Спрос на образовательные услуги и их предложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 18:40, контрольная работа

Описание работы

Потребители в лице учеников и их родителей, а на более высоких ступенях образования - специальные организации и фирмы, заинтересованные в квалифицированных работниках, стали тщательнее выбирать виды, формы, продолжительность образования. При этом, хотя критерии полезности образования сами для себя устанавливают индивидуальные потребители, планка среднего уровня качества образования все равно будет подниматься, так как уже работает конкуренция в сфере образования, подталкивающая вверх, отсеивается некачественный продукт образования.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие образовательной услуги……………...……………………………...5
2. Рынок образовательных услуг…………………………………………………8
3. Спрос на образовательные услуги…………………………………………… 9
4. Предложение образовательных услуг……………………………………….13
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованной литературы………

Файлы: 1 файл

referat_po_ekonomike.doc

— 91.00 Кб (Скачать файл)

Важным фактором спроса в данном сегменте рынка, определяющим цену услуг, являются доходы потребителей и их потребительски ожидания. Можно утверждать, что если сегодня в системе ценностей образование занимает одно из ведущих мест, то потребительские ожидания в связи с получением образования, его повышением или переквалификацией становятся определяющим фактором, а вовсе не доходы стремящихся к образованию потребителей. «Рост» последних достигается различными способами: взятием кредита на образование, помощью родственников, собственным трудоустройством.[3]

Большое значение в ценообразовании имеет такой фактор, как престижность образовательного учреждения, связанная с его приверженностью определенным традициям, высокому качеству образовательных услуг и элитарностью их предоставления. Престижность образовательных учреждений может быть объективно обусловленной  и подкрепляться соответствующим уровнем обучения в них, но, к сожалению, может быть искусственно раздутой удачным PR-ом (паблик-рилейшен).

Организация собственного тестирования при приеме в школу у многих родителей вызывает ощущение  избирательности учебного заведения, а открытие в вузах конъюктурных специальностей без должного уровня обеспечения образовательных стандартов порождает ажиотажный спрос на них.

Престижные учебные заведения, при прочих разных условиях, дают выпускнику большой шанс на рынке труда, хотя нередко не диплом, а реальный уровень знаний становится критерием в подборе рабочей силы и трудоустройстве.[4]

 

4. Предложение  образовательных услуг

Предложение на рынке образовательных услуг формируют различные образовательные структуры: государственные и муниципальные, а также негосударственные образовательные организации (частные, учреждения общественных и религиозных организаций). Объем, качество, дифференциация предоставляемых услуг являются прерогативой образовательных структур, определяемой на основе государственных образовательных стандартов. Последние устанавливают обязательный минимум содержания основных учебных программ, максимальный объем нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.[3]

Отметим, что предложение на рынке образовательных услуг зависит от сложившегося уровня рыночных цен и его динамики. При положительной динамике предложение услуг расширяется. В настоящее время предпринимательство, связанное с образовательными процессами и  технологиями, считается одним из наиболее прибыльных и  перспективных.

Предложение образовательных услуг при всем их многообразии не так динамично, как спрос на них. Для рынка этих услуг характерно постоянное неравновесное  состояние: здесь спрос всегда выше предложения, а посему цены постоянно растут. Их рост, по нашему мнению, определяет разрыв (степень несоответствия) спроса и предложения, что каждый год количественно подтверждается конкурсом среди поступающих, их числом на одно вакантное место. Отметим, что конкурсы стали характерны не только для высших и средних профессиональных учебных заведений, но и для общих средних образовательных учреждений (школ, гимназий и т.п.), что связано с ростом спроса на услуги конкретных образовательных структур. [4]

Существующие сегодня в России механизмы планирования предложения на рынке образования - т.е. планирования численности выпускаемых вузами специалистов- очевидно не работает.

По оценкам специалистов, во всем мире объемы предложения образовательных услуг растут весьма существенно, особенно в высшем и последипломном образовании, а в наиболее динамично развивающихся странах темп их ежегодного роста достигает 10-15%. Своим потенциалом и логикой развития сфера образования притягивает к себе все более пристальное внимание инвесторов.

На первый взгляд, в государственных вузах России сохраняется превышение спроса над предложением. По данным Государственного Комитета РФ по высшему образованию, в подведомственных ему вузах в 1993 г. в среднем было подано 180-190 заявлений о приеме на каждые 100 мест. В 1994 году конкурс вырос на 10-15%, однако надо учесть, что контрольные цифры приема были определены на 2,6% ниже, чем в 1993 году.

Уже несколько лет высокий уровень конкурентности удерживается по экономическим, языковым и правоведческим специальностям, а также по специальностям сферы обслуживания. В ряде ведущих столичных вузов конкурс по специальностям «мировая экономика», «финансы и кредит», «менеджмент» и «правоведение» достигал 7-8 человек на место. В ряде регионов, удаленных от столицы (например, в Бурятии) весьма значительным оказался конкурс по техническим специальностям; в других наблюдается всплеск интересов к педагогическому образованию.

Казалось бы, столь высокий уровень спроса на образовательные услуги не стимулирует потребности в их маркетинговом обеспечении.

 Вместе с тем  в целом за год количество  заявлений, поданных в вузы Госкомитета, снизилось на 5-8%. С трудностями  практически без конкурса был  проведен набор на специальности горно-металлургического, машиностроительного, химико-технологического профиля, в университетах - по математическим, химическим и особенно по физическим специальностям.

В то же  время разрешенный вузам платный набор абитуриентов оказался в целом по высшей школе России реализованным лишь на одну четверть (7% от планового набора). Это дает основания сделать вывод, что резервы предложения платных образовательных услуг еще существенно превышают возможности спроса.

Несколько иная, но не противоречащая этой картина наблюдается в негосударственных образовательных учреждениях. Здесь также на лицо мощный приток абитуриентов, особенно- по направлениям бизнес -образования, экономики, финансов, права- как в институты, так и в колледжи, лицеи, гимназии, образовательные центры. Причем в этом потоке оказываются и те, кто не был среди абитуриентов государственных вузов. Факта превышения спроса над предложением услуг здесь констатировать нельзя,- практически все абитуриенты, способные оплатить услуги, становятся студентами. Другое дело, что спрос часто оказывается неудовлетворенным уже в процессе обучения (по качественным и иным требованиям), вследствие чего предложение снова начинает превышать спрос, объявляются дополнительные наборы абитуриентов.

 

Заключение

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение осуществляет свою деятельность в интересах личности, общества и государства. Органы государственного управления образованием (министерства, департаменты, управления) достаточно конкретно формулируют свои требования к результатам деятельности образовательных учреждений, а руководители учреждений обеспечивают их выполнение. С интересами личности в образовании у руководителя учреждения возникают определенные сложности. Далеко не всегда люди (особенно дети) могут конкретно сформулировать свои образовательные потребности и нет отлаженных механизмов согласования интересов личности с возможностями образовательного учреждения.

 

Список использованной литературы

1. Егоршин А.П., Никандров Н.Д. Менеджмент, маркетинг и экономика образования.- Н. Новгород: НИМБ. 2004 г.

2. Котлер Ф. «Маркетинг, менеджмент», «Питер», 2006 г.

3. Макаров В. Контуры экономики знаний \\ Экономист, 2003г., №3-с. 6

4. Панкрухин А.П. «Маркетинг образовательных услуг», маркетинг в России и за рубежом, с. 7-8, 2003 г.

5. Попов Е.Н. «Услуги образования и рынок», Российский экономический журнал, №6, 1992 г.

6. Терюкова Т. Качество образования и рыночный процесс \\ Учитель. 2006. №1, с.4-9

7. Федеральный Закон от 13 января 1996 г. №12-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». (с изменениями от 16 ноября1997 г.,20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г.)

8. Щетинин В. «Рынок образовательных услуг в современной России», Школа,  №3, 1997 г.

9. Щетинин В.П. «Своеобразие российского рынка образовательных услуг», Мировая экономика и международные отношения, №11, 2007 г.

 

 

 


Информация о работе Спрос на образовательные услуги и их предложение