Становление современной рыночной экономики и её особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 01:07, контрольная работа

Описание работы

Прощаясь с административно-командной системой в экономике и хозяйстве, мы тем самым лишь создаем предпосылки для рыночного хозяйства, становление которого не может произойти в одночасье. Известно, что зарождение рыночных отношений началось еще при разложении первобытно-общинного строя. Но своего расцвета товарно-денежные тношения достигли при капитализме.

Содержание работы

Введение
Становление современной рыночной экономики и её особенности
Основные проблемы экономики России и её регионов
Россия в мировой экономике
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

история.docx

— 82.73 Кб (Скачать файл)

 Cодержание

  1. Введение
  2. Становление современной рыночной экономики и её особенности
  3. Основные проблемы экономики России и её регионов
  4. Россия в мировой экономике
  5. Заключение
  6. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В преддверии ХХI века наша страна начала переход к  рыночной зкономике, рыночному хозяйственному механизму. Многие экономические проблемы нам приходится решать впервые.

Прощаясь с  административно-командной системой в экономике и хозяйстве, мы тем  самым лишь создаем предпосылки  для рыночного хозяйства, становление  которого не может произойти в  одночасье. Известно, что зарождение рыночных отношений началось еще  при разложении первобытно-общинного строя. Но своего расцвета товарно-денежные тношения достигли при капитализме. Конечно, нам не надо повторять все этапы и перепетии, которыми богата история рынка. Мы можем воспользоваться опытом других государств. Но сложность задачи состоит в том, что до сих пор никто в мире не переводил на рыночные рельсы столь громадный хозяйственный комплекс, каким является наша экономика. Нет исторических аналогов этому процессу. Восприятие современного рынка Россиянами затруднено в силу нескольких причин. Исторически возникшее и укоренившееся название «рыночная экономика» само по себе не отражает в полной мере суть этой хозяйственной системы. Представление о рыночной экономике как купле – продаже по свободным ценам не исчерпывает всего многообразия рыночных отношений. Рыночная экономика является исключительно сложной системой. В настоящей курсовой мы ограничимся рассмотрением лишь общей схемы ее функционирования, позволяющей обозначить основные моменты, отличающие логику этой системы от логики, лежащей в основе централизованной плановой экономики. Эта схема – грубая модель – рассматривает рыночную систему свободной конкуренции, причем сама модель является нормативной. Реальная рыночная экономика представляет собой очень сложный объект, а все попытки ее схематизировать приводят к значительному обеднению реальности.

 

Становление современной  рыночной экономики и её особенности

 

     Становление современной рыночной экономики -  дело  довольно  сложное, поскольку  предстоит  коренным  образом  трансформировать   сложившуюся   на протяжении десятилетий административно-командную систему.        Рыночная  система функционирует на принципиально иных механизмах экономического развития,  чем административно-командная,  поэтому   сформировать   ее   в   сжатые   сроки невозможно.  Нельзя  быстро  изменить  сложившуюся   социально-экономическую структуру  общества  и  преобразовать   отношения   собственности,   создать рыночную   структуру    и    соответствующую    нормативно-правовую    базу, сформировать, наконец, новое мировоззрение у субъектов хозяйствования.

      Следовательно,  переход  от  одной  социально-экономической   системы  к

другой — весьма сложный  процесс реформирования, трансформации  и развития.  С одной  стороны,  это  процесс  постепенного  "подрыва"  коренных  социально- экономических отношений прежней системы и зарождения и развития в ее  недрах новых, противоречиво соединяющихся с первыми. С другой  стороны,  постепенно в экономике будет происходить развитие  и  усиление  отношений  и  элементов современного  рыночного  хозяйства  и  ослабление  отношений   и   элементов административно-командной системы.

      Таким образом,  процесс  становления  современной   рыночной  экономики требует довольно продолжительного периода времени, в течение которого  будет существовать так называемая переходная экономическая система или  переходная экономика,  представляющая  собой  некую   смесь   отношений   и   элементов административно-командной  и   современной   рыночной   систем.   Переходная экономика характеризует как бы  "промежуточное"  состояние  общества,  когда прежняя система социально-экономических отношений и  институтов  разрушается и реформируется, а  новая  только  формируется.  Изменения,  происходящие  в переходной экономике, являются преимущественно изменениями  развития,  а  не функционирования, как это характерно для сложившейся системы.

 

 

 

Основные проблемы экономии России и её регионов

Термином "социально-экономическое развитие" принято обозначать прогрессивное изменение характеристик страны, движение в направлении более модернизированного, качественно лучшего состояния нашей экономики, более полного удовлетворения потребностей населения субъектов РФ.

Вне зависимости от складывающейся в мире неблагоприятной экономической  обстановки, польза перспективного планирования несомненна. Долгосрочная концепция  является одним из ключевых документов, на основе которых предстоит разрабатывать  другие акты, в том числе законодательные.

Социально-экономическая  политика Правительства Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2011 - 2013 гг.) перенесет акценты с  мер, нацеленных на антикризисную поддержку  отраслей, предприятий и населения, на меры стратегического характера, зафиксированные в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года.

К основным приоритетам следует  отнести выполнение социальных обязательств государства перед гражданами, такими как рост пенсионного и социального  обеспечения, повышение адресности социальных выплат, стабилизация ситуации на рынке труда. Перенос акцента с антикризисных мероприятий на реализацию мер по стимулированию трудовой мобильности населения, по профессиональной подготовке и переподготовке кадров, созданию новых рабочих мест.

Развитие системы здравоохранения  путем реформирования системы обязательного  медицинского страхования, введения институтов страхования ответственности медицинских  работников и защиты прав пациентов, модернизации используемого оборудования и технологий, формирования сети современных  центров высоких медицинских  технологий, а также продолжение  реструктуризации учреждений здравоохранения, развития стационарозамещающих медицинских технологий, использования механизмов государственно-частного партнерства в здравоохранении, увеличения доли медицинских учреждений новых организационно-правовых форм.

Также следует продолжение  политики стимулирования жилищного  строительства, в первую очередь  строительства комфортного жилья  эконом-класса и малоэтажного жилищного строительства, восстановление снизившихся в условиях кризиса темпов роста покупок жилья на условиях ипотеки. стратегический развитие российская федерация

Развитие исследовательского потенциала высшего образования, стимулирование кооперации вузов и предприятий, привлечение ведущих мировых  ученых к реализации научных проектов в России, развитие инновационной  инфраструктуры вузов. Формирование центра исследований и разработок в Сколково с привлечением к его работе ведущих  российских инновационных вузов, а  также ведущих российских и зарубежных высокотехнологичных компаний по приоритетным технологическим направлениям, формирование информационного общества, снятие информационных барьеров.

Поддержка региональных проектов создания инновационных кластеров  или региональных инновационных  комплексов. Расширение направлений  деятельности Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и поддержка малого инновационного бизнеса через софинансирование региональных программ поддержки малого бизнеса.

Также, говоря о малом  бизнесе, следует отметить, что следует  развитие конкуренции и снижение административного давления на бизнес, совершенствование бизнес-среды. Будет  активно поддерживаться развитие малого и среднего бизнеса, при этом общие  расходы на поддержку малого бизнеса  будут расти.

Сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала. Поддержка развития высокотехнологичных  отраслей: космический комплекс, атомный, энергетический, радиоэлектронный, оборонно-промышленные комплексы, авиастроение и судостроение.

В условиях кризиса государство  было вынуждено сократить расходы  на модернизацию транспортной инфраструктуры, и в связи с жесткими бюджетными ограничениями такая ситуация сохранится как минимум до 2012 года. В то же время транспортная инфраструктура остается в списке важнейших приоритетов  и, начиная с 2013 года, расходы на нее  будут увеличиваться через механизмы  создаваемого дорожного фонда, через  расширение строительства платных  автомобильных дорог. Ожидается  развитие транспортной инфраструктуры: наземной, водной и воздушной, повышение  безопасности транспорта, расходы на поддержку железнодорожных и  воздушных перевозок.

В целях повышения обороноспособности и безопасности ожидается обеспечение  закупок систем вооружения, военной  и специальной техники, реализация ФЦП в сфере обороны и безопасности. В 2011 - 2013 гг. предполагается сравнительно быстрое наращивание государственных  расходов на оборону и безопасность с учетом необходимости глубокой модернизации оборонно-промышленного  комплекса, наращивания производства и поставок современного вооружения и военной техники для переоснащения армии в рамках перехода к новому облику армии.

Модернизация агропромышленного  и рыбохозяйственного комплексов, расширение поддержки несырьевого экспорта, развитие минерально-сырьевой базы и  лесопромышленного комплекса, а  также модернизация легкой промышленности.

Подготовка проведения общенациональных мероприятий: программа строительства  олимпийских объектов и развития г. Сочи, подготовка саммита АТЭС в г. Владивостоке, универсиады в г. Казани, включая финансирование развития соответствующего транспортного комплекса.

В этот период будет последовательно  обеспечиваться развитие рыночных институтов, развитие конкуренции, совершенствование  корпоративного управления, развитие финансовых рынков, банковского и  страхового секторов, повышение качества государственного управления и механизмов регулирования экономической деятельности, повышение устойчивости национальной финансовой системы. Будет обеспечиваться макроэкономическая сбалансированность, выдерживаться курс на стабильность национальной валюты и последовательное снижение инфляции.

Важной задачей является продолжение реформирования системы  государственного управления в рамках реализации федеральной программы "Реформирование и развитие системы  государственной службы Российской Федерации (2009 - 2013 годы)", а также  улучшение качества правосудия и  повышения уровня судебной защиты в  рамках реализации Федеральной целевой  программы "Развитие судебной системы  России на 2007 - 2011 годы".

Остается актуальной задача повышения эффективности управления федеральным имуществом, приватизации и формирования интегрированных  структур, а также совершенствование механизмов управления находящимися в федеральной собственности акциями и объектами недвижимости, в том числе земельными участками. При этом в 2011 - 2013 гг. будут значительно увеличены темпы приватизации в целях последовательного сокращения государственного сектора экономики.

Совершенствование банковской системы и банковского надзора  будет осуществляться в соответствии с разрабатываемой Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2020 года по следующим  направлениям: обеспечение открытости и прозрачности деятельности кредитных  организаций, упрощение и удешевление  процедур реорганизации, оптимизация  условий для развития сети банковского  обслуживания населения, субъектов  среднего и малого бизнеса, развитие системы микрофинансирования.

Общее снижение объемов финансирования приоритетов социально-экономической  политики по сравнению с ранее  запланированными в Концепции долгосрочного  социально-экономического развития на период до 2020 года цифрами, с одной  стороны, означает необходимость переноса акцента с мер финансовой поддержки  на меры по совершенствованию институциональных  условий экономической деятельности. С другой стороны, это означает необходимость кардинального повышения эффективности расходования бюджетных средств, необходимых для достижения целей политики. Для этого, в том числе, будут реализовываться меры, предусмотренные утвержденной Концепцией повышения эффективности бюджетных расходов, в частности, ключевая мера - переход начиная с 2012 года к формированию бюджета на программной основе. Государственные программы будут охватывать все ключевые цели и задачи социально-экономической политики и одновременно включать большую часть (до 90%) расходов федерального бюджета.

 

Россия в мировой  экономике

Оценивая место и роль нашей страны в современной мировой  экономике и политике, можно сказать, что Россия в очередной раз  переживает один из сложнейших этапов своего существования и развития.  
Некоторые зарубежные политологи уже вывели Россию из разряда ведущих стран мира и даже ставят под сомнение ее дальнейшее существование как единого федеративного государства.  
В настоящее время Правительством России и предпринимательскими кругами предпринимаются активные попытки более тесной интеграции России с зарубежными странами. Однако существует ряд проблем, препятствующих реализации данных попыток, которые будут рассмотрены в данной курсовой работе.  
Место и роль любой страны в мировом хозяйстве, международном разделении труда и интернационализации хозяйственной жизни зависят от многих факторов. 
 
Основными из них являются:  
• уровень и динамика развития национальной экономики;  
• степень открытости национальной экономики и ее вовлеченности в международное разделение труда (МРТ);  
• прогрессивность и развитость внешнеэкономических связей (ВЭС);  
• умение национальной экономики адаптироваться к условиям международной хозяйственной жизни и одновременно воздействовать на них в желаемом для себя направлении;  
• наличие правовых условий для иностранных инвестиций;  
• наличие транснациональных корпораций.  
 
1. Основные этапы взаимодействия России (СССР) с мировой экономикой  
Историко-экономический анализ показывает, что Россия (СССР) прошла пять этапов во взаимодействии с мировой экономикой. Можно выделить следующие временные границы и экономические особенности этих этапов:  
1 этап. 1917-1945 гг. Политическая и экономическая изоляция. Экономико-политическая ситуация в Европе характеризовалась несколькими тенденциями. После Первой мировой войны началась активизация национальных движений славянских народов. Усилились позиции США, Великобритании и Франции, они приняли основные положения договора о коллективной безопасности. Контакты России с зарубежными странами были сведены к минимуму. Экономическое сотрудничество не являлось приоритетным направлением внешней политики для правительства большевиков.  
Центральное место во внешней политике занимала реализация коммунистической доктрины революционного преобразования мира. Происходит абсолютизация Советов как универсальной модели государства "нового типа". Фактически Россия становится страной с натуральным хозяйством: план ГОЭЛРО, коллективизация, индустриализация позволяют России практически полностью обеспечить себя всеми необходимыми видами продукции и услуг. Такая автономия стала одной из основ победы СССР во Второй мировой войне.  
2 этап. 1945-1985 гг. Сотрудничество с социалистическим лагерем. Политическая экспансия в страны третьего мира. По окончании Второй мировой войны СССР окружил себя странами с советскими режимами. Это позволило осуществить реализовать социалистическую модель международного разделения труда. Образование Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) привело к созданию системы перераспределения заказов в масштабах межстрановой системы производства продукции и услуг. Фактически была создана экономическая система, в основу которой были положены политические принципы. Это привело к снижению экономической эффективности и ухудшению конкурентных преимуществ. Которые стали одной из причин разрушения этой системы. Указанные события привели к переосмыслению роли СССР в мировой политической системе. В Советском Союзе началась перестройка.  
3 этап. 1985-1991 гг. Преодоление тоталитарного наследия. Полная открытость на фоне непрофессионализма. Снижение роли России в мировых политических процессах.  
Начало демонтажа партийно-политической системы. Ликвидация социализма как политической системы и разрушение экономических связей. Ликвидация СЭВ. Окончание жесткого противостояния с США и НАТО. Снижение конкурентоспособности на внешних рынках. Кризис, вызванный структурными факторами, усилился вследствие резкого сокращения импорта – его объем был в январе-августе 1989 г. на 45% меньше, чем за аналогичный период 1990 г. Экспорт за 8 месяцев 1989 г. сократился на 27%, главным образом из-за спада в производстве энергоресурсов. Важным фактором уменьшения внешнеторгового оборота стал переход в расчетах СССР со странами Восточной Европы на свободно конвертируемую валюту.  
Снизилась инвестиционная активность. Произошло сокращение общего объема инвестиций в 1991 г. на 20%, а ввод в действие основных фондов сократится на 25%. Особенно резко снизились объемы бюджетных инвестиций. Тяжелым было состояние государственных финансов. Доходы государственных бюджетов всех уровней снизились вследствие спада производства, сокращения поступлений от внешней торговли. Произошло снижение объемов золото-валютных резервов. В то же время росли расходы на социальные программы, децентрализация привела к несогласованности бюджетной политики республик. В результате дефицит союзного бюджета в 1991 г. составил более 120 млрд. руб., а суммарный дефицит бюджетов республик равнялся 80 млрд. руб.  
4 этап. 1991-2000 гг. Разрушение СССР. Образование СНГ. Вульгаризм и непрофессионализм на высшем уровне. Противостояние законодательной и исполнительной властей не могло не сказаться на стабильности в экономике. Этим был вызван неконтролируемый экспорт ресурсов в отсутствие государственного контроля на фоне сознательного насаждения "необратимого" капитализма за счет передачи отдельных отраслей национальной экономики в руки назначенных олигархов.  
Внешнеэкономические объединения, которые были основным источником валютных поступлений, приватизировались российскими гражданами (бывшими руководителями), а активы этих объединений активно переводились за рубеж. Коррупция на всех уровнях власти. Превалирующий принцип "личного обогащения" среди руководителей государственных предприятий привел к "стабильной" экономической деградации, к дальнейшему ослаблению внешнеэкономических позиций.  
Начало данного этапа характеризовалось резким обнищанием широких слоев населения в результате политики "шоковой терапии" в экономике. Конец – уничтожением, в результате кризиса 1998 г., нарождающегося среднего класса. Дефолт испортил репутацию России как заемщика.  
5 этап. 2000 г. – настоящее время. Внешнеэкономический прагматизм на фоне благоприятной конъюнктуры в экспортных статьях. На фоне усталости населения от демократических реформ осуществляется попытка внутриполитической стабилизации и консолидации общества вокруг сильной власти. Взвешенность и осознание слабости России на мировой политической арене из-за слабости национальной экономики. Попытка реабилитации в мировой экономике, предложение конструктивного и взаимовыгодного экономического партнерства на фоне сближения позиций в ходе борьбы с международным терроризмом.  
Однополярность мира привела к усилению экономических противоречий между Западной Европой и США с одной стороны, а также Японией и США – с другой. Результатами этого процесса стало появление Евросоюза, единой европейкой валюты, а также участившиеся экономические конфликты, например, "стальная война".

Информация о работе Становление современной рыночной экономики и её особенности