Стоимость и цена

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 14:21, реферат

Описание работы

В соответствии с этим направлением производство и обмен товаров совершаются на базе их стоимости, которая определяется общественно необходимыми затратами труда. В этом случае товаропроизводители должны исходить из следующего закономерного положения: если индивидуальные затраты труда больше общественно необходимых, то та часть затрат, которая превышает последние, обществом не признается. При этом в основе стоимости товара лежит общественный труд, затраченный на его производство. Отсюда стоимость определяется как воплощенный в товаре общественный труд товаропроизводителей.

Содержание работы

I. ТЕОРИИ СТОИМОСТИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1. Альтернативные теории формирования стоимости товара . . . . . . . . . . . .
2. Теория цены товара . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

II. ЗАКОНЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТОИМОСТИ И ЦЕНЫ ТОВАРОВ И
УСЛУГ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1. Производство - начальный пункт формирования возрастания
стоимости товаров и услуг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2. Функции продвижения товара . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3. Экономическое содержание издержек распределения . . . . . . . . . . . . . . . .
4. Число, мощность и местонахождение складских помещений –
важнейшая часть постоянных издержек . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

III. ТРАНСПОРТНЫЕ РАСХОДЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)

В рыночном ценообразовании  цена — это форма выражения  ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена.

Во-первых, здесь выражается непосредственная связь цены товара с ценностью, которой он обладает как объект потребления.

Во-вторых, цена товара проявляется  только в условиях его обмена на деньги или другой товар.

Цены различаются по ряду признаков. В зависимости от масштаба торговых операций и вида продаваемого товара выделяют:

•  оптовые цены, по которым продукция реализуется крупными партиями в условиях так называемой оптовой торговли;

•  розничные цены, по которым товары продаются индивидуальным покупателям в относительно небольшом  объеме;

•  тарифы (расценки) —  цены, по которым производится оплата услуг, например за пользование телефоном, за электроэнергию, газ, воду; за стрижку в парикмахерской, за ремонт квартиры.

По степени свободы  цены делятся на:

•  жестко фиксированные, твердые цены, назначаемые органами ценообразования. Изменение такой цены в какую-либо сторону производителем или продавцом товара преследуется по закону;

•  регулируемые цены. Их величина регулируется госорганами, но это воздействие ограниченно и чаще всего сводится к установлению верхнего предела цен на определенные группы товаров. Регулирование цен может также проводиться путем установления предельного уровня рентабельности. Это означает, что отношение прибыли к издержкам не должно превосходить заданного уровня, скажем, 50 %;

• рыночные цены, свободные  от непосредственного ценового вмешательства государственных органов. Они формируются под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения. Рыночные цены должны складываться в процессе свободного торга между покупателями и продавцами. Переход от фиксированных государственных к свободным рыночным ценам называют либерализацией цен.

Наряду с описанными видами цен в экономической практике применяется ряд других характеристик  цен.

В экономическом анализе, планировании и статистике, а также  в исследовательских целях наряду с текущими используются сопоставимые цены. Их использование актуально, например, при изменении цен в процессе инфляции. Если, к примеру, в один период семья тратила на питание триста тысяч рублей, а затем стала тратить шестьсот тысяч при прежнем уровне потребления, значит, произошел двукратный рост цен на продовольствие.

Все виды цен, определяемые посредством расчетов, называют расчетными. Ряд цен на товары и услуги фиксируется  в виде прейскурантов, т. е. указателей цен. Такие цены называются прейскурантными.

В ходе осуществления  планово-управленческих работ используются прогнозные и плановые цены. В условиях централизованной экономики планировать цены трудно. Неслучайно в советский период цены в России были плановыми только на бумаге. Регулировались они исключительно государственными органами ценообразования.

 В экономике рыночного  типа также широко используются прогнозные цены — на их основе планируется деятельность фирм, разрабатываются проекты и программы, составляются государственные планы-прогнозы, именуемые индикативными планами.

Договорные  цены — цены, величина которых определена предваряющим акт купли-продажи соглашением, документально зафиксированным контрактом между продавцами и покупателями. В ряде случаев в контракте фиксируется не абсолютная величина цены, а диапазон цен, верхний или нижний уровень либо их соотношение с государственными, рыночными, мировыми ценами. Оговаривается также допустимость изменения закрепленных контрактом цен вследствие инфляции, возникновения особых обстоятельств, принятия новых законов.

Часто вид цены определяется типом рынка, на котором она складывается. Выделяются биржевые, аукционные, комиссионные цены. Различный уровень цен на однотипные товары в разных странах приводит к необходимости использования мировых цен. Они представляют либо реально действующие на мировом рынке цены на товары данной группы, либо средние значения цен на одни и те же товары, установившиеся в разных странах и регионах. Мировые цены исчисляются в свободно конвертируемых валютах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. ЗАКОНЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТОИМОСТИ И ЦЕНЫ ТОВАРОВ И УСЛУГ

 

 

 

1. ПРОИЗВОДСТВО – НАЧАЛЬНЫЙ ПУНКТ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЗРАСТАНИЯ СТОИМОСТИ ТОВАРОВ И УСЛУГ

 

Каждый предприниматель  и предприятие в целом руководствуется  главным мотивом получения прибыли и недопущения убытков. В этом случае будут производиться те товары, которые обеспечат получение прибыли. Товары, производство которых не гарантируют приток прибыли, производиться не будут. Никто себе в убыток работать не будет.

Главным показателем целесообразности производить товар является получаемый доход - как разница между выручкой после продажи товара и теми затратами (издержками), которые имеют место  в процессе производства соответствующих  товаров.

Главными экономическими инструментами, с помощью которых измеряется общий доход и доход от соответствующих факторов производства, является: цена, количество товаров, издержки, время.

Общий доход исчисляется умножением цены продукта на количество проданного продукта. Общие издержки исчисляются умножением цены каждого ресурса на количество использованного в производстве, а затем суммируют затраты на каждый ресурс.

Если мы издержки ограничим  рамками данного предприятия  или фирмы, то результативность работы определяется на основе цен, по которым  данное предприятие реализует товары своим поставщикам по оптовым  ценам.

Последующее продвижение  товара к потребителю данного товара всегда связано с дополнительными затратами, которые найдут свое отражение в соответствующих ценах.

В издержки производства включаются не только заработная плата  рабочих, жалование служащих, процент  на капитал (амортизация), рентные платежи  на землю, но также платежи предпринимателю за выполнение им функций организации производства и решения всех вопросов, связанных с последующей реализацией товаров.

Плата за выполнение предпринимателем указанных функций в экономической  литературе стран с рыночной экономикой называются нормальной прибылью.

Однако уровень этой нормальной прибыли не имеет обоснованных критериев. Более того вводится еще  одна категория, характеризующая прибыль  под названием экономической  прибыли.

Доход от продажи превышающий  издержки производства называется чистой или экономической прибылью. По существу в данном случае речь идет о некоей сверхприбыли.

Получение отраслью экономической  прибыли свидетельствует о том, что отрасль процветает и функционирует  в форме расширенного воспроизводства. Однако такое состояние ведет к увеличению объема рыночного предложения по сравнению с величиной рыночного спроса, а цена товаров при этом снижается до уровня, при котором исчезает экономическая прибыл (сверхприбыль). По мере сокращения производства происходит обратный процесс, т.е. с уменьшением рыночного предложения по сравнению с рыночным спросом цена на продукты труда повышается, ликвидируется убыточность и снова отрасль выходит на получение нормальной прибыли и в последующем к получению экономической прибыли.

Разумеется, в рынках короткого промежутка времени фирма  не может приспособиться к изменяющемся спросу на товары, поскольку производственные мощности фирмы являются фиксированной  и устойчивой величиной. В этом случае фирма имеет возможность использовать производственные мощности более или менее интенсивно, изменяя величину потребляемых переменных ресурсов (труд, сырье, материалы и т.д.).

Общие издержки производства подразделяются на постоянные и переменные.

К постоянным издержкам производства относятся те затраты, величина которых не зависит от изменений объема производства (арендная плата, амортизационные отчисления, страховые взносы, жалованье управленческому персоналу).  
К переменным издержкам относятся те расходы по производству товаров, которые находятся в пропорциональной зависимости от объема выпускаемой продукции, это: затраты на сырье, материалы, энергию, внутризаводской транспорт, зарплаты рабочим создающим соответствующий товар.

При увеличении объема производства постоянные издержки распределяются на большее число изделий, что приводит к снижению затрат на единицу продукции, т.е. снижается себестоимость единицы продукции.

Однако рост повышения  размера производства имеет свои границы, поскольку при фиксированном  количестве оборудования увеличение количества работников обслуживающих его, ведет к снижению общей экономической отдачи. Такое положение дел в экономической литературе принято обозначать законом убывающей отдачи, согласно которому присоединение к фиксированному количеству оборудования добавочных единиц переменного ресурса (труда), начиная с определенного момента приводит к уменьшению количества продукта на единицу вложенного капитала (издержек).

Увеличение объемов  производства содержит в себе как  положительные, так и отрицательные  последствия.

К положительным последствиям следует отнести снижение постоянных затрат на единицу продукции, более  высокий уровень разделения и  специализации труда, возможность  использования более производительного  оборудования, использование побочного  производства из отходов и т.п.

К отрицательным сторонам расширения объема производства следует  отнести сложность управления, трудности  с реорганизацией. Взаимодействие указанных  тенденций своим итоговым результатам  часто имеет изменение структуры  отрасли.

Конкуренция между товаропроизводителями требует от них постоянного внимания к снижению издержек производства, что достигается с помощью наиболее эффективной технологии.

Рациональная комбинация применяемых ресурсов, обеспечивающая наибольшую эффективность, зависит  не только от способностей организаторов данного производства, но в неменьшей степени от цен ресурсов на рынке, что, в свою очередь, определяется степенью развития сырьевой базы страны, структурой отраслей и их взаимодействием.

Вся система взаимоотношений  различных отраслей в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ определяет общественные издержки производимых и потребляемых товаров.

Издержки производства, таким образом, на каждом этапе движения товара обладает своим содержанием, своей структурой, своей социально-экономической характеристикой.

Издержки производства в рыночной капиталистической экономике  представляют собой затраты общественного  труда и затраты капитала.

Согласно марксистскому  взгляду исходным пунктом капиталистического производства товаров служат денежные расходы предпринимателя на покупку средств производства и рабочей силы. Эти расходы образуют соответственно постоянную (С) и переменную (V) части авансированного капитала. Затраченный на производство товара капитал составляет специфически капиталистические издержки производства. Специфика данного определения капиталистических издержек производства состоит в том, чтобы показать способ соединения средств производства с рабочей силой под командой капиталиста, который никакого влияния на процесс создания стоимости товара как участник самовозрастания стоимости не принимает.

Разграничение издержек производства как затрат труда и  затрат капитала - один из важнейших  принципов марксистского анализа  процесса капиталистического воспроизводства. Издержки производства капитала (C + V) представляются как одну часть полной стоимости товара, включающей прибавочную стоимость. В этом случае полная стоимость товара имеет такую структуру как C + V + M.

Затраты на приобретение средств производства, как показывает К. Маркс, никакого отношения к образованию новой стоимости не имеют. Рабочий в процессе производства создает своим трудом новую стоимость (V + M), которая не только возмещает капиталисту переменный капитал, но и приносит прибавочную стоимость. Понять данную концепцию невозможно, в нее нужно поверить, что и было сделано на определенном этапе развития экономической мысли в нашей стране.

Несостоятельно утверждение  о приоритетности переменного капитала (V) как источника самовозрастания стоимости на факте особого значения труда предпринимателя в организации, управлении производством. И если это так, то в переменный капитал следовало бы включить жалование управленцев, доходы предпринимателей. И если это сделать, то вся "конструкция" отношений постоянного и переменного капитала в процессе самовозрастания стоимости приобретает другой смысл.

Кроме того, не нужно забывать, что само производство с его издержками является начальным пунктом формирования общественных издержек производства, поскольку движение товара от производителя к потребителю требует все новых и новых издержек, в том числе издержек, связанных с обращением товаров. Причем удельный вес этих издержек обращения в готовом товаре постоянно возрастает.

Информация о работе Стоимость и цена