Специфика проявления безработицы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2015 в 11:09, курсовая работа

Описание работы

Сфера труда - важная и многоплановая область экономической и социальной жизни общества. Она охватывает как рынок рабочей силы, так и ее непосредственное использование в общественном производстве. На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе величина заработной платы, условия труда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантии занятости и т.д. рынок труда отражает основные тенденции в динамике занятости, ее основных структурах, то есть в общественном разделении труда, а также мобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы.

Содержание работы

Введение ……………………………………………….……………… 3
Глава 1: Понятие безработицы и её виды……………..……………………………………………………… 5
Глава 2: методы измерения безработицы…...............…………… 13
Глава 3: Специфика проявления безработицы в России……………………………………………….....……………… 17
Заключение……….…………….….………

Файлы: 1 файл

курсовая работа макроэкономика.docx

— 71.60 Кб (Скачать файл)

Таким образом, хотя уровень безработицы является одним из важнейших показателей экономического положения страны, его нельзя считать безошибочным барометром здоровья нашей экономики.

 

Глава 3: Специфика проявления безработицы в России

 

Рыночные реформы радикальным образом изменили социально-трудовую сферу жизни российского общества. Современное состояние сферы занятости характеризуется сокращением спроса на труд, резкой дифференциацией оплаты труда, что ведет к падению престижа труда отдельных социально-профессиональных групп. Ликвидация института гарантированного трудоустройства, отсутствие четкой государственной политики в сфере занятости привели к разрушению прежней системы приоритетов в сфере труда.

В настоящее время сфера занятости населения и рынок труда характеризуются наличием безработицы. Распределение безработного населения по территории России отличается большой неравномерностью. В промышленно развитых регионах уровень безработицы несколько ниже, в то же время в отдельных территориях этот показатель существенно превышает среднероссийский, доходя в ряде случаев, по оценкам специалистов, до 35% трудоспособного населения. Значительно выше среднероссийского значения и безработица в сельской местности.

В общем случае все регионы Российской Федерации по остроте зарегистрированной безработицы можно разделить на несколько групп:

Первая группа - регионы с очень высокой безработицей. Это Ингушетия, Северная Осетия, Карачаево-Черкессия, Хабаровский край, Амурская область, Камчатская область вместе с Корякским АО. В эту же группу, по всей видимости, входит и Чеченская республика, данные по которой Федеральной службой занятости не собирались долгое время. Эти регионы отличаются высоким уровнем безработицы, высокими темпами его роста (в 2 раза выше среднероссийских), большой напряженностью на рынке труда. При этом самая высокая безработица - в Ингушетии и Северной Осетии и связана она в первую очередь с очень большой концентрацией беженцев и вынужденных мигрантов (более 10% - максимальный показатель по России).

Вторая группа - регионы с высоким уровнем безработицы и большой напряженностью на рынке труда (показатели превышают среднероссийские). Но темпы роста безработицы здесь средние или ниже средних. В основном это регионы северной половины европейской части страны. Многие из этих регионов отличаются повышенной вынужденной неполной занятостью. Лидируют здесь Владимирская и Ивановская области, где доля находящихся в административных отпусках и не полностью использовавших рабочее время превышает 20 и 15% соответственно.

Третья группа - уровень безработицы и напряженность на рынке труда ниже среднероссийских, но темпы роста уровня безработицы выше среднероссийских. Фактически по остроте безработицы эта группа средняя(округа Тюменской области, Якутия),

Четвертая группа - регионы с наименее острой безработицей в стране. В них уровень безработицы ниже среднего, низка напряженность на рынке труда, темпы роста безработицы ниже средне российских. В данной группе много северных регионов с добывающей промышленностью: Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО, Магаданская область, Чукотский АО. За последние годы здесь или объемы производства сократились незначительно по сравнению со среднероссийской ситуацией или численность населения резко сократилась из-за миграционного оттока (Магаданская область, Чукотка). Интересно, что в группу попадают Москва и Санкт-Петербург, а также Калининградская область. С вязано это с массовым созданием здесь новых рабочих мест в рыночных отраслях (торговля, банковская деятельность, посредническая деятельность). В итоге для покрытия дефицита работников в не престижных отраслях (транспорт, строительство, коммунальное хозяйство) в Москве, отличающейся наибольшим дефицитом работающих, пришлось использовать временных работников с Украины, из Белоруссии, Закавказья.

Сокращение экономической активности – отличительная черта российской экономики на протяжении всех лет реформ.

Анализ статистических данных позволяет утверждать, что за годы реформы в экономике России наблюдается «наложение» трех процессов:

- более интенсивное сокращение  занятости, и таким образом, лишение  людей источника дохода в виде  зарплаты;

- более высокий уровень  скрытой безработицы, связанный  с остановками производства обрабатывающей  промышленности;

- более низкая реальная  заработная плата.

Итогом являются более обширные и глубокие процессы обнищания и социальной эксклюзии населения.

Оценивая сегодняшнюю экономическую ситуацию в России, нельзя не иметь в виду, что подавляющая масса экономически активного населения сформировалась как работник в доперестроечный период. А в тех условиях в стране деятельность людей была преимущественно связана с материально-вещественным производством. Такая занятость считалась престижной и более выгодной. Работники получали сравнительно высокую заработную плату, были лучше обеспечены жильем, базами отдыха, детскими садами, пионерскими лагерями и т.д. При этом экономике не был присущ инновационный характер, что сохранилось и сегодня. В новых условиях отраслевая и профессиональная структуры занятости населения оказались практически несовместимыми с рыночной экономикой. Эти структуры нуждаются не просто в совершенствовании, а в кардинальной перестройке. В доперестроечный период практически отсутствовала проблема трудоустройства. В обществе господствовал принцип всеобщности и обязательности труда. При этом экономика постоянно испытывала дефицит рабочей силы. В результате работники имели определенные возможности диктовать руководству предприятий свои условия труда и его оплаты, угрожая увольнением, и т.д. В результате экономика имела работника, привыкшего длительное время работать на одном предприятии и в одной должности, профессии, не очень заботясь о повышении своего профессионального мастерства.

 Рыночная экономика предполагает наличие людей с другими установками. Она требует активного, предприимчивого, инициативного работника, для которого характерен поиск нового, самостоятельность в решении производственных и жизненных проблем. И, следовательно, сегодня должен стоять вопрос о формировании самостоятельного агента рыночной экономики. Однако когда возникла необходимость в таких работниках, значительное число советских людей оказались несостоятельными.

В отношении безработицы возможны три вида политики: социальная, макроэкономическая и в области занятости. Цель социальной политики – облегчить тяжелые последствия потери рабочего места для безработных и из семей. В каждой демократической высокоразвитой стране существует множество социальных программ помощи безработным, нацеленных на поддержание их жизненного уровня. Макроэкономическая политика предполагает использование денежных и бюджетно-налоговых мероприятий для сокращения безработицы. Но это не всегда осуществимо. Цель политики в области занятости – снизить уровень безработицы, вызванной структурным корректированием и несоответствием спроса и предложения рабочей силы, путем использования программ переподготовки, организации центров по трудоустройству и т. д

В русле экономических корректировок государственной политики следует предусмотреть смену модели занятости, в основу которой должно быть заложено создание высокодоходных и стабильных рабочих мест. В этой связи решение существующих проблем в сфере занятости населения требует:

- повышения заработной платы занятых в экономике;

- внедрения практики преимущественного заключения долгосрочных трудовых контрактов (минимальный срок трудового контракта должен составлять не менее трех лет);

- создания рабочих мест в высокотехнологичных отраслях, выпускающих конкурентоспособную (в том числе и на мировом рынке) продукцию, с целью сохранения высококвалифицированного трудового потенциала, снижения безработицы среди инженерно-технических и научных специалистов;

- предоставления отсрочки от призыва на военную службу выпускникам профессиональных училищ, получившим промышленные профессии, минимум на 2 года при условии их трудоустройства на промышленные предприятия;

- решения жилищной проблемы молодых семей, работающих в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, бюджетной сфере, науке и научном обслуживании;

- создания дополнительных рабочих мест в сфере промышленной переработки сельскохозяйственной продукции, сельского строительства, в том числе за счет средств краевого бюджета, выделяемых на поддержку агропромышленного комплекса.

На данный момент вопросы развития трудовых ресурсов и обеспечения занятости населения на территории РФ очень актуальны, сложившееся положение требует разработки и реализации конкретных мер, направленных на социально-экономическое развитие и улучшение состояния рынка труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Исходя из вышеизложенного, очевидно, что проблема безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно наладить эффективную деятельность экономики.

Безработицу предопределяют различные факторы: научно-технический прогресс обуславливает сокращение, прежде всего, работников ручного труда; структурные изменения в экономике вызывают уменьшение числа занятых в отдельных отраслях производства; повышение производительности труда также ведет к уменьшению числа занятых; сокращению живого труда способствует действие закона экономии времени. В условиях обострения экономических проблем закрываются также некоторые производства, загрязняющие окружающую среду. Все это объективные факторы, имеющие место во всех странах независимо от их экономической системы.

Безработица, как свидетельствуют многие социологические и социально-психологические исследования, имеет исключительно негативные социальные последствия для общества в целом, отдельных его групп и слоев, для семей, для каждого человека. Среди всех этих последствий увеличение смертности от сердечных заболеваний, ухудшение отношений в семье, рост преступности, т.к. люди остро переживают невостребованность своих знаний, производственного опыта, переход от одной социальной группы в другую.

Современная ситуация в сфере занятости неадекватна требованиям рыночной экономики, следовательно, выход российской экономики из кризиса и дальнейший прогресс общества возможны в том случае, если экономика сможет отражать интересы человека в сфере труда.

 

 

Приложение №1

Уровень безработицы по регионам России

В таблице ниже отражена экономическая активность населения в возрасте 15-72 лет в процентах на конец каждого года. Самая низкая безработица на протяжении последнего десятилетия остается в Москве, на конец 2012 года менее 1%. Высокая безработица остается в Северо-Кавказском федеральном округе — Чечне (27-32%) и Ингушетии (45-50%). (официальный источник)

 

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Российская Федерация

6,0

6,2

8,3

7,3

6,5

5,5

5,5

Центральный федеральный округ

3,1

3,6

5,8

4,6

4,1

3,1

3,3

Белгородская область

4,2

4,1

4,8

5,2

4,4

3,8

 

Брянская область

6,5

6,5

10,7

8,0

7,1

5,4

Владимирская область

6,9

5,6

8,8

6,2

5,8

4,4

Воронежская область

5,2

5,3

8,6

7,5

6,6

4,9

Ивановская область

4,5

5,1

10,8

7,6

6,6

5,2

Калужская область

5,0

4,8

6,2

6,5

5,6

4,4

Костромская область

3,3

5,1

8,3

6,2

5,3

5,6

Курская область

4,9

6,4

8,8

8,2

6,5

4,6

Липецкая область

2,8

4,9

5,6

4,5

4,9

4,1

Московская область

2,0

2,8

4,9

3,3

3,7

2,8

Орловская область

5,8

6,0

9,9

9,0

6,3

4,7

Рязанская область

4,0

5,5

9,2

8,4

7,3

4,9

Смоленская область

6,5

7,1

7,7

7,4

7,7

3,1

Тамбовская область

8,8

9,2

9,1

7,9

6,6

5,0

Тверская область

4,2

5,1

7,7

6,6

6,1

5,0

Тульская область

2,6

3,5

6,1

5,8

5,3

3,3

Ярославская область

3,4

6,0

8,0

7,6

5,2

4,0

г. Москва

0,8

0,9

2,7

1,7

1,4

0,9

Северо-Западный федеральный округ

4,2

5,2

7,0

6,2

5,3

4,0

4,3

Республика Карелия

6,2

8,4

10,0

9,6

8,7

7,7

 

Республика Коми

10,0

7,3

11,8

10,3

8,5

7,0

Архангельская область

5,6

7,0

7,2

7,2

6,0

4,6

Ненецкий автономный округ

6,4

7,7

9,7

6,6

9,2

7,0

Вологодская область

4,1

5,9

7,9

7,9

7,5

7,1

Калининградская область

3,4

8,7

10,9

10,6

9,2

5,8

Ленинградская область

4,0

6,0

7,2

5,2

4,4

3,8

Мурманская область

6,5

7,0

7,6

8,9

8,8

8,4

Новгородская область

5,2

4,9

6,4

5,7

4,9

3,7

Псковская область

4,9

6,8

11,0

9,7

9,2

7,5

г.Санкт-Петербург

2,1

2,0

4,1

2,6

1,9

1,0

Южный федеральный округ

7,0

6,5

8,6

7,6

7,0

6,2

6,5

Республика Адыгея

10,3

7,3

7,7

9,3

8,4

8,1

 

Республика Калмыкия

14,5

15,8

16,5

14,8

14,2

13,1

Краснодарский край

6,5

4,8

7,2

6,7

6,0

6,5

Астраханская область

8,9

7,5

10,0

8,3

8,9

7,3

Волгоградская область

6,4

8,1

10,4

8,0

6,9

6,7

Ростовская область

6,8

6,6

8,4

7,8

7,3

5,2

Северо-Кавказский федеральный округ

19,5

16,2

16,5

16,9

15,0

13,1

13

Республика Дагестан

20,2

13,4

13,2

14,8

12,8

12,2

 

Республика Ингушетия

47,3

55,0

52,9

49,7

48,8

47,3

Кабардино-Балкарская Республика

17,6

18,3

14,4

12,7

10,8

9,4

Карачаево-Черкесская Республика

18,3

16,0

12,2

10,3

9,6

8,2

Республика Северная Осетия - Алания

9,7

10,1

10,6

9,8

8,4

9,6

Чеченская Республика

53,0

35,5

35,0

43,1

36,7

26,8

Ставропольский край

6,4

7,8

8,7

6,9

6,0

5,0

Приволжский федеральный округ

6,1

6,3

8,6

7,6

6,6

4,8

4,9

Республика Башкортостан

6,6

5,2

9,3

9,0

7,7

5,3

 

Республика Марий Эл

9,0

9,2

11,6

10,5

10,0

5,1

Республика Мордовия

3,6

2,4

5,4

5,3

5,2

4,6

Республика Татарстан

5,6

4,9

8,5

6,3

4,7

4,3

Удмуртская Республика

7,9

7,9

8,7

9,3

7,0

6,7

Чувашская Республика

8,8

8,1

11,5

9,2

7,7

5,2

Пермский край

6,5

8,5

10,1

8,5

7,6

6,0

Кировская область

5,9

7,3

10,9

8,8

8,4

6,5

Нижегородская область

4,5

5,6

7,4

7,8

7,2

3,1

Оренбургская область

7,2

7,1

8,8

7,4

6,3

5,6

Пензенская область

5,2

7,8

7,9

6,6

5,3

5,0

Самарская область

4,3

4,2

6,1

5,7

5,1

2,9

Саратовская область

8,0

7,9

8,8

6,3

6,0

5,2

Ульяновская область

4,7

7,3

9,0

8,9

6,9

5,4

Уральский федеральный округ

4,9

5,5

8,1

8,0

6,9

6,1

5,7

Курганская область

8,6

9,2

13,3

12,2

10,3

8,8

 

Свердловская область

5,3

4,8

8,3

8,5

7,3

6,6

Тюменская область

5,8

6,5

6,8

6,9

5,9

4,7

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

7,5

7,6

6,8

7,5

6,3

5,1

Ямало-Ненецкий автономный округ

2,7

5,7

4,6

4,4

3,7

3,1

Челябинская область

2,5

4,4

8,0

7,6

6,7

6,4

Сибирский федеральный округ

7,9

8,3

10,5

8,7

8,2

7,5

7,2

Республика Алтай

9,0

12,6

13,9

12,3

13,4

11,8

 

Республика Бурятия

12,9

11,6

14,1

10,4

9,1

8,7

Республика Тыва

17,1

19,2

21,5

22,0

18,4

11,9

Республика Хакасия

6,9

7,3

9,0

9,1

7,0

4,5

Алтайский край

6,5

8,4

12,3

8,8

8,7

8,0

Забайкальский край

10,1

14,9

12,2

11,4

10,9

11,0

Красноярский край

8,2

6,5

9,5

6,3

6,1

5,4

Иркутская область

8,1

8,7

10,8

10,2

9,2

9,6

Кемеровская область

6,3

6,7

9,7

9,0

8,2

6,9

Новосибирская область

7,1

7,3

10,0

7,6

6,8

6,6

Омская область

8,0

8,0

8,5

8,1

7,8

7,9

Томская область

6,9

8,0

8,7

7,9

9,1

6,4

Дальневосточный федеральный округ

6,7

7,9

9,4

8,7

7,4

6,4

6,5

Республика Саха (Якутия)

7,6

9,0

8,7

8,8

8,8

8,5

 

Камчатский край

9,8

8,9

7,7

7,1

6,3

5,3

Приморский край

7,0

7,5

9,8

9,7

8,1

6,7

Хабаровский край

5,9

8,7

10,5

9,1

6,8

5,2

Амурская область

6,4

5,1

8,7

6,9

6,1

5,5

Магаданская область

5,7

7,3

6,6

5,7

4,5

3,3

Сахалинская область

4,7

8,1

10,0

9,3

8,2

7,6

Еврейская автономная область

9,7

10,1

8,5

9,4

8,8

8,7

Чукотский автономный округ

3,6

4,7

4,4

4,1

5,4

3,7

Информация о работе Специфика проявления безработицы в России