обеспечению более значимой социальной составляющей всех глубоких преобразований и реформ, проводимых в последнее время в нашей стране.

Решение этих задач по отношению к системе регулирования  торгового предпринимательства и общественного питания имеет особое значение, поскольку именно через деятельность субъектов потребительского рынка и, в первую очередь, предприятий розничной торговли, население может реально оценить степень социальной эффективности рыночных преобразований экономики Российской Федерации.

В настоящее время в России идет накопление опыта формирования механизма государственного регулирования торговой деятельности как на уровне федеральных округов, так и составляющих их субъектов. Во многих регионах Российской Федерации разработаны и приняты «Законы о торговле», направленные в первую очередь на повышение качества торгового обслуживания населения.

Вместе с тем объективные  процессы глобализации, растущая нестабильность внешней среды, переход страны к стратегии стабилизации и далее к стратегии устойчивого развития требуют дальнейшего усиления регулирующей роли государства и региональных органов власти в становлении российской экономики.

Все сказанное выше требует  научной проработки концепции государственного регулирования торговой деятельности. Особенно остро эта проблема стоит в крупных городах нашей страны, каждый из которых представляет собой относительно целостную социально-экономическую систему с собственной спецификой внутренних связей между элементами и подсистемами.

Несмотря на то, что различным аспектам формирования механизма государственного регулирования торговли посвящены исследования многих ученых и существует большое количество трудов по обозначаемой тематике, эта проблема требует дополнительного изучения и нового научного осмысления в связи с происходящими изменениями в экономике и принципиально новыми задачами, стоящими перед органами власти и управления в современной России.

Так, нерешенными на должном  научном и практическом уровне являются вопросы формирования нормативной базы государственного регулирования торговой деятельности и механизма прямого и косвенного воздействия на субъекты потребительского рынка. «Больным местом» в этой сфере деятельности до сих пор остается проблема снижения издержек потребления населения и регулирования социальной направленности предпринимательской деятельности в сфере торговли. Немаловажное значение приобретают вопросы обеспечения качества производственных товаров.

Таким образом, рассматриваемые  в курсовой работе проблемы являются актуальными не только ввиду практической значимости затронутых проблем, но и по причине недостаточности их научной проработки.

Основная цель данной курсовой работы – проанализировать регулирование торговой деятельности на местном уровне, т.е на примере г.Кемерово.

В связи с поставленной целью выделяются следующие задачи:

  1. Изучить теоретические аспекты государственного регулирования торговой деятельности.
  2. Классифицировать методы государственного регулирования торговли.
  3. Рассмотреть особенности государственного регулирования на федеральном, региональном и местном уровнях.
  4. Проанализировать структуру государственного регулирования торговой деятельности в г.Кемерово.
  5. Выявить проблемы государственного регулирования торговой деятельности как в России в целом, так и в г.Кемерово.

Объектом исследования курсовой работы является торговая деятельность.

Предметом  исследования данной работы является её регулирование со стороны государства.

Для написания данной работы использовались различные источники, в том числе учебники, учебные пособия, законы, статистические данные Кемеровского областного комитета государственной статистики, опубликованные аналитические материалы, сведения, полученные через Интернет. Вся информация из данных источников проверялась на соответствие последним изменениям в законодательстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Теоретические основы государственного

регулирования торговой деятельности

 

    1. Понятие и сущность государственного регулирования

торговли

 

Под государственным регулированием понимают комплексную систему мер, осуществляемых государством для создания предпосылок эффективного развития экономики государства. [7, с. 71].

Субъектом государственного регулирования торговли выступает  государство, общественные организации, законодательные органы. Объектом – экономические, организационные и управленческие отношения в сфере торговли на уровне субъектов хозяйствования в виде торговых организаций.

Между субъектом и объектом существует прямая и обратная связь, регулирование которой можно представить в виде целостной и функционирующей системы. С помощью прямой связи осуществляется целенаправленное воздействие государства на объект, в свою очередь, обратная связь, проявляющаяся в реструктуризации, модернизации ранее реализованных технических решений предприятий, оказывает влияние на экономику страны. Наличие прямой и обратной связи составляет систему механизма регулирования. [9, с. 145-146].

Регулирование торговли в условиях рыночной экономики необходимо прежде всего для обеспечения безопасности и качества товаров и услуг, защиты прав потребителей, повышения качества их обслуживания, а также для увеличения поступления в государственный бюджет денежных средств от товарооборота.

Вмешательство государства в функционирование рыночного механизма имело место во все времена и при всех известных общественно-экономических формациях. Обоснование необходимости государственного регулирования экономики в целом и отраслей экономики в частности основывается на элементах различных теорий регулирования:

  1. концепция кейнсианства (по имени английского экономиста Кейнса),— экономическое учение, обосновывающее необходимость активного вмешательства государства в капиталистическое хозяйство с целью смягчения его противоречий и регулирования экономики;
  2. теория монетаризма (Фридмен) – экономическая теория, согласно которой количество денег в обращении является определяющим фактором формирования хозяйственной конъюнктуры и существует прямая связь между изменениями объема денежной массы в обращении и величиной валового национального продукта;
  3. теория конвергенции (сочетания) экономических систем (Гелбрейт, Ростоу, Тинберген), согласно которой экономические, идеологические различия постепенно стираются, что в конечном итоге ведет к синтезу противоположных систем.

В чистом виде ни одна из этих теорий не применяется. Привлекательность каждой теории проявляется на определенной стадии развития человечества. [7, с. 72-73].

Выделяют  следующие факторы, обуславливающие  необходимость государственного регулирования экономики:

  1. Факторы, связанные с разрешением проблем рыночного сектора экономики сглаживанием отрицательных эффектов рыночного механизма.
    • Ограничение стихийности рыночных процессов.
    • Обеспечение эффективного совокупного спроса, рыночной конъюнктуры.
    • Обеспечение производства общественных товаров, общественных потребностей и нужд.
    • Поддержка конкурентности, открытости рынка.
    • Усиление конкурентности на мировом рынке.
  2. Факторы, обеспечивающие экономическую стабильность, процесс расширенного воспроизводства.
  • Создание общих условий развития экономики, обеспечение экономической эффективности функционирования совокупного капитала, необходимость определения «правил игры» хозяйствующих субъектов.
  • Обеспечение антициклического развития экономики.
  • Стимулирование долгосрочного экономического роста, деловой активности.
  • Формирование оптимальной структуры народного хозяйства.
  • Поддержка макроэкономического равновесия.
  • Обеспечение эффективного управления государственным сектором экономики.
  • Потребность в государственных инвестициях, малорентабельных с точки зрения частного капитала.
  • Регулирование денежного обращения.
  • Содействие развитию науки, научно-технического прогресса.
  1. Факторы, связанные с решением социальных проблем.
  • Обеспечение рационального перераспределения доходов.
  • Обеспечение экономической основы социальной стабильности, сокращение социальной напряженности.
  • Обеспечение полной занятости населения.
  • Формирование условий расширенного воспроизводства рабочей сипы, проявления интеллектуальных способностей человека (развития здравоохранения, образования, переподготовка кадров и т. д.) органов для обеспечения условий эффективного функционирования национальной экономики.

Данная классификация факторов, обусловливающих необходимость государственного регулирования экономики, является условной, так как все три группы факторов связаны между собой. Так, создание государством общих благоприятных условий для стабильного развития экономики, несомненно, способствует преодолению негативных черт рыночного механизма и решению социальных проблем. Решение проблемы занятости способствует обеспечению положительной динамики процесса воспроизводства. [11, с. 32].

Воздействие государства различается по методам, объемам, сферам деятельности и осуществляется по следующим направлениям:

  • регулирование денежного обращения через бюджетную, денежно-кредитную, налоговую политику;
  • регулирование пропорций воспроизводства – структурного развития экономики;
  • разработка системы приоритетных целевых программ для достижения ключевых параметров состояния экономики, или отдельных ее отраслей, или направлений;
  • установление социальных, гуманитарных, экологических норм;
  • нормирование цен и тарифов на отдельные товары и услуги, такие как предметы первой необходимости, основные продукты питания, коммунальные услуги и др.;
  • введение стандартов качества продукции и услуг;
  • определение требований к статистической, бухгалтерской и иной информации, предоставляемой хозяйствующими субъектами в государственные органы. [5, с. 83-84].

Стратегической  целью государства в торговой сфере является создание необходимых условий для своевременного контроля над потребительским рынком, его экономической безопасностью. При этом сам механизм государственного воздействия должен обеспечивать конкуренцию везде, где это необходимо. Такой подход означает отказ со стороны государственных структур от непосредственного управления торговыми предприятиями и ориентацию на управление процессами, протекающими на потребительском рынке в целом, сведение административного воздействия в основном к нормативно-правовому регулированию, обеспечение равенства субъектов торговой деятельности независимо от организационно-правовых форм и вида собственности. [2, с. 48].

Целями государственного регулирования в сфере торговли являются:

  1. обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации путем установления единого порядка организации и осуществления торговой деятельности на всей территории Российской Федерации;
  2. обеспечение соблюдения прав и законных интересов хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере торговли;
  3. развитие торговли в Российской Федерации, в том числе посредством государственной поддержки торговой деятельности и развития конкуренции, создания условий, необходимых для бесперебойного и надежного функционирования торговых объектов в целях удовлетворения спроса потребителей на товары, повышения качества торговли и доступности товаров в местах проживания граждан;
  4. разграничение полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности. [12, с. 16-17].

К важнейшим  задачам в области государственного регулирования торговой деятельности относятся следующие:

  1. Формирование конкурентной среды, обеспечивающей устойчивую систему товародвижения и предупреждение возможных проявлений монополизма на потребительском рынке.
  2. Защита внутреннего рынка на основе регулирования иностранных инвестиций и совершенствования таможенного законодательства, проведение маркетинговых исследований внутреннего рынка с целью обеспечения прогрессивных изменений в структуре экспорта и импорта, повышение доли товаров отечественных производителей и т. п.
  3. Всестороннее развитие и укрепление нормативно-правовой базы торговли, формирование оптимальных организационно-правовых форм предприятий, способствующих активизации предпринимательской деятельности.
  4. Создание благоприятных условий для интегрирования хозяйственной деятельности различных торговых образований путем формирования объединений торговых корпораций, холдинговых образований, торгово-финансово-промышленных групп, ориентированных на поддержку отечественных товаропроизводителей и перерабатывающую промышленность страны.
  5. Определение концепции развития различных форматов торговых предприятий (магазин-склад, магазин-дискаунт, супермаркет, гипермаркет), включая создание современных розничных и оптово-розничных цепей, основанных на общих подходах к формированию ассортимента, выбору технических средств оснащения, оформлению интерьера и внешнего вида предприятий, применению единообразных форм обслуживания.
  6. Совершенствование товародвижения и логистического обслуживания.
  7. Эффективный контроль над торговыми предприятиями с точки зрения финансовой, налоговой дисциплины, качества реализуемых товаров, уровня обслуживания, защиты прав потребителей на основе соблюдения законодательства, лицензионных, сертификационных, санитарных норм.
  8. Совершенствование трудового законодательства, регламентирующего права и обязанности участников торговой деятельности.
  9. Развитие механизма корпоративного управления, защита прав акционеров, обеспечение свободного перераспределения прав участия в капиталах акционерных обществ и перехода таких прав к более эффективным собственникам.
  10. Развитие разнообразной торговой инфраструктуры, обеспечивающей цивилизованные формы ведения торговой деятельности. [2, с. 48-49].

Информация о работе Специфика государственного регулирования торговли