Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 18:39, курсовая работа
Целью данной работы является изучение стоимостных показателей благосостояния нации и индекса человеческого потенциала.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- дать понятие основным стоимостным показателям оценки благосостояния нации;
- рассмотреть понятие и методы измерения валового внутреннего продукта, а также валового национального дохода;
- изучить понятие индекса развития человеческого потенциала, а также определить его роль в оценке благосостояния нации;
- проанализировать динамику индекса человеческого потенциала России за 2000 – 2011 гг.
Рисунок 1 – Динамика развития человеческого потенциала в России
Россия в середине
2000-х годов вошла в число
стран с высоким уровнем развит
Среди лидеров рейтинга – федеральные города и ведущие экспортные регионы, нефтяные и металлургические. Но все же в десятку лидеров входят регионы с более сбалансированным развитием (Татарстан, Самарская, Томская, Липецкая и Белгородская области), в которых достаточно высок охват образованием и показатели долголетия не ниже средних по стране.
Таблица 1 - Индекс развития человеческого потенциала за 2011 г.
ВВП, долл. ППС |
Индекс дохода |
Ожидаемая продол- жительность жизни, лет |
Индекс долго летия |
Грамотность, % |
Доля учащих ся в возрастах 7-24 лет, % |
Индекс образования |
ИРЧП |
Место | |
Российская Федерация |
14737 |
0.833 |
67.51 |
0.709 |
99.4 |
0.735 |
0.908 |
0.817 |
|
г. Москва |
33603 |
0.971 |
72.5 |
0.792 |
99.8 |
1.000 |
0.999 |
0.920 |
1 |
Тюменская обл. |
49969 |
1.000 |
68.57 |
0.726 |
99.2 |
0.717 |
0.900 |
0.876 |
2 |
г. Санкт-Петербург |
16817 |
0.855 |
69.86 |
0.748 |
99.8 |
0.988 |
0.995 |
0.866 |
3 |
Респ. Татарстан |
18080 |
0.867 |
69.44 |
0.741 |
99.0 |
0.756 |
0.912 |
0.840 |
4 |
Белгородская обл. |
13738 |
0.822 |
70.33 |
0.756 |
98.6 |
0.734 |
0.902 |
0.826 |
5 |
Томская обл. |
14892 |
0.835 |
67.68 |
0.711 |
98.9 |
0.814 |
0.931 |
0.826 |
6 |
Сахалинская обл. |
26657 |
0.932 |
64.48 |
0.658 |
99.4 |
0.669 |
0.886 |
0.825 |
7 |
Красноярский край |
17758 |
0.864 |
66.58 |
0.693 |
99.0 |
0.706 |
0.895 |
0.818 |
8 |
Свердловская обл. |
14190 |
0.827 |
67.5 |
0.708 |
99.2 |
0.720 |
0.901 |
0.812 |
9 |
Челябинская обл. |
13664 |
0.821 |
67.14 |
0.702 |
99.1 |
0.752 |
0.911 |
0.811 |
10 |
Оренбургская обл. |
15596 |
0.843 |
66.68 |
0.695 |
98.9 |
0.710 |
0.896 |
0.811 |
11 |
Самарская обл. |
13097 |
0.814 |
67.19 |
0.703 |
99.2 |
0.762 |
0.915 |
0.811 |
12 |
Липецкая обл. |
15373 |
0.840 |
67.31 |
0.705 |
98.4 |
0.683 |
0.884 |
0.810 |
13 |
Респ. Коми |
16228 |
0.849 |
65.83 |
0.681 |
99.2 |
0.710 |
0.898 |
0.809 |
14 |
Вологодская обл. |
14611 |
0.832 |
66.96 |
0.699 |
98.8 |
0.713 |
0.896 |
0.809 |
15 |
Респ. Башкортостан |
12791 |
0.810 |
67.81 |
0.714 |
98.8 |
0.722 |
0.899 |
0.807 |
16 |
Респ. Саха (Якутия) |
13629 |
0.820 |
66.17 |
0.686 |
99.0 |
0.754 |
0.911 |
0.806 |
17 |
Архангельская обл. |
15149 |
0.838 |
66.27 |
0.688 |
99.2 |
0.681 |
0.888 |
0.805 |
18 |
Новосибирская обл. |
10738 |
0.781 |
67.43 |
0.707 |
98.8 |
0.795 |
0.924 |
0.804 |
19 |
Омская обл. |
12574 |
0.807 |
66.54 |
0.692 |
98.7 |
0.749 |
0.908 |
0.802 |
20 |
Ярославская обл. |
11745 |
0.795 |
67 |
0.700 |
99.2 |
0.735 |
0.906 |
0.801 |
21 |
Удмуртская Респ. |
11973 |
0.799 |
66.59 |
0.693 |
99.0 |
0.732 |
0.904 |
0.799 |
22 |
Волгоградская обл. |
10178 |
0.772 |
68.84 |
0.731 |
98.9 |
0.701 |
0.893 |
0.798 |
23 |
Краснодарский край |
10003 |
0.769 |
69.25 |
0.738 |
99.0 |
0.676 |
0.885 |
0.797 |
24 |
Мурманская обл. |
13032 |
0.813 |
66.72 |
0.695 |
99.6 |
0.651 |
0.881 |
0.796 |
25 |
Респ. Северная Осетия |
7174 |
0.713 |
71.74 |
0.779 |
99.1 |
0.696 |
0.893 |
0.795 |
26 |
Курская обл. |
9431 |
0.759 |
66.66 |
0.694 |
98.5 |
0.822 |
0.931 |
0.795 |
27 |
Московская обл. |
13587 |
0.820 |
66.93 |
0.699 |
99.6 |
0.601 |
0.864 |
0.794 |
28 |
Орловская обл. |
8969 |
0.750 |
67.23 |
0.704 |
98.9 |
0.787 |
0.922 |
0.792 |
29 |
Пермский край |
12804 |
0.810 |
65.23 |
0.671 |
98.9 |
0.702 |
0.893 |
0.791 |
30 |
Иркутская обл. |
12267 |
0.803 |
64.9 |
0.665 |
99.1 |
0.730 |
0.904 |
0.791 |
31 |
Нижегородская обл. |
10744 |
0.781 |
65.58 |
0.676 |
98.9 |
0.761 |
0.913 |
0.790 |
32 |
Магаданская обл. |
11549 |
0.793 |
63.57 |
0.643 |
99.6 |
0.810 |
0.934 |
0.790 |
33 |
Саратовская обл. |
8710 |
0.746 |
68.01 |
0.717 |
99.2 |
0.720 |
0.901 |
0.788 |
34 |
Ростовская обл. |
8288 |
0.737 |
68.38 |
0.723 |
99.1 |
0.727 |
0.903 |
0.788 |
35 |
Во всех субъектах РФ, за исключением Чукотского АО, индекс вырос за два последних года, особенно быстро – в 2010 г. «Скачки» в рейтинге ИРЧП отдельных регионов чаще всего связаны с особенностями налогового режима (до 2004 г. в России существовали регионы – внутренние офшоры) и политикой крупнейших компаний (перенос юридических адресов), что оказывает заметное влияние на показатель душевого ВРП. Этим объясняется кратковременный рост и последующий спад показателей Чукотского АО, Магаданской, Омской областей и республик Калмыкия и Мордовия. В 2006 г. в рейтинге впервые появилась Чеченская республика, занявшая 77-е место из 80 регионов.
По доходу (душевому ВРП по ППС) Чечня опережает только Ингушетию, как и по охвату образованием детей и молодежи, однако по ожидаемой продолжительности жизни занимает второе место в стране вслед за Ингушетией. Удивительно высокие показатели этих республик (73–76 лет) демографы считают недостоверными из-за неточности статистического учета смертности, прежде всего младенческой.
Основной вклад в позитивную динамику ИРЧП российских регионов внесли два фактора. Первый – рост дохода, измеряемого душевым ВРП по ППС, хотя динамика в регионах была разной. Наиболее высокие темпы роста в 2004–2006 гг. имели крупнейшая агломерация страны (Москва и Московская область), некоторые регионы экспортно-сырьевой экономики (Пермская, Свердловская, Сахалинская области, Красноярский край), среднеразвитые Нижегородская и Тверская области, отдельные республики с невысоким уровнем экономического развития (Северная Осетия, Чувашия, Тыва). Для последних высокие темпы отчасти объясняются эффектом низкой базы. Только в двух регионах (Чукотском АО и Омской области) показатели душевого ВРП по ППС снизились, причиной стал перенос юридического адреса ранее «прописанных» в них структур «Сибнефти». Помимо снижения ВРП, эти регионы утратили существенную часть налоговых доходов.
Второй фактор – рост
ожидаемой продолжительности
В результате Иркутская область в рейтинге ИРЧП поднялась с 46-го места на 35-е, Красноярский край – с 14-го на 8-е, и в целом регионы с наиболее значительным ростом долголетия, среди которых больше восточных, показали лучшую динамику ИРЧП.
Однако на Юге и в самых «богатых» субъектах РФ (Москве, нефтегазодобывающих автономных округах) с относительно высокой ожидаемой продолжительностью жизни рост этого показателя минимален. В «богатых» регионах с высокими душевыми расходами бюджетов на здравоохранение небольшая добавка федеральных средств в рамках нацпроекта «Здоровье» слабо влияет на состояние отрасли.
На юге доминирующими позитивными факторами остаются более благоприятный климат и меньшее распространение алкоголизма. Следовательно, усилия государства в сфере здравоохранения позволяют смягчить только самые острые проблемы доступности медицинских услуг в наиболее проблемных территориях с низким долголетием и деградирующей социальной сферой.
По охвату образованием детей и молодежи лидерами остаются Москва и Санкт-Петербург, в которых учатся жители и других регионов. По этой причине в Москве показатель охвата образованием превышает 100% населения в возрасте 7–24 лет.
При общем росте индекса сохраняется огромный разрыв регионов РФ в развитии человеческого потенциала. Но все же в последние два года (2004–2006) уже нельзя говорить о явном нарастании разрыва между лидерами и аутсайдерами по ИРЧП, показатели росли относительно равномерно, за исключением нескольких субъектов РФ. Это следствие возросшей эффективности перераспределительной социальной политики.
Сравнение индекса регионов и стран условно, но очень показательно для России. Москва сопоставима с Чехией и Мальтой, Тюменская область – с Венгрией и Польшей, Санкт-Петербург и Татарстан – с Болгарией, при этом вторая столица заметно уступает странам Балтии. Слабейшие регионы России (республики Тыва и Ингушетия) сопоставимы с Монголией, Гватемалой и Таджикистаном. Огромный разрыв регионов России в развитии человеческого потенциала замедляет развитие всей страны.
Дифференциацию можно оценить и по доле населения, живущего в регионах с разным ИРЧП.
Хотя такое сравнение условно из-за внутрирегионального неравенства населения по доходу, оно все же позволяет оценить, для какой части жителей страны улучшаются условия развития человеческого потенциала. В 2006 г., произошли значительные позитивные изменения.
Почти 30% населения России проживает в регионах с высоким уровнем развития человеческого потенциала, эта доля выросла вдвое. Такие регионы могут опираться на собственные ресурсы и возможности для повышения человеческого потенциала. Однако большинство россиян, как и прежде, концентрируется в регионах с показателями ниже среднего, для 2/3 жителей страны возможности развития человеческого потенциала ограничены. В регионах с худшими показателями (индекс ниже 0.750) живет только 6% населения России, это наиболее проблемная зона, которая не может развиваться без масштабной и долговременной федеральной помощи.
Для большинства регионов России характерна несбалансированность развития отдельных компонентов человеческого потенциала. Менее трети субъектов РФ имеют примерно равное отклонение частных индексов в ту или иную сторону, в группе лидеров это Москва, республики Татарстан и Башкирия, Белгородская, Самарская, Томская области, в последние годы более сбалансированным стало развитие Санкт-Петербурга, сократившего отставание по доходу.
Почти половина регионов имеют худшие показатели индекса доходов относительно двух других, в основном это Центр и юг Европейской России. Ведущие экспортно-сырьевые регионы отличаются противоположным соотношением – индекс доходов опережает остальные.
Регионы-аутсайдеры отличаются наиболее сильным разбросом всех частных индексов при минимальных показателях дохода. Диагностика несбалансированности развития позволяет выявить «слабое звено» и сконцентрировать ресурсы для решения первоочередных задач развития, а не просто выравнивания. Кроме того, все регионы крайне неоднородны внутри, в них есть свои беднейшие муниципалитеты и сельские районы, есть более богатые региональные столицы и города экспортных отраслей. Но оценить это с помощью ИРЧП невозможно, так как на внутрирегиональном уровне его индикаторы не рассчитываются Росстатом.
В целом расчеты показывают, что только сочетание двух тенденций – экономического роста и позитивных социальных изменений в условиях и образе жизни населения – обеспечивает устойчивый и динамичный рост ИРЧП.
Такое сочетание сформировалось в середине 2000-х гг., повысив качество роста. Чтобы сохранить устойчивый рост человеческого потенциала на перспективу, необходимо решить важнейшие задачи: ускорить социальные трансформации в России, определить приоритеты развития и разработать эффективные механизмы социальной и региональной политики для регионов разного типа.
Россия сегодня занимает 65 место в списке из 169 стран с показателем 0,719, таким образом, входя в группу стран с высоким ИРЧП. За последние 5 лет рейтинг нашей страны вырос на 3 пункта. Россия входит в регион — Восточная Европа и Центральная Азия, в котором находится 31 страна, располагаясь на 18 месте в данной группе. Лидером группы является Чехия — 0,841 (28 место в мире), замыкает группу Таджикистан. Однако следует учитывать, что индекс составляется с отставанием в два года, поэтому цифры, опубликованные ООН 4 ноября 2010 года относятся к 2008 году и ранее.
За последние несколько
лет Россия восстановила статус крупной
экономической державы и
Благодаря быстрому экономическому росту 2000-х годов и возросшим финансовым возможностям государства «география» позитивных социальных изменений более равномерно охватила всю страну.
Улучшались показатели как развитых, так и наиболее проблемных регионов России, включая индекс дефицита дохода, показатели младенческой, детской и материнской смертности и другие. Однако почти во всех регионах произошел рост поляризации по доходу и сокращение доли доходов беднейших 20% населения. Следствием начавшегося в 2008 году экономического кризиса стало замедление роста или стагнация значений человеческого развития во многих регионах страны по сравнению с предыдущим периодом. Таким образом, одним из ключевых вызовов для России является сохранение достигнутых на сегодняшний день положительных результатов.
Индекс развития человеческого потенциала:
1. Показатель индекса
развития человеческого
2. В 2009 году только 12 регионов имели ИРЧП выше 0,700, в 2010 году — 22 (более четверти всех субъектов Российской Федерации), в 2011 году — 30.
3. Только в трех регионах Российской Федерации индекс развития человеческого потенциала ниже 0,650 — это Республики Тыва, Алтай и Еврейская автономная область.
Борьба с бедностью:
Образование:
Информация о работе Стоимостные показатели благосостояния нации и индекс человеческого развития