Сравнительный анализ антимонопольной политики в разных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 05:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие роли и особенностей антимонопольной политики государства.
Достижению цели будет способствовать последовательное решение следующего ряда задач:
Изучить теоритические основы антимонопольной политики .
Раскрыть сущность и функции антимонопольной политики.
На примере зарубежных стран и России рассмотреть антимонопольную политику на современном этапе.
Показать перспективы антимонопольной политики.

Содержание работы

Введение.……………………………………………………………………………………………………………………………
Теоритические основы антимонопольной политики и государства……………………………….
Сущность и функции антимонопольной политики……………………………………………………
Инструменты (методы) антимонопольной политики……………………………………………….
Направления антимонопольной политики………………………………………………………………..
Антимонопольная политика на современном этапе………………………………………………………
2.1 Особенности регулирования монополий в России……………………………………………………
2.2 Зарубежный опыт антимонопольной политики………………………………………………………..
2.3 Перспективы развития антимонопольной политики………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по Экономической теории. (1).docx

— 132.18 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Тюменский государственный  нефтегазовый университет»

 

 

 

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

на тему:

Сравнительный анализ антимонопольной политики  в разных странах.

по дисциплине: Экономическая теория

                                                                                                  

 

 

                                                                                                                                                     Выполнила

студентка гр. Мб 11-3

Зырянова  Юлия Сергеевна.

 

                                                                                                                               Проверил

                                                                                                                 Преподаватель

                                                                                                                   Махмудова М.М.  

 

 

Тюмень 2011

Содержание.

Введение.……………………………………………………………………………………………………………………………

Теоритические основы антимонопольной политики и государства……………………………….

                    1. Сущность и функции антимонопольной политики……………………………………………………
                    2. Инструменты (методы) антимонопольной политики……………………………………………….
                    3. Направления антимонопольной политики………………………………………………………………..

Антимонопольная политика на современном этапе………………………………………………………

2.1 Особенности  регулирования монополий в России……………………………………………………

2.2 Зарубежный  опыт антимонопольной политики………………………………………………………..

2.3 Перспективы  развития антимонопольной политики………………………………………………..

Заключение………………………………………………………………………………………………………………………..

Список литературы…………………………………………………………………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

     Исторически сложилось так, что длительное время на рынках экономически развитых стран преобладали многочисленные и относительно небольшие предприятия. Но с середины 19 века ситуация начинает меняться. Рост промышленности сопровождается концентрацией производства, соответственно, более крупные предприятия ведут себя на рынке совсем не так, как многочисленные мелкие предприниматели.                                                                                           Действие рыночной конкуренции, свободного рынка неизбежно порождает монополию, которая меняет условия конкурентной борьбы, под удар  ставятся механизмы  функционирования рыночной системы. И становится очевидным, что монополии оказывают не только  

положительно, но и отрицательное влияние на экономику страны. Исходя из этого, государства, пытаясь компенсировать несовершенства рынка, прибегают к различным методам и приемам антимонопольного регулирования. Для этого противодействия монополизации рынков  и защиты конкуренции государства:

                    1. Разрабатывают законы, на основе которых можно выявлять и наказывать фирмы, уличенные в монополизации;
                    2. Создают организации. Которые следят за развитием событий на рынках и выявляют случаи их монополизации;
                    3. Помогают созданию новых фирм, которые могут противодействовать монополизации рынков.

       В связи с этим, проблема антимонопольного регулирования и разработка  методов государственной поддержки конкуренции очень значима для решения важнейших экономических проблем, возникающих в  процессе развития любой страны. Таким образом, изучение  вопроса антимонопольной политики представляется актуальным  для всех государств.

      Целью данной работы  является раскрытие роли и особенностей антимонопольной политики государства.

 Достижению цели будет способствовать последовательное решение следующего ряда задач:

                    • Изучить теоритические основы антимонопольной политики .
                    • Раскрыть сущность и функции антимонопольной политики.
                    • На примере зарубежных стран и России рассмотреть антимонопольную политику на современном этапе.
                    • Показать перспективы антимонопольной политики.

 

Структурно  работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе данной работы рассматриваются теоретические основы  антимонопольной политики государства, раскрываются сущность и функции антимонопольной политики,  изучаются направления.

Вторая  глава посвящена изучению антимонопольной политики на современном этапе, как в России так и за рубежом.

 

 

 

В существующей литературе  по проблеме представлены различные взгляды специалистов  на антимонопольное регулирование и поддержку конкуренции. В основном исследователи подробно остановились на вопросе антитрестовой  политики в   США и  действительно, данная тема разрабатывается с 1890 года, а в России первые неудачные попытки создания такого законодательства были предприняты только перед  первой мировой войной. Различные подходы к изучению антимонопольного законодательства в России и за рубежом образуют возможность для сравнения данной проблемы. Многообразие точек зрения западных  стран. Это проблема всесторонне исследовалась в отечественной и в зарубежной литературе. Из  зарубежных исследований  можно выделить работы  Леле, Милинд и Макконнела К.Р.  среди российских авторов глубоко раскрыли эту тему Авдашева С.  и Князева И.В.

 

 

Глава 1. Теоритические  основы антимонопольной политики и государства.

Конкурентное  право (антимонопольное право) — совокупность правовых норм, нормативных актов, направленных на ограничение свободы предпринимательской деятельности и свободы договора экономически влиятельных компаний. Наиболее часто ограничения затрагивают создание картелей или других механизмов поддержания цен и раздела рынков; крупные слияния и действия, которые могут существенно увеличить возможность продавца влиять на цену. На данный момент антимонопольные законы существуют в большинстве стран мира.

По мнению сторонников антимонопольного законодательства, оно защищает экономические интересы потребителей и способствует экономическому развитию. По мнению противников, антимонопольное законодательство является системой нарушения прав собственности и нередко или даже обычно приводит к негативным последствиям для потребителей и экономики в целом.

Первый в современной истории антимонопольный закон был принят в 1889 году в Канаде . Годом позже в США был принят Акт Шермана.

На уровне отдельных регионов антимонопольные законы появились еще раньше — в отдельных штатах США. Инициаторами их утверждения становились такие организации как Альянс фермеров Миссури. Они объединяли производителей, обеспокоенных ростом конкуренции со стороны более крупных и эффективных ферм. Увеличение рыночной доли, занятой крупными хозяйствами, преподносилась как опасная концентрация, ведущая к монополизации рынка. В то же время рыночная концентрация сопровождалась не сокращением производства и ростом цен, в чем обвиняли «монополистов», а прямо противоположными явлениями. Так, пшеница в 1889 году стоила на 35 % дешевле, чем десятью годами ранее, свинина за 1883—1889 гг. упала в цене на 19 %, говяжья вырезка — на 39 %, скот в живом весе за пять лет подешевел на 28,8 %. Поголовье скота в США на протяжении 1880-х годов увеличилось примерно на 50 %.

Аналогичной была и ситуация на федеральном уровне. Сенатор Джон Шерман, добившийся принятия антимонопольного законодательства в США, обвинял тресты в ограничении выпуска для повышения цен. Как показывает его переписка с представителями мелких нефтяных компаний, в реальности Шерман защищал именно интересы тех предпринимателей, которые страдали от падения цен, в частности, от удешевления нефтепродуктов, вызванного применением цистерн при транспортировке нефти. В частности, он лоббировал закон, запрещающий железным дорогам предоставлять скидки на перевозку нефти в цистернах, а не в бочках.

Среди отраслей, которые в Конгрессе считались монополизированными, были производство нефти, сахара, рельсов, свинца, цинка, джута, угля и хлопкового масла. Но во всех перечисленных отраслях, о которых доступны соответствующие данные, производство между 1880 и 1890 гг. росло быстрее, чем американское производство в целом. ВНП США за данный период вырос в реальном выражении на 24 %, а в номинальном на 16 %. Что же касается выпуска в отраслях, где были образованы тресты, то в номинальном измерении он вырос за это время на 62 %, а в реальном — на 175 %. Таким образом, тресты обеспечивали рост производства и снижение цен.

 

Антимонопольное законодательство в России

 

Основой российского антимонопольного законодательства является Федеральный закон (Россия) «О защите конкуренции». Закон содержит ограничения свободы предпринимательской деятельности и свободы договора для хозяйствующих субъектов, которые занимают доминирующее положение. Наличие последнего устанавливается на основе определения доли компании в общих продажах на рынке или определения совокупной доли, которую занимают на рынке несколько крупнейших (в смысле объема продаж) компаний.

Таким субъектам при некоторых исключениях запрещается:

1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

3) навязывание  контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;

4) экономически  или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства;

5) экономически  или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара;

6) экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

7) установление  финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;

8) создание  дискриминационных условий;

9) создание  препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

10) нарушение  установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Наряду с этим федеральный закон «О защите конкуренции» вводит контроль за слияниями организаций, продажей и покупкой крупных пакетов акций компаний, а также запрет на согласование цен между хозяйствующими субъектами, раздел рынка и некоторые другие практики.

Контроль  за экономической концентрацией

Контроль  за экономической концентрацией состоит в контроле антимонопольных органов за приобретением активов экономически-значимыми компаниями. Такой контроль в той или иной форме существует в большинстве стран, имеющих антимонопольное законодательство. В частности, из обследованных Министерством юстиции США 80 стран, имеющих антимонопольное законодательство, около 60 осуществляют контроль за слияниями. При этом детали режима контроля могут отличаться в зависимости от страны и типа сделок. Контроль может быть предварительным (компании подают сведения о сделках в антимонопольные органы до завершения этих сделок) или последующим (после совершения сделок). Кроме этого, подача уведомления может быть обязательной или добровольной. Так, в Австралии, в которой не существует процедуры обязательного уведомления, компания, тем не менее, может предпочесть получить иммунитет от возможного судебного преследования и предварительно подать заявку для формального утверждения.

 

1.2 Сущность  и функции антимонопольной политики.

Сущность  антимонопольной политики состоит в непрерывной деятельности соответствующих  органов государственного управления, как  по демонополизации экономики, так и по регулированию монополий. Демонополизация экономики - это политика государства, направленная прежде всего на разработку системы мер, ограничивающих слияние фирм и иные межфирменные соглашения. С этой целью в различных странах принимаются соответствующие законы: например первый  антимонопольный законодательный акт (закон Шермана) принятый в США в 1890 году. Важнейшими  составляющими  политики демонополизации являются: деконцентрация  сложившихся монополий, а также развитие конкуренции в монополизированных отраслях.

Политика  демонополизации экономики едва ли может быть эффективной, если не будет постоянно подкрепляться регулированием деятельности монополий, под которым понимается система мер государства, направленных на оптимизацию деятельности существующих монополий и некоторое ограничение рыночной власти.

Информация о работе Сравнительный анализ антимонопольной политики в разных странах