Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 05:46, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие роли и особенностей антимонопольной политики государства.
Достижению цели будет способствовать последовательное решение следующего ряда задач:
Изучить теоритические основы антимонопольной политики .
Раскрыть сущность и функции антимонопольной политики.
На примере зарубежных стран и России рассмотреть антимонопольную политику на современном этапе.
Показать перспективы антимонопольной политики.
Введение.……………………………………………………………………………………………………………………………
Теоритические основы антимонопольной политики и государства……………………………….
Сущность и функции антимонопольной политики……………………………………………………
Инструменты (методы) антимонопольной политики……………………………………………….
Направления антимонопольной политики………………………………………………………………..
Антимонопольная политика на современном этапе………………………………………………………
2.1 Особенности регулирования монополий в России……………………………………………………
2.2 Зарубежный опыт антимонопольной политики………………………………………………………..
2.3 Перспективы развития антимонопольной политики………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………………………………………………………….
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Тюменский государственный нефтегазовый университет»
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
на тему:
Сравнительный анализ антимонопольной политики в разных странах.
по дисциплине: Экономическая теория
студентка гр. Мб 11-3
Зырянова Юлия Сергеевна.
Тюмень 2011
Содержание.
Введение.………………………………………………………
Теоритические основы антимонопольной политики и государства……………………………….
Антимонопольная политика на современном этапе………………………………………………………
2.1 Особенности регулирования монополий в России……………………………………………………
2.2 Зарубежный
опыт антимонопольной политики……………………………………………………….
2.3 Перспективы развития антимонопольной политики………………………………………………..
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Исторически сложилось так, что длительное
время на рынках экономически развитых
стран преобладали многочисленные и относительно
небольшие предприятия. Но с середины
19 века ситуация начинает меняться. Рост
промышленности сопровождается концентрацией
производства, соответственно, более крупные
предприятия ведут себя на рынке совсем
не так, как многочисленные мелкие предприниматели.
положительно, но и отрицательное влияние на экономику страны. Исходя из этого, государства, пытаясь компенсировать несовершенства рынка, прибегают к различным методам и приемам антимонопольного регулирования. Для этого противодействия монополизации рынков и защиты конкуренции государства:
В связи с этим, проблема антимонопольного регулирования и разработка методов государственной поддержки конкуренции очень значима для решения важнейших экономических проблем, возникающих в процессе развития любой страны. Таким образом, изучение вопроса антимонопольной политики представляется актуальным для всех государств.
Целью данной работы является раскрытие роли и особенностей антимонопольной политики государства.
Достижению цели будет способствовать последовательное решение следующего ряда задач:
Структурно работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе данной работы рассматриваются теоретические основы антимонопольной политики государства, раскрываются сущность и функции антимонопольной политики, изучаются направления.
Вторая глава посвящена изучению антимонопольной политики на современном этапе, как в России так и за рубежом.
В существующей литературе по проблеме представлены различные взгляды специалистов на антимонопольное регулирование и поддержку конкуренции. В основном исследователи подробно остановились на вопросе антитрестовой политики в США и действительно, данная тема разрабатывается с 1890 года, а в России первые неудачные попытки создания такого законодательства были предприняты только перед первой мировой войной. Различные подходы к изучению антимонопольного законодательства в России и за рубежом образуют возможность для сравнения данной проблемы. Многообразие точек зрения западных стран. Это проблема всесторонне исследовалась в отечественной и в зарубежной литературе. Из зарубежных исследований можно выделить работы Леле, Милинд и Макконнела К.Р. среди российских авторов глубоко раскрыли эту тему Авдашева С. и Князева И.В.
Глава 1. Теоритические основы антимонопольной политики и государства.
Конкурентное право (антимонопольное право) — совокупность правовых норм, нормативных актов, направленных на ограничение свободы предпринимательской деятельности и свободы договора экономически влиятельных компаний. Наиболее часто ограничения затрагивают создание картелей или других механизмов поддержания цен и раздела рынков; крупные слияния и действия, которые могут существенно увеличить возможность продавца влиять на цену. На данный момент антимонопольные законы существуют в большинстве стран мира.
По мнению сторонников антимонопольного законодательства, оно защищает экономические интересы потребителей и способствует экономическому развитию. По мнению противников, антимонопольное законодательство является системой нарушения прав собственности и нередко или даже обычно приводит к негативным последствиям для потребителей и экономики в целом.
Первый в современной истории антимонопольный закон был принят в 1889 году в Канаде . Годом позже в США был принят Акт Шермана.
На уровне отдельных регионов антимонопольные законы появились еще раньше — в отдельных штатах США. Инициаторами их утверждения становились такие организации как Альянс фермеров Миссури. Они объединяли производителей, обеспокоенных ростом конкуренции со стороны более крупных и эффективных ферм. Увеличение рыночной доли, занятой крупными хозяйствами, преподносилась как опасная концентрация, ведущая к монополизации рынка. В то же время рыночная концентрация сопровождалась не сокращением производства и ростом цен, в чем обвиняли «монополистов», а прямо противоположными явлениями. Так, пшеница в 1889 году стоила на 35 % дешевле, чем десятью годами ранее, свинина за 1883—1889 гг. упала в цене на 19 %, говяжья вырезка — на 39 %, скот в живом весе за пять лет подешевел на 28,8 %. Поголовье скота в США на протяжении 1880-х годов увеличилось примерно на 50 %.
Аналогичной была и ситуация на федеральном уровне. Сенатор Джон Шерман, добившийся принятия антимонопольного законодательства в США, обвинял тресты в ограничении выпуска для повышения цен. Как показывает его переписка с представителями мелких нефтяных компаний, в реальности Шерман защищал именно интересы тех предпринимателей, которые страдали от падения цен, в частности, от удешевления нефтепродуктов, вызванного применением цистерн при транспортировке нефти. В частности, он лоббировал закон, запрещающий железным дорогам предоставлять скидки на перевозку нефти в цистернах, а не в бочках.
Среди отраслей, которые в Конгрессе считались монополизированными, были производство нефти, сахара, рельсов, свинца, цинка, джута, угля и хлопкового масла. Но во всех перечисленных отраслях, о которых доступны соответствующие данные, производство между 1880 и 1890 гг. росло быстрее, чем американское производство в целом. ВНП США за данный период вырос в реальном выражении на 24 %, а в номинальном на 16 %. Что же касается выпуска в отраслях, где были образованы тресты, то в номинальном измерении он вырос за это время на 62 %, а в реальном — на 175 %. Таким образом, тресты обеспечивали рост производства и снижение цен.
Антимонопольное законодательство в России
Основой российского антимонопольного законодательства является Федеральный закон (Россия) «О защите конкуренции». Закон содержит ограничения свободы предпринимательской деятельности и свободы договора для хозяйствующих субъектов, которые занимают доминирующее положение. Наличие последнего устанавливается на основе определения доли компании в общих продажах на рынке или определения совокупной доли, которую занимают на рынке несколько крупнейших (в смысле объема продаж) компаний.
Таким субъектам при некоторых исключениях запрещается:
1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;
2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;
3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;
4) экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства;
5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара;
6) экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;
7) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;
8) создание дискриминационных условий;
9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;
10) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Наряду с этим федеральный закон «О защите конкуренции» вводит контроль за слияниями организаций, продажей и покупкой крупных пакетов акций компаний, а также запрет на согласование цен между хозяйствующими субъектами, раздел рынка и некоторые другие практики.
Контроль за экономической концентрацией
Контроль за экономической концентрацией состоит в контроле антимонопольных органов за приобретением активов экономически-значимыми компаниями. Такой контроль в той или иной форме существует в большинстве стран, имеющих антимонопольное законодательство. В частности, из обследованных Министерством юстиции США 80 стран, имеющих антимонопольное законодательство, около 60 осуществляют контроль за слияниями. При этом детали режима контроля могут отличаться в зависимости от страны и типа сделок. Контроль может быть предварительным (компании подают сведения о сделках в антимонопольные органы до завершения этих сделок) или последующим (после совершения сделок). Кроме этого, подача уведомления может быть обязательной или добровольной. Так, в Австралии, в которой не существует процедуры обязательного уведомления, компания, тем не менее, может предпочесть получить иммунитет от возможного судебного преследования и предварительно подать заявку для формального утверждения.
1.2 Сущность и функции антимонопольной политики.
Сущность антимонопольной политики состоит в непрерывной деятельности соответствующих органов государственного управления, как по демонополизации экономики, так и по регулированию монополий. Демонополизация экономики - это политика государства, направленная прежде всего на разработку системы мер, ограничивающих слияние фирм и иные межфирменные соглашения. С этой целью в различных странах принимаются соответствующие законы: например первый антимонопольный законодательный акт (закон Шермана) принятый в США в 1890 году. Важнейшими составляющими политики демонополизации являются: деконцентрация сложившихся монополий, а также развитие конкуренции в монополизированных отраслях.
Политика демонополизации экономики едва ли может быть эффективной, если не будет постоянно подкрепляться регулированием деятельности монополий, под которым понимается система мер государства, направленных на оптимизацию деятельности существующих монополий и некоторое ограничение рыночной власти.
Информация о работе Сравнительный анализ антимонопольной политики в разных странах