Способы торговли услугами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 22:58, курсовая работа

Описание работы

Наряду с международной торговлей товарами (в вещественном понимании этого слова) широко развита и торговля услугами. Международная торговля товарами и торговля услугами тесно связаны между собой. При поставках за рубеж товаров оказывается все больше услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров. Многие виды услуг, поступающих в международный оборот, включаются в экспорт и импорт товаров. В то же время международная торговля услугами имеет некоторые особенности по сравнению с традиционной товарной торговлей.

Файлы: 1 файл

курсоовая МЭО.docx

— 62.69 Кб (Скачать файл)

Способы торговли услугами

Наряду с международной торговлей  товарами (в вещественном понимании  этого слова) широко развита и  торговля услугами. Международная торговля товарами и торговля услугами тесно  связаны между собой. При поставках за рубеж товаров оказывается все больше услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров. Многие виды услуг, поступающих в международный оборот, включаются в экспорт и импорт товаров. В то же время международная торговля услугами имеет некоторые особенности по сравнению с традиционной товарной торговлей.

Основное отличие состоит в  том, что услуги обычно не имеют овеществленной формы, хотя ряд услуг приобретает  ее, например: в виде магнитных носителей  для компьютерных программ, различной  документации, отпечатанной на бумаге и др. Однако с развитием и распространением Internet существенно снижается необходимость использования для услуг материальной оболочки.

Услуги в отличие от товаров  производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. В связи с этим зачастую требуется  присутствие за рубежом непосредственных производителей услуг или иностранных  потребителей в стране производства услуг. Выделяется четыре способа международной  торговли услугами.

1. Трансграничная торговля (cross-border trade), т.е. ситуация, когда продавец и покупатель услуги не перемещаются через границу, се пересекает только услуга. Такой способ продажи услуг значительно приближен к продаже товаров в международной торговле, например предоставление юридических консультаций из-за границы по телефону (или факсу) либо участие в корреспондентской обучающей программе зарубежного учебного заведения.

2. Потребление за границей (consumption abroad), т.е. ситуация, когда потребитель из одной страны приобретает и потребляет услугу на территории другой страны. В этом случае различие по сравнению с торговлей товарами состоит в том, что услуга и продавец услуги не перемещаются через границу, ее пересекает потребитель услуги, например выезд за границу на учебу или для лечения.

3. Торговое присутствие в стране  предоставления услуги (commercial presence, либо - right of establishment), т.е. ситуация, когда фирма, предоставляющая услугу, пересекает границу и, находясь на территории данной страны, открывает представительство или дочернюю фирму, через которые осуществляет предоставление услуги. Сама услуга и ее потребитель в данном случае через границу не перемещаются.

4. Присутствие физических лиц,  предоставляющих услугу (presence of natural persons providing services), т.е. ситуация, когда услуга заключена непосредственно в деятельности людей, которые приезжают из-за границы в страну, где находится ее потребитель, например приезд из-за границы иностранного архитектора или иностранного персонала заграничного банка, открывающего свое представительство в данной стране.

Услуги очень разнообразны, а  сфера их применения расширяется  с каждым годом. Одним из показателей  развития страны является роль, которую  играет сфера услуг в национальной экономике. В табл. 9.1 и 9.2 приведены  данные об объемах международной  торговли услугами в 1980-1996 гг. и об основных экспортерах и импортерах услуг  в 1996г.

В соответствии с положения ВТО  все услуги подразделяют на 12 секторов:

  • ? услуги для бизнеса;
  • ? строительные услуги;
  • ? услуги связи (почтовые, курьерские и телекоммуникационные);
  • ? дистрибуционные услуги (услуги торговых агентов, розничная и оптовая торговля, франчайзинг);
  • ? транспортные услуги;
  • ? финансовые услуги;
  • ? образовательные услуги;
  • ? услуги здравоохранения;
  • ? туристические услуги;
  • ? рекреационные услуги;
  • ? услуги по охране окружающей среды;
  • ? услуги, в другом месте не классифицированные

Наиболее неоднородным является сектор услуг для бизнеса, включающий следующие  услуги: профессиональные, компьютерные, в сфере исследований и разработок, в сфере оборота недвижимостью, по аренде оборудования без обслуживающего персонала и др.

К профессиональным услугам относятся: правовые, бухгалтерские, по налоговому консультированию, аудиторские, архитектурные,, инженерные, по градостроительному и  ландшафтному планированию, услуги медперсонала, стоматологов и ветеринаров, по научно-техническому консультированию.

Услуги по аренде оборудования без  обслуживающего персонала в зависимости  от предмета аренды подразделяются на четыре группы, связанные: с судами, с самолетами, с иным транспортным оборудованием, с иными машинами и оборудованием.

К прочим услугами для бизнеса относятся  услуги: по аренде оборудования с обслуживающим  персоналом, рекламные, по изучению рынка  и общественного мнения, по консультированию в сфере управления, по консультированию в сфере сельского хозяйства, охоты, лесничества, рыболовства, по консультированию в сфере добычи полезных ископаемых, посредничество в трудоустройстве, охранные, по ремонту оборудования, издательские, полиграфические, переводческие, упаковочные, по уборке зданий, фотоуслуги, по организации съездов и конференций, по проектированию интерьеров.

Сфера услуг обычно в большей  степени защищена государством от иностранной  конкуренции, чем сфера материального  производства. Урегулирование основных принципов международной торговли услугами было одним из дискуссионных  вопросов Уругвайского раунда переговоров  в рамках ГАТТ. До этого времени  в международном масштабе регулирование  в этой сфере происходило только в рамках специализированных организаций, в том числе кодексов, выработанных в ОЭСР, т.е. практически отсутствовало.

Уже в начале переговоров проявилось противоречие между развитыми и  развивающимися странами. Первая группа считала, что торговля услугами должна быть включена в общую систему  регулирования международной торговли, а вторая - придерживалась точки  зрения, что услуги должны быть отделены от материальных товаров. В результате этого в начале Уругвайского раунда была создана отдельная переговорная группа по услугам. В качестве образца  и за основу для переговоров было взято ГАТТ, однако в связи со значительными отличиями в перемещении  через границу товаров и услуг  было оформлено совершенно новое  соглашение - Генеральное соглашение по торговле услугами, ГАТС (General Agreement on Trade in Services, GATS).

ГАТС должно было функционировать  отдельно от ГАТТ, но после создания ВТО оно стало одним из элементов  этой организации, обязательным для  выполнения всеми странами-членами.

В рамках Уругвайского раунда основное внимание уделялось общим вопросам: определение понятий, правовых и  институциональных принципов. В отличие от товаров в отношении услуг не существовало однозначного определения понятий "услуги" и "международная торговля услугами". Это вызвало существенные трудности в процессе переговоров, в частности по вопросам либерализации торговли услугами. В конечном счете понятие "услуги" не было определено, а были только уточнены способы международной торговли услугами и проведена их классификация.

В ходе переговоров каждая страна определила, в отношении каких  способов она связывает себя обязательствами  по либерализации либо замораживанию  ограничений на существующем уровне. Эти обязательства касаются не только барьеров на границе, но и ограничений в функционировании иностранных хозяйствующих субъектов на территории данной страны, а также ограничений свободы потребителей в приобретении услуг от услугодателей, находящихся в другой стране, что существенно отличает принципы регулирования торговли услугами от принципов, действующих в отношении товаров, так как в ГАТТ либерализация касается только устранения барьеров на границе, а не внутри страны.

В соответствии с положениями ГАТС члены ВТО должны придерживаться следующих принципов:

  • ? обеспечение прозрачности системы регулирования сферы услуг на своей территории;
  • ? гарантия доступа к национальным процедурам разрешения споров, в особенности к кассационным процедурам в отношении административных решений;
  • ? не увеличение ограничений в доступе на рынок и следование принципу национального режима, если такое обязательство было внесено в национальный список обязательств;
  • ? соблюдение процедур разрешения споров во всех областях, регулируемых ВТО, что, среди прочего, означает, что данная страна должна быть готова к возможности ответных действий в ином секторе, чем тот, в котором был нанесен ущерб (cross-retaliation);
  • ? участие в будущих переговорах о новых аспектах обмена в сфере услуг, а также о содержании национальных списков обязательств.

В то же время каждая страна имеет  право:

  • ? сохранять национальную монополию на предоставление некоторых услуг либо выделять одного или несколько услугодателей, которым предоставляются исключительные или специальные права;
  • ? ужесточать регулирование сферы услуг в отношении всех услугодателей при соблюдении принципа не дискриминации;
  • ? сохранять исключения в определенных ситуациях, включая отступления от принципа наибольшего благоприятствования;
  • ? применять ограничения в целях защиты платежного баланса;
  • ? использовать различное трактование отечественных и заграничных субъектов, если это продиктовано интересами защиты потребителей, акционеров и т.п., т,е. применять так называемые правила предусмотрительности (prudentials);
  • ? участвовать в интеграционном объединении с более высоким уровнем либерализации в сфере торговли услугами.

 

 

Международный рынок  технологий

 

 

 Международный рынок технологий – это обмен технологиями, научно-техническими знаниями между покупателями и продавцами, которые рассматриваются с двух сторон:  
 
- распространение любых научно-технических знаний и обмен производственным опытом между странами; 
 
- передачу научно-технических знаний и опыта, относящихся к воспроизводству конкретных технологических процессов. 
 
В первом случае международный технологический обмен осуществляется в некоммерческих формах (научно-технические публикации, выставки, ярмарки, симпозиумы, встречи ученых и инженеров и т.д.).  
 
Во втором, в коммерческих формах, т.е. передача на условиях лицензионных соглашений прав пользования изобретениями, тех. документацией, поставка машин и различного технического оборудования, оказание тех. помощи, инжиринговые услуги, экспорт комплектного оборудования, подготовка и стажировка специалистов, научно-техническое производственное кооперирование. 
 
Т.о. субъектом рынка технологий и рынка услуг выступает международный технологический обмен в коммерческой форме.  
 
Агентами рынка технологий выступают транснациональные корпорации (ТНК), крупные промышленные компании и мелкие инновационные фирмы, которые продают и покупают не только научно-технические знания, но и определенные технологии, среди которых различают: уникальные, прогрессивные, традиционные и морально устаревшие.  
 
Множество форм передачи прав и результатов научно-технической деятельности делят на две главные категории: неконтрактные и контрактные, основанные на лицензионном договоре.  
 
К первой категории относят корпоративные формы, которые включают покупку или продажу компаний, создание совместного предприятия, открытую продажу акций. Для таких форм характерно обладание портфелем технологий и прав на них.  
 
В категорию контрактных способов передачи технологий входят соглашения, предметы которых относятся к конкретному продукту или конкретному процессу, или связаны с конкретным проектом, т.е. передача технологии осуществляется посредством лицензионного соглашения.  
 
Лицензия – это правовой документ, дающий разрешение на использование другими физическими или юридическими лицами изобретений, технологий, технических знаний и т.д. Лицензией называется разрешение, выдаваемое патентовладель цем (лицензиаром) другому лицу или фирме (лицензиату) на промыш ленное и коммерческое использование изобретения, пользующегося па тентной защитой в течение обусловленного срока за определенное вознаграждение. 
 
Предоставление за границу лицензий на использование изобрете ния, технических знаний и опыта, а также товарных знаков принято называтьмеждународным лицензированием. Международная торгов ля лицензиями — главная форма научно-технического обмена между странами.  
 
В практике лицензионной торговли различают две классифика ции лицензий: 
 
1) по правовому обеспечению (патентная, беспатентная, ноу-хау); 
 
2) по объему передаваемых прав (неисключительная (простая), исключительная и полная). 
 
Если патентовладелец за определенное вознаграждение полностью передает собственность на изобретение другому лицу, т. е. передает права на использование его изобретения, то речь идет о продаже патента, которая совершается на основе патентного соглашения. Здесь происходит продажа изобретения как товара.  
 
Патенты выдаются на изобретение и промышленный дизайн (промобразцы). 
 
Патентованию обычно подлежат изобретения, которые удовлетворяют 3-м требованиям: 
 
- изобретение должно отличаться новизной; 
 
- изобретение должно быть неочевидным для специалистов; 
 
- изобретение должно удовлетворять критерию промышленной применимости.  
 
Патент – свидетельство исключительного права его владельца на изготовление, использование и продажу новых товаров и методов производства, а также других изобретений в течение определенного срока. 
 
Под патентной защитой нововведений в экономической науке по нимается предоставление инноватору государством специальной при вилегии («свидетельства»), которой является патент, позволяющей инноватору пользоваться преимуществом при использова нии своего изобретения. Это преимущество заключается в праве полностью запретить кому-либо другому изготавливать, использовать или продавать запатентованное изобретение. Учитывая легкость копирования в современных условиях любого нововведения, подобная защита прав инноватора с помощью государственной власти позволя ет ему воспользоваться плодами нововведения. В противном случае изобретением мгновенно воспользовались бы многочисленные конку ренты, в то время как сам инноватор не получил бы не только выго ды, но даже компенсации своих усилий, затраченных на его разработку.  
 
В то же время в патентной защите инноваций учитываются и интересы самого государства, а через него и всего общества.  
 
Во-первых, привилегия использования запатентованного изобретения предоставляется лишь на определенный срок, по истечении которого изобретение становится общественным достоянием, им может пользоваться любой желающий. 
 
Во-вторых, процедура предоставления патентов такова, что инноватор получает привелегию лишь при условии раскрытия сути своего изобретения, чем стимулируется распространение в обществе новых знаний. Все эти черты патентной защиты изобретения позволяют говорить о ней, как и некоем инструменте сбалансирования всего общества и частных интересов инноваторов. Владелец патента имеет право возбуждать судебные преследования всех, кто изготовляет, использует или продает его изобретения. Продавать лицензии на использование своего изобретения и продавать сам патент имеет право только владелец. Подобные права придают патенту все признаки частной собственности. 
 
Коммерческие секреты также обычно относятся к интеллектуальной собственности. Коммерческая информация представляет собой техническую, организационную, торговую либо любую другую информацию, имеющую действительную или потенциальную ценность 
 
в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет доступа на законном основании и обладатель которой принимает меры к охране конфиденциальности. Особенностью правовой охраны коммерческой информации является то, что государство предоставляет не исключительное право на использование, как это имеет место с изобретением, а право на возмещение причиненных убытков в случае не законных методов получения информации, составляющей служебную или коммерческую тайну. К таким методам относят промышленный шпионаж, нарушение условий контракта о конфиденциаль ности и т.п. 
 
В отличие от патентов, торговые секреты и ноу-хау имеют реаль ную ценность только в том случае, если они надежно защищены от раскрытия.  
 
Иными словами, знания и опыт научно-технического, производственного, управленческого, коммерческого, финансового или иного характера, применяемые в процессе научно-исследовательских разработок, изготовления, реализации и эксплуатации конкурентоспособной продукции, не защищенные охранными документами и не опубликованные полностью или частично, являются объектом купли-продажи в международных торговых сделках и объединяются понятием ноу- хау.  
 
В зависимости от содержания ноу-хау может быть конструкторским, технологическим, производственным, управленческим, коммерческим, финансовым.  
 
Характерными чертами ноу-хау являются: научно-техническая экономическая ценность, практическая применимость, отсутствие прямой защиты в качестве промышленной собственности, полная или частичная конфиденциальность. Ноу-хау предоставляется в форме либо документации (чертежей, схем, руководства, инструкций, спецификаций), либо непосредственного производственного опыта специалистов путем «передачи людей» (посылки специалистов), которые имеют опыт в определенной области и способны его применить.  
 
Ноу-хау характеризует: 
 
- отсутствие государственной регистрации, а следовательно, документа (патента, свидетельства), закрепляющего за обладателем исключительное право на объект промышленной собственности; 
 
- отсутствие предоставляемой патентом юридической монополии обеспечивающей исключительную возможность поддерживать экономическую монополию на объект технологии; 
 
- отсутствие содержания ноу-хау в качестве объекта охраны. Единственный источник, определяющий содержание ноу-хау,— это договор;  
 
- отсутствие специального нормативного акта, объединяющего все правила, касающиеся использования ноу-хау. 
 
В большинстве экономически развитых стран ноу-хау регулиру ется гражданским, торговым, трудовым законодательством и закона ми о недобросовестной конкуренции.

 

Страховые и банковские услуги

 

Значительное место среди мировых  услуг занимают купля-продажа страховых  и банковских услуг.

Страховые услуги — это комплекс услуг по страхованию са мых разнообразных рисков. Их зарождение связано с развити ем рынка услуг, что в немалой степени было обусловлено на личием рисков при продаже таких услуг, как транспортные. Международный товарооборот прежде всего подвержен рискам, связанным с транспортировкой грузов. Поэтому центральное место в страховании внешнеэкономической деятельности за нимает транспортное страхование — морское, воздушное, су хопутное. И в первую очередь морское, ибо большая часть внешнеэкономических грузов транспортируется морем. Страхо вание транспорта и грузов — каско и карго является основным в имущественном страховании международных страховых ком паний.

Развитие туризма привело к  появлению такого международ ного вида страхования, как личное страхование, без соответст вующего полиса турист не будет допущен ни в одну страну. Но личное страхование, помимо этого, включает еще и страхова ние жизни, страхование от несчастного случая любого гражда нина, а не обязательно туриста. Эта услуга может быть предос тавлена страховой компанией не только своим гражданам, но и иностранным, что делает данную форму услуг международной.

Значительное место занимает продажа  полисов по страхо ванию ответственности, в частности, страхование ответствен ности заемщика за невозврат кредита. Развитие международ ного кредитования привело к необходимости обеспечения дан ных кредитов, и одной из его форм стало страхование ответст венности. Как правило, такие страховые услуги осуществляются в форме государственного страхования экспортных кредитов, поскольку государственное страхование осуществляется по низким ценам (1% стоимости застрахованной части контракта), что дает возможность получать в коммерческих банках льгот ные кредиты. Достаточно известной и развитой страховой ус лугой выступает страхование ответственности автолюбителей, предоставляемой компаниями во всех странах, причем во многих из них эта услуга обязательна. Рынок страхования раз нообразен и многолик.

В юридическом отношении любая  международная страховая операция предполагает заключение договора страхования. Если участники такого договора находятся  в разных странах, а также если объект страхования в момент заключения договора нахо дился вне территории страны страхования, то подобная сделка считается международной.

К международным страховым операциям  относят:

Информация о работе Способы торговли услугами