Стоимостные показатели благосостояния нации и индекс человеческого развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 18:39, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение стоимостных показателей благосостояния нации и индекса человеческого потенциала.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- дать понятие основным стоимостным показателям оценки благосостояния нации;
- рассмотреть понятие и методы измерения валового внутреннего продукта, а также валового национального дохода;
- изучить понятие индекса развития человеческого потенциала, а также определить его роль в оценке благосостояния нации;
- проанализировать динамику индекса человеческого потенциала России за 2000 – 2011 гг.

Файлы: 1 файл

Курсовая по макроэкономике Сазанской М.В. группа ЭЭНд-711 (испр.) (2).doc

— 297.50 Кб (Скачать файл)

При подсчёте ИРЧП учитываются 3 вида показателей:

- ожидаемая продолжительность жизни – оценивает долголетие;

- уровень грамотности  населения страны (среднее количество  лет, потраченных на обучение) и ожидаемая продолжительность  обучения;

- уровень жизни, оценённый  через валовой национальный доход (ВНД) на душу населения по паритету покупательной способности (ППС) в долларах США.

Оценка качества жизни  с использованием индекса развития человеческого потенциала строится на минимальном наборе базовых показателей. Каждый из базовых показателей количественно представляет одно из основных направлений человеческого развития: долголетие, образованность и собственно уровень жизни.

Долголетие характеризует  способность прожить долгую и  здоровую жизнь, что составляет естественный жизненный выбор и одну из основных универсальных потребностей человека8.

Базовый показатель долголетия – средняя продолжительность  предстоящей жизни при рождении (СППЖР). Этот показатель, исчисляемый  отдельно для мужского и женского населения, рассчитывается на основе условного поколения, которое составляется из совокупности людей различных возрастов, умерших в данном году.

СППЖР единым числом выражает интенсивность смертности населения  данной страны (региона и т.п.) в данный календарный год, т.е. характеризует долголетие гипотетического новорожденного, который проживет всю жизнь в условиях данной интенсивности смертности. В условиях совершенствования системы здравоохранения и повышения качества жизни реальному новорожденному, появившемуся на свет в данном году, в среднем удастся прожить дольше, чем гипотетическому.

Образованность рассматривается  как способность к получению  и накоплению знаний, к общению, обмену информацией. Характеристиками образованности являются грамотность взрослого населения и полнота охвата обучением. Под грамотностью понимается способность человека прочитать, понять и написать короткий простой текст, касающийся его повседневной жизни. Уровень грамотности взрослого населения – доля грамотных в возрасте 15 лет и старше – служит важнейшим базовым показателем данного направления человеческого развития. Уровень грамотности относится к реальному населению и является показателем состояния образования, в значительной степени зависящим от грамотности в течение предыдущих 10–20 лет. Для индустриальных стран с рыночной экономикой уровень грамотности априори устанавливается равным 99%.

Учитывая тенденции повышения  образовательного уровня и необходимость  более адекватного отражения  различий между индустриальными  странами, образованность стала оцениваться комбинацией двух базовых показателей: уровнем грамотности взрослого населения и совокупной долей учащихся.

Последний показатель рассчитывается как отношение общего числа учащихся (зачисленных) на всех ступенях обучения (начальной, средней (средней специальной) высшей, послеуниверситетской) вне зависимости от их возраста к общей численности населения в возрасте от 6 до 24 лет.

Уровень жизни характеризует доступ к материальным ресурсам, необходимым  для достойного существования, включая  «ведение здорового образа жизни, обеспечение территориальной и социальной мобильности, обмен информацией и участие в жизни общества».

Уровень жизни, в отличие от долголетия и образованности, только открывает  возможности, имеющиеся у человека, но не определяет их использование. Иными словами, это средство, расширяющее возможность выбора, но не собственно выбор. Уровень жизни является непрямым индикатором возможностей.

Выбор базового показателя, адекватно  отражающего данное направление  человеческого развития, представляет собой серьезную проблему. Идеальный показатель уровня жизни должен был бы учитывать многочисленные факторы:

- личный доход;

- распределение доходов между слоями общества;

- ранее накопленная собственность; доступ к земельным ресурсам и кредитам;

- развитость инфраструктуры и механизм доступа к общественным фондам потребления (здравоохранению, образованию, транспорту, коммунальным услугами и др.), индивидуальный стиль жизни; размер и структуру семьи;

- блага, производимые в домашнем хозяйстве;

- природно-климатические и экологические условия в месте проживания и т.д.

Большое число факторов, подлежащих учету, отсутствие регулярно собираемой информации по одним, сложность или несопоставимость исчисления других – все это нарушает принцип формирования интегрального показателя и делает практически невозможной оценку уровня жизни с помощью какого-либо прямого показателя.

В связи с этим для оценки уровня жизни используется косвенный базовый  показатель – валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения. Для межстранового сравнения используется реальной ВВП на душу населения, рассчитанный в соответствии с паритетом покупательной способности (ППС) валюты. Для межрегионального сравнения субъектов одной страны, в том числе и Российской Федерации, уровень жизни должен оцениваться аналогичным макроэкономическим показателем – реальным валовым региональным продуктом (ВРП) на душу населения9.

Таким образом, величина ИРЧП служит критерием разделения стран на группы с различным уровнем человеческого развития.

Вне зависимости от уровня экономического развития (будь это индустриальные или развивающиеся страны) к странам с высоким уровнем человеческого развития относятся те, в которых ИРЧП > 0,8; к странам со средним уровнем человеческого развития – те, в которых 0,5 < ИРЧП < 0,8; к странам с низким уровнем человеческого развития – те, в которых ИРЧП < 0,5.

Помимо ранжирования и разделения стран на группы, вычисление ИРЧП и  индексов отдельных измерений позволяет  оценить соответствие сложившейся  ситуации неким ориентирам, выраженным оптимальными значениями показателей человеческого развития, и ее изменение с течением времени.

Сравнение индексов долголетия, образованности и уровня жизни дает возможность, при прочих равных условиях, уточнить приоритетность соответствующих программ человеческого развития.

Индексы измерений человеческого  развития могут быть использованы для  определения желательных масштабов  финансирования программ человеческого  развития на национальном и региональном уровнях.

Несмотря на то, что этот перечень показателей служит основанием для оценки прогресса в развитии человека во многих его измерениях, политики также нуждаются в обобщенном показателе оценки прогресса, особенно в таком, который больше фокусируется на благосостоянии человека, нежели на его доходах. С этой целью Доклады о развитии человека с самого начала публиковали индекс развития человеческого потенциала. Этот показатель дает общее представление о некоторых основных измерениях развития человека.

Хотя ИРЧП представляет собой полезную точку отсчета, важно  помнить, что концепция развития человека шире и сложнее, чем это  способны отразить любые совокупные измерения, даже если они подкрепляются  другими показателями.

ИРЧП не является всеохватывающим  параметром. Он не включает важные аспекты развития человека, прежде всего возможность участвовать в принятии решений, влияющих на чью-либо жизнь и пользоваться уважением других членов сообщества. Человек может быть богатым, здоровым и образованным, но отсутствие этой возможности препятствует его развитию.

Недоучет этого измерения  развития человека в ИРЧП стал очевиден со времени первых Докладов о развитии человека – и способствовал разработке в 1991 г. индекса человеческой свободы и в 1992 г. – индекса политической свободы. Ни один из параметров не просуществовал и года с момента их введения, что послужило свидетельством сложности подобного количественного измерения таких комплексных аспектов развития человека.

ИРЧП четко проводит различие между доходами и человеческим благополучием. Путем измерения средних достижений в здравоохранении, образовании и доходах ИРЧП может дать более полную картину состояния развития страны, чем только измерение уровня доходов.

При подсчёте индекса  учитываются 3 вида показателей:

1. Средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении – оценивает долголетие.

2. Уровень образования (грамотности), определяется комбинацией двух показателей – грамотности взрослого населения и охвата населения тремя ступенями образования (начальным, средним и высшим);

3. Материальный уровень жизни, оценивается величиной реального ВВП на душу населения, т.е. величиной, переведенной в доллары с помощью паритета покупательной способности. В области доходов в качестве пороговой величины используется среднее мировое значение ВВП на душу населения.

Индекс отражает достижения каждой данной страны в обеспечении  этих трех важнейших аспектов человеческого  благополучия.

Достижения в каждой из этих трех областей сначала оцениваются  в процентах от некой идеальной, ни в одной стране еще не достигнутой ситуации:

  1. Ожидаемой продолжительности жизни, равной 85 годам;
  2. Грамотности и охвата населения образованием всех трех ступеней на уровне 100%;
  3. Реального ВВП на душу населения на уровне 40000 долл.

Затем вычисляется простое среднее из этих трех индексов.

1. Индекс ожидаемой  продолжительности жизни – фиксированные значения (определенные Программой развития ООН):

максимальное – 85 лет

минимальное – 25 лет

Индекс продолжительности  жизни

  ,       (7)

где LE – Средняя продолжительность жизни.

2. Индекс грамотности  (15 лет и старше)

максимальное – 100%

минимальное – 0%

Индекс грамотности  взрослого населения 

(ALI)= ,               (8)

где ALR – Уровень грамотности взрослого населения в процентах.

3. Индекс совокупной  доли учащихся в численности населения соответствующей возрастной группы населения (6–24 года), охват % образованием:

максимальное – 100%

минимальное – 0%

Индекс совокупной доли учащихся (GEI)

GEI = ,               (9)

где CGER – Совокупная доля учащихся.

4. Совокупный индекс достигнутого уровня образования:

Индекс образования =             (10)

5. Индекс реального  ВВП на душу населения (по  ППС в долл. США):

максимальное – 40000 долл. по ППС

минимальное – 100 долл. по ППС

Индекс реального ВВП  на душу населения = ,            (11)

 где GDPpc – ВВП на душу населения при ППС в долларах США.

6. Индекс развития  человеческого потенциала:

Максимально возможное  значение ИРЧП – 1, минимальное – 010.

Индекс развития человеческого  потенциала равный 1, будет иметь  страна, в которой средняя продолжительность жизни равна 85 годам (это фиксированный верхний порог для всех стран), ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) равен 40000 долларам США (это также фиксированный верхний предел для всех стран), в которой 100% населения являются грамотными, а все, кто достиг соответствующего возраста, посещают начальную или среднюю школу, учатся в высшем или среднем учебном заведении (это также изначально неизменный индикатор для всех стран). Ближе всего сегодня к этому показателю находится Норвегия, ИРЧП которой равен 0,944.

Индекс развития человеческого  потенциала равный 0, будет иметь  страна, в которой средняя продолжительность  жизни равна 25 годам (это фиксированный  нижний уровень), ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) равен 100 долларам США, в которой 100% населения неграмотны и никто не получает никакого образования. Ближе всего к этой крайности находится сегодня Нигерия, ИРЧП которой равен 0,275.

Для глобальных отчетов  статистика собирается из трех основных источников – отдела народонаселения ООН, статистического института ЮНЕСКО и Всемирного банка. Самая первичная информация берется из национальных источников статистики.

Затем вычисляется простое  среднее из этих трех индексов.

Таким образом, индекс развития человеческого потенциала  - интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно для межстранового сравнения и измерения уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия как основных характеристик человеческого потенциала исследуемой территории. Он является стандартным инструментом при общем сравнении уровня жизни различных стран и регионов.

 

2.2 Анализ динамики  индекса человеческого потенциала  в России за 2000 по 2011 гг.

 

Россия занимает 71 место  в списке с индексом ИРЧП = 0,806 (что  является довольно высоким показателем).

Индекс стал падать с  началом 90-х из-за сокращения ВВП  и повышения смертности. В 1992 Россия занимала 52 место, 1995 – 114, в 2004 – 57, в 2005 – 62 с индексом 0,795, в 2010 – 65 с индексом 0,797, в 2011 году – 67 место с индексом 0,802. От своих соседей по таблице Россия отличается очень низкой продолжительностью жизни и чуть снизившимся уровнем образования.

Информация о работе Стоимостные показатели благосостояния нации и индекс человеческого развития