Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 11:11, курсовая работа
Одной из главных проблем переходного периода российской экономики, не разрешенных до настоящего времени, является формирование конкурентных рынков в условиях спада производства и кризиса неплатежей, охвативших все отрасли промышленности и регионы Российской Федерации, в том числе, сферу естественных монополий. Предприятия естественных монополий, в комплексе образующие производственную инфраструктуру государства, являются базой для оживления и дальнейшего развития отечественной промышленности, развития реального сектора экономики. Поэтому задача обеспечения их финансовой устойчивости приобретает особую важность.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
Глава 1. Понятие естественной монополии. . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1.1 Сущность монополии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1.2 Черты монополии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.3 Виды монополии (естественная и искусственная). . . . . . . . 9
Глава 2. Характеристика Российских монополий. . . . . . . . . . . .11
2.1 История возникновения и развитие монополии в России. 11
2.2 Современные монополии в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2.3 Спрос на продукт монополиста. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .32
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.
Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.
Что является причиной появления и развития монополистических тенденций? По этому вопросу в экономической литературе существуют две точки зрения. По первой монополизм трактуется как случайный, не свойственный рыночному хозяйству. Что касается другой точки зрения, то монополистические образования определяются как закономерные. Один из сторонников таких взглядов — английский экономист А. Пигу. Он настаивает на том, что “монополистическая власть не возникает случайно”.
Глава 2.Характеристика Российской монополии.
2.1 История возникновения и развития монополии в России.
Монополии появились и в
России, но их развитие было своеобразным.
Первые монополии образовались в 80-х годах
19 века (Союз рельсовых фабрикантов и др.).
Своеобразие развития заключалось в непосредственном
вмешательстве государственных органов
в создание и деятельность монополий в
отраслях, обеспечивавших нужды государственного
хозяйства, или имевших особое значение
в его системе (металлургия, транспорт,
машиностроение, нефтяная и сахарная промышленность).
Это привело к раннему возникновению государственно-
В годы первой мировой войны 1914-18 г.г. прекратилась деятельность ряда локальных монополий, но в целом война увеличила число монополий и их мощь. Возникли крупнейшие концерны Второва, Путилова-Стахеева, Батолина, бр. Рябушинских. Особенно развивались монополии связанные с военным производством. Российский монополистический капитализм существовал на основе сращивания монополий с государственными органами (металлургический комбинат, Джутовый синдикат и др.), а также в форме “принудительных объединений” по инициативе и при участие правительства (организации Ванкова, Ипатьева, Киевская организация производства колючей проволоки и др.). Монополии были ликвидированы в результате Октябрьской революции в ходе национализации промышленности и банков. Советское государство частично использовало учетные и распределительные органы монополий при создании органов управления народным хозяйством. При переходе России к рынку вновь возникли монополии и проблемы связанные с ними. В российской промышленности, в данный момент, существуют четыре тысячи предприятий – монополистов и их продукция составляет 7% от общего числа. Из них естественных монополий – 500. Классическим примером естественных монополий на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки, а также отдельные под отрасли связи, а на региональном уровне – коммунальные услуги, включая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и т.д.; такие отрасли либо регулируют, либо они находятся в государственной собственности. Но следует заметить, что во многих странах в последние годы сфера и масштабы государственного регулирования существенно сократились как в связи с технологическими нововведениями, так и в результате появления новых подходов к формированию и регулированию соответствующих рынков.
Прибыли, получаемые
Исключительные права,
Патенты и авторские права. Патенты и авторские права обеспечивают создателям новых продуктов или произведений искусства, литературы, музыки etc исключительные права на продажу, использование, предоставление лицензии на использование их изобретений и творений. Патенты могут выдаваться на производственные технологии. Но патенты и авторские права обеспечивают монопольные позиции лишь на ограниченное количество лет, в зависимости от местного законодательства. После окончания срока действия патента барьер для входа в отрасль исчезает. Идея патентов и авторских прав стимулирует фирмы и отдельные личности к изобретению новых продуктов, так как изобретателю заранее гарантируются эксклюзивные права на реализацию продукта.
Уникальные способности и знания также могут создать монополию. Так певцы, художники, спортсмены обладают монополией на использование своих услуг. Фирма, обладающая технологическим секретом, при условии, что другие фирмы не могут воспроизвести данную технологию, обладает монополией на данный продукт. Хотя, как правило, такая монополия не является чистой, так как могут существовать близкие заменители данного продукта.
Преимущество низких издержек
крупного производства, обусловленного
монополизацией рынка,
2.2 Современные монополии в России.
Особое и значительное место в экономике России занимают естественные монополии. Естественная монополия – это монополия, при которой создание конкурентной среды на товарном рынке независимо от уровня спроса невозможно или экономически неэффективно при существующем уровне научно-технического прогресса.
Три главных естественных монополиста России:
• РАО “ЕЭС” (производство электроэнергии, услуги по передаче электроэнергии по высоковольтным линиям передач);
• ГАЗПРОМ (транспортировка газа по трубопроводам, реализация природного газа);
• МПС (железнодорожные перевозки);
Четвертым можно назвать “Ростелеком” (услуги междугородной и международной электрической связи).
Санкт-Петербургские
В независимости от того, является ли предприятие-монополист естественным или искусственным, каждое из таких предприятий обладает монопольной властью, т.е. способностью регулировать цену на производимый товар через ограничение предложения. Зачастую монополисты злоупотребляют этой властью, пытаясь ограничить конкуренцию, и таким образом причиняют ущерб потребителям. Такое явление называется монополистической деятельностью, и проявляется эта деятельность в форме ценовых злоупотреблений.
Предприятия-монополисты
Как правило, монопольно высокой ценой компенсируются необоснованные затраты предприятий.
Анализ затрат предприятий-монополистов выявил две причины их роста:
1. отсутствие конкурентного
2. искушение получить монопольную сверхприбыль может стимулировать увеличение расходов на усиление и защиту монопольного положения.
В условиях современной российской экономики монопольная рыночная власть реализуется прежде всего за счет раздувания издержек, а не получения дополнительной прибыли, о чем свидетельствует превышение индекса затрат на оплату труда и прочих затрат на производство над индексом инфляции.
Помимо ценовых
Для преодоления высокой степени
монополизации российской экономики
и для развития конкуренции были
разработаны специальные
Особое место в проблеме демонополизации экономики принадлежит вопросу о реформировании естественных монополий национального значения: РАО “ЕЭС”, Газпром и МПС. Общая концепция реформ – отделение монопольных видов деятельности от потенциально конкурентных, изменение ценовой и тарифной политики предприятий-монополистов.
Цели реформирования РАО “ЕЭС”: развитие конкуренции в производстве электроэнергии, создание оптового рынка электроэнергии в тех регионах страны, где это технически возможно и экономически целесообразно, а также совершенствование государственного регулирования и контроля в сфере передачи и распределения электроэнергии.
Реформа Газпрома заключается в отделении транспортировки и распределения газа (монопольных видов деятельности) от добычи (потенциально конкурентных). Помимо этого необходим переход на контрактные цены и отход от принципа формирования цен на основе издержек замыкающего производителя.
Реформа МПС предполагает три этапа. 1-й этап: создание грузовых и пассажирских компаний. 2-й этап: отработка взаимоотношений между созданными компаниями, МПС и пользователями услуг. 3-й этап: разделение инфраструктуры на ремонтный и эксплуатационный сегменты.
У каждой из концепций реформ есть как сторонники, так и противники. Но все они сходятся в одном: реформы следует проводить постепенно и они не должны ухудшать положение предприятий, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
2.3 Спрос на продукт монополиста.
Кривая спроса на выпуск продукции монопольной фирмы является наклоненной вниз кривой рыночного спроса на продукт, который продает монополия. Распространенная ошибка тех, кто критикует монополию, заключается в том, что они предполагают, что спрос на ее продукт является совершенно не эластичным. Потребители всегда отвечают на повышение цены уменьшением потребных им количеств товара. Например, если местная электрическая монополия повысит цены, потребители могут сократить использование электричества. Они могут меньше использовать свои кондиционеры, или могут меньше жечь свет, когда их нет в комнате. Если бы в стране был только один продавец автомобилей, люди все равно продолжали бы реагировать так, что покупали бы больше машин, когда монопольный продавец снизит цены, и меньше, когда цены возрастали.