Стимулирующая и антистимулирующая роль налоговой политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 19:37, курсовая работа

Описание работы

Тема данной курсовой работы - «Стимулирующая и антистимулирующая роль налоговой политики»- очень актуальна именно сейчас, когда Россия вышла на новый, более качественный уровень своего развития в таких сферах как: экономика, политика, социальное развитие, образование, и др. Также актуальность темы исследования определяется необходимостью поиска наиболее действенных механизмов развития стимулирующей и антистимулирующей функций налоговой системы России.
Целью данной работы является раскрытие стимулирующего и антистимулирующего воздействия налоговой политики на экономику. Задачи, способствующие достижению данной цели, заключаются в раскрытии сущности налогов и налоговой политики государства и их значения, рассмотрении их влияния на экономику .

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1.НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА
1.1. Понятие, функции и принципы налогов и налоговой системы.
1.2 Способы взимания налогов.
2.СТИМУЛИРУЮЩАЯ И АНТИСТИМУЛИРУЮЩАЯ НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА
2.1.Стимулирующая роль налоговой политики
2.2.Антистимулирующая роль налоговой политики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.Голубковой Анастасии.doc

— 187.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  науки и образования Российской Федерации

Департамент по высшему образованию

НИ Иркутский  Государственный Технический Университет

Институт  экономики, управления и права 
 
 
 
 

Курсовая  работа

 по дисциплине макроэкономика

На тему: «Стимулирующая и антистимулирующая роль налоговой политики». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:

студентка группы ЭУБ 11-3,

Голубкова А.А.

         

                                                                                                          Проверил доцент :

                                                                                                       Зедгенизова И. И. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Иркутск, 2012г.

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию 

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 

ЗАДАНИЕ

НА КУРСОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ (КУРСОВУЮ РАБОТУ) 

По курсу 

Макроэкономика__________________________________________________

Студенту 

Голубковой  А.А.______________________________________________________ 

(фамилия,  инициалы)

Тема проекта

  Стимулирующая и антистимулирующая роль налоговой политики _______________________________________________________   

Исходные  данные ____________________________________________________      Налоговая система.

 Стимулирующая  и антистимулирующая налоговая политика___________________________________________________________________

Рекомендуемая литература

    Налоги: Учебное пособие. Под редакцией Д. Г. Черника. - 4-е издание, переработанное и дополненное -М.: "Финансы и статистика", 2008г.

    В.Кашин, И. Мерзляков. Налоговая политика и оздоровление экономики России // Аудитор - 2009 - №9

  Пансков В.Г.  Налоги и налоговая система  Р.Ф.:Учебник.- М.: Финансы и статистика,2008. 5,9 С.

  Черник  Д. Г. Налоги. Учебное пособие. - М.: Финансы  и кредит, 2009 

Графическая часть на ______________ листах. 

Дата  выдачи задания “_30__” ____января_______________2012г. 

Дата  представления проекта руководителю “______” ___________2012г. 

Руководитель  курсового проектирования __   Зедгенизова И.И.______

Содержание

                                                          
 
 
 
 
 
 

                                      

ВВЕДЕНИЕ

       Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений  в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. В связи с этим приобретает особую роль значение налоговой системы государства и принципы ее организации и функционирования.

  В западном опыте создания и функционирования эффективной налоговой системы  немало ценного и полезного. Но при его использовании необходимо принимать во внимание и объективные условия, в которых создается и развивается налоговая система, и конкретное состояние экономики в каждой стране, и уровень накопленных богатств, и даже психологические установки и традиции населения.

  Последние реформы показывают стремление Российского  правительства к коренному изменению  ситуации в стране. Масштабная программа  преобразований в налоговой политике проводится уже более двух лет. Следствием предпринятых мер уже стало более равномерное распределение налоговой нагрузки на всех налогоплательщиков, изменение в положительную сторону структуры поступлений, улучшение администрирования, легализация многих налогоплательщиков. Важнейшим промежуточным результатом стало реальное снижение общей налоговой нагрузки на экономику, поддерживающее дальнейший экономический рост России.

  Тема  данной курсовой работы - «Стимулирующая и антистимулирующая роль налоговой  политики»- очень актуальна именно сейчас, когда Россия вышла на новый, более качественный уровень своего развития в таких сферах как: экономика, политика, социальное развитие, образование, и др. Также актуальность темы исследования определяется необходимостью  поиска наиболее действенных механизмов развития стимулирующей и антистимулирующей функций налоговой системы России.

  Целью данной работы является раскрытие стимулирующего и антистимулирующего воздействия налоговой политики на экономику. Задачи, способствующие достижению данной цели, заключаются в раскрытии сущности налогов и налоговой политики государства и их значения, рассмотрении их влияния на экономику . 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.НАЛОГОВАЯ  СИСТЕМА

1.1. Понятие, функции  и принципы налогов  и налоговой системы.

  Налог – это обязательный платеж, поступающий  в бюджетный фонд в размерах, определенных законом, и в установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образует налоговую систему страны. Все налоги являются основными источниками доходов государственного бюджета. Сложность понимания природы налога обусловлена тем, что налог - это одновременно экономическое, хозяйственное и правовое явление реальной жизни.

  Коренной  признак налогов - их принудительный характер. С этой точки зрения к ним относятся не только те платежи, в названии которых присутствует слово «налог», например налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических лиц и т.д. Налогами являются также таможенные пошлины, обязательные отчисления в государственные внебюджетные фонды, например в пенсионный фонд, и т.д. Все эти платежи в совокупности образуют налоговую систему.

  Современная налоговая система включает различные  виды налогов. По способу платежа различают прямые и косвенные налоги. Прямые налоги берутся напрямую с физических и юридических лиц. Это подоходный налог с физических лиц; налог с прибыли корпораций; имущественный налог (уплачивается как физическими, так и юридическими лицами); налог на сделки с капиталом; налог с наследства и др. Косвенные налоги взимаются с товаров и услуг. Их косвенный характер проявляется в том, что их уплачивают не все граждане, а те, кто покупает облагаемую налогом продукцию. К косвенным налогам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины.

      Налоги по их использованию подразделяются на общие и специальные (целевые). Общие налоги поступают в бюджет государства для финансирования общегосударственных мероприятий. Специальные налоги имеют строго определенное назначение, например налоги на реализацию горюче-смазочных материалов поступают в дорожные фонды и предназначены для строительства, реконструкции и текущего ремонта дорог.

      В зависимости от того, в распоряжение  какого органа поступает налог,  различают федеральные налоги, региональные  налоги субъектов федерации и местные налоги. Федеральные налоги устанавливаются законодательными актами, принимаемыми Федеральным Собранием, К ним относятся налог на прибыль предприятий и организаций, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, акцизы па нефть, природный газ и др. К региональным налогам относятся налог на имущество организаций, налог на недвижимость, дорожный налог, налог на добычу природных ресурсов, к местным налогам относятся налог на недвижимое имущество граждан, налог на рекламу, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, другие сборы.

      В зависимости от характера  взимания налоговых ставок различают:  твердые ставки, которые устанавливаются в абсолютной сумме независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти); пропорциональные - налоговая ставка остается неизменной независимо от размеров дохода; прогрессивные - ставка повышается по мере возрастания дохода; регрессивные - ставка налога понижается по мере возрастания дохода.

         Налоговая система представляет  собой совокупность  предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления,  изменения  или  отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты,  осуществления  налогового контроля, а также привлечения к ответственности  и  мер ответственности  за нарушение налогового законодательства.

         Система налогов – это совокупность  налогов, сборов, пошлин  и   других приравненных к налогам платежей, взимаемых на территории государства  в  тот или  иной  период   времени.   Основными   налогами,   посредством   которых формируется преобладающая масса бюджетных доходов, как в российской,  так  и мировой  практике  являются:  НДС,  акцизы,   налог   на   прибыль   (доход) юридических лиц, подоходный налог с  физических  лиц;  таможенные  пошлины, платежи в социальные фонды, налог с продаж.

        Налоговый механизм – понятие  более объемное,  чем  налоговая   система, представляет собой  совокупность  всех  средств  и  методов  организационно-правового    характера,    направленных     на     выполнение     налогового законодательства. Посредством налогового  механизма  реализуются   налоговая политика государства, формируются  основные  количественные  и  качественные характеристики налоговой системы, ее  целевая  направленность  на  отношение конкретных социально-экономических задач.

    Наиболее  важную  роль  в   налоговом   механизме   имеет   налоговое

  законодательство,  а  внутри  него  –   механизм   налогообложения   (уровня

  налоговых ставок, система льгот, порядок исчисления  налогооблагаемой  базы, состав объектов налогообложения и другие элементы, связанные  с  исчислением налогов).

        Посредством  изменения   механизма   налогообложения   можно   придать налоговой системе качественно новые черты, например, изменить ее  структуру, не меняя при этом количественного и видового состава налогов

  Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Исторические особенности эволюции государственности предопределяют каждый новый этап развития налоговой системы. Таким образом, структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

  Задачи  налоговой системы - обеспечение  государства финансовыми ресурсами с помощью перераспределения национального дохода; противодействие спаду производства, создание благоприятных условий для развития предпринимательства; реализация социальных программ.

  Исторически налоги рассматривались и существовали как податные системы. Само их существование порождено необходимостью покрывать общественные потребности. Данная способность налога определяется как фискальная функция. Фискальная функция долгое время считалась самодостаточной для выражения сути и назначения налога. Однако  тяжесть налогового бремени и полная подчиненность налогообложения интересам казны приводит к тому, что налогоплательщики не только не выполняют возложенных на них налоговых  обязательств, но и изыскивают законные и незаконные пути ухода от налогов.

        Теоретический потенциал  налога как экономической категории  реализует система налогообложения, которой свойственны  определенные функции.  Система налогообложения, принятая законодательство, - это практический инструмент перераспределения доходов потенциальных налогоплательщиков, следовательно, именно действующая система налогообложения  дает представление о полноте использования присущих налогообложению функций, т.е. о роли налоговой системы. Функциональная результативность системы налогообложения изначально предопределена сущность объективных экономических категорий «налог» и «налогообложение», т.е. их глубинными родовыми свойствами, которые мы называем внутренним потенциалом категории. Скрытый потенциал экономической категории в системе практического хозяйствования выявляется в процессе реализации функций объективной экономической категории «налогообложение». На поверхности экономической действительности категорию   «налогообложение» мы уже воспринимаем как систему экономических (финансовых) отношений, которая конструируется сознательно с заранее заданными в законе целями. Определить цели – значит раскрыть функциональное содержание системы налогообложения. Полнота реализации потенциальных возможностей категории «налогообложение» в принятой законом конкретной страны и на конкретный период времени концепции налогообложения может существенно различаться. Исходя из экономической природы категории «налогообложение» налоговой системе как таковой присущи две противодействующие экономические функции: фискальная и регулирующая.

Информация о работе Стимулирующая и антистимулирующая роль налоговой политики