Стимулирование инвестиций в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

Цель инвестиционной политики – это реализация стратегического плана экономического и социального развития страны в целом. Главной задачей государственной инвестиционной политики является формирование благоприятной среды, способствующей привлечению и повышению эффективности использования инвестиционных ресурсов в развитии экономики и социальной среды.
Объектом исследования данной работы является определение факторов, влияющих на эффективность стимулирования инвестиций в России.
В данной курсовой работе рассматриваются экономическая сущность инвестиций, её основные виды, а также анализ симулирования инвестиций в Российской Федерации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1.Сущность и финансово-экономическое содержание инвестиций……4
Природа инвестиционного процесса……………………………………..4
Классификация и структура инвестиций…………………………….…..7
Глава 2. Анализ политики стимулирования инвестиций в России…………...12
2.1. Задачи и цели политики стимулирования инвестиций в России……...12
2.2.Государственное регулирование инвестиционной политики в России…………………………………………………………………………….16
2.3. Проблемы и перспективы стимулирования инвестиций………………23
Заключение………………………………………………………………………28
Список использованной литературы…………………………………………...30
Приложение………………………………………………………………..….…32

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 87.40 Кб (Скачать файл)

     Государственное регулирование   инвестиционной деятельности проходит  путём проведения инвестиционной  политики, направленной на  социально  – экономическое и научно –  техническое развитие России, обеспечивается  государственными органами управления России, республик в составе России, органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

      Государственное регулирование инвестирования направлено на обеспечение максимальной эффективности инвестиционных вложений.

      Государство для выполнения своих функций регулирования экономики использует как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия на инвестиционную деятельность и экономику страны путем издания и корректировки соответствующих законодательных актов и постановлений, а также путем проведения определенной экономической, в том числе и инвестиционной, политики.

      В условиях рыночных отношений выделяют прямые и косвенные методы государственного регулирования инвестиционной деятельности. К таким средствам можно отнести государственную регистрацию субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование, установление квот на экспорт и импорт, управление государственными предприятиями и государственной собственностью, распорядительные процедуры и др. Прямое экономическое воздействие заключается в инвестировании в отдельные территории, отрасли, предприятия, которые по роду своей деятельности не могут выдержать жесткую конкуренцию рынка. Например, в наукоемких отраслях экономики велик риск вложения инвестиций, инвестиционный процесс протекает с интервалами, при этом проекты считаются долгосрочными и дорогостоящими.

       Формы деятельности органов государственной власти в области прямого регулирования инвестиций заключаются в следующем:

    1) выделение средств на капитальные  вложения из государственного  бюджета;

    2) на практике в качестве прямого  регулирующего воздействия на  инвестирование считается предоставление  финансовой помощи в виде дотаций,  субсидий, субвенций, бюджетных ссуд  на развитие отдельных регионов, отраслей, производств;

    3) государственное воздействие на  инвестирование выражается и  путем проведения кредитной политики, политики ценообразования, амортизационной  политики;

    4) разработка (формирования) и реализация  федеральных программ;

    5) разработка и проведение единой  государственной научно-технической  политики;

    6) стимулирование инвестиционной  активности с помощью налогов,  налоговых льгот, норм амортизации и её индексации, регулирования учётной ставки банковского кредита.

      Важным методом прямого государственного регулирования инвестиционной деятельности является контроль за соблюдением государственных норм и стандартов, обязательных для всех предприятий и организаций, независимо от формы собственности. Методом государственного регулирования инвестиционной деятельности является экспертиза инвестиционных проектов. Порядок государственной экспертизы и утверждения инвестиционных проектов устанавливается Правительством России.

      Государственные инвестиции направлены на решение стратегических задач государственной политики и зачастую не носят коммерческого характера, поэтому существует мнение их невысокой экономической эффективности. Эффективность государственных инвестиций необходимо рассматривать в масштабе страны из-за их направленности на устойчивый экономический рост и социальный прогресс общества. России необходимо создать механизм обеспечения эффективности использования государственных инвестиций.

       Косвенные методы государственного регулирования предполагают только экономические средства воздействия на инвестиционные процессы. К ним относятся инструменты бюджетной, налоговой, денежно-кредитной политики. На субъекты инвестиционного процесса они оказывают опосредованное воздействие, стимулируя их к определенным действиям, направленным на решения задач государственной инвестиционной политики3.

     Эффективность государственной инвестиционной политики зависит не только от общего объема инвестиций, а от того, в какие  именно отрасли были направлены инвестиционные потоки. Таким образом, инвестиционная политика государства должна обеспечить системный подход к управлению инвестиционной деятельностью, создавая оптимальные условия для активизации инвестиционного процесса 4.

      Благоприятные условия для развития инвестиционной деятельности создаются государством путем:

  • совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;
  • установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;
  • защиты интересов инвесторов;
  • предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации;
  • расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;
  • создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;
  • принятия антимонопольных мер;
  • расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;
  • развития финансового лизинга в Российской Федерации;
  • проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;
  • создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов.

      Для устойчивого функционирования экономики государства необходима стабильная работа производственных отраслей, а без привлечения инвестиций поднятие производства весьма затруднительно для российской экономики. А для привлечения в экономику РФ инвестиций необходимо создание здорового инвестиционного климата, и формы и методы государственного регулирования играют здесь одну из ключевых ролей.

       Из всего вышесказанного следует,  что инвестирование экономики  процесс на данном этапе развития  России неизбежный. Поскольку, использование  в качестве инвестиций государственных  займов и иностранных кредитов, как показала практика, весьма  неэффективно, необходимо привлекать  частный, в том числе и иностранный  капитал в экономику Российской  Федерации, и для этого нужно  совершенствовать законодательную  базу, регулирующую инвестиционный  процесс в России.

     По официальным данным на 28.02.2012 Комитет статистики РФ опубликовал  официальные показатели по инвестициям  в России в прошлом году. Согласно  им, по итогам 2011 года в России  наблюдался приток капитала по  многим показателям и составил $190,6 млрд., из них прямые иностранные инвестиции – $18,4 млрд., оценку этой цифры давал Центральный Банк, по его сведениям объём прямых инвестиций в экономику составил $48 млрд., что на 28% больше чем в 2010-м году. За это же время из России отток капитала из России также возрос, за 2011 год из страны вывели $84,2 млрд. Первый показатель достиг в 2010-м году суммы 37,8 миллиардов долларов (на 31% выше), что можно увидеть по опубликованным на сайте ЦБ материалам, посвященным оценке платежного баланса России 5.

       2011 год показал, что максимального значения инвестиции смогли достичь в первом его квартале, в то время как в период с сентября по декабрь их процент существенно отличался в меньшую сторону от той суммы, которая была в 2010 году. В том же году пик инвестиционной деятельности в России пришёлся на последний квартал и составил 13,8 миллиардов долларов, в том время как в первом квартале эта сумма равнялась 6,7 миллиардов долларов, во втором — 11,2 миллиардов долларов, а в третьем — 6,1 миллиардов долларов. В качестве основных причин оттока инвестиций называют кризис в Евросоюзе, неблагоприятный инвестиционный климат в России и политические процессы, связанные с выборами. По прогнозам Центробанка РФ в 2012 году отток капитала снизится и зависеть это будет от конъюнктуры на рынке сырья.

  Другие интересные цифры по данным Росстата:

  • Накопленный иностранный капитал в экономике России – $347,2 млрд. (+15,7%);
  • Прямые иностранные инвестиции в накопленном капитале – $139,2 млрд. (+1,4%);
  • Портфельные инвестиции в накопленном – $9,7 млрд (-0,2%);
  • Прочие инвестиции, на возвратной основе в накопленном – $198,3 млрд. (+1,2%).

       Также отмечается, что за 2011-й год в экономику России поступило портфельных инвестиций – на $805 млн. (-25,1%), а объем прочих инвестиций вырос на 71,7% и составил $171,423 млрд.

    Объем инвестиций из России, накопленных  за рубежом, на конец 2011 года составил $106,7 млрд, из них оффшоры6 на Кипре – $78,2 млрд, в Нидерландах $49,1 млрд. В целом рост выводимых за рубеж капиталов из России в 2011 году составил 57,6% по сравнению с 2010-м годом. Объем погашенных инвестиций, направленных ранее из России за рубеж, составил $133,0 млрд (+46,3%). Основными крупнейшими получателями инвестиций из Российской Федерации в 2011 году стали такие страны как Нидерланды, Кипр, США, Швейцария и Белоруссия. Также в первую десятку крупнейших инвесторов входят Великобритания - 8%, Германия - 7%, США - 4%, Ирландия, Франция, Виргинские острова - по 2,4%, Швейцария - 2%.  

     Значительная часть иностранных  финансовых ресурсов из-за рубежа  представляет собой ранее вывезенные  из страны капиталы, контролируемые  российским бизнесом. Риски для  них существенно снижаются за  счет понимания местной специфики,  налаженных хозяйственных связей. Крупные проекты в России осуществляются  при участии транснациональных  корпораций. Так, например, в Сибирском федеральном округе  намечена реализация крупнейших инвестиционных проектов в таких  городах, как Томск, Новосибирск и Красноярск.

      В Красноярске запланирована реализация более 10 инвестиционных проектов: Богучанский алюминиевый завод, Горевский горно-обогатительный комбинат, Кокуйский угольный разрез, Раздолинский периклазовый завод, Золотодобывающая фабрика «Васильевский рудник», Богучанский и Приангарский лесопромышленные комбинаты, Мотыгинская ГЭС, Богучанский газоперерабатывающий комбинат. Суммарный объём, на его реализацию, инвестиций составит 485,4 млрд рублей. В Новосибирске планируется строительство комплексных районных тепловых станций (КРТС), сжигающих ТБО (срок реализации проекта около 5 лет, источник финансирования – привлечение частных инвесторов, общий объём инвестиций составит 510 млн. рублей). Планируется строительство аквапарка в Октябрьском районе (срок реализации проекта - 2012-2016г., общий объём инвестиций составит 1млрд. рублей,  источник финансирования – частно-государственное партнёрство). В Томске осуществляется крупный инвестиционный проект по созданию лесоперерабатывающего производства стоимостью 6 млрд. рублей 7

      Таким образом, государственное регулирование инвестиционной деятельности позволяет обеспечить достаточный уровень инвестиционной активности, соблюдение законных прав участников инвестиционного процесса, а также реализацию задач и целей инвестиционной политики государства Российской Федерации.

2.3. Проблемы и перспективы стимулирования инвестиций

      Стабилизации экономики и активизации инвестиционного климата требует принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране, как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения инвестиций. Среди мер общего характера в качестве первоочередных следует назвать:

  • достижения национального согласия между различными властными структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими общественными организациями;
  • торможение инфляции всеми известными в мировой практике мерами за исключением невыплаты трудящимся зарплаты;
  • пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства; мобилизация свободных средств предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;
  • предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности 8.

     Из инвестиционного блога «Инвестконтроль  2.0. Инвестиции и проекты в России 2012» 9, одной из главных из приоритетов в предвыборной программе Владимира Путина является чёткая инвестиционная политика и увеличение объема инвестиций в России.

     «Для дальнейшего роста экономики необходимо стимулировать инвестиции и инновации, а это решаемая и приоритетная задача», считает Премьер-министр РФ Владимир Владимирович Путин. Ключевые моменты при этом: повышение эффективности, внимание бюджету и налогам, а также определение локомотивов роста.

     Владимир Владимирович Путин в своей прогнозируемой экономической политике намерен сделать упор на стимулирование инвестиций, что позволит создавать новые производства, повысить развитие и энергоэффективность многих современных отраслей. В.В. Путин, планирует стимулировать инвестиции путём снижения процентных ставок, что достигается с помощью прекращения инфляции и развития финансового рынка.

Информация о работе Стимулирование инвестиций в РФ