Спрос и факторы, на него влияющие, особенности спроса в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 19:38, практическая работа

Описание работы

Факторы, влияющие на спрос.

Цена (Закон спроса)
Тип товара
Доходы покупателей
Численность покупателей
Перспективные ожидания, связанные с инфляцией, правительственной политикой, неблагоприятными климатическими условиями и др.
Привычки, вкусы, традиции и предпочтения покупателей, которые часто меняются под воздействием моды или же остаются традиционными, несмотря на другие измениния.
Полезность товара и его качество.
Реклама.
Сезонность

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации (2).docx

— 22.22 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ  ВПО «ЗабГУ»)

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашняя  работа по микроэкономике

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                           Выполнила: Иванова Анастасия 

      Гр.ЭКб-12-5

                          Проверила: Ханчук Н.Н.

 

 

1) Спрос и факторы, на него влияющие, особенности спроса в современных условиях

    Факторы, влияющие на спрос.

 

  1.   Цена (Закон спроса)
  2. Тип товара
  3. Доходы покупателей
  4. Численность покупателей
  5. Перспективные ожидания, связанные с инфляцией, правительственной политикой, неблагоприятными климатическими условиями и др.
  6. Привычки, вкусы, традиции и предпочтения покупателей, которые часто меняются под воздействием моды или же остаются традиционными, несмотря на другие измениния.
  7. Полезность товара и его качество.
  8. Реклама.
  9. Сезонность

Особенности спроса в современных  условиях.

 

В наше время активно растет спрос  на разработку розничныхсетей малого формата для производителей продуктов питания, в первую очередьпродуктов с малым сроком хранения. Дело в том, что существовавшие до кризисаканалы дистрибуции этих продуктов (мясоколбасные изделия, молочные продукты,сыры и так далее) перестали отвечать требованиям производителей. Что касаетсяспроса со стороны строительных компаний, то он значительно сократился попричине, уменьшения числа строительных объектов. На обувь эконом- исреднеценового сегмента спрос упал незначительно. Однако можно говорить о том,что люди переориентировались на более дешевую обувь

 

2) Конкуренция и монополия: за кем победа?

 

Конкурентный рынок предусматривает  наличие неограниченного числа  продавцов, а также ситуацию, в  которой каждый из них не имеет  возможности влиять на цену. Здесь  также существует свободный, безпрепятственный доступ хозяйственных объектов к любому виду деятельности, наглядная и доступная каждому информация о состоянии рынка и возможных альтернативах, здесь имеет место диктат потребителя над производством. Все это свидетельствует о господстве свободной конкуренции.

 Но небезопасность конкуренции  подталкивает предпринимателей  к попыткам уклониться от нее,  а это возможно только при  завоевании монопольного положения.

 Монополия — это понятие,  противоположное конкуренции. Это  хорошо видно на примере абстрактной  категории “чистая монополия”, которая характеризует ситуацию  абсолютной монополизации рынка  одной формой. Естественно, что  это полярно противоположная  ситуация, где для конкуренции  совсем не остается места.

 Конкуренции в конце прошлого  столетия нанесен значительный  удар со стороны монополий.  Стремительная монополизация хозяйственной  жизни спровоцировала сворачивание  и модификацию конкурентных отношений,  возникла угроза существования  конкуренции как таковой. Однако  общество быстро оценило пагубность  такой ситуации и своими решительными  действиями не допустило перехода  ее состояния в критическое  положение.

 Современная рыночная экономика  характеризуется сосуществованием, переплетением конкуренции и  монополии. Очень важной является  проблема их соотношения. Можно  вести  речь о диалектическом единстве монополии и конкуренции. К. Маркс говорил: “В практической жизни мы находим не только конкуренцию, монополию и их антагонизм, но также и их синтез, который является не формулой, а движением. Монополия создает конкуренцию, конкуренция создает монополию. Синтез заключается в том, что монополия может удержаться благодаря тому, что она постоянно вступает в конкурентную борьбу. В таких условиях конкуренция перестает быть единым регулятором производства.

 Конкурентный рынок предусматривает наличие неограниченного числа продавцов, а также ситуацию, в которой каждый из них не имеет возможности влиять на цену. Здесь также существует свободный, безпрепятственный доступ хозяйственных объектов к любому виду деятельности, наглядная и доступная каждому информация о состоянии рынка и возможных альтернативах, здесь имеет место диктат потребителя над производством. Все это свидетельствует о господстве свободной конкуренции.

 Но небезопасность конкуренции  подталкивает предпринимателей  к попыткам уклониться от нее,  а это возможно только при  завоевании монопольного положения.

 Монополия — это понятие,  противоположное конкуренции. Это  хорошо видно на примере абстрактной  категории “чистая монополия”, которая характеризует ситуацию  абсолютной монополизации рынка  одной формой. Естественно, что  это полярно противоположная  ситуация, где для конкуренции  совсем не остается места.

 Конкуренции в конце прошлого  столетия нанесен значительный  удар со стороны монополий.  Стремительная монополизация хозяйственной  жизни спровоцировала сворачивание  и модификацию конкурентных отношений,  возникла угроза существования  конкуренции как таковой. Однако  общество быстро оценило пагубность  такой ситуации и своими решительными  действиями не допустило перехода  ее состояния в критическое  положение.

 Современная рыночная экономика  характеризуется сосуществованием, переплетением конкуренции и  монополии. Очень важной является  проблема их соотношения. Можно  вести речь о диалектическом  единстве монополии и конкуренции.  К. Маркс говорил: “В практической  жизни мы находим не только  конкуренцию, монополию и их  антогонизм, но также и их синтез, который является не формулой, а движением. Монополия создает конкуренцию, конкуренция создает монополию. Синтез заключается в том, что монополия может удержаться благодаря тому, что она постоянно вступает в конкурентную борьбу”*. В таких условиях конкуренция перестает быть единым регулятором производства.

 

 

 

3) Особенности  монополизма в Российской Федерации  и пути его преодоления

 

Монополии существуют во всем мире. Но монополии России имеют свои особенности. Во-первых, монополизация рынка в  России сложилась как «наследница» государственного монополизма социалистической экономики. И в основном в России распространены естественные монополии. Главными из которых можно назвать:

 

·        РАО “ЕЭС” (производство электроэнергии, услуги по передаче электроэнергии по высоковольтным линиям передач);

 

·        ГАЗПРОМ (транспортировка  газа по трубопроводам, реализация природного газа);

 

·        МПС (железнодорожные  перевозки);

 

Во-вторых, в российской экономике  очень распространено такое явление  как “локальный” монополизм. Вследствие ненасыщенности рынка отдельные предприятия в регионах невольно оказываются в положении монополистов. Такие предприятия занимаются переработкой сельскохозяйственной продукции, торговлей и бытовым обслуживанием в малонаселенных отдаленных пунктах. Предприятия жилищно-коммунального хозяйства – также локальные монополии.

 

В общем, российские монополисты федерального уровня – это узкоспециализированные производства. Специфика их заключается  в том, что они сознательно  создавались государством в ходе проведения политики по усилению концентрации и углублению специализации производства, планомерного прикрепления поставщиков  продукции к потребителям.

 

Особенностью современной монополизации  является ее межнациональный характер, усиление роли транснациональных корпораций, особенно — межотраслевых. В рамках многоотраслевых транснациональных  концернов создается своеобразный “управленческий холдинг”, который  передает хозяйственное управление производством, реализацию продукции  своим подразделениям, филиалам, то есть усиливает их самостоятельность.

 

Одной из особенностей современной  монополизации является также ее скрытный характер, то есть введение в  сферу зависимости от гигантских монополистических объединений  формально самостоятельных средних  и малых предприятий через  систему подконтрактов, подпоставщиков и т.п. Процесс монополизации активно происходит не только в сфере промышленности, но и за ее пределами — в розничном товарообращении, общественном питании, сфере услуг, в том числе социальных, сельском хозяйстве. Кроме того, в современных условиях усиливается роль таких форм сотрудничества между монополистами, как организация совместных предприятий, обмен патентами, научно-технической информацией и т.д.

 

Еще одна особенность современной  монополизации — усиление централизации  капитала, перераспределение собственности. Основной выигрыш при этом получают собственники монополии-интегратора. Это усиливает монополизацию  собственности, содействует ее приобщению к развитию производительных сил, то есть к структурным изменениям в  экономике. Характерно, что такие  процессы происходят, прежде всего, на межотраслевом уровне.

В общем, монополии это достаточно устойчивое явление в современной  экономике Российской Федерации. Особенно, естественная монополия, которая вряд ли изживет себя, пока есть сферы  потребления природных ресурсов. Но для того, что бы монополизация  отрасли не приводила к негативным последствиям необходимо проводить  государственное регулирование  монополий. Вследствие того, что в  России наиболее развиты естественные монополии, которые являются жизненно важными для страны, государство  должно контролировать цены, и с  помощью законодательства не давать монополистам полной власти при установлении цены на данный вид ресурса. Так что  мы можем сказать, что в свете  развития монополий, должно происходить  развитие антимонопольной политики

Меры по борьбе с монополизмом в  России монополизма определяются, главным  образом, спецификой в монополистических  отношений в нашей экономике. Монополистическая структура экономики России, которая в научной литературе часто обозначается как государственный монополизм, складывалась под воздействием следующих основных факторов: 1) Наличие административно-командой системы управления, что проявлялось в директивном управлении, в централизации большой доли дохода, в назначении "сверху" хозяйственных руководителей.            2) Устойчивый и массовый дефицит, который многократно обостряет конкуренцию потребителей и превращает всех производителей в монополистов. Монополия, возникшая из дефицита, может сама его и воспроизводить, так как фирма-монополист не заинтересована в полном удовлетворении потребительского спроса. 3) Концентрация и специализация производства, дошедшие до своей противоположности.

Серьезное изучение путей и методов  борьбы с монополизмом в нашей  стране началось относительно недавно. В теоретическом плане обсуждается  два варианта антимонопольной политики. Первый из них предусматривает, что  демонополизация производства должна в значительной мере предшествовать переходу к рынку, т. е. заблаговременно  должны создаваться предпосылки  конкурентного, а не монопольного рынка. Второй вариант - это путь борьбы с  монополизмом в процессе перехода к  рыночным отношениям. Центральное место  здесь занимают методы рыночного  саморегулирования и косвенного регулирования: создание возможностей для протекания в экономике любых  процессов, способствующих демонополизации.

 

 

 

4) Что такое спекуляция в рыночной экономике и как она вписывается в рыночный механизм?

 

Спекуляция — деятельность, выражающаяся в покупке с целью перепродажи  по более высокой цене. Купить подешевле, продать подороже — в этом заключается смысл спекуляции. Деньги — товар — деньги с приростом: Д-Т-Д' — такова всеобщая формула капитала. Спекуляция является ярким примером осознанного риска.

 Она распространена очень  широко.. Каждый из нас живет не одним днем. Вольно или невольно мы думаем о будущем и... занимаемся спекуляцией. Высокие темпы инфляции заставляют нас делать некоторые запасы. Мы платим за образование в надежде повысить квалификацию и, следовательно, продать свои трудовые услуги в будущем по более высокой цене.

 Спекулянты выполняют важную  функцию посредников, доставляя  товары и услуги от тех, кто  владеет ими с избытком, к тем,  кто остро нуждается в них.  Тем самым спекуляция приводит  к сдвигу потребления в пространстве. Ей удается осуществить сдвиг  потребления и во времени. Закупая сельскохозяйственные продукты в урожайный год, спекулянты продают их в неурожайный. Вывод очевиден: они наживаются на стихийных бедствиях. Если бы не было спекулянтов, на рынке при спросе D и предложении S1 равновесие в урожайный год установилось бы на уровне Е1. В неурожайный год мы имели бы соответственно D, S2, Е2 . Деятельность спекулянтов заключается в сокращении объемов реализации с О1 до Q1, поднимая равновесную цену в урожайный год с P1 до P1. Однако созданные запасы увеличивают предложение в неурожайный год с Q2 до Q2 и сбивают цену с Р2 до Р2.

 Благодаря спекулянтам выравниваются  сезонные колебания (осень—весна,  зима—лето и т. д.).

Конечно, спекулянты рискуют. Но они  расплачиваются за риск собственным  благосостоянием. В надежде получить прибыль они покупают риск у тех  людей, которые не склонны рисковать.

Информация о работе Спрос и факторы, на него влияющие, особенности спроса в современных условиях