Спрос. Законы спроса. Кривая спроса. Индивидуальный и рыночный спрос

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 09:01, контрольная работа

Описание работы

В нашей стране существует рыночный механизм, который определяется как - механизм формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия субъектов рынка по поводу установления цен, объема производства и реализации товаров. Основными элементами рыночного механизма являются спрос, предложение, цена и конкуренция.
Мы же в контрольной работе рассмотрим элемент рынка – спрос. И так что же такое спрос?

Содержание работы

Спрос. Законы спроса. Кривая спроса. Индивидуальный и рыночный спрос.
Экономическая роль конкуренции. Принцип «невидимой руки».
Список используемой литературы.
Задача.

Файлы: 1 файл

микроэкономика оригинал.docx

— 90.52 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Спрос. Законы спроса. Кривая спроса. Индивидуальный и рыночный спрос.
  2. Экономическая роль конкуренции. Принцип «невидимой руки».
  3. Список используемой литературы.
  4. Задача.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Спрос. Законы спроса. Кривая спроса.

Индивидуальный  и рыночный спрос.

  В нашей стране существует рыночный механизм, который определяется как - механизм формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия субъектов рынка по поводу установления цен, объема производства и реализации товаров. Основными элементами рыночного механизма являются спрос, предложение, цена и конкуренция.

  Мы же в контрольной  работе рассмотрим элемент рынка  – спрос. И так что же  такое спрос?

    Спрос – это обобщающий термин, описывающий фактических и потенциальных покупателей товаров. Спрос можно рассматривать как форму проявления потребностей людей, обеспеченных денежным эквивалентом. Спрос выражает собой не всю совокупность потребностей, а лишь ту ее часть, которая подкреплена покупательской способностью людей, т.е. денежным эквивалентом. Можно иметь потребности, но не иметь денег, тогда нет особого смысла говорить о покупательском спросе. Таким образом, предполагается, что покупатели имеют не только желание, но и возможность заплатить за требуемое количество товара, если бы таковое имелось в наличии. Еще спросом можно назвать то количество товара, которое будет куплено потребителями по данной цене в определенных условиях места и времени.

   Так как спрос, является платежеспособной потребностью, то на практике может принимать различные виды:

  • Нерегулярный – спрос, основанный на сезонной, почасовой потребности (например, незагруженность транспорта днем, перегруженность в часы "пик").
  • Нерациональный – спрос на товары, которые вредны для здоровья или антисоциальны (сигареты, наркотики, огнестрельное оружие).
  • Отрицательный – спрос, когда большая часть рынка недолюбливает товар или услугу (прививки, медицинские операции).
  • Скрытый – спрос, возникающий тогда, когда многие потребители испытывают желание в чем-либо, но не могут его удовлетворить, так как товаров и услуг на рынке недостаточно (безвредные сигареты, безопасные жилые районы, экологически чистый автомобиль).
  • Падающий спрос – явление постоянное (снижается посещаемость музеев, театров и т.п.).

Различают также реализованный, неудовлетворенный, формирующийся, ажиотажный, престижный, импульсивный и другие виды спроса. Рыночный механизм позволяет  удовлетворять только те потребности, которые выражены через спрос. Помимо них в обществе есть и такие  потребности, которые нельзя отнести к спросу. К ним относятся блага и услуги коллективного пользования, которые  называются общественными товарами (охрана общественного порядка, национальная оборона, государственное управление и т.д.). И всеже в обществе с развитой рыночной экономикой преобладающая часть потребностей удовлетворяется через спрос.

   Неотъемлемой частью  спроса является цена. Цена – денежное выражение стоимости (ценности) товара. Величина цены товара зависит от стоимости (ценности) самого товара, а также от соотношения спроса и предложения. Цены устанавливаются под воздействием ряда экономических законов, прежде всего, закона стоимости, в соответствии с которым, в основе цены лежат общественно необходимые затраты труда. На величину цены влияет закон спроса и предложения. Механизм его действия на цену проявляется при несоответствии спроса и предложения товаров в сфере обмена.

  Спрос можно охарактеризовать  шкалой, которая отражает готовность  покупателей в данный отрезок  времени приобрести товар по  каждой из предложенных на рынке цен. При этом значение имеют объем спроса и цена спроса.

Объем спроса – это то количество товара, которое потребители согласны купить. Цена спроса – это максимальная цена, которую покупатели готовы заплатить за определенное количество товара.

    Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, существует определенное соотношение. Чем выше цена товара, тем меньшее его количество люди хотят купить, и наоборот, чем ниже цена, тем больше объем спроса на него. Подобную зависимость называют законом спроса. Закон спроса — при прочих равных условиях, чем ниже цена, тем больше величина спроса, и наоборот, чем выше цена, тем величина спроса меньше. Таким образом, между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость.

Обратная зависимость  объясняется следующими основными  причинами:

  • снижение цен увеличивает число покупателей;
  • снижение цен расширяет покупательную способность покупателей;
  • насыщение рынка приводит к снижению полезности дополнительных единиц товара, поэтому покупатели готовы покупать его только по более низким ценам.

Таким образом, при условии  неизменности прочих факторов, повышение  цены на товар ведет к соответствующему уменьшению величины спроса, а снижение цены, наоборот, обусловливает возрастание  величины спроса.

    Связь между ценой и объемом спроса на любой товар можно изобразить с помощью кривой. Такая кривая называется кривой спроса. Кривая спроса — графическое выражение зависимости между ценой товара и величиной спроса, которую предъявляет покупатель  на этот товар.

Кривая спроса (Dх) является нисходящей, убывающей, т.к. она отражает действие закона спроса, поскольку график показывает обратную  
зависимость между ценой товара (Рх) и величиной спроса на данный товар (Qx). На рисунке ниже мы видим, что падение цены с Р1 до Р2 ведет к росту объема спроса с Q1 до Q2.

До сих пор мы рассматривали  проблему с позиции одного единственного  потребителя. Однако на самом деле спрос на любой гипотетический товар (Рх) предъявляют не один, а несколько потребителей, и поэтому возникает необходимость определения двух новых понятий — «индивидуальный спрос» и «спрос рыночный».

  Индивидуальный спрос — спрос, предъявляемый отдельным покупателем (именно этот спрос мы рассматривали выше).

   Рыночный спрос — совокупность индивидуальных спросов. Чтобы получить величину рыночного спроса, необходимо просуммировать спросы индивидуальные. Переход от индивидуального спроса к рыночному спросу осуществляется посредством суммирования величин спроса, предъявляемого каждым отдельным потребителем при каждой возможной цене.

    Рассматривая понятие спрос, мы акцентировали внимание на влиянии изменения цены товара на величину спроса (ценовой фактор). При этом предполагалось, что меняется только цена товара, все же остальные факторы, которые могут оказывать влияние на спрос, т.е. неценовые факторы (вкусы потребителей, доходы домохозяйств, цены на другие товары и т. п.), остаются неизменными. Но каждый из этих факторов сказывается на спросе на товар Рх, и под воздействием этих факторов спрос может меняться. В частности, при неизменной рыночной цене товара потребители могут предъявлять спрос на большее или меньшее его количество.

    В том случае когда под влиянием изменения какого-то фактора величины спроса меняются при каждой данной цене, происходит смещение всей кривой спроса вправо или влево параллельно самой себе, обычно говорят, что произошло изменение спроса — спрос возрос или сократился.

   Если кривая D0 смещается вправо, спрос увеличивается. Если кривая D0 сместится влево, то спрос уменьшится. Неценовые факторы спроса иначе называются неценовыми детерминантами спроса.

    Наиболее существенное воздействие на поведение покупателей, а следовательно, и на сдвиг кривой спроса оказывают следующие неценовые факторы:

  1. Вкусы и предпочтения потребителей, т.е. например мода, реклама, качество потребляемых благ, обычаи, традиции и т. п. Если вкусы потребителей изменятся в пользу данного товара, то спрос на него увеличится, и кривая спроса сместится вправо.

   2. Уровень доходов населения. Увеличение дохода потребителей приводит к тому, что они предъявляют спрос на большее количество данного блага при каждой цене, т.е. спрос растет и кривая спроса смещается вправо из положения D0 в положение D1. Соответственно, снижение уровня доходов населения вызывает понижение спроса и сдвиг кривой спроса до положения D2.

  3. Цены на другие товары могут повлиять на изменение спроса на данный товар. В частности речь идет о ценах на взаимозаменяемые и взаимодополняющие друг друга товары. Взаимозаменяемые товары — товары, которые по своим потребительским свойствам похожи и могут быть заменены друг другом. Например, чай и кофе в некотором смысле являются заменителями; с повышением цены на кофе увеличивается спрос на чай. Таким образом, между ценой на один из взаимозаменяемых товаров и спросом на другой существует прямая зависимость.

   4. Ожидания потребителей. Если покупатели ожидают изменения цен на товары, повышения или понижения своих доходов, определенных действий правительства, затрагивающих доступность товаров, то это может повлиять на их желание приобретать товар в данный момент, а, следовательно, вызовет изменение спроса. Так, ожидания будущего повышения цены товара (инфляционные ожидания) подстегивают спрос, т. е. потребители стремятся приобрести товар в больших количествах сегодня, боясь потерять возможность его купить в будущем, когда цена на него возрастет. Результатом ажиотажного спроса будет смещение графика D вправо.

5. Эффект отложенного спроса  связан с существованием циклических  колебаний спроса во времени  — годовые, квартальные, недельные колебания. Так, в течение года имеют место три «пика» и три «провала» спроса. Первый «пик» — конец декабря — начало января (новогодние праздники), затем следует падение спроса. Второй «пик» — февраль — март — в России тоже приходится на праздники (23 Февраля, 8 Марта). Третий «пик» обычно приходится на август — сентябрь (период массовых отпусков, время подготовки к новому учебному году). Цикличность существует и в течение месяца — выделяют два «пика» — аванс и зарплату. В течение недели возрастание спроса наблюдается перед выходными.

  Итак, на спрос оказывают воздействие как цена (ценовой фактор), так и неценовые факторы. В этой связи не следует путать изменения в спросе, происходящие под действием ценовых и неценовых факторов. При изменении в спросе происходит сдвиг кривой спроса, поскольку в этом случае при каждой цене предъявляют спрос на иное (большее или меньшее) количество товара. Перемены в спросе могут произойти только в случае изменения неценовых факторов спроса. Когда же все неценовые факторы постоянны и не изменяются, а цена товара или увеличивается, или уменьшается, то мы от одного соотношения «цена—количество спрашиваемой продукции» при прочих равных условиях по закону спроса переходим к другому, новому соотношению «цена—количество спрашиваемой продукции». Соответственно, при снижении цены с Р1 до Р2 происходит смещение из точки А в точку В одной и той же кривой спроса. В подобных случаях вследствие действия закона спроса происходит лишь изменение величины (объема) спроса, перемещение вдоль кривой спроса.

 

 

 

 

    1. Экономическая роль конкуренции.

Принцип «невидимой руки».

      Конкуренция  - соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба за экономическое выживание и процветание еще называется законом рынка.

    Конкуренция (как и ее противоположность - монополия) может существовать только при определенном состоянии рынка. Основными параметрами состояния рынка, от которых зависят разные виды конкуренции (и монополии), являются:

  1. количество фирм (хозяйственных, промышленных, торговых предприятий, имеющих права юридического лица), поставляющих товары на рынок;
  2. свобода вхождения предприятия на рынок и выхода из него;
  3. дифференциация товаров (придание определенному виду товаров одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей - по качеству, фабричной марке, цвету и др.);
  4. участие фирм в контроле за рыночной ценой.

Классификация рыночного  соперничества в мировой экономике.

В зависимости от состояния рынка выделяют главные виды конкуренции:

Информация о работе Спрос. Законы спроса. Кривая спроса. Индивидуальный и рыночный спрос