Идеология государственного
регулирования торговли учитывает, что в отрасли существуют
три основные группы торговых организаций,
являющихся объектами государственного
регулирования:
- торговые организации, обеспечивающие хранение страховых резервов и товарных запасов, предназначенных для снабжения спецконтингента и потребителей мест досрочного завоза;
- торговые организации, стабильно работающие по генеральным соглашениям с органами исполнительной власти всех уровней и создающие своеобразную зону стратегического контроля исполнительной власти на потребительском рынке;
- торговые организации, функционирующие исключительно на принципах саморегулирования.
Для того чтобы
система государственного регулирования
торговли была устойчивой, она должна
опираться на взаимодействие с негосударственными
структурами по вопросам развития торговли,
а также строиться на горизонтальных межведомственных
согласованиях. [3, с. 216-217].
Механизм
государственного регулирования торговой
деятельности должен опираться на следующие
основные принципы:
- обеспечение бесперебойного и надёжного функционирования торговых объектов в целях удовлетворения спроса потребителей на товары;
- свобода экономической деятельности;
- использование рыночных отношений и конкуренции в качестве одного из основных инструментов формирования устойчивой системы удовлетворения спроса на товары;
- соблюдение баланса эк. интересов хозяйствующих в сфере торговли субъектов;
- обеспечение стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере торговли, обеспечение государственного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов;
- содействие развитию торговли и торговой инфраструктуры посредством мер, предусматриваемых программами развития торговли;
- обеспечение участия союзов (ассоциаций), выражающих интересы хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, в формировании и реализации государственной политики в сфере торговли, в экспертизе проектов нормативных актов РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления, регулирующих торговую деятельность при формировании и реализации государственной политики в сфере торговли. [13, с. 314-315].
В системе государственного
регулирования торговли выделяют следующие общие функции:
- Функция создание экономико-правовых условий функционирования механизма регулирования, которая является важнейшей среди общих функций. Как известно, рыночная экономика объективно предполагает высокую эффективность управления благодаря компетентному использованию ее законов, принципов, методов.
- Функция децентрализованного управления объектами сферы торговли. Реализация этой функции направлена на проведение региональной политики по удовлетворению потребностей населения в товарах и услугах, участие в инвестиционных проектах и программах социально-экономического развития регионов, государственного регулирования социально-экономического развития по территориальным субъектам хозяйствования, предупреждения банкротства.
- Социал<span class="dash