Спрос и предложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 15:00, реферат

Описание работы

В рыночной экономике продукты продаются и покупаются. Товарное обращение и соответственно рынок всегда представлены парным отношением «продавец-покупатель», которое выражает внутренние связи и противоречия между производством и потреблением. Они проявляются в сфере обмена как противоречия между спросом и предложением.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1.1. Экономика спроса. Цена и неценовые факторы изменения покупательского спроса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
1.2. Кривая спроса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.3. Факторы изменения спроса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
2.1. Экономика предложения товаров. Цена и неценовые факторы предложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
2.2. График и кривая предложения товаров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
2.3. Неценовые факторы изменения предложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
3.1. Рыночное равновесие спроса и предложения. Равновесная цена . . . . . 16
3.2. Уравновешивающая функция цены . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Используемая литература . . . .

Файлы: 1 файл

Экономика спрос1.docx

— 87.90 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

    1. Экономика спроса. Цена и неценовые факторы изменения покупательского спроса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
    2. Кривая спроса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
    3. Факторы изменения спроса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
    4. Экономика предложения товаров. Цена и неценовые факторы предложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
    5. График и кривая предложения товаров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
    6. Неценовые факторы изменения предложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

3.1.    Рыночное равновесие спроса и предложения. Равновесная цена . . . . . 16

3.2.    Уравновешивающая функция цены . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

Используемая литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В рыночной экономике продукты продаются и покупаются. Товарное обращение и соответственно рынок  всегда представлены парным отношением «продавец-покупатель», которое выражает внутренние связи и противоречия между производством и потреблением. Они проявляются в сфере обмена как противоречия между спросом  и предложением.

Спрос и предложение товаров  являются подлинными регуляторами рыночной экономики. В основе жизни рыночной экономике лежит взаимодействие спроса и предложения. Именно от этого  взаимодействия зависит ответ, что  производить, для кого производить  и по какой цене продавать произведенную  продукцию, чтобы извлечь необходимую  прибыль для дальнейшего развития. Именно соотношение между спросом  и предложением порождает колебания  рыночных цен.

Через эти колебания устанавливается  тот уровень цен, при котором  обеспечивается равновесие спроса и  предложения, а в итоге – равновесие производства и потребления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Экономика спроса. Цена и неценовые факторы изменения покупательского спроса

Процессу обмена товаров  на конкурентном рынке присущи свои законы. Они обнаруживаются в особенностях экономического реагирования участников рынка на соотношения количества обмениваемых товаров и их цен. Так, одним из важнейших законов, “управляющих”  процессом товарообмена и ценообразования  на конкурентном рынке выступает  закон спроса. Спрос является по меньшей мере двуединым понятием, связывающим количество покупаемого  товара с его ценой. Своеобразие  закона спроса — в обратной зависимости между ценой и количеством покупаемого товара: чем выше цена, тем меньшее количество товаров будет куплено потребителями. И наоборот, если цена снижается —количество покупок данного товара возрастает. Когда количество данного товара на рынке возрастает, то при прочих равных условиях его продажа возможна лишь при снижающейся цене. Малейший дефицит привычных для покупателей товаров на рынках вызовет тенденцию повышения их цен.

Закон спроса выявляет и  другую важную особенность: постепенное  убывание спроса покупателей на один и тот же товар. Это означает, что  снижение количества покупок данного  товара происходит не только вследствие роста цены, но и вследствие насыщения  потребностей. Приращение покупок одного и того же товара, как правило, осуществляется потребителями вследствие снижения его цены. Однако полезный эффект от такого приращения имеет известный  предел, по мере наступления которого даже при понижательной тенденции  цен закупки товара сокращаются. Эта особенность закона спроса находит  выражение в убывающей полезности каждой дополнительной покупки одноименного товара. Для покупателя становится все более очевидным снижение полезного потребительского эффекта  от дополнительных затрат на эти закупки, и убывание спроса происходит несмотря на падение цены. Таким образом, закон  спроса описывает две важнейшие  особенности рынка:

1) обратную зависимость между ценой и покупаемым количеством товаров;

2) постепенное убывание спроса на любой обмениваемый на рынке товар.

 

    1. Кривая спроса

Характерные зависимости  между ценой и покупаемым количеством, а также тенденцию постепенного убывания спроса можно показать на графике в виде кривой, называемой функцией спроса (рис. 1). На оси абсцисс показано количество товаров (Q) или объем их продаж, а на оси ординат — цены этих товаров (Р). Кривая dd (от англ. Demand — спрос) на нашем графике — это, во-первых, кривая с отрицательным наклоном, характерным при обратной зависимости, определяющих ее переменных цены и количества покупаемого товара. Во-вторых, пологий, ниспадающий вид кривой иллюстрирует описанное выше постепенное убывание спроса и снижающуюся полезность каждой дополнительной покупки одного и того же товара.

Проследить эти характерные  для спроса особенности можно  с помощью нескольких, произвольно  взятых точек на кривой dd(А, В, С, D). Любой из этих точек соответствует определенное значение двух переменных: цены и количества покупок товара по этой цене.

Рис. 1. Функция спроса — кривая dd

Перемещаясь из одной точки  в любую другую, можно обнаружить лишь изменяющиеся соотношения обратной зависимости цен и покупок. Точка А — это высокая цена и наименьшее количество товара, которое может быть куплено по этой цене; точка В — несколько снизившаяся цена, вследствие чего количество покупок товара возросло; в точке С и любой, ниже расположенной точке на кривой можно проследить тенденцию снижения цен и соответствующего возрастания количества продаваемых по этой цене товаров. Можно представить процесс движения по кривой спроса в противоположном направлении: снизу — вверх, демонстрируя тенденцию повышения цен и снижения количества продаж. В точке D, например, самая низкая цена и наибольшее количество проданных товаров. Но постепенное перемещение по кривой спроса к точкам С, В, А и далее — это неуклонное повышение цены товара, которому соответствует снижение количества продаж товара. Изменялся ли спрос в процессе этого движения вверх или вниз по точкам, принадлежащим кривой dd? Нет, спрос не изменялся, и описывающая его кривая не перемещалась. Изменялось соотношение цен и количества товаров (которым соответствует та или иная точка на кривой), но эти изменения не затронули спроса. Движение по кривой спроса из одной точки в любую другую показывает, как изменение одной переменной вызывает обратные изменения другой переменной. Изменение цен меняет лишь объем купли-продажи товаров, а меняющиеся на рынках количества товаров вызовут обратное движение их цен: дефицит товаров вызовет рост цен, а наличие товарных излишков вызовет понижательную тенденцию цен. Что же может означать изменение спроса?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Факторы изменения спроса

Ответ на этот вопрос связан с анализом неценовых факторов, влияющих на товарные рынки и функцию покупательского  спроса. Рыночное ценообразование — это многомерный процесс, где на обмен товаров влияют не только цены, но и другие, неценовые, факторы. Количество товаров, которое может быть куплено в каждый данный момент, зависит не только от цены, но и от так называемых неценовых факторов. Их воздействие как бы нейтрализует влияние цены, во всяком случае изменения количества закупаемых товаров происходят при неизменяющихся ценах, а зачастую и независимо от их движения. К числу таких факторов следует отнести, во-первых, денежные доходы покупателей. Например, если денежные доходы покупателей по каким-либо причинам возросли, то количество покупаемых товаров возрастет, хотя цены этих товаров не изменились и до повышения доходов могли служить одной из главных причин их ограниченных закупок потребителями. Если, наоборот, денежные доходы покупателей снизились, то при тех же ценах товаров количество их покупок снизится.

Во-вторых, изменения количества купли-продажи товаров по тем  же ценам может произойти под  воздействием фактора так называемых покупательских ожиданий. Причины изменения  ожиданий могут быть самые разные: как экономические (инфляция), так  и неэкономические (например, погодные, предпраздничные, сезонные условия). Под  их воздействием количество покупок  может как возрасти, так и снизиться  вне прямой зависимости от уровня цен покупаемых товаров.

В-третьих, объем многих товаров, покупаемых потребителями вне зависимости  от цены, может измениться, например, от наличия или отсутствия на рынках взаимозаменяемых и взаимодополняемых  товаров. Так, спрос на говядину может  возрасти, если отсутствуют другие виды мясной продукции (свинины, баранины, птицы). И наоборот, большой выбор  мясного ассортимента рассредоточит  спрос в соответствии с предпочтениями покупателей, снижая его по каждой отдельной  группе этого товара. К числу взаимодополняемых  товаров потребительского рынка  можно отнести, например, сахар и  другие сладости в дополнение к таким  напиткам, как чай или кофе. Отсутствие сахара способно вызвать падение  проса на чай и кофе, поскольку  многие люди не согласятся употреблять  их несладкими, невзирая на специфическую  полезность. Почти каждый товар имеет  свои “дополнители” и “заменители” и наличие их на товарных рынках способно существенно изменить покупательский спрос.

В-четвертых, на покупательский спрос способны влиять и такие  неценовые факторы, как субъективные предпочтения и вкусы потребителей, их отношение к моде, дизайну товаров. Существенную роль может сыграть  конкуренция покупателей, а также  специфика покупательской психологии (например, эффект толпы: многие устремятся покупать тот товар, который почему-то покупают все и т.д.).

Проиллюстрируем на графике  влияние неценовых факторов (рис. 2). Для этого в тех же осях цен и количества товаров поместим уже известную нам кривую спроса dd. Напомним, что неценовые факторы вызывают изменения спроса на товары, независимо от уровня их цены. Что происходит в подобных случаях с кривой спроса? Ответ однозначен: изменение неценовых факторов вызывает перемещение всей кривой спроса, показывая изменение количества проданных товаров по той же цене.

Рис. 2. Изменение спроса под воздействием неценовых факторов

Повышение спроса, вызванное  тем или иным неценовым фактором, может быть показано смещением всей кривой спроса ddвправо вверх.

И наоборот, если неценовые  факторы вызвали снижение потребительского спроса на рынках, то проиллюстрировать  его можно сместившейся кривой спроса влево вниз. На нашем графике эти  смещения показаны пунктирными линиями d'd'—возросший спрос, где все точки А', В', С', D' нa кривой показывают увеличение количества проданных товаров по неизменившейся цене. Пунктирная линия d'd'соответствует положению сократившегося спроса, где принадлежащие ей точкиА", В", С", D "соответствуют сократившимся продажам товаров при их неизменных ценах.

Таким образом, функцию спроса можно записать следующим образом: D = f(Р, Z1 Z2, ... Zn), где Р —цена единицы товара; Z1, ... Z2 — неценовые факторы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Экономика предложения товаров. Цена и неценовые факторы предложения

Предложение товаров, как  и спрос, — это неотъемлемая и не менее существенная часть процесса ценообразования на рынке, Но в этой части процесса определяющая роль принадлежит закону предложения, которой выражает прямую зависимость между ценой и количеством товаров, предлагаемых фирмами к обмену, продаже на рынке.

Предложение (sapply — англ.) — это готовность фирм, изготовителей и продавцов товаров предоставить на рынок определенное количество товаров по данной цене. Цена и количество товара здесь изменяются и взаимодействуют однонаправленно: повышение цены вызовет увеличение количества товаров, предлагаемых к продаже. И наоборот, понижательная тенденция цены означает необходимость сокращения производства и предложения товаров на рынки. Важнейшим и определяющим фактором здесь выступает цена. От уровня рыночных цен на товары зависят доходы и продавцов, и фирм-производителей. Чем выше эти доходы, тем оперативнее растет рыночное предложение товаров, и наоборот. В этом смысле производство достаточно быстро реагирует на любые изменения, мобильно перестраиваясь в соответствии с потребительским спросом на рынке. В то же время рыночное предложение имеет смысл только тогда, когда это подтверждают удовлетворяющие его цены. При неудовлетворительных ценах или тенденции к их снижению потребуется сложная предпринимательская деятельность по экономии или переориентации ресурсов, изменению технологий, корректировке объемов выпуска товаров.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. График и кривая предложения товаров

Как отмечалось выше, закон  предложения характеризует прямую зависимость между количеством  выпуска товаров и их ценами. Эту  прямую зависимость между ценами и объемом товаров называют также  функцией предложения. Если изобразить функцию предложения в осях графика (рис. 3), где на вертикальной оси представлены цены за единицу товара Р, а на горизонтальной — количество выпускаемых товаров Q, то получим восходящую кривую ss (sapply-предложение), имеющую положительный наклон.

Важно отметить, что все  точки (А, В, С) на кривой предложения — ss, показывают изменение цен и количества товаров на рынке и иллюстрируют движение вдоль неподвижной кривой предложения.

Функция предложения — это функция производства по выпуску товаров. Функция предложения осуществится лишь в том случае, если рыночная цена выпускаемых товаров позволяет предпринимателю возместить издержки, т.е. все расходы по производству, а также принесет прибыль в виде вознаграждения за предпринимательскую работу по организации производства и продаже произведенных товаров.

Информация о работе Спрос и предложение