Спрос и предложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 15:00, реферат

Описание работы

В рыночной экономике продукты продаются и покупаются. Товарное обращение и соответственно рынок всегда представлены парным отношением «продавец-покупатель», которое выражает внутренние связи и противоречия между производством и потреблением. Они проявляются в сфере обмена как противоречия между спросом и предложением.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1.1. Экономика спроса. Цена и неценовые факторы изменения покупательского спроса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
1.2. Кривая спроса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.3. Факторы изменения спроса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
2.1. Экономика предложения товаров. Цена и неценовые факторы предложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
2.2. График и кривая предложения товаров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
2.3. Неценовые факторы изменения предложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
3.1. Рыночное равновесие спроса и предложения. Равновесная цена . . . . . 16
3.2. Уравновешивающая функция цены . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Используемая литература . . . .

Файлы: 1 файл

Экономика спрос1.docx

— 87.90 Кб (Скачать файл)

Рис. 3. Функция предложения товаров — кривая ss

Каждой точке на кривой соответствует комбинация “цена — количество товаров”: более высокому положению (например, точка А) соответствует возросшая цена и большее количество поставок и продаж товаров; положение в начальных точках на кривой (в частности, в точке С и ниже) — снижающаяся цена и сокращение предлагаемого количества товаров на рынках.

Общий вид кривой предложения  не содержит ничего случайного: она  представляет собой моментальную “фотографию” функции производства товаров, т.е. реагирование фирм по выпуску товаров  в строгом соответствии с экономической  целесообразностью, подтверждаемой или  опровергаемой фактором рыночной цены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Неценовые факторы изменения предложения

Прямую зависимость между  ценой товаров и количеством  их поставок на рынки, которую описывает  кривая предложения ss,можно рассматривать как альтернативы фирм по ресурсовложению. Площадь выше кривой предложения (см. рис. 3) — это область альтернатив со знаком “плюс”, поскольку они выгодны фирме, а площадь под этой кривой — альтернативы со знаком “минус”, так как они невыгодны. Такая графическая интерпретация функции предложения еще раз напоминает о действующем в экономике законе ограниченности ресурсов, тенденции убывающей доходности факторов производства. Каждое ресурсовложение фирмы — это выбор альтернативы, которая означает отвлечение ограниченных ресурсов в пользу выпуска именно этих, а не других товаров. Отказ от выпуска одних товаров ради выпуска других имеет конкретную цену, уплачиваемую за отвлекаемые в производство ресурсы. Это так называемые альтернативные издержки, которые будут оплачены покупателем в цене готового товара только в том случае, если окажется, что данный товар как материализованное ресурсовложение вообще пользуется спросом. Только в этом смысле фирма может констатировать факт альтернатив со знаком “плюс”. Иные ситуации, т.е. альтернативы со знаком “минус” — это неудачный выбор ресурсовложения, а следовательно, и предложения в целом. В этом смысле понятие “предложение” не тождественно понятию “количество товаров”, предлагаемых для продажи по данной рыночной цене.

Соответственно факторами  изменения предложения следует  считать изменение совокупности ситуационных условий, затрагивающих  сферу производства товаров, а не существующую рыночную цену данного  товара. Каковы эти условия?

Если их перечислить лишь с кратким комментарием, то указать  следует прежде всего следующие.

Во-первых, уровень технологии производства данных товаров, если под  технологией, или “ноу-хау” понимать и пропорции, и качество применяемых  факторов производства. Это квалификация применяемого труда, автоматизированная техника, качественное сырье, эффективная  организация производства и труда  и другие условия, которые в совокупности способствуют снижению издержек выпускаемой  продукции.

Во-вторых, существенным условием изменения предложения выступает  государственная налоговая политика, политика поддержки субсидиями предпринимательства, льготная кредитная политика и т.п. Перечисленные факторы способны существенно повлиять на уровень издержек производства, способствуя расширению или ограничению выпуска продукции данного вида. Как известно, налог во всем его размере полностью включается в цену готовой продукции. Потребитель может оплатить покупая ее, или не оплатить, отказавшись от покупки по данной, завышенной налогом цене. Непроданная продукция означает только одно: сокращение производства, т.е. предложения товаров. В противоположном направлении влияют на уровень издержек производства субсидии, льготные кредиты и т.п. формы поддержки выпускающих продукцию фирм и предпринимательства в целом. В этом случае предложение ими товаров на рынках будет возрастать.

В-третьих, предложение товаров  во многом зависит от наличия или  отсутствия на рынках взаимозаменяемых и взаимодополняемых ресурсов и  факторов производства. Например, натуральные  сырьевые ресурсы, виды энергии могут  быть заменены искусственными, более  дешевыми по цене и не снижающих  стандарты качества продукции. Их применение в значительной степени способно снижать издержки производства, удешевлять выпускаемую продукцию. Взаимозамещением можно изменить пропорции труда  работников и автоматики в производстве, что также обеспечит экономию издержек.

В-четвертых, экономию издержек могут принести также снижающиеся  цены ресурсов и факторов производства. Соответственно таким способом можно  вызвать рост предложения товаров.

Если рассматривать приведенные  выше факторы с помощью графика  и кривой предложения ss (рис. 4), то все случаи роста предложения могут быть показаны смещением этой кривой вправо. На нашем графике это пунктирная линия ss'. Как видно, смещение предложения произошло вследствие неценовых факторов: цена осталась неизменной, а все точки на этой кривой (А', В', С'...) — это комбинация с большим количеством товаров, продаваемых по той же цене.

Другая пунктирная линия  на графике, кривая предложения s"s", а также все принадлежащие ей точки (А", В", С"...),сместившиеся влево, показывают снижение предложения. В этой ситуации под влиянием неценовых факторов, описанных выше, будет предложено меньшее количество товаров, хотя их рыночная цена осталась неизменной.

Рис. 4. Изменение предложения под влиянием неценовых факторов

С точки зрения чисто теоретического анализа, функцию производства и  предложения товаров можно формализовать  в виде алгебраического уравнения  следующего вида:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1. Рыночное равновесие спроса и предложения. Равновесная цена

Установление равновесной  цены происходит на конкурентном рынке  под влиянием общих тенденций  и специфических особенностей как  спроса, так и предложения. На рис. 5 показаны в наиболее общем виде динамичные процессы, которые происходят в сфере движения товаров и цен. Равновесная рыночная цена — это цена, при которой по каждому данному товару нет ни излишка, ни дефицита. Она устанавливается в результате уравновешивания спроса и предложения как денежный эквивалент строго определенного количества товара. Спрос и предложение уравновешиваются под влиянием конкурентной среды рынка, вследствие чего цена и количество товара, продаваемое по этой цене, выступают как результат равновесия спроса и предложения. При прочих равных условиях цена соответствует тому количеству, которое покупатели хотят купить, а продавцы согласны продать.

Точка пересечения Е — это точка равновесия спроса и предложения. Как показано на графике равновесия, любой избыток товара, доставленный на рынок, стеснит” цену товара вниз, к точке равновесия. И наоборот, если на рынке ощущается дефицит, нехватка каких-либо товаров, то возникает повышательная тенденция, которая “теснит” цену недостающих товаров вверх, по направлению к той же точке равновесия. В конечном итоге установится равновесная цена Рв, по которой будет продаваться (Qв товаров на данном рынке в каждый данный момент времени. В каждый последующий момент времени (в течение дня, недели, месяца, года) рыночное равновесие может установиться как некое новое значение равновесной цены и количества продаж товара по этой цене. Вместе с тем равновесие — это такое состояние рынка, при котором Qd = Qs. Любое отклонение от такого состояния приводит в движение силы, способные вернуть рынок в состояние равновесия: устранить дефицит (Qd > Qs) или излишек товаров на рынке (Qs< Qd).

Уравновешивающую функцию  выполняет цена, стимулируя рост предложения  при дефиците и “разгружая” рынок  от излишков, сдерживая предложение. Если спрос растет, то устанавливается  новый, более высокий уровень  равновесной цены и новый, больший  объем предложения товаров. И  наоборот, снижение спроса ведет к  установлению более низкого уровня равновесной цены и меньшего объема предложения (рис. 6, а, б).

 

Рис. 5. График рыночного равновесия спроса и предложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Уравновешивающая функция цены

Как видно из графика, уравновешивающая функция цены обнаруживает свое влияние  как через спрос при неизменном предложении, так и через предложение  при неизменном спросе. При изменяющемся предложении и неизменном спросе также будет устанавливаться  иной уровень рыночного равновесия. Так, рост предложения даст новую  точку более низкой равновесной  цены при возрастающем количестве продаж товаров. В случае снижения предложения  установится равновесие на более  высоком уровне с меньшим количеством  продаж товаров. 

Рис. 6, а). Уровень равновесия при изменяющемся спросе и неизменном предложении

Рис 6, б). Уровень равновесия при изменяющемся предложении и неизменном спросе

Равновесие — закон для каждого конкурентного рынка, который позволяет сохранять равновесие всей экономической системы в целом.

Пример расчета равновесной  цены

В 1997 г. на московском рынке бытовой техники предложение отечественных холодильников имело вид: Qs = 15 000 + 2,4Р,где Р — цена, млн. руб. за 1 холодильник; Q — объем предложения, шт. за год. В том же 1997 г. спрос на эти холодильники выглядел следующим образом: Qd = 35 000 — 2,9P.

Равновесную цену отечественных  холодильников можно установить, если уравновесить предложение и  спрос по этому товару в 1997 г. (Qs = Qd).

15 000 + 2,4 P = 35 000 — 2,9P, или 5,3P + 20 000. Равновесная рыночная цена за 1 холодильник равняется 2,65 млн. руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, стала известна прямая зависимость спроса и предложения  от рыночной цены. Эта зависимость  проявляется в регулирующем воздействии  цены на соотношение спроса и предложения, а стало быть, на экономическое  положение продавцов и покупателей. Существует два варианта такого регулирования, при которых одна сторона рыночной сделки выигрывает, а другая проигрывает.

Первый вариант: рыночная цена возрастает, а это ведет, с  одной стороны, к снижению спроса и, с другой, к увеличению предложения. В результате экономический выигрыш  оказывается у производителей и  продавцов.

Второй вариант: цена на товары снижается, что способствует, с одной  стороны, расширению спроса и, с другой стороны, сокращению предложения. В  итоге экономически выигрывают покупатели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая  литература

  1. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д. К а м а е в а . — 8-е и з д .,перераб. и доп. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002. — 640 с : ил.
  2. Козырев В.М. Основы современной экономики: Учебник – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 544 с.

 

 


Информация о работе Спрос и предложение