Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 18:40, контрольная работа
Потребители в лице учеников и их родителей, а на более высоких ступенях образования - специальные организации и фирмы, заинтересованные в квалифицированных работниках, стали тщательнее выбирать виды, формы, продолжительность образования. При этом, хотя критерии полезности образования сами для себя устанавливают индивидуальные потребители, планка среднего уровня качества образования все равно будет подниматься, так как уже работает конкуренция в сфере образования, подталкивающая вверх, отсеивается некачественный продукт образования.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие образовательной услуги……………...……………………………...5
2. Рынок образовательных услуг…………………………………………………8
3. Спрос на образовательные услуги…………………………………………… 9
4. Предложение образовательных услуг……………………………………….13
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованной литературы………
ГБОУ СПО "Кунгурский колледж промышленных технологий, управления и дизайна"
Отделение специальностей социально-педагогического профиля
Контрольная работа
по дисциплине
«Экономика образовательного учреждения»
Вариант № 3
Тема: «Спрос на образовательные услуги
и их предложение»
Выполнил:
ФИО: Савватеева Алена Алексеевна
Специальность:
050144«Дошкольное образование»
Группа: Дз-13-2
Проверил: Пшеницына О.А.
2014 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие образовательной услуги……………...
2. Рынок образовательных услуг………………………
3. Спрос на образовательные услуги……………
4. Предложение образовательных услуг………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………...………………………
Цель данной работы состоит в рассмотрении особенностей образовательных услуг, их спроса и предложения. Развитие рыночных отношений в России обусловило тот факт, что образование из бесплатной привилегии, оплачиваемой государством, превратилось в товар, а точнее услугу нематериального характера. За достаточно короткий промежуток времени в России сложился рынок образовательных услуг, предложение которых за последние 5-7 лет сделало колоссальный скачок. Во многих случаях предложение даже превышает спрос.
Качество образования может служить тем важным показателем, который «взвешивает» эффективность предпринимаемых усилий в сфере образования, правильность выбранных решений, объектов и алгоритмов управления образованием. Система образования требует эффективного управления качеством образования.
Важное привлечение для рыночной экономики состоит в том, что в сферу образования пришел потребитель в хорошем и полезном значении этого рыночного термина. Потребитель стал более требовательным. Забыл, каким был в эпоху командно-административной системы, когда, опуская голову перед диктатом производителя, мирился со слабым - учебникам и непишущими ручками, неработающим компьютерам, устарелыми методиками преподавания.
Экономика во всех сферах ее деятельности, включая образование, стала настраиваться на потребителя, обеспечивать ему « богатство выбора» новые виды и формы обучения тому пример. Потребитель « сделал» образованием особым «товаром», наделив его важными признаками, полезными для жизни, успеха, процветания, которые наполняет содержание качества образования. Очень важно, что сделан большой шаг вперед: люди стали задумываться, зачем им нужно образование, какова его полезность. Стал одерживать верх прагматичный подход, что на самом деле идет только на пользу образованию.
Потребители в лице учеников и
Прежде чем дать определение термину «образовательная услуга» кратко обозначим сущности понятий «услуга» и «образование».
Ф. Котлер предлагает следующее определение: «Услуга - любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо». [2]
Согласно классической теории маркетинга, услугам присущ ряд специфических характеристик, отличающих их от товара и которые необходимо учитывать при разработке маркетинговых программ. Эти характеристик следующие:
По определению, принятому 20-ой сессией Генеральной конференции ЮНЕСКО, под образованием понимается процесс и результат совершенствования способностей и поведения личности, при котором она достигает социальной зрелости и индивидуального роста. В Законе Российской Федерации «Об образовании» дается следующее определение образования - «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)».[7]
В то же время образование как отрасль представляет собой «совокупность учреждений, организаций и предприятий, осуществляющих преимущественно образовательную деятельность, направленную на удовлетворение многообразных потребностей населения в образовательных услугах, на воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества»[8].
Главной целью образования как педагогического процесса, его миссией является приращение ценности человека как личности, работника, гражданина.
Основным видом деятельности учреждений образования является создание образовательных услуг. Что скрывается за термином "образовательная услуга"? В чем ее отличие от других видов услуг?
Анализ отечественной литературы и периодики показал, что среди исследователей, изучающих данную проблему, единое мнение по поводу того, что же считать образовательной услугой, отсутствует. В связи с этим постараюсь выделить лишь основные подходы.
Наиболее распространенный из них под образовательными услугами понимает «систему знаний, информации, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения многоликих потребностей человека, общества и государства» [9].
Согласно другому подходу услуга образования в процессе потребления трансформируется в рабочую силу, качество которой зависит не только от совокупности потребленных образовательных услуг, но и от количества и качества личного труда, затраченных в процессе потребления этих услуг, личных способностей, степени их реализации и других субъективных факторов. Поэтому в рамках этого подхода следует отличать совокупность знаний, умений, навыков, которая является продуктом совместного труда преподавателя и обучающегося, от образовательных услуг, потребленных обучающимся, которые суть продукт труда преподавателей. Таким образом, «именно образовательные услуги (т.е. совокупность труда преподавателей), а не знания, умения, навыки, как это часто утверждается в литературе, могут рассматриваться как товарная продукция учебного заведения» [5].
Рассмотрим, каким образом особенности услуг как таковых проявляются в образовании. Поскольку услуги не материальны и не осязаемы, маркетинг рекомендует продавцам формализовать наиболее значимые для покупателя параметры услуги и представить их по возможности наглядно. В образовании этим целям служат: образовательные стандарты учебные планы и программы, информация о методах, формах и условиях обучения, сертификаты, лицензии, дипломы.
2. Рынок образовательных услуг
Образовательные услуги,
как и любой товар, реализуются
на рынке, который понимается
как совокупность существующих и потенциальных покупателей и
Рынок образовательных услуг, в этом случае, представляет собой рынок, на котором взаимодействуют спрос на образовательные услуги со стороны основных хозяйствующих субъектов (отдельных личностей, домохозяйств, предприятий и организаций, государства) и их предложение различными образовательными учреждениями. Помимо производителей и потребителей образовательных услуг в состав участников рыночных отношений в этой сфере входят широкие круги посредников, включая службы занятости, биржи труда, органы регистрации, лицензирования и аккредитации образовательных учреждений, образовательные фонды, ассоциации образовательных учреждений и предприятий, специализированные образовательные центры и др. Все эти субъекты содействуют эффективному продвижению образовательных услуг на рынке и могут выполнять такие функции, как информирование, консультирование, участие в организации сбыта образовательных услуг и ресурсной поддержки образования [8].
Находясь в сфере образования, следует считаться с теми законами, которым подчинена деятельность «большой экономики». Образование связано с рынком труда, ресурсов, информации, интеллектуальной собственностью, финансов. Каждый из них вносит свои изменения (помехи) в процесс создания интеллектуального продукта, включая качество образования. Рынок вмешивается в образовательный процесс. Законы спроса-предложения не допускают образования ниже по качеству [8].
Наличие цены образования (а образование, бесспорно, имеет цену) делает его настоящим рыночным продуктом.
3. Спрос на образовательные услуги
Спрос на образовательные услуги формируется со стороны их потребителей– конкретных индивидов, учреждений, организаций и различных хозяйствующих субъектов. Например, корпоративные программы обучения для многих современных компаний становятся неотъемлемым элементом их эффективной деятельности [3].
Как правило, в условиях равновесного конкурентного рынка на продукцию, в том числе на образовательные услуги, чем выше цена, тем ниже спрос. Теоретически при прочих равных условиях потребитель с ограниченным бюджетом откажется от приобретения услуг с высокой ценой, если ему будет предложен выбор альтернативных услуг такого же качества, но по более низкой цене. Часто российский потребитель не особенно задумывается о качестве услуг. Но на практике мы не всегда имеем равновесный конкурентный рынок, а особенности образовательных услуг таковы, что огромное значение имеет составляющая "имиджа в области качества", которым обладает образовательное учреждение. И нередко снижение образовательным учреждением цены на образовательную услугу потребителями воспринимается как свидетельство о невысоком её качестве и приводит к снижению спроса. Однако это соотношение будет другим, если речь идет о реализации престижных образовательных услуг. Потребители престижных образовательных услуг считают, что высокая цена обусловлена улучшением качества услуг [1, с. 394].
Основным инструментом исследования и установления цены на образовательные услуги является анализ зависимостей (кривых) спроса и предложения. Кривая спроса определяется зависимостью спроса на определенный вид образовательной услуги от цены её реализации. Соответственно кривая предложения показывает зависимость цены на услугу от количества аналогичных предложений подобной услуги на рынке. В точке пересечения этих кривых наступает равновесие, т.е. спрос равен предложению, и цена, соответствующая этой равновесной точке, является равновесной, т.е. она удовлетворяет и образовательное учреждение, и большинство граждан. Равновесная цена может успешно использоваться для формирования планов стратегического развития и совершенствования образовательного процесса, планирования финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения [1, с. 394].
Спрос на образовательные услуги отличается от спроса других благ постоянной востребованностью, обусловленной необходимостью получения субъектами общего и профессионального образования различных уровней. Рынок знаний имеет цикличность, связанную с демографическими сдвигами в национальной экономике. В России наблюдается тенденция снижения рождаемости и рост смертности («российский крест»), что, безусловно, сказывается на рынке образовательных услуг. Вместе с тем, имеет место рост потребностей в более качественных и современных образовательных услугах. Так, очевидной тенденцией стало получение второго высшего образования и развития интерактивных форм обучения.[3]
Спрос на рынке образовательных услуг особенно подвержен влиянию вкусов, запросов и предпочтений потребителей. Это связано с тем. Что непосредственные потребители на этом рынке- дети в возраст 6-7 лет и подростки в 14-15 лет не самостоятельны в своем выборе. Его осуществляют родители и родственники. Более независимы и индивидуальны в своем выборе абитуриенты 16-17 лет, но их выбор обязательно должен с финансовыми возможностями родителей. Происходит выбор между субъективными стремлениями индивидов получить то или иное образование и рациональными подходами к решению этой проблемы со стороны более старшего поколения.[4]
Спрос, а, соответственно, и цена на образовательные услуги зависят от широты выбора взаимодополняемых услуг. В качестве таковых в школах выступают группы продленного дня, факультативные занятия, семинары, проводимые по специально разработанным программам с привлечением вузовских преподавателей.
Отметим, что цена на образовательные услуги для отдельных групп потребителей не имеет значения. Если финансовое положение потребителей позволяет им обучаться на коммерческой основе, то при прочих равных условиях (цена, специальность, профессия, форма обучения) выбор будет сделан в пользу той образовательной структуры, услуги которой потребитель считает для себя полезными, наиболее полно удовлетворяющими его потребности и предпочтения.
На рынке образовательных услуг спрос не обнаруживает столь явной обратной зависимости от уровня цен, более того, при росте стоимости образования скорее наблюдается увеличение спроса. Подтверждение этому является высокий и постоянно растущий спрос на образовательные услуги столичных вузов. Сегодня имеет место достаточно стабильный или даже расширяющийся спрос на экономические и юридические образовательные услуги при постоянном росте цен на них. Однозначно, проявляется «эффект Гиффена»- увеличение спроса при росте цен, но наиболее очевиден он на монопольном рынке образовательных услуг, отличающихся своей уникальностью.[4]
Информация о работе Спрос на образовательные услуги и их предложение