Спрос. Законы спроса. Кривая спроса. Индивидуальный и рыночный спрос

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 09:01, контрольная работа

Описание работы

В нашей стране существует рыночный механизм, который определяется как - механизм формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия субъектов рынка по поводу установления цен, объема производства и реализации товаров. Основными элементами рыночного механизма являются спрос, предложение, цена и конкуренция.
Мы же в контрольной работе рассмотрим элемент рынка – спрос. И так что же такое спрос?

Содержание работы

Спрос. Законы спроса. Кривая спроса. Индивидуальный и рыночный спрос.
Экономическая роль конкуренции. Принцип «невидимой руки».
Список используемой литературы.
Задача.

Файлы: 1 файл

микроэкономика оригинал.docx

— 90.52 Кб (Скачать файл)
  • Свободная ("совершенная") конкуренция;
  • Соперничество между монополиями ("несовершенная" конкуренция);
  • Регулируемая конкуренция.

С учетом методов состязательности различают формы конкуренции:

  • Ценовая конкуренция;
  • Неценовая конкуренция.

Свободная конкуренция означает:

  1. На рынке имеется множество независимых фирм, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах;
  2. Никем и ничем не ограничен доступ на рынок и такой же выход из него всем желающим. Это предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации (умаления прав) и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке.
  3. Продукты определенного назначения одинаковы по важнейшим свойствам (не дифференцированы);
  4. Фирмы никак не участвуют в контроле за рыночными ценами.

 
Правила конкурентного поведения.

В каждом виде рынка конкуренция  часто выливается в "войну всех против всех". Такое всеобщее сражение ведется на трех фронтах. Один фронт  обнаруживается среди продавцов. Все они стремятся продать свои продукты подороже. Однако, когда соперничество меду ними обостряется, то побеждает тот, кто сбывает товары подешевле, чтобы стимулировать спрос. 
Другой развертывается среди покупателей, которые стремятся приобрести вещи по меньшей цене. Когда же между ними разгорается острая борьба, то побеждает (покупает больше) тот, кто предложил более высокую цену по сравнению с рыночной.

    Главный фронт "сражения" проходит между армией продавцов и армией покупателей, стоящих на противоположных позициях в отношении уровня цены. Сражение выигрывает та армия, которая больше сплочена и в итоге может навязать противнику свою цену.

   Конкуренция как рыночный регулятор закономерно воздействует на три явления:

  1. на изменение цен покупателей и продавцов;
  2. на нестабильное соотношение спроса и предложения, связанное с зонами избытка и недостатка благ;
  3. на отклонение рыночной цены от точки равновесия.

 

 

 

 

Установление  равновесной цены

Такое регулирование идет по двум основным направлениям.

  • Первое направление выражает объективную логику развития событий. Рыночная цена устанавливается на уровне, значительно превышающем точку равновесия. В этом случае предложение товаров превышает их спрос, а поэтому на рынке образуется зона перепроизводства благ (на рисунке - зона С2-Р-П2). В таких условиях устанавливается конкуренция среди продавцов. Сначала какая-то их часть, а затем и все снижают цену, которая начинает движение к точке равновесия. После массового снижения цен продукты раскупаются, а зона их перепроизводства исчезает.
  • Второе направление: события развиваются в противоположную сторону. Рыночная цена опускается ниже равновесной точки. Тогда спрос превышает предложение и, естественно, возникает зона нехватки товаров (на рисунке - зона П1-Р-С1). В этом случае обостряется конкуренция среди покупателей. Отдельные лица, а потом и все повышают цену и она движется по направлению к равновесной цене.

     Рост цен способствует появлению товаров на прилавках, а производители становятся более заинтересованы в расширении выпуска продукции повышенного спроса. В итоге зона товарного дефицита перестает существовать. Закон конкуренции оказывается законом более сильного воздействия на поведение субъектов рынка по сравнению с законами спроса и предложения. Свободная конкуренция как бы заставляет чрезмерно высокие и очень низкие цены двигаться к точке равновесия. Это центростремительное движение ведет к равенству противоборствующих сторон. Прямая причастность рыночной состязательности к образованию равновесной цены и равновесного количества товаров диктует правила конкурентной "игры".

  • Первое правило: фирмы должны учитывать уровень равновесной цены как норматив рационального хозяйствования, при нарушении которого фирма, установившая, скажем, очень высокую цену на свою продукцию ради получения большой величины прибыли, неизбежно сталкивается с затовариванием своих продуктов, не находящих сбыта. Тогда фирма вынуждена через какой-то промежуток времени снижать цены или даже прибегать к распродаже изделий по ценам, наиболее приемлемым для покупателей.
  • Второе правило: чтобы "обхитрить" равновесную цену, фирма продает свои изделия по общей для всех равновесной цене, но при этом старается затратить на единицу продукции меньше ресурсов и создавать товары по более низкой индивидуальной цене. Смелые и дальновидные предприниматели, рискуя своим имуществом, делают открытия большого хозяйственного значения: изобретают и внедряют новинки техники и технологии, находят более эффективные формы организации труда и производства, способы экономного использования ресурсов. Тем самым для всех прокладывается дорога к научно-техническому и экономическому прогрессу.
  • Третье правило: если обнаруживается, что индивидуальная цена фирмы на реализуемые товары выше равновесной цены из-за больших затрат на единицу продукции, то следует принимать энергичные меры по спасению предприятия. К таким мерам относится модернизация (обновление) техники и технологии, реконструкция производства (его перестройка по-новому). Если для этих преобразований нет необходимых средств, то придется закрывать предприятие.
  • Четвертое правило: при обострении борьбы соперники прибегают к методу ценовой конкуренции. Если позволяют средства, то иногда применяется демпинг - продажа продуктов по чрезвычайно низким (как их называют, "бросовым") ценам.

Конкуренцию невозможно оценить однозначно. Она выполняет троякую роль.

  1. Благодаря соперничеству утверждаются общественно нормальные условия производства и обращения;
  2. Конкуренция прокладывает дорогу всему новому, передовому;
  3. Разрушаются и устраняются с рыночной арены все неэффективные и отсталые хозяйства.

  В следствие всего можно сделать вывод, что конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Она имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам конкуренции можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество, высокую производительность труда, минимум издержек и т.д. Все это обеспечивает эффективность конкурентных рынков. К негативным последствиям конкуренции относятся: разорение и обнищание ряда производителей, чрезмерная дифференциация в условиях жизнедеятельности, порождение нечестных приемов, преступности, чрезмерной эксплуатации природных ресурсов, экологические нарушения и др.

   Именно труды Адама Смита положили начала современной экономике как науке, именно он впервые вывел закономерности взаимодействия таких основных сил на рынке, как спрос и предложение. Также Смитом был обоснован принцип невидимой руки.

    Принцип невидимой руки гласит, что рыночное равновесие будет установлено в точке пересечения предложения и спроса, при этом оно будет достигнуто автоматически благодаря воздействию потребителей и продавцов на рынке. Таким образом, Смит отвергает необходимость вмешательства власти в экономику как вредного для экономического развития и рыночных процессов инструмента. Согласно его утверждениям, в течении некоторого периода продавцы и покупатели будут изменять точки на своих кривых спроса и предложения, соответственно изменяя цены и количество покупаемых и продаваемых товаров, пока не дойдут до точки равновесия, после чего начнут стабильно совершать сделки на покупку-продажу равновесного количества товара по равновесной цене.

  К сожалению, принцип невидимой руки рынка, хотя и является теоретически абсолютно правильным и обоснованным, не находит подтверждения в современных экономических реалиях. Виной этому тот факт, что данный принцип работает лишь в условиях совершенной конкуренции, являющейся, по сути, чисто теоретической моделью, в которой на рынке действует бесконечно много продавцов и покупателей, и осуществляется купля-продажа абсолютно однородного товара. В реальной жизни достижение таких условий в принципе невозможно, поэтому принцип невидимой руки не пригоден для применения в современной экономике. Несмотря на это, принцип невидимой руки – это важная теоретическая наработка, и его понимание открывает перед изучающими экономику широкие возможности анализа рынков с учетом современных экономических реалий.


Информация о работе Спрос. Законы спроса. Кривая спроса. Индивидуальный и рыночный спрос