Статистика, масштабы, специфика теневой экономики в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 07:51, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: раскрыть понятие теневой экономики и ее основные признаки и показать сложность и многократность теневых процессов в экономики.
Основными задачами при написании, являлись:
-причины существования теневой деятельности
-направление расходов.
-механизмы теневой деятельности.
-незаконные методы конкуренции.
-коррупция в России.
-возможности противодействия коррупции.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика теневой экономики. Измерение теневой экономики. Борьба с теневой экономикой 4
1.1 Основные секторы теневой экономики 4
1.2 Причины развития теневой экономики 5
1.3 Последствия развития теневой экономики 6
1.4 Причины развития теневой экономики 7
1.5 Макрометоды измерения теневой экономики 10
1.6 Сравнение методов оценки теневой экономики 13
1.7 Методы борьбы с теневой экономикой 13
Глава 2. Статистика, масштабы, специфика теневой экономики в России 16
2.1 Причины существования теневой деятельности 17
2.2 Направление расходов 17
2.3 Механизмы теневой деятельности 20
2.4 Незаконные методы конкуренции 22
2.5 Коррупция в России 23
2.6 Возможности противодействия коррупции 25
Заключение 27
Список литературы 28

Файлы: 1 файл

теневая экономика.docx

— 98.88 Кб (Скачать файл)

Формируя  концептуальную основу линии в отношении  теневой экономики, следует иметь  в виду три обстоятельства. Во-первых, возврат к монополии государственной  собственности и административно-распределительной  системе уже исключен. Во-вторых, необходима смена модели реформирования экономики в целом, причем во главу  угла новой модели должны быть поставлены интересы отечественных производителей и потребителей. В-третьих, для осуществления  этой смены предстоит привести в действие все заинтересованные силы, включая и те, которые увязли в теневой экономике [15].

С учетом вышесказанного необходимо, с одной стороны, изменить общие  условия хозяйствования, а с другой - осуществлять социальную программу  интеграции на здоровой основе теневой  и легальной экономики. Надо выработать нацеленный на параллельное решение  этих двух задач комплексно-правовой подход, связанный с совершенствованием законодательства в направлении  обеспечения должных условий  развития предпринимательства.

В целях создания и поддержания благоприятной  хозяйственно-правовой среды для  бизнеса нужна постоянная корректировка  легитимных условий деятельности предпринимателей, приоритетная по отношению к ужесточению  репрессивных, уголовно-правовых методов. Прежде всего, это относится к  налоговому режиму.

Уместным будет обратиться к  опыту новой экономической политики 20-х гг., которая, как известно, включала и линию на легализацию скрытых  капиталов. Существенную роль тогда  сыграла разумная налоговая политика: налог составил 25% дохода частника, который сразу же активизировался, причем в первую очередь в сферах, работающих на потребителя. Когда же было решено вытеснить частника, налоги начали повышать: начала до 30%, а затем, с переходом к индустриализации и массовой коллективизации, до 90% и  более [17].

Согласно  же нынешнему Налоговому кодексу, суммарная  налоговая ставка остается выше 30% ВВП. А с социальными выплатами (пенсионный, дорожный фонды и т.п.) - до 50%. Тогда как необходимо сокращение налогооблагаемой базы до 26-28% ВВП (без учета социальных выплат); реструктурирование налоговой задолженности, прежде всего для малого бизнеса в перерабатывающей и легкой промышленности; освобождение от налогового пресса части прибыли, идущей на расширение производства и создание новых рабочих мест; перенос центра тяжести налогового бремени из сферы производства в сферу личного потребления, на доходы и имущество граждан, применение рентных платежей [15].

Также предстоит  разработать и реализовать действенные  меры защиты населения со стороны  государства от финансового мошенничества, обеспечить гарантии защищенности сбережений и капиталов (как, разумеется, и самого института частной собственности).

А главное, конечно же, создать благоприятное  экономическое и правовое пространство на территории нашей страны. Любому бизнесу свойственны подъемы  и падения. Если подъем переживается сравнительно легко, то любое падение  в "теневом бизнесе" - катастрофа. Каждый из участников станет доказывать, что другие своровали больше. Хорошо если это кончится только «разводом». С каждым днем все весомее и  значимее становится такое понятие, как репутация фирмы. Недаром  с 2000 года этот актив включен в  баланс предприятия. Кое-кто из бывших теневиков уже в полной мере осознал это и изо всех сил старается отмыть свою сомнительную, в недалеком прошлом, репутацию. Это и участие в шумных благотворительных акциях и интервью, в которых говорится о выплаченных в бюджет страны суммах налогов и так далее. Вчерашние нелегальные бизнесмены строят гигантские торговые комплексы, разворачивают рекламные компании, вслух говорят о своих высоких оборотах. Подчас складывается впечатление, что некоторые сознательно провоцируют налоговые органы на проверку. Когда им это удается, оказывается, что финансовая отчетность этих фирм в полном порядке. Это и есть борьба за репутацию. Сегодня они считают, что выгоднее переплатить налоги государству, чтобы завтра о нем говорили, как о добропорядочном бизнесмене, исправно платящем налоги. Не за горами время, когда не платить налоги будет считаться дурным тоном. Ничего удивительного в этом нет. Россия постепенно осваивается в мировом экономическом и юридическом пространстве, в котором нет места компаниям, имеющим сомнительную репутацию на родине [16].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.Статистика, масштабы, специфика теневой экономики  в России

Еще в дореформенные  времена в России существовали теневые рынки труда, товаров и услуг широкого потребления. Сейчас, по официальным данным, удельный вес нелегального сектора экономики в западных развитых странах оценивается в 5-12% ВВП, в России- более 25%. На конец 2010г. ВВП России составлял около 1,4 трлн дол., а теневой оборот - 350 млрд дол., что эквивалентно бюджету РФ на 2010 г. По различным оценкам, доля малого и среднего предпринимательства в теневом обороте экономики в 2009 г. составляла более 100 млрд дол., а официальный объем производимых работ и услуг - около 70 млрд дол. Непосредственно теневая (неучтенная) составляющая в общем обороте малых предприятий колеблется от 16 до 20% [2, с.65].

Теневая экономика малого и среднего предпринимательства делится на две составляющие:

1) недетерминированная (случайная,  стохастическая), связанная в основном с незаконной предпринимательской деятельностью физических лиц, имеющих небольшие и нерегулярные заработки при производстве и оказании различных услуг (торговля на рынке продукцией огородов, старыми вещами, сдача в аренду квартир, репетиторство и т. д.). Получаемые денежные доходы идут на поддержку текущих потребностей и не создают дополнительный капитал;

2) детерминированная (организованная) деятельность физических лиц, предпринимателей, предприятий и организаций,   < направленная на получение денежных доходов с целью увеличения капитализации собственности и по различным причинам не попадающая в официальную отчетность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Статистика показателей  роста теневой экономики

 

О росте теневой  экономики и коррупции в современной  России говорят многочисленные отечественные  и зарубежные экспертные исследования. Они во многом субъективны, но тенденцию  роста определяют правильно.

Об этом же свидетельствует и такой объективный  показатель роста теневой экономики, как доля наличных денег в денежной базе России (именно наличные являются финансовой основой существования  и развития теневой экономики). Статистические данные приведены в Приложении 1.

Существуют  причины, объясняющие, почему сектор теневой  экономики занимает значительное место  в экономике России:

1. Финансово-экономические:

несовершенство  налоговой системы — в России в бюджет и государственные фонды  взимается до 35% ВВП а в развитых странах — 25 –30% (если хозяйственное общество будет добросовестно уплачивать все налоги, то налоговые и иные подобные платежи составляют 50–60% всей его прибыли);

неравноправное  первичное распределение капитала — теневой сектор обеспечивает перераспределение  ВНП (рано или поздно, но Россия вынуждена  будет решить проблему грабительской  приватизации и олигархического  капитала);

полное устранение граждан и предпринимателей из процесса формирования и исполнения всех видов  бюджетов и внебюджетных фондов (большинством населения бюджет воспринимается враждебно  — как кормушка для чиновников и олигархов);

отсутствие  государственной системной политики экономического и социального стимулирования выхода предпринимателей из тени (замена такой политики громкими кампаниями, приводящими лишь к росту коррупции);

структура финансов архаична (денежные средства, которые  находятся в тени вне российских банков — наличные в рублях и  иностранной валюте и безналичные  за рубежом — составляют, по всем экспертным оценкам, астрономическую  сумму, примерно равную всей официальной  денежной массе М2, — около $300 млрд).

2. Правовые:

противоречия, пробелы в законодательстве, которые  способствуют безответственной нелегальной  деятельности, при избыточном регулировании  открытой деловой активности;

отсутствие  антикоррупционной экспертизы проектов нормативно-правовых и законодательных ;

слабая и  коррумпированная система правоохранительных и судебных органов (в отличие  от развитых стран, наши «правоохранители»  не борются с профессиональной преступностью — это трудно, опасно и неденежно, а охотятся на граждан, вынужденно нарушающих закон);

отсутствие  государственной программы жесткой  системной борьбы с организованной преступностью, в том числе в  экономической сфере;

незащищенность  открытого эффективного частного бизнеса  от произвола чиновников, посягательств криминала и рейдерства олигархов (очень многие успешные предприниматели остаются в тени исключительно из соображений безопасности).

3. Административные:

отсутствие  эффективной государственной вертикали  управления, охватывающей все сферы  экономики на всей территории России и нацеленной не на освоение бюджета, а на эффективное развитие бизнеса;

запретительное, наказательное администрирование — формальные административные барьеры;

высокая «благотворительная»  нагрузка на бизнес.

4. Общественно-политические:

неуверенность большинства предпринимателей в  стабильности рыночного экономического курса государства вследствие отсутствия четкой стратегии развития и усиления прямого вмешательства государства  в экономику;

недоверие граждан  к государственным институтам, особенно к бюджету (большинство граждан  небезосновательно считают, что  в России действует двойное налогообложение: платежи в бюджет и дополнительная неофициальная оплата работников бюджетных  организаций);

социальная  и политическая незащищенность большинства  населения — государство отделило себя безответственностью от граждан, а граждане не считают себя чем-либо обязанными перед таким государством;

деградация  культуры, пропаганда культа криминалитета  и вседозволенности, отсутствие системы  воспитания подрастающего поколения.

Основными в  системе мер по преодолению теневой  экономики должны стать следующие  мероприятия: проведение безусловной  всеобщей уголовной амнистии по налоговым  и экономическим преступлениям  физических и должностных лиц  на определенную сумму, к примеру, до $ 10 млн, оставив лишь право на гражданско-правовой иск пострадавшей стороне; компенсация потерь населения от «шоковой экономической терапии», гиперинфляции и «приватизации» акциями государственных банков и предприятий; введение системы экономического стимулирования выхода юридических лиц и граждан из теневого сектора экономики; установление экономически целесообразного, справедливого налогообложения; стимулирование безналичных расчетов и жесткая борьба с наличным оборотом; проведение ясной и последовательной государственной политики поддержки открытого частного предпринимательства; проведение реальной административной реформы; формирование неподкупной, справедливой и высокопрофессиональной правоохранительной и судебной системы; ликвидация организованной преступности во всех сферах общества, прежде всего в теневом секторе экономики и финансовой сфере; законодательное установление права правоохранительных органов на провокацию дачи и получения взятки в уголовно-процессуальном порядке.

 

2.1.Причины существования теневой деятельности

По мнению населения и руководителей  малых предприятий, ведению легального предпринимателства мешает ряд проблем (табл. 2).

Также необходимо учитывать, что стремление заработать больше, в том числе неправовыми способами, базируется на низком уровне культуры, духовности и ценностей как самого человека, так и общества в целом.

2.2.Направления расходов

Теневые доходы, получаемые представителями малого и среднего предпринимательства, расходуются в нескольких направлениях:

  • развитие бизнеса (покупка оборудования, расширение 
    производственных, торговых и административных площадей);

 

  • текущая деятельность предприятий (аренда, теневые комиссионные

контрагентам, зарплата в «конвертах»);

  • личное потребление собственников и руководителей фирмы;
  • взятки представителям разрешительных, контрольных и силовых государственных органов;
  • оплата «крыши» [8].

Точно определить уровень таких  платежей очень сложно. Это связано не только с видом деятельности, но и с территорией, где она осуществляется. Также необходимо учитывать тот факт, что единой статистики учета деятельности малых предприятий и предпринимателей без образования юридического лица в России на сегодняшний день нет. Последние, работающие на едином налоге на вмененный доход (ЕНВД), не отчитываются по многим показателям своей деятельности.

Наблюдается огромный разброс  показателей «теневой» деятельности малого и среднего бизнеса. Обследование по вышеперечисленным направлениям теневых доходов необходимо проводить не только по среднестатистическим показателям, но и по их нижним и верхним пределам. Так, в частности, зарплата в «конвертах» по отдельным структурам колеблется в пределах 40-90% от общей ее суммы (табл. 3). Одна из основных причин этой проблемы - высокий уровень единого социального налога [13].

В строительном бизнесе  существует практика найма «диких» бригад, которые не имеют статуса юридического лица.

Практически 100% получаемых ими доходов  нигде не показывается. Особенно это характерно для бригад, специализирующихся на ремонте и строительстве небольших объектов.

Развитый сегодня «бизнес» по сдаче в аренду жилья в Иркутске, Чите, Улан-Удэ индивидуальными предприятиями и физическими лицами приносит ежемесячный денежный (доход, направляемый на личное потребление (по 1 -2-комнатным квартирам) в размере: при посуточной [7].

Информация о работе Статистика, масштабы, специфика теневой экономики в России