Сравнительно-правовой анализ института банкротства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 21:11, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования курсовой работы: выявить характер банкротства в целом с учетом современных российских условий; уделить внимание системному подходу к пониманию процесса банкротства и финансовому анализу как способу предотвращения кризисных ситуаций.
Я вижу важным рассмотреть исторический экскурс, сравнить ранее действовавшее законодательство о банкротстве с ныне действующим, а также роль своевременного финансового анализа предприятия как способа предупреждения банкротства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Банкротство в России: историко-правовой анализ…………………….....…4
Сравнительная характеристика законодательных актов РФ, регулирующих процедуру банкротства…………………………….………..…………….....10

Файлы: 1 файл

курсовая по институциональной экономике..docx

— 40.57 Кб (Скачать файл)

Все существующие в законодательстве различных стран подходы к  определению несостоятельности  должника можно свести к двум вариантам: в основе признания должника банкротом  предусматриваются либо принцип  его неплатежеспособности (исходя из анализа встречных денежных потоков), либо принцип неоплатности (исходя из соотношения активов и пассивов по балансу должника). Действовавший закон в качестве критерия несостоятельности использовал принцип неоплатности, что затрудняло и затягивало рассмотрение дел в ущерб интересам кредиторов, а главное, лишало арбитражные суды и кредиторов возможности применять процедуры несостоятельности (в том числе и внешнее управление для восстановления платежеспособности должника) к неплатежеспособным должникам, у которых стоимость имущества формально превышала общую сумму кредиторской задолженности Максим Ъ-Черниговский - Коммерсантъ, 18.06.2001г..

Следует отметить, что в  законодательстве некоторых государств используется такой критерий, как  неоплатность, требующий анализа  баланса должника (например, по германскому  законодательству критерием несостоятельности  должника наряду с неплатежеспособностью  признается и «сверхзадолженность», то есть недостаточность имущества должника для покрытия всех его обязательств), однако указанный критерий, как правило, применяется дополнительно к критерию неплатежеспособности (ликвидности) и служит главным образом основанием выбора процедуры, применяемой к неплатежеспособному должнику, - ликвидационной или реабилитационной.

По этому же пути пошел  и российский Закон «О несостоятельности (банкротстве)» 1998 года: должник - юридическое  лицо или предприниматель может  быть признан банкротом в случае его неплатежеспособности, но наличие  у него имущества, превышающего общую  сумму кредиторской задолженности, является свидетельством реальной возможности  восстановить его платежеспособность и, следовательно, может служить  основанием для применения к должнику процедуры внешнего управления. В отношении же несостоятельности физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, будет применяться принцип неоплатности, то есть превышения кредиторской задолженности над стоимостью их имущества Телюкина М.В. Особенности нового законодательства о несостоятельности (банкротстве) //Законодательство. - 1999. - №1..

Итак, в январе 1998 года юридическая  общественность, российские предприниматели  получили для изучения новый Закон  «О несостоятельности (банкротстве)». Он был подписан Президентом РФ 8 января 1998 г. и опубликован в «Российской  газете» 20 и 21 января. С марта 1998 года этот Закон уже применяться на практике.

Принятый Федеральный  закон «О несостоятельности (банкротстве) Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 08.01.98 № 6-ФЗ СЗ РФ 1998 №2« значительно отличался от действовавшего ранее Закона РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» и включал в себя целый ряд  положений, являющихся новыми для российского законодательства.

По сравнению с Законом  от 19 ноября 1992 г. «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» объем его  вырос более чем в три раза. Усложнился и расширился понятийный аппарат, внесено много уточнений  процессуального характера, появилось  много принципиально новых норм материального права.

По структуре новый  Закон стал содержательнее и последовательнее прежнего. Нет сегодня тех смешений процессуальных и материальных норм, которые были характерны для Закона от 19 ноября 1992 г. Например, нормы глав 1, 2, 4 направлены на урегулирование материально-правовых вопросов. Глава 3 «Разбирательство дел  о банкротстве в арбитражном  суде» целиком посвящается особенностям рассмотрения дел о банкротстве  арбитражными судами. Здесь логически  последовательно излагаются процессуальные правила, начиная с вопросов подведомственности и подсудности ст. 29, кончая распределением судебных расходов ст. 54. Не смущает  при этом и очень разный объем  выделенных глав. Например, глава 2 состоит  всего из двух статей. Между тем  ее выделение представляется оправданным, так как речь в ней идет о  досудебных процедурах: предупредительных  мерах и досудебной санации. В  старом же законе санация рассматривалась  как одна из реорганизационных процедур, производимых судом Максим Рубченко - Эксперт, 26.03.2001г«.

Новый Закон в отдельных  параграфах отразил особенности  процедуры банкротства для сельскохозяйственных организаций, страховых организаций, профессиональных участников рынка  ценных бумаг, граждан, в том числе  индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств. Закон особо  регулирует банкротство гражданина и банкротство индивидуального  предпринимателя. Здесь можно усмотреть  некоторое противоречие в содержании нового Закона о банкротстве с  Гражданским кодексом РФ. Статья 25 ГК, отражая особенности правового  статуса индивидуального предпринимателя, предусматривает именно для последнего, в отличие от неплатежеспособного  гражданина, не осуществляющего предпринимательской  деятельности, возможность признания (или объявления) несостоятельным (банкротом). Новый Закон расширяет круг субъектов, закрепляя возможность признания  банкротом гражданина, не являющегося  индивидуальным предпринимателем (ст. 152). При этом ст. 185 Закона устанавливает, что данные нормы будут введены  в действие с момента внесения соответствующих изменений в ГК.

Другая характеристика, о  которой необходимо сказать, касается понятийного аппарата. Основные понятия  содержит ст. 2 нового Закона. Уточнения  коснулись, например, арбитражного управляющего, который сегодня может выступать  в трех лицах: временного, внешнего и конкурсного (ст. 2). В уточненном варианте приводится и определение  самого банкротства. По новому Закону, Банкротство с позиций законодателя, - это признанная арбитражным судом  или объявленная должником неспособность  должника в полном объеме удовлетворить  требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей Интернет-пресс-конференция Георгия Таля: 25.01.2003.

Сама формулировка представляется более совершенной и отточенной по сравнению с той, которая содержалась  в ст. 1 Закона от 19 ноября 1992 г.

Кроме самого определения, новый  Закон (ст. 3) содержит признаки банкротства. Здесь уточняется срок неисполнения должником обязательств, который  составляет 3 месяца (с момента наступления  даты исполнения). Кроме того, для  гражданина вводится дополнительный признак: превышение суммы обязательств над  стоимостью принадлежащего ему имущества. Еще один признак, имеющий содержательное значение, сформулирован в ст. 5. Он касается размеров задолженности. В  соответствии с ним дело о банкротстве  может быть возбуждено арбитражным  судом, если требования к должнику - юридическому лицу составляют не менее 100000 рублей, а к должнику - гражданину - не менее 10000 рублей. Таким образом, российский закон кроме факта  неплатежей и временного их отрезка  устанавливает и минимальную задолженность.

Аналогичный подход содержит законодательство Англии (там минимальная  задолженность составляет 750 фунтов стерлингов), в отличие от права  Франции, где достаточно формального  признака несостоятельности - прекращения платежей.

Претерпели изменение  и нормы, касающиеся процедуры банкротства, или так называемый процессуальный плюрализм. Закон от 19 ноября 1992 г. делил их на реорганизационные, ликвидационные и мировое соглашение. Реорганизация включала внешнее управление и санацию, а ликвидация предполагалась в процессе конкурсного производства. Новый Закон не употребляет терминов «реорганизация» и «ликвидация». Статья 23 выделяет четыре процедуры для юридических лиц и две для должников - граждан. Общими являются конкурсное производство и мировое соглашение. Для юридических лиц им предшествуют наблюдение и внешнее управление. Представляется вполне оправданным, что более десяти статей нового Закона посвящаются процедуре наблюдения (гл. 4).

Принятый Закон подробно останавливается на процедуре конкурсного  производства. Достаточно внимания новый  Закон уделил и мировому соглашению. Ему посвящена глава 7, включающая десять статей, подробно раскрывающих форму, содержание и правовые последствия  заключенного мирового соглашения.

Ввиду качественного изменения  рынка и рыночных отношеий в Российской Федерации возникла необходимость совершенствования законодательства, регулирующего правоотношения, возникющие между субъектами, ввиду банкротства какого-либо из них. Опираясь на практический опыт существующего законодательства 26 октября 2002 года был принят Федеральный закон №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Закон 2002 года, как и закон 1998 года содержит 12 глав, однако из ныне действующего закона (2002 года) исключена  глава «Добровольное объявление о банкротстве должника» и  добавлена глава «Финансовое  оздоровление». Большинство из статей претерпели существенные изменения, ряд  глав был дополнен новыми статьями, определениями и понятиями.

Закон «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 г., намного содержательнее своего предшественника. Новый Закон  состоит из 233 статей и 12 глав соответственно. Разделение Закона по главам построено по следующему принципу: глава 1 - общие положения, глава 2 - предупреждение банкротства, глава 3 - разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде, глава 4 - наблюдение, глава 5 - внешнее оздоровление, глава 6 - внешнее управление, глава 7 - конкурсное производство, глава 8 - мировое соглашение, глава 9 - особенности банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц, которая в свою очередь разделена на параграфы, каждый из которых регулирует особенности банкротства отдельных видов юридических лиц, глава 10 - банкротство гражданина, глава 11 - упрощенные процедуры банкротства, и наконец, глава 12 - содержит в себе заключительные положения.


Информация о работе Сравнительно-правовой анализ института банкротства