Стимулирующая и антистимулирующая роль налоговой политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 19:37, курсовая работа

Описание работы

Тема данной курсовой работы - «Стимулирующая и антистимулирующая роль налоговой политики»- очень актуальна именно сейчас, когда Россия вышла на новый, более качественный уровень своего развития в таких сферах как: экономика, политика, социальное развитие, образование, и др. Также актуальность темы исследования определяется необходимостью поиска наиболее действенных механизмов развития стимулирующей и антистимулирующей функций налоговой системы России.
Целью данной работы является раскрытие стимулирующего и антистимулирующего воздействия налоговой политики на экономику. Задачи, способствующие достижению данной цели, заключаются в раскрытии сущности налогов и налоговой политики государства и их значения, рассмотрении их влияния на экономику .

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1.НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА
1.1. Понятие, функции и принципы налогов и налоговой системы.
1.2 Способы взимания налогов.
2.СТИМУЛИРУЮЩАЯ И АНТИСТИМУЛИРУЮЩАЯ НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА
2.1.Стимулирующая роль налоговой политики
2.2.Антистимулирующая роль налоговой политики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.Голубковой Анастасии.doc

— 187.00 Кб (Скачать файл)

  Функции налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контрольную.

  1)   Фискальная функция — собственно изъятие средств налогоплательщиков в бюджет. Данная функция — суть основная функция налогообложения. Именно посредством фиска налоги выполняют свое предназначение по формированию государственного бюджета для выполнения общегосударственных и целевых государственных программ. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов — формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для оборонных, социальных, природоохранных и других функций.

  2)   Распределительная функция налогов выражает их сущность как особого централизованного инструмента распределительных отношений. Распределительная функция иначе называется социальной, поскольку состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями граждан: от состоятельных к неимущим, что обеспечивает в конечном счете гарантию социальной стабильности общества. Социальные функции выполняют, в частности, акцизы, устанавливаемые на отдельные виды товаров. Ту же цель преследует механизм прогрессивного налогообложения, связанный с возрастанием налоговых ставок по мере роста величины доходов плательщика.

  3)  Социальная функция налогов носит много аспектный характер. Само материальное содержание налогов как денежных ресурсов, централизуемых государством и изымаемых из воспроизводственного процесса, несет в себе возможность из обращения на непроизводственные цели. В условиях РФ социальная функция налоговой системы бюджета весьма существенна в силу тех обязательств, которые несло советское государство перед населением и которое «по наследству» перешло к РФ.  Многие  социальные затраты, финансируемые государством за счет налогов (бесплатное образование, здравоохранение и т.д.).

  Социальная  функция  налогов проявляется  и  непосредственно через механизмы налоговых льгот и налоговых ставок, что входит во внутренний механизм действия налога (НДС, налога на прибыль и т.д.).

  Социальная  функция налоговой системы требует  детального исследования, как с точки  зрения ее усиления, так и с точки  зрения устранения  неоправданных льгот и преимуществ, не отвечающих характеру рыночных преобразований, социальным критериям или внутри федеральным отношениям.

  4)   Контрольная  функция налогов выступает своего рода защитной функцией: она обеспечивает воспроизводство  налоговых отношений государства и предприятий, реализацию и действенность силы государственной власти.     Без контрольной функции другие функции налогов неосуществимы или их реализация подрывается в своей основе.

  Контрольная функция, опираясь на закон, право, может  эффективно реализовываться только на основе принуждения, подчинения силе государственной власти и закону. Ослабление государственной власти ведет к ослаблению контрольной функции налоговой системы. И, наоборот, ослабление контрольной функции налогов означает ослабление государственной власти или ведет к такому ослаблению.

        В конкретном отношении  контрольная функция налогов  проявляется в обязательном исполнении налогового законодательства, в полноте  сбора налоговых платежей и действенности и эффективности штрафных  санкций и ответственности тех, кто не выполняет или не в полной мере выполняет обязательства перед государством, предписываемые законом.

        Контрольная функция  налоговой системы предопределяет и определяет, как и уже отмечено, эффективность других функций. Следовательно, если контрольная функция налогов ослаблена, то это соответственно снижает эффективность налоговой системы в целом. 

  5) Регулирующая функция налогов стала осуществляться с тех пор, как государство начало активно участвовать в организации хозяйственной жизни страны. Эта функция направлена на достижение определенных целей налоговой политики посредством налогового механизма. Налоговое регулирование выполняет три подфункции:

  • воспроизводственная подфункция реализуется посредством платежей: например, за пользование природными ресурсами. Эти налоги имеют четкую отраслевую принадлежность и предназначены для привлечения средств, используемых в дальнейшем на воспроизводство (восстановление) эксплуатируемых ресурсов.
  • стимулирующая подфункция направлена на развитие определённых социально-экономических процессов; реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений);
  • антистимулирующая подфункция посредством сознательно увеличенного налогового бремени препятствует развитию определённых социально-экономических процессов. Как правило, действие этой подфункции связано с установлением повышенных ставок налогов.

  Принципы  построения налоговой системы

  Принципы  построения налоговой системы государства  обсуждаются практически с тех пор, как возникло государство. Ещё Адам Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» в 1776 г. сформулировал четыре правила («максимы»):

  • налоги должны уплачиваться в соответствии со способностями и силами подданных;
  • размер налогов и сроки их уплаты должны быть точно определены до начала налогового периода;
  • время взимания налогов устанавливается удобным для налогоплательщика;
  • каждый налог должен быть задуман и разработан так, чтобы он брал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства.

  В современных условиях могут быть сформулированы следующие принципы построения налоговой системы:

  • Обязательность. Этот принцип означает, что все налогоплательщики обязаны своевременно и полно уплатить налоги.
  • Справедливость. Принцип справедливости означает, что, с одной стороны, все налогоплательщики, находящиеся в равных условиях по объектам налогообложения, платят одинаковые налоги, а, с другой стороны, справедливым должны быть налоги, которые платят разные по доходам налогоплательщики. Богатые платят больше, чем бедные.
  • Определённость. Нормативные акты до начала налогового периода должны определить правила исполнения обязанностей налогоплательщиком.
  • Удобство (привилегированность) для налогоплательщика. Процедура уплаты налогов должна быть удобной прежде всего для налогоплательщика, а не для налоговых служб.
  • Экономичность. Издержки по собиранию налогов не должны превышать сумму собираемых налогов, а должны быть минимальны.
  • Пропорциональность. Предполагает установление ограничения (лимита) налогового бремени по отношению к валовому внутреннему продукту.
  • Эластичность. Подразумевает быструю адаптацию к изменяющейся ситуации
  • Однократность налогообложения. Один и тот же объект налогообложения должен облагаться налогом за установленный период один раз.
  • Стабильность. Изменение налоговой системы не должно производиться часто и очень резко.
  • Оптимальность. Цель взимания налога, например, фискальная, или природоохранная и т. д., должна достигаться наилучшим образом с точки выбора источника и объекта налогообложения.
  • Стоимостное выражение. Налоги должны уплачиваться в денежной форме.
  • Единство. Налоговая система действует на всей территории страны для всех типов налогоплательщиков.

  В основе построения налоговой системы заложены два принципа — функциональный и территориальный.

  • Функциональный принцип регламентирует порядок взимания налогов с физических и юридических лиц. При этом, когда речь заходит о физических лицах, во внимание принимаются граждане страны, а когда о юридических — предприятия и организации. С доходов физических лиц взимаются личный подоходный налог, социальные выплаты. Налог с юридических лиц включает: налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, социальные отчисления от прибыли и налоги, связанные с внешнеэкономической деятельностью.
  • Территориальный принцип функционирования налоговой системы определяет величину и принципы отчислений средств в централизованный доход государства, механизм налоговых поступлении в региональные бюджеты, а также налогов, идущих в местные органы власти — городские, районные, поселковые.

        Реализация принципов налогообложения в разных странах осуществляется с учётом особенностей развития, существующей социально-экономической ситуации.

       Наличие собственной, независимой от других государств налоговой системы является одним из признаков суверенного государства.

1.2 Способы взимания налогов.

  Каждый  налог содержит обязательные элементы. В нем указывается, «кто» является плательщиком, т. е. субъектом данного  налога (например, работник, предприятие, наследник и т. д.);

  — что выступает объектом налогообложения (доход, имущество, товар, наследство);

  — из какого источника уплачивается налог (зарплата, прибыль, доход, дивиденд…)

  — в каких единицах измеряется объект налогообложения (например, денежная единица страны — в подоходном налоге, налоге на прибыль; гектар или акр — в поземельном, человек — в подушном налоге);

  — величина налоговой ставки (если она  выражена в процентах, то ее называют « квотой») представляет собой величину налога, приходящуюся на единицу налогообложения;

  — налоговые льготы, учитывающие специфические  условия хозяйствования.

    В налоговой практике существуют 5 способов взимания налогов:

  1. Кадастровый

  2. Изъятие налога до или в момент получения владельцем дохода (у источника)

  3. Изъятие налога после получения дохода владельцем (по декларации)

  4. В момент расходования средств

  5. В процессе потребления и использования  имущества

    1)кадастровый способ уплаты налога, т.е. налог взимается на основе внешних признаков предполагаемой средней доходности имущества. При уплате налога устанавливаются фиксированные сроки их взноса. Кадастровый метод, как видно из его названия, предполагает использование кадастра. Кадастр представляет собой реестр, содержащий перечень типичных объектов (земля, имущество, доходы), классифицируемых по внешним признакам, к которым относятся, например, размер участка, объем двигателя и т.д. С помощью кадастра определяется средняя доходность объекта обложения. Указанный способ взимания налогового оклада применяется, как правило, при обложении земельным налогом, налогом с владельцев транспортных средств и некоторыми другими.

  2)уплата налога у источника дохода, т.е. моменту по­лучения дохода предшествует момент уплаты налога; Метод взимания подоходного налога, который предполагает, что лицо, выплачивающее другому лицу доход, вычитает из этого дохода подоходный налог и несет ответственность за перечисление его налоговым органам. Налоговые органы полагают, что собирать налоги с плательщика дохода легче, чем с получателя дохода, особенно если взимание и перечисление налога плательщиком дохода является условием получения им налоговых льгот. Получателю дохода предоставляется кредит на его налоговое обязательство за уже уплаченный налог. Примерами такой системы налогообложения в Великобритании являются система "платите, когда заработаете" ,налогообложение дивидендов на акции, процентов по государственным ценным бумагам, доходов, передаваемых по договору, доходов от траста и доходов подрядчиков в строительной промышленности.

  3) уплата налога по декларации, предусматривает подачу налогоплательщиками деклараций (официального заявления о полученных доходах и произведенных расходах за истекший отчетный год) в налоговые органы по месту постоянного жительства (до 3 мая). В декларации физические лица должны указывать сведения обо всех полученных ими доходах за год по каждому источнику отдельно и суммы начисленного и уплаченного налога с этих доходов. Если доход только по месту основной работы, то декларации не надо.

  4) уплата налога в момент расходования доходов – характерен для косвенного налогообложения, когда налоги включаются в цену товаров, работ, услуг и уплачиваются конечным потребителем в момент приобретения товаров. Этот способ наиболее эффективен и используется во многих странах мира.

Информация о работе Стимулирующая и антистимулирующая роль налоговой политики