Структура рынка ценных бумаг
представлена на рисунке 3.
Рисунок 3. Структура рынка ценных
бумаг
В зависимости от способа поступления
ценных бумаг на рынок последний можно
разделить на первичный и вторичный.
Первичный рынок ценных бумаг
— это место, где происходит первичная
эмиссия и первичное размещение ценных
бумаг. Обязательными участниками первичного
рынка ценных бумаг являются эмитенты
ценных бумаг и инвесторы. Именно на первичном
рынке эмитенты путём продажи ценных бумаг
привлекают средства инвесторов, которые
используются для реализации намеченных
целей.
Вторичный рынок ценных бумаг
— это наиболее активная часть фондового
рынка, где осуществляется большинство
операций с ценными бумагами за исключением
первичной эмиссии и первичного размещения.
На вторичном рынке происходит переход
ценных бумаг от одного инвестора к другому,
а деньги за проданные ценные бумаги поступают
бывшим владельцам ценных бумаг.
В зависимости от форм организации
совершения сделок с ценными бумагами
можно выделить биржевой и внебиржевой
рынки ценных бумаг. Организованный рынок
образуют фондовые биржи, а все остальные
сделки осуществляются на неорганизованном
рынке.
В зависимости от типа продаваемых
ценных бумаг выделяют так же такие части
рынка ценных бумаг, как денежный рынок
и рынок капиталов.
Денежный рынок – это рынок
краткосрочных финансовых требований
(до 1 года).
Рынок капиталов –
это рынок ценных бумаг со
сроком действия более 1 года.
Участниками рынка ценных бумаг
являются:
1. эмитенты, инвесторы, посредники;
2. участники, обеспечивающие
инфраструктуру рынка ценных
бумаг и процедуру торговли.
3. участники рынка ценных бумаг
– государство, крупные корпорации, индивидуальные
инвесторы.
В Гражданском кодексе Республики
Беларусь дано следующее определение.
Ценной бумагой является документ, удостоверяющий
с соблюдением установленной формы и (или)
обязательных реквизитов имущественные
права, осуществление или передача которых
возможны только при его предъявлении.
Ценная бумага обладает четырьмя
признаками:
- документ;
- установленная определённой
формы;
- имущественный характер;
- обязательное предъявление
документов при реализации или передаче
зафиксированных в нём прав.
Сущность ценной бумаги проявляется
в следующих её функциях:
- Перераспределительная – ценная
бумага способствует перетеканию капитала
между отраслями экономики, территориями,
группами и слоями населения и государства.
- Обеспечение дохода или возврата
капитала. Заключается в реализации права
владельца ценной бумаги на часть дохода,
получаемого от вложения капитала, а так
же на возврат капитала, если это предусмотрено
конкретной ценной бумагой.
- Функция предоставления дополнительных
прав. Заключается в реализации кроме
права на сам капитал, владельцу ценной
бумаги предоставляются некоторые дополнительные
права: право на участие в управлении;
первоочередность возврата долга и др.
Классификация
ценных бумаг представлена на рисунке
4.
Рисунок 4. Классификация ценных
бумаг
Если принять в расчет цели
выпуска ценных бумаг, характер сделок,
лежащих в основе их выпуска, способы предоставления
средств и выплаты доходов, то ценные бумаги
можно разделить на долевые, долговые
и производные.
Долевые ценные бумаги удостоверяют
факт внесения средств в капитал эмитента,
право на долю имущества в случае ликвидации
эмитента и право на получение дохода.
Срок действия обычно неограничен. К таким
бумагам относятся акции акционерных
обществ.
Долговые ценные бумаги удостоверяют
отношения займа между кредитором
и лицом, выпустившим ценную бумагу
(облигации, депозитные и сберегательные
сертификаты, векселя, а так же
закладные).
Производные ценные бумаги
можно назвать ценными бумагами второго
порядка. Производные ценные бумаги удостоверяют
право на приобретение ценных бумаг первого
порядка (опционы, варранты, фьючерсные
контракты, приватизационные чеки).
В зависимости от того, как реализуется
право владельца, различают именные, предъявительские
и ордерные ценные бумаги.
Ценные бумаги на предъявителя
не требуют какого–либо подтверждения
прав владельца, кроме предъявления самой
бумаги. Права владельца именных ценных
бумаг подтверждаются именем в тексте
самой бумаги, а так же записью в реестре
держателей ценных бумаг. В случае продажи
или передачи ценной бумаги необходимо
произвести изменение имени владельца
в тексте бумаги и реестре держателей.
Лицо, названное в ордерной бумаге, может
само осуществить свои права или назначить
другое лицо, в отношении которого и будут
осуществлены вытекающие из владения
ценной бумагой права.
В зависимости от срока действия
ценных бумаг их можно условно разделить
на краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные
и бессрочные.
К краткосрочным ценным бумагам
относятся финансовые требования со сроком
действия до 1 года. Они продаются на денежном
рынке, поэтому их называют «инструментами
денежного рынка». Ценные бумаги, имеющие
срок действия более 1 года называют «
инструментами рынка капиталов». Среди
этих бумаг обычно выделяют среднесрочные
– сроком действия от 1 года до 5 лет, долгосрочные
– со сроком действия от 5 до 30 лет и бессрочные
(акции), срок действия которых неограничен.
В зависимости от правового
статуса эмитента ценные бумаги подразделяются
на государственные, муниципальные и ценные
бумаги прочих эмитентов. Первые два вида
ценных бумаг представлены в виде долговых
обязательств, а ценные бумаги прочих
эмитентов выпускаются как в форме долговых,
так и в форме долевых ценных бумаг.
В зависимости от формы выпуска
ценные бумаги могут существовать в форме
обособленных документов (документарные
бумаги) и в виде записей (бездокументарные).
В зависимости от процедуры
выпуска ценные бумаги делятся на эмиссионные
и неэмиссионные.
Эмиссионная ценная бумага
– любая ценная бумага, которая характеризуется
одновременно следующими признаками:
- закрепляет совокупность имущественных
и неимущественных прав, подлежащих удостоверению,
уступке и безусловному осуществлению
с соблюдением установленных Законом формы и порядка;
- размещается выпусками;
- имеет разные объёмы и сроки
осуществления прав внутри одного выпуска
вне зависимости от времени приобретения
ценной бумаги.
3. Становление
рынка капитала в Республике
Беларусь
В последние два десятилетия
в развитии рынка капиталов наиболее
заметными были следующие тенденции.
Во-первых, во многих странах
в той или иной степени произошла либерализация
рынков ссудных капиталов, дерегулирование
их деятельности. Отмена ограничений на
определенные операции, на ранее запрещенные
виды деятельности коммерческих банков
и специальных кредитно-финансовых институтов
и другие формы либерализации привели
к универсализации деятельности участников
рынков, обострению конкуренции между
ними. В Республике Беларусь эта тенденция
так же имеет место. На сегодняшний день
можно сказать что возможности коммерческих
операций коммерческих банков значительно
расширились, что позволяет им в более
полном объеме удовлетворять потребности
белорусского рынка в ссудных капиталах.
Во-вторых, усилился процесс
глобализации рынков ссудных капиталов. Многократно
возросли масштабы осуществляемых на
них операций, увеличились темпы их интернационализации.
Если ранее процесс интернационализации
охватывал главным образом рынки ссудных
капиталов развитых стран, то с 90-х годов
XX в. он распространился на развивающиеся
страны со сформировавшимися рынками
и растущей платежеспособностью. Увеличилось
количество мировых финансовых центров,
в том числе в регионах с развивающейся
экономикой.
Процесс глобализации рассматриваемых
рынков обусловлен либерализацией национальных
рынков ссудных капиталов, снятием ограничений
с многих внешнеэкономических операций,
а также прогрессом в области технологий,
позволившим увеличить скорость проведения
операций с финансовыми инструментами
и осуществлять автоматизированное управление
портфелями финансовых активов.
С одной стороны, глобализация
и интеграция рынков ссудных капиталов
позволяет экономическим субъектам находить
более выгодные условия для инвестирования
сбережений и накоплений, уменьшать стоимость
финансирования своих капиталовложений,
снижать риски путем международной диверсификации
инвестиций и т.п. С другой стороны, глобализация
рынков привела к усилению их неустойчивости,
причем ускорилась передача кризисных
импульсов с одного финансового рынка
на другой. Состояние и развитие национальных
экономик и рынков стали сильнее зависеть
от изменений внешнеэкономической ситуации.
В-третьих, происходят модификация
традиционных форм кредитных операций
и формирование новых видов финансовых
инструментов.
Развитие инструментария рынка
ссудных капиталов связано с рядом причин.
В частности, усиление неустойчивости
рынков стимулировало поиск способов
снижения возникающих рисков. Инфляционные
процессы обусловили возникновение инструментов,
позволяющих предотвращать инфляционное
обесценение финансовых активов. Превышение
спроса на кредитные ресурсы над их предложением
привело к созданию финансовых инструментов,
расширяющих доступ к источникам ссудного
капитала. Долговые кризисы как в развитых,
так и в развивающихся странах заставили
усилить поиски способов улучшения ликвидности
заемщиков и кредиторов. Кроме того, движущим
мотивом является получение дополнительной
прибыли за счет операций с новыми финансовыми
инструментами.
Перестройка экономики
Республики Беларусь требует источников
финансирования. Недостаточное развитие
финансового рынка затрудняет деятельность
субъектов хозяйствования, и не позволяет
осуществлять финансирование крупномасштабных
перспективных программ. Капитал не ввозится,
а по-прежнему вывозится из Беларуси, деньги,
если вкладываются, то только в краткосрочные
(как правило, торговые) проекты.
Кредитные линии,
предоставляемые зарубежными партнерами
(в том числе МВФ), столь незначительны,
что носят скорее политический характер.
В сложившейся ситуации, банки страны
часто не используют даже имеющиеся инвестиционные
возможности, в том числе зарубежные кредитные
линии в полном объеме.
В 1990 году Законами "О Национальном
банке БССР" и "О банках и банковской
деятельности в БССР" у нас была создана
двухуровневая банковская система. В соответствии
с этим законодательством банки независимы
в своей деятельности, и органы государственной
власти не имеют права прямого вмешательства
в их деятельность. В соответствии с законом,
только Национальный банк имеет исключительное
право на установление обменных курсов
и несет исключительную ответственность
за проведение валютных операций. Правительство
оказывает содействие в области поддержания
обменного курса официальной денежной
единицы.
Финансовый рынок ссудного
капитала в Республике Беларусь (краткосрочных,
среднесрочных и долгосрочных кредитов)
находится в состоянии развития и совершенствования.
Однако сегодня сложилась ситуация при
которой, краткосрочный банковский кредит
коммерческие банки предоставляют только
под надежное обеспечение и высокий процент.
Среднесрочный и долгосрочный кредиты
можно получить практически только в форме
ролловерного кредита, то есть по плавающей
(периодически пересматриваемой) ставке.
Это объясняется отсутствием на рынке
реальных кредитных ресурсов, маломощностью
белорусской банковской системы, финансированием
заведомо убыточных существующих производств,
недостаточным использованием инвестиционных
возможностей населения, отсутствием
благоприятного инвестиционного климата
на рынке финансов и общих условий для
активизации деятельности субъектов хозяйствования
и инвесторов.
Существенная часть финансового
рынка краткосрочных платежных средств
(векселей, чеков и т.п.) и рынок ценных
бумаг практически не используется. Принятые
в 1992 году Закон Республики Беларусь "О
ценных бумагах и фондовых биржах",
в 1993 году Законы Республики Беларусь
"О залоге" и "Об именных приватизационных
чеках в Республике Беларусь", "Временные
правила выпуска и обращения векселей
в народном хозяйстве", утвержденные
Национальным банком в 1992 году и соответствующие
Женевской конвенции о векселях, положили
начало процессу освоения рынка ценных
бумаг, однако этот процесс находится
на начальном этапе своего развития. В
последнее время государство, для покрытия
бюджетного дефицита, все чаще прибегает
к выпуску государственных ценных бумаг
(ГКО).
Объективно возникла необходимость
в развитии правового обеспечения финансового
рынка. Законы Республики "О национальном
банке", "О ценных бумагах и фондовых
биржах", банковский кодекс Республики
Беларусь не охватили все финансовое поле,
но дали ориентиры, определив банковскую
систему: структуру и полномочия распределительных
банковских органов, порядок создания
и ликвидации банков, компетенцию и порядок
организации их деятельности, а также
некоторые основы функционирования финансового
рынка. Следует отметить, что в настоящее
время в республике деятельность банков
регулирует более 70 законов, несколько
сотен решений президента и правительства,
более 200 актов Национального банка, а
также около тысячи актов иных государственных
органов управления. Некоторые из них
являются общими актами, регулирующими
не только банковскую деятельность, но
и деятельность иных лиц. Некоторые из
этих актов носят специальный характер,
то есть, предназначены только для регулирования
деятельности банков.