Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 15:00, реферат
В рыночной экономике продукты продаются и покупаются. Товарное обращение и соответственно рынок всегда представлены парным отношением «продавец-покупатель», которое выражает внутренние связи и противоречия между производством и потреблением. Они проявляются в сфере обмена как противоречия между спросом и предложением.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1.1. Экономика спроса. Цена и неценовые факторы изменения покупательского спроса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
1.2. Кривая спроса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.3. Факторы изменения спроса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
2.1. Экономика предложения товаров. Цена и неценовые факторы предложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
2.2. График и кривая предложения товаров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
2.3. Неценовые факторы изменения предложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
3.1. Рыночное равновесие спроса и предложения. Равновесная цена . . . . . 16
3.2. Уравновешивающая функция цены . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Используемая литература . . . .
Рис. 3. Функция предложения товаров — кривая ss
Каждой точке на кривой соответствует комбинация “цена — количество товаров”: более высокому положению (например, точка А) соответствует возросшая цена и большее количество поставок и продаж товаров; положение в начальных точках на кривой (в частности, в точке С и ниже) — снижающаяся цена и сокращение предлагаемого количества товаров на рынках.
Общий вид кривой предложения не содержит ничего случайного: она представляет собой моментальную “фотографию” функции производства товаров, т.е. реагирование фирм по выпуску товаров в строгом соответствии с экономической целесообразностью, подтверждаемой или опровергаемой фактором рыночной цены.
2.3. Неценовые факторы изменения предложения
Прямую зависимость между ценой товаров и количеством их поставок на рынки, которую описывает кривая предложения ss,можно рассматривать как альтернативы фирм по ресурсовложению. Площадь выше кривой предложения (см. рис. 3) — это область альтернатив со знаком “плюс”, поскольку они выгодны фирме, а площадь под этой кривой — альтернативы со знаком “минус”, так как они невыгодны. Такая графическая интерпретация функции предложения еще раз напоминает о действующем в экономике законе ограниченности ресурсов, тенденции убывающей доходности факторов производства. Каждое ресурсовложение фирмы — это выбор альтернативы, которая означает отвлечение ограниченных ресурсов в пользу выпуска именно этих, а не других товаров. Отказ от выпуска одних товаров ради выпуска других имеет конкретную цену, уплачиваемую за отвлекаемые в производство ресурсы. Это так называемые альтернативные издержки, которые будут оплачены покупателем в цене готового товара только в том случае, если окажется, что данный товар как материализованное ресурсовложение вообще пользуется спросом. Только в этом смысле фирма может констатировать факт альтернатив со знаком “плюс”. Иные ситуации, т.е. альтернативы со знаком “минус” — это неудачный выбор ресурсовложения, а следовательно, и предложения в целом. В этом смысле понятие “предложение” не тождественно понятию “количество товаров”, предлагаемых для продажи по данной рыночной цене.
Соответственно факторами изменения предложения следует считать изменение совокупности ситуационных условий, затрагивающих сферу производства товаров, а не существующую рыночную цену данного товара. Каковы эти условия?
Если их перечислить лишь с кратким комментарием, то указать следует прежде всего следующие.
Во-первых, уровень технологии производства данных товаров, если под технологией, или “ноу-хау” понимать и пропорции, и качество применяемых факторов производства. Это квалификация применяемого труда, автоматизированная техника, качественное сырье, эффективная организация производства и труда и другие условия, которые в совокупности способствуют снижению издержек выпускаемой продукции.
Во-вторых, существенным условием
изменения предложения
В-третьих, предложение товаров во многом зависит от наличия или отсутствия на рынках взаимозаменяемых и взаимодополняемых ресурсов и факторов производства. Например, натуральные сырьевые ресурсы, виды энергии могут быть заменены искусственными, более дешевыми по цене и не снижающих стандарты качества продукции. Их применение в значительной степени способно снижать издержки производства, удешевлять выпускаемую продукцию. Взаимозамещением можно изменить пропорции труда работников и автоматики в производстве, что также обеспечит экономию издержек.
В-четвертых, экономию издержек могут принести также снижающиеся цены ресурсов и факторов производства. Соответственно таким способом можно вызвать рост предложения товаров.
Если рассматривать
Другая пунктирная линия на графике, кривая предложения s"s", а также все принадлежащие ей точки (А", В", С"...),сместившиеся влево, показывают снижение предложения. В этой ситуации под влиянием неценовых факторов, описанных выше, будет предложено меньшее количество товаров, хотя их рыночная цена осталась неизменной.
Рис. 4. Изменение предложения под влиянием неценовых факторов
С точки зрения чисто теоретического
анализа, функцию производства и
предложения товаров можно
3.1. Рыночное равновесие спроса и предложения. Равновесная цена
Установление равновесной цены происходит на конкурентном рынке под влиянием общих тенденций и специфических особенностей как спроса, так и предложения. На рис. 5 показаны в наиболее общем виде динамичные процессы, которые происходят в сфере движения товаров и цен. Равновесная рыночная цена — это цена, при которой по каждому данному товару нет ни излишка, ни дефицита. Она устанавливается в результате уравновешивания спроса и предложения как денежный эквивалент строго определенного количества товара. Спрос и предложение уравновешиваются под влиянием конкурентной среды рынка, вследствие чего цена и количество товара, продаваемое по этой цене, выступают как результат равновесия спроса и предложения. При прочих равных условиях цена соответствует тому количеству, которое покупатели хотят купить, а продавцы согласны продать.
Точка пересечения Е — это точка равновесия спроса и предложения. Как показано на графике равновесия, любой избыток товара, доставленный на рынок, стеснит” цену товара вниз, к точке равновесия. И наоборот, если на рынке ощущается дефицит, нехватка каких-либо товаров, то возникает повышательная тенденция, которая “теснит” цену недостающих товаров вверх, по направлению к той же точке равновесия. В конечном итоге установится равновесная цена Рв, по которой будет продаваться (Qв товаров на данном рынке в каждый данный момент времени. В каждый последующий момент времени (в течение дня, недели, месяца, года) рыночное равновесие может установиться как некое новое значение равновесной цены и количества продаж товара по этой цене. Вместе с тем равновесие — это такое состояние рынка, при котором Qd = Qs. Любое отклонение от такого состояния приводит в движение силы, способные вернуть рынок в состояние равновесия: устранить дефицит (Qd > Qs) или излишек товаров на рынке (Qs< Qd).
Уравновешивающую функцию выполняет цена, стимулируя рост предложения при дефиците и “разгружая” рынок от излишков, сдерживая предложение. Если спрос растет, то устанавливается новый, более высокий уровень равновесной цены и новый, больший объем предложения товаров. И наоборот, снижение спроса ведет к установлению более низкого уровня равновесной цены и меньшего объема предложения (рис. 6, а, б).
Рис. 5. График рыночного равновесия спроса и предложения
3.2. Уравновешивающая функция цены
Как видно из графика, уравновешивающая функция цены обнаруживает свое влияние как через спрос при неизменном предложении, так и через предложение при неизменном спросе. При изменяющемся предложении и неизменном спросе также будет устанавливаться иной уровень рыночного равновесия. Так, рост предложения даст новую точку более низкой равновесной цены при возрастающем количестве продаж товаров. В случае снижения предложения установится равновесие на более высоком уровне с меньшим количеством продаж товаров.
Рис. 6, а). Уровень равновесия при изменяющемся спросе и неизменном предложении
Рис 6, б). Уровень равновесия при изменяющемся предложении и неизменном спросе
Равновесие — закон для каждого конкурентного рынка, который позволяет сохранять равновесие всей экономической системы в целом.
Пример расчета равновесной цены
В 1997 г. на московском рынке бытовой техники предложение отечественных холодильников имело вид: Qs = 15 000 + 2,4Р,где Р — цена, млн. руб. за 1 холодильник; Q — объем предложения, шт. за год. В том же 1997 г. спрос на эти холодильники выглядел следующим образом: Qd = 35 000 — 2,9P.
Равновесную цену отечественных
холодильников можно
15 000 + 2,4 P = 35 000 — 2,9P, или 5,3P + 20 000. Равновесная рыночная цена за 1 холодильник равняется 2,65 млн. руб.
Заключение
Таким образом, стала известна
прямая зависимость спроса и предложения
от рыночной цены. Эта зависимость
проявляется в регулирующем воздействии
цены на соотношение спроса и предложения,
а стало быть, на экономическое
положение продавцов и
Первый вариант: рыночная цена возрастает, а это ведет, с одной стороны, к снижению спроса и, с другой, к увеличению предложения. В результате экономический выигрыш оказывается у производителей и продавцов.
Второй вариант: цена на товары снижается, что способствует, с одной стороны, расширению спроса и, с другой стороны, сокращению предложения. В итоге экономически выигрывают покупатели.
Используемая литература