Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 22:58, курсовая работа
Наряду с международной торговлей товарами (в вещественном понимании этого слова) широко развита и торговля услугами. Международная торговля товарами и торговля услугами тесно связаны между собой. При поставках за рубеж товаров оказывается все больше услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров. Многие виды услуг, поступающих в международный оборот, включаются в экспорт и импорт товаров. В то же время международная торговля услугами имеет некоторые особенности по сравнению с традиционной товарной торговлей.
Способы торговли услугами
Наряду с международной
Основное отличие состоит в том, что услуги обычно не имеют овеществленной формы, хотя ряд услуг приобретает ее, например: в виде магнитных носителей для компьютерных программ, различной документации, отпечатанной на бумаге и др. Однако с развитием и распространением Internet существенно снижается необходимость использования для услуг материальной оболочки.
Услуги в отличие от товаров производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. В связи с этим зачастую требуется присутствие за рубежом непосредственных производителей услуг или иностранных потребителей в стране производства услуг. Выделяется четыре способа международной торговли услугами.
1. Трансграничная торговля (cross-border trade), т.е. ситуация, когда продавец и покупатель услуги не перемещаются через границу, се пересекает только услуга. Такой способ продажи услуг значительно приближен к продаже товаров в международной торговле, например предоставление юридических консультаций из-за границы по телефону (или факсу) либо участие в корреспондентской обучающей программе зарубежного учебного заведения.
2. Потребление за границей (consumption abroad), т.е. ситуация, когда потребитель из одной страны приобретает и потребляет услугу на территории другой страны. В этом случае различие по сравнению с торговлей товарами состоит в том, что услуга и продавец услуги не перемещаются через границу, ее пересекает потребитель услуги, например выезд за границу на учебу или для лечения.
3. Торговое присутствие в стране предоставления услуги (commercial presence, либо - right of establishment), т.е. ситуация, когда фирма, предоставляющая услугу, пересекает границу и, находясь на территории данной страны, открывает представительство или дочернюю фирму, через которые осуществляет предоставление услуги. Сама услуга и ее потребитель в данном случае через границу не перемещаются.
4. Присутствие физических лиц, предоставляющих услугу (presence of natural persons providing services), т.е. ситуация, когда услуга заключена непосредственно в деятельности людей, которые приезжают из-за границы в страну, где находится ее потребитель, например приезд из-за границы иностранного архитектора или иностранного персонала заграничного банка, открывающего свое представительство в данной стране.
Услуги очень разнообразны, а сфера их применения расширяется с каждым годом. Одним из показателей развития страны является роль, которую играет сфера услуг в национальной экономике. В табл. 9.1 и 9.2 приведены данные об объемах международной торговли услугами в 1980-1996 гг. и об основных экспортерах и импортерах услуг в 1996г.
В соответствии с положения ВТО все услуги подразделяют на 12 секторов:
Наиболее неоднородным является сектор услуг для бизнеса, включающий следующие услуги: профессиональные, компьютерные, в сфере исследований и разработок, в сфере оборота недвижимостью, по аренде оборудования без обслуживающего персонала и др.
К профессиональным услугам относятся: правовые, бухгалтерские, по налоговому консультированию, аудиторские, архитектурные,, инженерные, по градостроительному и ландшафтному планированию, услуги медперсонала, стоматологов и ветеринаров, по научно-техническому консультированию.
Услуги по аренде оборудования без обслуживающего персонала в зависимости от предмета аренды подразделяются на четыре группы, связанные: с судами, с самолетами, с иным транспортным оборудованием, с иными машинами и оборудованием.
К прочим услугами для бизнеса относятся услуги: по аренде оборудования с обслуживающим персоналом, рекламные, по изучению рынка и общественного мнения, по консультированию в сфере управления, по консультированию в сфере сельского хозяйства, охоты, лесничества, рыболовства, по консультированию в сфере добычи полезных ископаемых, посредничество в трудоустройстве, охранные, по ремонту оборудования, издательские, полиграфические, переводческие, упаковочные, по уборке зданий, фотоуслуги, по организации съездов и конференций, по проектированию интерьеров.
Сфера услуг обычно в большей
степени защищена государством от иностранной
конкуренции, чем сфера материального
производства. Урегулирование основных
принципов международной
Уже в начале переговоров проявилось
противоречие между развитыми и
развивающимися странами. Первая группа
считала, что торговля услугами должна
быть включена в общую систему
регулирования международной
ГАТС должно было функционировать отдельно от ГАТТ, но после создания ВТО оно стало одним из элементов этой организации, обязательным для выполнения всеми странами-членами.
В рамках Уругвайского раунда основное внимание уделялось общим вопросам: определение понятий, правовых и институциональных принципов. В отличие от товаров в отношении услуг не существовало однозначного определения понятий "услуги" и "международная торговля услугами". Это вызвало существенные трудности в процессе переговоров, в частности по вопросам либерализации торговли услугами. В конечном счете понятие "услуги" не было определено, а были только уточнены способы международной торговли услугами и проведена их классификация.
В ходе переговоров каждая страна определила, в отношении каких способов она связывает себя обязательствами по либерализации либо замораживанию ограничений на существующем уровне. Эти обязательства касаются не только барьеров на границе, но и ограничений в функционировании иностранных хозяйствующих субъектов на территории данной страны, а также ограничений свободы потребителей в приобретении услуг от услугодателей, находящихся в другой стране, что существенно отличает принципы регулирования торговли услугами от принципов, действующих в отношении товаров, так как в ГАТТ либерализация касается только устранения барьеров на границе, а не внутри страны.
В соответствии с положениями ГАТС члены ВТО должны придерживаться следующих принципов:
В то же время каждая страна имеет право:
Международный рынок технологий
Международный рынок технологий – это обмен технологиями, научно-техническими
знаниями между покупателями и продавцами,
которые рассматриваются с двух сторон:
- распространение любых научно-технических
знаний и обмен производственным опытом
между странами;
- передачу научно-технических
знаний и опыта, относящихся к воспроизводству
конкретных технологических процессов.
В первом случае международный технологический обмен осуществляется в некоммерческих
формах (научно-технические публикации,
выставки, ярмарки, симпозиумы, встречи
ученых и инженеров и т.д.).
Во втором, в коммерческих формах, т.е. передача на условиях лицензионных соглашений прав
пользования изобретениями, тех. документацией,
поставка машин и различного технического
оборудования, оказание тех. помощи, инжиринговые
услуги, экспорт комплектного оборудования,
подготовка и стажировка специалистов,
научно-техническое производственное
кооперирование.
Т.о. субъектом рынка технологий и рынка услуг выступает международный
технологический обмен в коммерческой
форме.
Агентами рынка технологий выступают транснаци
Множество форм передачи прав
и результатов научно-технической деятельности
делят на две главные категории: неконтрактные и контрактные,
основанные на лицензионном договоре.
К первой категории относят
корпоративные формы, которые включают покупку или
продажу компаний, создание совместного
предприятия, открытую продажу акций. Для таких форм характерно обладание
портфелем технологий и прав на них.
В категорию контрактных способов
передачи технологий входят соглашения,
предметы которых относятся к конкретному
продукту или конкретному процессу, или
связаны с конкретным проектом, т.е. передача технологии осуществляется
посредством лицензионного соглашения.
Лицензия – это правовой документ, дающий
разрешение на использование другими физическими
или юридическими лицами изобретений, технологий, технических
знаний и т.д. Лицензией называется разрешение, выдаваемое
патентовладель цем (лицензиаром) другому
лицу или фирме (лицензиату) на промыш
ленное и коммерческое использование
изобретения, пользующегося па тентной
защитой в течение обусловленного срока
за определенное вознаграждение.
Предоставление за границу
лицензий на использование изобрете ния,
технических знаний и опыта, а также товарных
знаков принято называтьмеждународным
лицензированием. Международная торгов ля лицензиями — главная форма научно-технического
обмена между странами.
В практике лицензионной торговли
различают две классифика ции лицензий:
1) по правовому обеспечению
(патентная, беспатентная, ноу-хау);
2) по объему передаваемых прав
(неисключительная (простая), исключительная
и полная).
Если патентовладелец за определенное
вознаграждение полностью передает собственность
на изобретение другому лицу, т. е. передает
права на использование его изобретения,
то речь идет о продаже патента, которая
совершается на основе патентного соглашения.
Здесь происходит продажа изобретения
как товара.
Патенты выдаются на изобретение
и промышленный дизайн (промобразцы).
Патентованию обычно подлежат
изобретения, которые удовлетворяют 3-м требованиям:
- изобретение должно отличаться
новизной;
- изобретение должно быть неочевидным
для специалистов;
- изобретение должно удовлетворять
критерию промышленной применимости.
Патент – свидетельство исключительного
права его владельца на изготовление,
использование и продажу новых товаров
и методов производства, а также других
изобретений в течение определенного
срока.
Под патентной защитой нововведений
в экономической науке по нимается предоставление
инноватору государством специальной
при вилегии («свидетельства»), которой
является патент, позволяющей инноватору
пользоваться преимуществом при использова
нии своего изобретения. Это преимущество
заключается в праве полностью запретить
кому-либо другому изготавливать, использовать
или продавать запатентованное изобретение.
Учитывая легкость копирования в современных
условиях любого нововведения, подобная
защита прав инноватора с помощью государственной
власти позволя ет ему воспользоваться
плодами нововведения. В противном случае
изобретением мгновенно воспользовались
бы многочисленные конку ренты, в то время
как сам инноватор не получил бы не только
выго ды, но даже компенсации своих усилий,
затраченных на его разработку.
В то же время в патентной защите
инноваций учитываются и интересы самого
государства, а через него и всего общества.
Во-первых, привилегия использования запатентованного
изобретения предоставляется лишь на
определенный срок, по истечении которого
изобретение становится общественным
достоянием, им может пользоваться любой
желающий.
Во-вторых, процедура предоставления патентов
такова, что инноватор получает привелегию
лишь при условии раскрытия сути своего
изобретения, чем стимулируется распространение
в обществе новых знаний. Все эти черты
патентной защиты изобретения позволяют
говорить о ней, как и некоем инструменте
сбалансирования всего общества и частных
интересов инноваторов. Владелец патента
имеет право возбуждать судебные преследования
всех, кто изготовляет, использует или
продает его изобретения. Продавать лицензии
на использование своего изобретения
и продавать сам патент имеет право только
владелец. Подобные права придают патенту
все признаки частной собственности.
Коммерческие секреты также
обычно относятся к интеллектуальной
собственности. Коммерческая информация
представляет собой техническую, организационную,
торговую либо любую другую информацию,
имеющую действительную или потенциальную
ценность
в силу неизвестности ее третьим
лицам, к которой нет доступа на законном
основании и обладатель которой принимает
меры к охране конфиденциальности. Особенностью
правовой охраны коммерческой информации
является то, что государство предоставляет
не исключительное право на использование,
как это имеет место с изобретением, а
право на возмещение причиненных убытков
в случае не законных методов получения
информации, составляющей служебную или
коммерческую тайну. К таким методам относят
промышленный шпионаж, нарушение условий
контракта о конфиденциаль ности и т.п.
В отличие от патентов, торговые
секреты и ноу-хау имеют реаль ную ценность
только в том случае, если они надежно
защищены от раскрытия.
Иными словами, знания и опыт
научно-технического, производственного,
управленческого, коммерческого, финансового
или иного характера, применяемые в процессе
научно-исследовательских разработок,
изготовления, реализации и эксплуатации
конкурентоспособной продукции, не защищенные охранными
документами и не опубликованные полностью
или частично, являются объектом купли-продажи
в международных торговых сделках и объединяются
понятием ноу- хау.
В зависимости от содержания
ноу-хау может быть конструкторским, технологическим,
производственным, управленческим, коммерческим,
финансовым.
Характерными чертами ноу-хау
являются: научно-техническая экономическая
ценность, практическая применимость,
отсутствие прямой защиты в качестве промышленной
собственности, полная или частичная конфиденциальность.
Ноу-хау предоставляется в форме либо
документации (чертежей, схем, руководства,
инструкций, спецификаций), либо непосредственного
производственного опыта специалистов
путем «передачи людей» (посылки специалистов),
которые имеют опыт в определенной области и способны его применить.
Ноу-хау характеризует:
- отсутствие государственной
регистрации, а следовательно, документа
(патента, свидетельства), закрепляющего
за обладателем исключительное право
на объект промышленной собственности;
- отсутствие предоставляемой
патентом юридической монополии обеспечивающей
исключительную возможность поддерживать
экономическую монополию на объект технологии;
- отсутствие содержания ноу-хау
в качестве объекта охраны. Единственный
источник, определяющий содержание ноу-хау,—
это договор;
- отсутствие специального нормативного
акта, объединяющего все правила, касающиеся использования
ноу-хау.
В большинстве экономически
развитых стран ноу-хау регулиру ется
гражданским, торговым, трудовым законодательством
и закона ми о недобросовестной конкуренции.
Страховые и банковские услуги
Значительное место среди
Страховые услуги — это комплекс услуг по страхованию са мых разнообразных рисков. Их зарождение связано с развити ем рынка услуг, что в немалой степени было обусловлено на личием рисков при продаже таких услуг, как транспортные. Международный товарооборот прежде всего подвержен рискам, связанным с транспортировкой грузов. Поэтому центральное место в страховании внешнеэкономической деятельности за нимает транспортное страхование — морское, воздушное, су хопутное. И в первую очередь морское, ибо большая часть внешнеэкономических грузов транспортируется морем. Страхо вание транспорта и грузов — каско и карго является основным в имущественном страховании международных страховых ком паний.
Развитие туризма привело к появлению такого международ ного вида страхования, как личное страхование, без соответст вующего полиса турист не будет допущен ни в одну страну. Но личное страхование, помимо этого, включает еще и страхова ние жизни, страхование от несчастного случая любого гражда нина, а не обязательно туриста. Эта услуга может быть предос тавлена страховой компанией не только своим гражданам, но и иностранным, что делает данную форму услуг международной.
Значительное место занимает продажа полисов по страхо ванию ответственности, в частности, страхование ответствен ности заемщика за невозврат кредита. Развитие международ ного кредитования привело к необходимости обеспечения дан ных кредитов, и одной из его форм стало страхование ответст венности. Как правило, такие страховые услуги осуществляются в форме государственного страхования экспортных кредитов, поскольку государственное страхование осуществляется по низким ценам (1% стоимости застрахованной части контракта), что дает возможность получать в коммерческих банках льгот ные кредиты. Достаточно известной и развитой страховой ус лугой выступает страхование ответственности автолюбителей, предоставляемой компаниями во всех странах, причем во многих из них эта услуга обязательна. Рынок страхования раз нообразен и многолик.
В юридическом отношении любая
международная страховая
К международным страховым