Способы торговли услугами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 22:58, курсовая работа

Описание работы

Наряду с международной торговлей товарами (в вещественном понимании этого слова) широко развита и торговля услугами. Международная торговля товарами и торговля услугами тесно связаны между собой. При поставках за рубеж товаров оказывается все больше услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров. Многие виды услуг, поступающих в международный оборот, включаются в экспорт и импорт товаров. В то же время международная торговля услугами имеет некоторые особенности по сравнению с традиционной товарной торговлей.

Файлы: 1 файл

курсоовая МЭО.docx

— 62.69 Кб (Скачать файл)

• Прямые международные договорные операции (страхователь одной страны договаривается со страховщиком другой). Эти договора могут заключаться как непосредственно с головной компанией иностранного страховщика, так и через страховых посредников или брокеров. Как правило, такие операции осу ществляются либо при отсутствии национального страхового рынка, либо по финансово-коммерческим соображениям (тарифы ниже, выше покрытие риска и т.д.), либо при юриди ческом или фактическом принуждении, например, в соответст вии с договором купли-продажи или в силу обычаев торговли.

• Прямые договора страхования. Они заключаются агент скими органами страховщика за границей. Агентские конторы или просто агенты могут быть зарегистрированы в любой стра не и привлекать клиентов этих стран для страхования в зару бежной страховой компании. Как правило, такие договоры ши роко используются в странах с неразвитым страховым рынком и при отсутствии определенных видов страхования, которые и предлагаются иностранной фирмой.

• Институциональные формы операций (договор страхования заключается юридически самостоятельной страховой компани ей за границей, т.е. дочерними компаниями).

• Операции международного перестрахования. Различают пе реданные договоры перестрахования (цессии) и принятые (акцептованные). Перестрахование может осуществляться раз личными компаниями на основе заключенных между ними договоров факультативного или прямого перестрахования. Обычно при неразвитости национального рынка перестрахова ния компании, осуществляющие страхование крупных рисков, передают в перестрахование (делят риск) риск крупным между народным или иностранным компаниям, что позволяет им по лучать высокую прибыль с минимальными потерями.

Экономическими агентами этого  рынка выступают крупные страховые  компании и их клиенты. Ослабление государствен ного регулирования, открытие доступа на новые рынки активи зировали появление новых страховых и перестраховочных ком паний и ужесточили конкуренцию. Результатом стало укрупне ние страховых компаний, расширение концентрации и центра лизации их капитала в процессе слияний или поглощений. В настоящее время процесс слияний или поглощений происходит достаточно активно. Согласно данным, опубликованным в ок тябре 1997 г., с 1995 г. общая стоимость сделок по слиянию и присоединению компаний на страховом рынке составила более 76 млрд долл. Этот процесс охватил не только страховые, но и перестраховочные компании, а также страховых брокеров и но сит глобальный характер в отрасли. В секторе перестрахования наибольшее значение имеют две компании — Munich Re и Swiss Re. По результатам 1996 г., объем их премий составил со ответственно 13,2 млн долл. и 11,6 млн долл. Назовем основ ные причины слияний:

• перенасыщение рынка — большое  количество участников рынка и жесткая  конкуренция;

• потребность в развитии, которая  может быть реализована путем  получения «чужого» района рынка, при  этом потенциал своего рынка исчерпан;

• необходимость эффективного использования  капитала (страховые отрасли получают высокие доходы, которые могут  послужить источником новых доходов);

• потребность в очень крупном  капитале, позволяющем страховать крупные  риски;

• стремление расширить географию  своей деятельности как базу страхового портфеля и соответственно максимально  уменьшить риски; необходимость  снизить расходы на ведение деятельности, и прежде всего административной;

• расширение деятельности за счет ведения  не только страховых, но и перестраховочных операций;

• желание повысить рейтинг.

Глобализация мирового страхового рынка разрушает грани цы между национальными рынками.

В мировом масштабе наибольшее значение имеет страховой рынок США, контролирующий 1/2 всего страхового рынка. Он занимает ведущее место по объему страхования  и на душу на селения. В списке крупнейших страховых компаний американ ские страховщики представлены большим количеством, и пре жде всего по линии личного и имущественного страхования. Особую роль играет и английский страховой сектор, основным представителем которого выступает синдикат Ллойда, имею щий своих членов во многих странах мира. Расширяется и страховой рынок Японии.

 

Информационные  услуги

 

 

Не последнее место среди  услуг занимает сфера информа ционных услуг, т.е. продажа разнообразных видов информации. В частности, в информационный рынок входит: деловая, пра вовая, экологическая, медицинская и другая информация, ин формация для специалистов и массовая потребительская ин формация. Наиболее динамичной частью мирового информа ционного рынка является сектор деловой информации, вклю чающий информацию об отдельных товарных рынках и рынках конкретных стран. Особенно быстро последнее время развива ются информационные услуги, создающие интенсивные ин формационные сети между макро- и микроуровнями нацио нальной и мировой экономик. Именно на базе информацион ного комплекса происходит дальнейшее развитие области на учных исследований, обучения, использования свободного вре мени, кредитно-финансовой сферы, поскольку их продукция полностью ориентирована на информационное обслуживание клиентов.

Мировой рынок информационных услуг  имеет следующие особенности:

• Значительное увеличение в последние  годы спроса на информацию. Многие фирмы  начали ощущать нехватку ин формации для управления деятельностью своих  предприятий, и прежде всего для  выработки рыночной стратегии, разработки долгосрочных программ и выбора перспективных  направлений производства и сбыта. Повышение спроса на информацию вы звано общим усложнением структуры  управления компаниями, необходимостью принятия ими аргументированных  решений на основе прогнозной информации.

• Внедрение принципиально новой  технологии на базе бы строго развития электронно-вычислительной техники. При  со временных каналах связи операторы могут подключиться к от даленным источникам информации или другим компьютерам. Системы связи используют микроэлектронику и компьютеры для регулирования сложного потока данных по своим каналам. Объединение компьютера с телекоммуникацией вызвало сдвиг во всей системе связи и привело к появлению электронной почты, системы «Видеотекст», «Телетекст», дающих возмож ность проведения любых консультаций, ведения различных ви дов деловых операций не выходя из дома.

• Быстрое расширение программного обеспечения, состав ляющего базу новой технологии в информационных системах. Темпы увеличения программного обеспечения даже на фоне общих сравнительно высоких темпов прироста основных со ставляющих информатики опережали в конце 80-х — начале 90-х гг. основные показатели экономического развития.

• С появлением новых, более сложных  ЭВМ стоимость технических средств  и программирования в абсолютном значе нии в целом возрастает, причем затраты фирм на разработку и внедрение информационных систем значительно превышают расходы на приобретение и развитие электронно-вычислитель ной техники.

Основными субъектами рынка информационных услуг яв ляются компании — владельцы банков данных и посредники. Владельцами информации являются издательские и исследова тельские организации, обладающие мощной финансовой и тех нической базой, обширной сетью клиентов, а также их филиа лы, и владельцы информации получают от своих филиалов, клиентов данные, которые обрабатывают, хранят и на коммер ческой основе передают посредникам. Посредники в свою оче редь передают информацию потребителям. В связи с возраста нием объема перерабатываемой информации наиболее слож ными вопросами для владельцев является выбор техники и ме тодов обработки, хранение массивов данных и их поиск. Для решения этих вопросов создается специальное программное обеспечение, которое вместе с массивами информации состав ляет банк данных.

Мировой рынок информационных услуг  подчиняется об щим законам конкурентной борьбы между его суъектами. Примерно 3/4 современного мирового рынка информационных услуг приходится на операции пяти стран. Причем доля США — более 50%, что значительно больше доли этой страны, напри мер, в мировой торговле (12%). На втором месте Япония, объ ем операций которой в 1995 г. оценивался в 3,5 млрд долл., т.е. приближался к 10% мирового рынка. Третье место занимает Великобритания. В списке мощных ЭВМ мира (ТОП 500) к су перЭВМ относят вычислительные системы общего назначения, быстродействие которых составляет десятки миллионов опера ций с «плавающей» запятой в секунду. Этот список возглавляет компания «Intel».

Несмотря на широкую конкуренцию  и развитие информа ционных технологий, в 90-е гг. все в большей степени встают вопросы создания государственных и межгосударственных ин формационных и телекоммуникационных инфраструктур, а также мощных суперкомпьютерных компаний. В США, Запад ной Европе и Японии ведутся работы в рамках государствен ных и межгосударственных программ. Европейская комиссия объединила свои ресурсы с целью развития информационных технологий, коммунальных инфраструктур и вычислительных систем. В настоящее время выполняется четырехрамочная программа (1994—1998 гг.), объем финансирования которой — 3,6 млрд ЭКЮ. Основными направлениями этой программы является создание высокопроизводительной вычислительной сети (стоимость данного проекта оценивается в 244 млн ЭКЮ) и передовых коммуникационных технологий и обслуживания (630 млн ЭКЮ). Общий объем финансирования — 215 млн долл. в год.

Страны ЕС пытаются создать собственные мощные вычис лительные системы и нарушить монополию США и Японии. Уже сегодня существуют системы суперкомпьютерных центров ЕС (ФРГ, Великобритания, Франция, Италия и др.). Их фи нансирование осуществляется в основном за счет государст венных средств, а также других источников, в том числе из ме стных бюджетов.

Развитие экономики все в  большей степени будет нуждаться  в развитых информационных услугах, а процесс интернациона лизации национальных экономик будет способствовать даль нейшему расширению международных информационных услуг.

 

ВВЕДЕНИЕ

 
В мировом хозяйстве складывается не только мировой рынок товаров, но и мировой рынок услуг. В настоящее время на мировом рынке от сделок купли-продажи товаров в значительной мере обособилась реализация услуг. Под услугой принято понимать деятельность, которая не воплощается в материальном продукте, а всегда проявляется в некотором полезном эффекте, который получает ее потребитель. 
К сфере услуг относят: 
• традиционные отрасли: транспорт и связь, торговля; 
• такие отрасли хозяйственной деятельности, как финансы, кредит и страхование, консультационные, информационные и другие деловые услуги; 
• социально-культурные отрасли: наука и научное обслуживание, образование, медицина и физическая культура, социальное обслуживание, бытовое обслуживание, жилищное и коммунальное хозяйство, искусство, культура, туризм и другие рекреационные услуги. 
К основным внешнеторговым сделкам по купле-продаже услуг относятся: операции по техническому обслуживанию и обеспечению запасными частями машинно-технической продукции; инжиниринг, или операции по торговле инженерно-техническими услугами; арендные отношения; операции по экспорту и импорту туристических услуг; консультационные услуги в области информатики и совершенствования управления. 
 
  
1. МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК УСЛУГ 
 
Международная торговля услугами (МТУ) – форма мировых хозяйственных связей по обмену услугами между продавцами и покупателями разных стран. 
Специфическая особенность услуги, как товара, состоит в том, что она не имеет вещественной формы, а выступает как результат определенной деятельности. Производство и купля-продажа услуг подчинены действию закона стоимости, и их обмен на товары в материально-вещественной форме или другие услуги производится в соответствии с количеством затраченного на их производство труда. Услуги на мировом рынке – это поступающие на внешний рынок услуги, т.е. потребительские стоимости. 
Выделяют следующие группы услуг по принципу их взаимодействия с другими формами международных экономических отношений: 
1. факторные услуги – платежи, возникающие в связи с международным движением капиталов, рабочей силы и технологии (доходы на инвестиции, лицензионные платежи, зарплата нерезидентов); 
2. не факторные услуги – остальные виды услуг (транспорт, туризм и прочие неофициальные услуги). 
В системе национальных счетов услуги подразделяются на потребительские (туризм, гостиничные услуги), социальные (образование, медицина), производственные (инжиниринг, консалтинг, финансовые и кредитные услуги), распределительные (торговые, транспортные, фрахтовые) [11, с.81]. 
Классификационный перечень услуг, который принят в Генеральном Соглашении по Торговле Услугами (ГАТС) насчитывает двенадцать отраслевых видов услуг, в рамках которых выделено еще 160 узких позиций . 
Классификатор включает следующие виды услуг: 
1.   Деловые услуги; 
2.    услуги связи; 
3.    строительные и инжиниринговые услуги; 
4.    дистрибьюторские услуги; 
5.    общеобразовательные услуги; 
6.    услуги по защите окружающей среды; 
7.    финансовые услуги, включая страхование; 
8.    услуги по охране здоровья; 
9.    туризм и путешествия; 
10.    услуги в области организации досуга, культуры и спорта; 
11.    транспортные услуги; 
12.    прочие услуги. 
В соответствии с руководством Международного валютного фонда по составлению платежного баланса все торгуемые услуги подразделяются на следующие 11 видов, в рамках которых существуют подвиды: 
1.    транспорт (грузовой пассажирский); 
2.    поездки (деловые, личные); 
3.    связь (почтовая, курьерская, телефонная и т.п.); 
4.    строительство; 
5.    страхование (рисков, личное); 
6.    финансовые услуги (между резидентами и нерезидентами, брокерские услуги, обмен валют); 
7.    компьютерные и информационные услуги; 
8.    роялти и другие лицензионные платежи; 
9.    другие бизнес услуги (посредничество, лизинг, правовые, рекламные); 
10.    лицензионные культурные и рекреационные услуги (аудиовизуальные, выставки); 
11.    правительственные услуги. 
Международная торговля услугами имеет ряд специфических особенностей по сравнению с традиционной торговлей товарами. 
Во-первых, услуги в отличие от товаров производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. Поэтому большинство видов услуг базируется на прямых контактах между производителями и потребителями, что обособляет международную торговлю услугами от торговли товарами, в которой часто используется посредничество. 
Во-вторых, эта торговля тесно взаимодействует с торговлей товарами и оказывает на нее все возрастающее воздействие. Для поставок за рубеж товаров привлекается все больше услуг, начиная с анализа рынков и заканчивая транспортировкой товаров. Успех товара на внешнем рынке во многом зависит от качества и количества услуг, привлекаемых для его производства и реализации (включая послепродажное обслуживание). 
В-третьих, сфера услуг обычно больше защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства. Более того, транспорт и связь, финансовые и страховые услуги, наука во многих странах традиционно находятся в полной или частичной собственности государства или же строго контролируются им. Импорт услуг в значительных масштабах может, как считают общественность и правительства многих стран, представлять собой угрозу для их благосостояния, суверенитета и безопасности. В результате перед международной торговлей услугами больше барьеров, чем перед торговлей товарами. 
В-четвертых, не все виды услуг, в отличие от товаров, пригодны для широкого вовлечения в международный хозяйственный оборот. В первую очередь это относится к некоторым видам услуг, поступающих преимущественно в личное потребление (например, коммунальные и бытовые). 
Предоставление услуг – самая динамичная статья мировой торговли, так доля всех видов услуг в ВВП развитых стран близка к 70%. В развивающихся странах этот показатель приблизился к 55% . 
  
Таблица 1 - Мировой экспорт услуг по регионам и группе стран, 2006 г.(млрд. долл. и %) [22] 
Показатели    Стоимостной объем, млрд. долл.    Удельный вес, % 
Год    2006    1990    1995    2000 
Весь мир    2125    100,0    100,0    100,0 
Северная Америка    379    20,3    19,8    22,3 
США    318    17,0    16,8    18,8 
Южная и Центральная Америка    56    2,9    2,9    3,2 
Европа    1126    -    50,5    48,6 
Европейский союз (25)    1017    -    45,5    43,5 
Великобритания    172    6,9    6,5    7,9 
Германия    134    6,5    6,2    6,3 
Франция    110    8,5    7,0    5,2 
Испания    85    3,5    3,4    3,6 
СНГ    33    -    -    1,2 
Африка    48    2,4    2,2    2,1 
Ближний Восток    36    -    -    2,0 
Азия    450    16,8    21,8    20,7 
Япония    95    -    5,8    4,5 
Китай    62    0,7    1,6    2,0 
Гонконг (Китай)    54    2,3    2,9    2,6 
 
Ведущими экспортерами на рынке услуг являются США (18,8% от общего объема экспорта услуг), Великобритания (7,9%), Германия (6,3%), Франция (5,2%), Япония (4,5%). Эти же страны являются и основными импортерами услуг. 
В США на долю туристических услуг приходится 30% всего экспорта услуг, на транспортные услуги приходится 17,6% (половина из них – авиаперевозки). Наиболее значимым сегментом являются деловые услуги – 52,4% (166,8 млрд. долл.), к которым относятся роялти и прочие лицензионные выплаты, компьютерные и информационные услуги, консалтинг и др. 
Структура услуг Великобритании показывает также высокую долю деловых услуг – 68,4% (из них наибольший объем – финансовые и другие бизнес – услуги). На транспортные и туристические услуги приходится по 15%. 
Значительно возросла доля развивающихся стран в мировой торговле услугами, в первую очередь за счет стран Азии. Так, с 1994–2006 гг. экспорт услуг Китая вырос в 3,8 раза, Южной Кореи – в 2,5. В Индии экспорт увеличился за десять последних лет почти в 6 раз и составил 39638 млн. долл. 
Услуги растут более высокими темпами по сравнению с внешней торговлей; для двукратного роста потребовалось всего лишь восемь лет по сравнению с 15 годами, которые были необходимы для аналогичного увеличения объема экспорта. Кроме того, международная торговля услугами оказывает все большее влияние на международную торговлю товарами. Так, например, для поставки товаров за рубеж привлекается все больше услуг, начиная с анализа рынков и заканчивая транспортировкой товаров. Особенно велика роль услуг в торговле наукоемкими товарами, для которых необходимы большие объемы послепродажного сервиса, информационных и различных консалтинговых (консультационных) услуг. Объем и качество услуг, привлекаемых для производства и реализации товара, во многом обусловливают его успех на внешнем рынке. 
Причины, стимулирующие быстрый рост мирового рынка услуг, следующие: 
•    высокий уровень жизни, повышающие спрос на услуги; 
•    развитие всех видов транспорта стимулирующие международную мобильность, как предпринимателей, так и населения; 
•    новые формы связи, позволяющие заменить личные контакты продавцов и покупателей; 
•    ускорившийся процесс расширения и углубления международного разделения труда ведущий к образованию новых видов деятельности, прежде всего в непроизводственной сфере. 
На современном этапе международная торговля услугами характеризуется следующими тенденциями: 
•    снижается доля фрахта и других транспортных услуг, что связано с уменьшением удельного веса сырья в международной торговле; 
•    увеличивается доля туризма в экспорте услуг, что обусловлено ростом доходов населения, совершенствованием средств транспорта, развитием инфраструктуры туризма; 
•    возрастает доля развивающихся стран, в первую очередь, за счет стран Азии, например, Южная Корея специализируется на инженерно-консультационных строительных услугах, Гонконг и Сингапур ориентированы на финансовые услуги; 
•    в поступлениях развитых стран наибольший удельный вес составляют деловые услуги, а в поступлениях развивающихся стран главной является статья «туризм» (в среднем 17% всех валютных поступлений, а в ряде стран и более, например, на Ямайке – 30%, в Панаме – 55%) . 
 
  
2. ВИДЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ УСЛУГ 
 
2.1 ТРАНСПОРТНЫЕ УСЛУГИ 
 
Наибольшее значение в мировой торговле услугами имеют туризм и транспорт. Самый большой в мире торговый флот принадлежит Японии, на рынке грузовых и пассажирских транспортных услуг доминируют США. 
 
Таблица 2 - Ведущие экспортеры и импортеры транспортных услуг, 2006 г. (млрд. долл. и %) [22] 
Показатели    Стоимостной объем 2006 г.    доля в мировом экспорте/импорте 2000 г.    доля в мировом экспорте/ импорте 2006 г. 
ЭКСПОРТЕРЫ 
США    56,0    14,5    11,2 
Германия    33,2    5,7    6,6 
Япония    32,1    7,4    6,4 
Великобритания    27,1    5,5    5,4 
Франция    25,6    5,3    5,1 
Нидерланды    23,8    4,8    4,7 
Южная Корея    22,4    3,9    4,5 
Дания    21,7    4,1    4,3 
Гонконг (Китай)    17,2    3,7    3,4 
Греция    16,6    2,3    3,3 
ИМПОРТЕРЫ 
США    77,5    15,7    13,1 
Япония    42,7    8,4    7,2 
Германия    40,4    6,1    6,8 
Великобритания    32,9    5,8    5,6 
Франция    26,2    4,3    4,4 
Китай    24,5    2,5    4,2 
Италия    19,4    3,1    3,3 
Южная Корея    17,9    2,6    3,0 
Нидерланды    17,1    3,1    2,9 
Дания    16,9    2,6    2,9 
 
  
Наибольшие объемы транспортных услуг приходятся на европейский регион, где лидерами традиционно являются Германия, Великобритания, Франция, Нидерланды и Дания. В Германии ежегодный рост экспорта транспортных услуг в среднем составляет 14%, в Великобритании – 9, во Франции – 8%. В Азии лидируют Япония, Южная Корея, Гонконг и Сингапур. 
 
Таблица 3 - Распределение мировой торговли транспортными услугами по регионам в 2006 году, (%) [22] 
Регион    Импорт    Экспорт 
Северная Америка    16    13 
Азия    30    26 
Европа    40    51 
Все остальные регионы    14    10 
 
Основную часть международных транспортных услуг составляет фрахтование. Под фрахтованием понимается наем морского (реже воздушного) судна. Различают два вида фрахтования судов: для выполнения конкретной перевозки и фрахтование на время. Договор морской перевозки, заключаемый между морским перевозчиком (фрахтовщиком) и грузоотправителем или грузополучателем (фрахтователем), называется чартером. Собственно фрахт – одна из форм оплаты морской перевозки грузов. Ее размер устанавливается по соглашению сторон для каждой конкретной сделки в виде фрахтовой ставки либо исчисляется на основе тарифа. Суда на мировом фрахтовом рынке не закрепляются за определенными направлениями, а свободно перемещаются из одной секции фрахтового рынка в другую в зависимости от спроса на тоннаж и предложение грузов. Существует девять секций мирового фрахтового рынка: среднеевропейская, средиземноморская, индийская, дальневосточная, западноевропейская, североафриканская, североамериканская, южноамериканская и тихоокеанская. 
Важное место во внешней торговле занимает доставка товара от продавца (экспортера) к покупателю (импортеру), так называемое товародвижение. Издержки обращения в системе товародвижения могут включать следующие расходы на услуги: 
•    на перевозку товара (транспортные расходы), исчисляемые как оплачиваемые транспортные тарифы; 
•    на транспортировку товара с предприятия в пункт перевозки (к транспортным средствам или на склад); 
•    на перевозку товара с транспортных средств на склад покупателя; 
•    на погрузку товара у отправителя, выгрузку у получателя и возможные перегрузки в пути следования; 
•    на хранение товара в процессе перевозки, переупаковку, пересортировку; на поставку и содержание товара на складах до продажи; 
•    на упаковку, маркировку, оформление документации, страхование товара в пути; 
•    на оплату грузовых сборов в портах и на погранстанциях, оплату налогов, административных расходов и т.д. 
В тех случаях, когда экспортер считает нецелесообразным заниматься процессом товародвижения, он поручает его транспортно-экспедиторской фирме за соответствующее вознаграждение за все услуги. 
 
2.2 УСЛУГИ ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ ТУРИЗМУ 
 
Операции по международному туризму – это вид деятельности, направленный на предоставление различного рода туристических услуг и товаров туристского спроса с целью содействия удовлетворению широкого круга культурных и духовных потребностей иностранного туриста. Международный туризм включает выезжающих за границу лиц, не занимающихся там оплачиваемой деятельностью. 
Туристические услуги в международном товарообороте выступают как «невидимый» товар. Характерной особенностью и своеобразным достоинством этих услуг как товара является то, что значительная часть этих услуг производится с минимальными затратами на месте и, как правило, без использования иностранной валюты. 
Виды туристических услуг, предлагаемых в качестве товаров, довольно разнообразны. К ним относятся: услуги по размещению туристов; услуги по перемещению туристов до страны назначения и по стране различными видами транспорта; услуги по обеспечению туристов питанием; услуги, направленные на удовлетворение культурных потребностей и деловых интересов туристов; услуги по оформлению документации (паспорта, визы и др.). 
Мировой экспорт туристических услуг в 2006 году вырос по сравнению с предыдущим годом на 18% и составил 626 млрд. долл. (29,4% всего мирового экспорта услуг). 
В 2006 году в сфере туризма занято почти 73,7 млн. человек, что составляет 2,8 процента от общего числа работающих. Кроме того, в смежных отраслях туризм обеспечивает работой почти 214,7 млн. человек. В общей сложности, в индустрии туризма и сферах экономики, связанных с ней, занято 8,1 процента трудоспособных жителей Земли. 
Международный туризм – важный источник валютных поступлений для многих развитых и развивающихся стран. В развитых странах туризм дает 3–10% ВВП и до 40% в развивающихся. Туризм один из 5 основных источников иностранной валюты в 160 странах мира и главный источник в 70-ти. 
 
  
Таблица 4 - Ведущие экспортеры и импортеры туристических услуг, (млрд.долл. и %) [22] 
Показатели    стоимостной объем экспорта, млрд.долл.    доля в мировом экспорте/ импорте, %    ежегодный рост, % 
год    2006    2000    2006    2000-2006    2004    2005    2006 
ЭКСПОРТЕРЫ 
США    95,5    20,6    15,3    -1    -4    -1    14 
Испания    46,2    6,5    7,4    11    3    24    11 
Франция    40,7    6,5    6,5    7    7    13    11 
Италия    35,6    5,8    5,7    7    4    16    14 
Германия    27,6    3,9    4,4    10    7    20    19 
Великобритания    27,3    4,6    4,4    6    9    10    20 
Китай    25,7    3,4    4,1    12    15    -15    48 
Турция    15,9    1,6    2,5    20    5    56    20 
Австрия    15,4    2,1    2,5    11    8    25    10 
Греция    12,9    1,9    2,1    9    9    8    20 
ИМПОРТЕРЫ 
Германия    71,9    12,0    12,3    8    2    23    11 
США    67,8    15,3    11,6    0    -3    -2    14 
Великобритания    55,8    8,7    9,6    10    10    15    17 
Япония    38,3    7,3    6,6    5    0    9    32 
Франция    28,5    4,1    4,9    12    8    20    22 
Италия    20,5    3,6    3,5    7    14    22    0 
Китай    19,1    3,0    3,3    10    11    -1    26 
Нидерланды    16,5    2,8    2,8    8    8    12    13 
Канада    15,9    2,8    2,7    6    -3    13    20 
Российская Федерация    15,7    2,0    2,7    15    22    14    22 
Бельгия    13,8    -    2,4    -    -    19    13 
Гонконг (Китай)    13,3    2,8    2,3    2    1    -8    16 
Южная Корея    12,0    1,6    2,1    14    37    -5    20 
Австрия    11,3    1,9    1,9    8    6    24    -4 
Испания    11,1    1,2    1,9    19    12    24    34 
 
В сфере иностранного туризма лидируют США, Испания, Франция, Италия, Германия и Великобритания. На эти страны приходится 44% всех туристических услуг. 
Группа развивающихся стран, принимающих иностранных туристов, крайне неоднородна. С одной стороны, в нее входят небольшие и высокоспециализированные на индустрии туризма страны, в которых поступления от иностранного туризма составляют значительную долю ВВП: на Багамских островах – около 60%, на Барбадосе – около 30%, на Бермудских островах – около 40%, на Сейшельских – около 35% и т.д. С другой стороны, основную массу этой группы образуют все же страны, обладающие богатыми туристскими ресурсами и довольно развитой материальной базой, но с более низкой степенью специализации на туризме – Индонезия, Филиппины, Таиланд, Сингапур, Египет, Марокко, Мексика, Ямайка и др. Бурно развивается туризм в КНР: если в начале 90-х гг. Китай занимал по приему туристов 20–25-е место в мире, то сейчас он устойчиво входит в первую десятку стран, как по числу принятых туристов, так и по доходам от международного туризма. 
2.5 ИНЖИНИРИНГОВЫЕ УСЛУГИ 
 
Инжиниринговые услуги представляют собой оказание одной стороной (консультантом) другой стороне (заказчику) комплекса или отдельных видов инженерно-технических услуг, связанных с проектированием, строительством и вводом объекта в эксплуатацию, с разработкой новых и усовершенствованием имеющихся технологических процессов на предприятии заказчика, внедрением изделия в производство, сбытом продукции. Почти 95% экспорта инжиниринговых услуг приходится на фирмы развитых стран. Основными же импортерами инжиниринговых услуг выступают страны развивающиеся (более 80% мирового импорта). Самый большой рынок инжиниринговых услуг в развивающихся странах – нефтедобывающие государства Азии. Второй по важности рынок – африканский (главным образом, Северная Африка). 
Инжиниринговые услуги оказываются специализированными фирмами, строительными и промышленными компаниями на коммерческой основе. Обычная цена инжиниринговых услуг при оказании заказчику полного комплекса услуг по строительству объекта под ключ колеблется от 5 до 10% общей стоимости проекта, в случае оригинальных проектов стоимость увеличивается до 25%, при повторении существующих стандартизированных проектов уменьшается до 1–3%. Иногда рассчитывают оплату исходя из почасовой оплаты работы специалиста. Специалист высокого класса – 60-70 долл. в час, среднего класса – 30-35 долл. в час, низшего – 20-25 долл. в час. Средняя фирма имеет в штате не менее 3–4 высококвалифицированных специалистов, 1–2 секретарей, остальных приглашают по мере необходимости [15]. 
Доминирующее положение на международном инжиниринговом рынке занимают компании США. В последнее время, однако, они сталкиваются с острой конкуренцией со стороны фирм других стран: на Ближнем Востоке – Великобритании и Германии; в других государствах Азии – Великобритании и Японии; в Африке – Франции и Великобритании; в Латинской Америке – Канады и Германии. Растет также активность на внешнем рынке инжиниринговых фирм Нидерландов и Швейцарии; началось проникновение сюда компаний Мексики, Бразилии, Республики Корея, Индии и ряда других развивающихся стран. 
 
2.6 КОНСАЛТИНГ 
 
Консалтинг представляет собой особый вид консультационных услуг, которые предоставляются фирмам и предприятиям в форме консультаций по экономическим вопросам на коммерческой основе. Эти консультации оказывают специализированные фирмы по широкому кругу проблем – делают аналитические обзоры экономической деятельности предприятий за определенный срок, дают прогнозы функционирования рынков, разрабатывают технико-экономические обоснования разных проектов и т.д. Консалтинговые фирмы разрабатывают также для предприятий и компаний экспортно-импортную стратегию. При этом они действуют как на национальной территории, так и за рубежом, открывая там собственные филиалы или участвуя в смешанных компаниях аналогичного направления. 
Данный рынок оценивается почти в 90 млрд. долл. с годовым потенциалом роста порядка 15–20 процентов в течении последних нескольких лет. В мире насчитывается около 1720 фирм, специализирующихся в области управленческого консалтинга. 
Анализ структуры услуг, производимых 40 крупнейшими управленческими консалтинговыми фирмами, показал следующие результаты: 
•    31% – консалтинговые услуги по вопросам управления операциями и процессами, включая вопросы реорганизации бизнеса и всеобщего управления качеством (TQM); 
•    17% – консультирование по вопросам корпоративной стратегии; 
•    17% – консультирование по вопросам информационно-технологической стратегии; 
•    16% – консультирование по вопросам развития бизнеса; 
•    11% – консультирование по вопросам организационного проектирования; 
•    6% – финансовое консультирование; 
•    2% – услуги по вопросам маркетинга и продажам. 
Следует отметить, что на долю США приходится около 49% всего мирового рынка управленческих консалтинговых услуг. За последние три года рост объемов продаж консалтинговых услуг ежегодно составляет не менее 10%. 
Разнообразные виды услуг в мировой торговле не сложились еще в рынок с четко выделенными общими свойствами. Однако важнейшие тенденции количественного роста и качественных изменений уже могут быть отмечены. Среди них: 
•    во-первых, приоритетное присутствие транснациональных корпораций, для которых внутрифирменная передача информации, технологии, финансов выступает в форме международной продажи услуг; 
•    во-вторых, научно – технологический прогресс ввел новые формы и средства спутниковой связи и видеотехники, что позволило отказаться от личного контакта продавца и покупателя; 
•    в- третьих, снижение транспортных издержек увеличило степень мобильности производителей и потребителей услуг. 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 
Международный рынок услуг является значимым и динамично развивающимся сектором мировой экономики, и характеризуется постепенным снижением барьеров доступа на национальные рынки услуг. Теоретико-методологические основы либерализации международного рынка услуг включают: создание внутренних предпосылок для выхода страны на международный рынок услуг; реализация государственных мероприятий, необходимых для обеспечения максимального положительного эффекта от либерализации международного рынка услуг для отечественных производителей и потребителей услуг: по развитию конкуренции, а в случае олигополистического рынка – по контролю над ценами; содействию информированности потребителей услуг, обеспечению доступа к услугам всех слоев населения, определению оптимального уровня открытости рынка услуг страны; оценку последствий либерализации международного рынка услуг для рынка услуг страны, основанную на анализе показателей функционирования рынка услуг страны до и после либерализации (среднегодовые темпы роста объема производства услуг, удельный вес производства услуг в ВВП, структура экспорта и импорта услуг страны, удельный вес внешней торговли услугами в ВВП). Исследование, проведенное на основе данных по 17 странам, показало, что либерализация международного рынка услуг в большей или меньшей степени имела позитивные последствия для всех исследуемых стран. 
Темпы роста внешней торговли услугами Республики Беларусь согласуются с темпами роста мирового экспорта услуг; однако в международном сравнении внешняя торговля услугами страны развита недостаточно. В отличие от товарной торговли внешняя торговля услугами характеризуется положительным сальдо и ориентирована на страны дальнего зарубежья, что указывает на большую конкурентоспособность услуг, производимых в Республике Беларусь, на рынках развитых стран по сравнению с товарами. Исходя из анализа соотношения объемов экспорта и импорта основных видов услуг к ВВП по отраслям услуг, к экспортно-ориентированным отраслям услуг отнесены информационно-вычислительное обслуживание, транспорт, общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка. Объем импорта услуг составляет 10,7% к ВВП по отраслям услуг. 
Экспорт услуг автомобильного транспорта характеризуется наибольшими колебаниями темпов роста по сравнению с другими видами услуг. Основной причиной этого, помимо изменения цен на топливо и темпов роста международной товарной торговли, являются изменения в законодательстве Республики Беларусь по регулированию условий деятельности международных автомобильных перевозчиков. Обслуживание внешней товарной торговли Республики Беларусь преимущественно осуществляют белорусские автоперевозчики (56,7% поездок по перевозке экспортных и импортных грузов Республики Беларусь в 2008 г.). Начиная с 2001 г. наблюдается снижение веса перевозчиков в перевозках транзитных грузов, проходящих через Республику Беларусь (7,9% в 2008 г.). 
При формировании условий присоединения Республики Беларусь к ВТО в области торговли услугами пунктами соглашения, требующими особого внимания, должны являться вопросы доступа на белорусский рынок зарубежных поставщиков услуг и обеспечения экономической безопасности в сфере услуг страны. Необходимо проведение исследований по определению уровня конкурентоспособности секторов услуг страны, на основе которой дифференцируются уровень и сроки либерализации. В результате исследования выявлено, что либерализация рынка международных грузовых перевозок автомобильным транспортом, осуществляемых по территории Республики Беларусь, не противоречит интересам белорусских международных перевозчиков, а наоборот, приведет к усилению их конкурентных позиций на международной арене. 
  
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
 
1.    Почекина, В.В. Услуги в международной экономике / В.В. Почекина, Ю.П. Якубук : под ред. В.Ф. Медведева. – Минск : НО ООО «БИП-С», 2003. – 178 с. 
2.    Почекина, В.В. Международный рынок услуг / В.В. Почекина, Ю.П. Якубук : под ред. В.Ф. Медведева. – Минск : НО ООО «БИП-С», 2004. – 264 с. 
3.    Якубук, Ю.П. Международная торговля услугами и участие в ней Республики Беларусь / Ю.П. Якубук // Гуманитарно-экономический вестник. – 2006. – № 1. – 48–55 с. 
4.    Якубук, Ю.П. Международная торговля услугами: роль и место Республики Беларусь в Европе / Ю.П. Якубук // Беларусь и расширяющийся Евросоюз: стратегия сотрудничества : материалы международного / Белорусский государственный университет. – Минск, 2004. – 115–117 c. 
5.    Михайлушкин, А.И. Международная экономика / А.И. Михайлушкин – М.: Высшая школа, 2002. 
6.    Мировая экономика: Учебник / Под ред. И.П.Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 
7.    Мишин, В.М. Мировая экономика и международные экономические отношения / В.М. Мишин Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ, 2000. 
8.    Оболенский, В.П. Рынок высоких технологий – продукт инновационных систем.// «Внешнеэкономический бюллетень». – 2003. - №3. – 3-11 с. 
9.    Пузакова, Е.П. Мировая экономика. Серия «учебники и уч.пособия». / Е.П. Пузакова - Ростов н/Д: «Феникс»,2001.-480 с. 
10.    Рутко, Д.Ф. Инновации как условие эффективной интеграции страны в глобальное мирохозяйственное пространство.// Научн.практ.журнал «Проблемы управления» – 2005. – №1. – 65 – 69 с. 
11.    Рыбалкин, В.Е. Международные экономические отношения. Учебник для вузов / В.Е.Рыбалкин, Ю.А. Щербанин, Л.В. Балдин и др. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001. – 519 с. 
12.    Международные экономические отношения: курс лекций / Д.Ф. Рутко. – 2-е изд., перераб. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2006. – 171 с.


Информация о работе Способы торговли услугами