Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 15:10, реферат
Стратегический альянс (Strategic Alliance) – это партнерство между фирмами, в котором ресурсы, способности и стержневые компетенции фирм объединяются для достижения наилучшего результата. Альянс означает сотрудничество между группами, которое дает лучшие результаты по сравнению с теми, которые могли бы быть получены от простой сделки. Поскольку конкурентные рынки продолжают повышать выгоды, получаемые от сделок, альянсы могут оставаться лидером рынка, лишь делая постоянные улучшения в своей природе.
• концентрироваться на своих ключевых (стержневых) компетенциях и ключевых видах деятельности;
• объединять свои ключевые компетенции, достигая, таким образом, эффекта синергии;
• сократить бюрократию и
упростить организационную
• повысить эффективность и снизить затраты;
• стать более гибкими и быстро реагирующими.
Форма альянса, выбранная его участниками, зависит от многих факторов. Сложность альянса зависит от целей, поставленных его участниками. Партнеры в альянсе предпочитают сотрудничать лишь на отдельных участках, дабы избежать риска, связанного с внезапным уходом партнера или выдачей ему своих секретов. Выбор партнеров для участия в альянсе будет зависеть от того, насколько компании, желающие в нем участвовать, будут соответствовать ресурсным и квалификационным требованиям, необходимым для осуществления проекта. На рисунке 1 представлены возможные варианты альянсов в зависимости от степени вовлеченности второй стороны в проект и степени формализации отношений между компаниями.
По формам и целям создания альянсов также существует любопытная статистика США (источник Trendsetter Barometer, PWC): см. Диаграмму 2.
Диаграмма 2
Прежде чем приступить к дальнейшим практическим примерам уточним еще одну наиважнейшую деталь в условиях существования альянса.
Непременными условиями
Данное положение можно
Многие альянсы распадаются
или ликвидируются, если один из партнеров
принимает решение о
Порой участники альянса намеренно (изнутри зная его сильные и слабые стороны) ставят партнера в безвыходное положение, когда он не способен противостоять поглощению своей компании партнером по альянсу.
Так, например, стратегический альянс между Fujitsu и International Computer Ltd (ICL), просуществовавший в течение 9 лет, завершился приобретением Fujitsu 80 % акций британской компании ICL. Первоначально Fujitsu была поставщиком комплектующих для компьютеров ICL, но по мере развития сотрудничества превратилась в единственный источник технологий для этой компания. Когда же англичане, учитывая безрадостные прогнозы о финансовом состоянии компании, вынуждены были ее продать, то они смогли найти только одного покупателя своей компании — партнера по стратегическому альянсу — фирму Fujitsu. И многие специалисты убеждены, что Fujitsu все это было подстроено преднамеренно.
Интересный опыт создания альянсов на вертикальном уровне сегментации корпорацией Coca-Cola – одной из самых успешных компаний в мире. Бренд Coca-Cola широко известен во всех странах мира. Коэффициент Р/Е (Коэффициент цена/прибыль – отношение текущей цены акции к прибыли на акцию за год – показывает, за сколько лет окупится покупка акции по текущей цене) намного превышает уровни всех других игроков в этом секторе, а компания считается одним из самых дорогих предприятий любого вида и любой отрасли. Хотя доходы непосредственно самой компании составляют всего $20 млрд в год, а продажи напитков Coca-Cola превышают $200 млрд в год. Корпорация Coca-Cola руководит огромной и сложной сетью связанных между собой предприятий, которые работают ради достижения высокой доходности и глобального оборота в $200 млрд. Все процессы производства, розлива, продажи и доставки Coca-Cola поручает третьим сторонам, контроль над которыми осуществляется с помощью хитроумной системы перекрестного владения созданных корпорацией альянсов. Можно с уверенностью сказать, что степень вовлеченности корпорации Coca-Cola в альянсы с партнерами соответствует самому прибыльному месту в цепочке создания стоимости. Более того, корпорация надолго заняла место ключевой компании, определяющей ценность продукта для конечного покупателя.
Один из примеров создания альянсов на горизонтальном уровне – является окружение товарных предложений компаний кольцом дополнительных услуг (кросс - услуги). Использование такого объединения партнеров способно активно повлиять на рыночные позиции самой компании и, следовательно, на результаты ее деятельности. Благодаря пакету услуг компания получает преимущество–возможность выделиться на фоне конкурентов. В борьбе с конкурентами многие компании либо понижают цену, либо повышают ценность своей продукции в глазах покупателя путем предоставления дополнительных услуг. При этом многие компании, таким образом, увеличивают свои доходы и расширяют информацию о рынке. Мировой опыт убедительно показывает, что своевременный выход на смежные рынки является залогом быстрого роста и дальнейшего устойчивого развития компаний. Очевидно, что с усилением конкуренции установление долгосрочных отношений с клиентами становится стратегическим фактором, и он выходит на первое место. В борьбе за клиентов компании все глубже и глубже стараются внедриться в их повседневную жизнь. Они все активнее предлагают комплексное обслуживание, возможность совершать разнообразные операции, связанные с предлагаемым товаром, не выходя из офиса или из дома. В этом случае компания привлекает партнеров, потребителей, сохраняя, а часто и увеличивая, объемы продаж, и одновременно жестко привязывает клиентов к себе. Фактически объектом продажи становится уже не товар, а системное решение, направленное на полное удовлетворение потребностей клиента.
Другие примеры известных альянсов я представила в виде Таблицы:
Компании-участницы альянса |
Национальная принадлежность |
отрасль |
собственность |
Сфера совместных стратегических интересов | |
Отраслевой состав |
Стадии цикла отрасли | ||||
Microsoft + Scala Business Solutions |
США и Голландия |
Межотраслевой альянс: программное обеспечение и бизнес-консалтинг |
Быстрорастущие отрасли |
Без создания общей собственности |
Совместные маркетинг, обучение, продвижение и сертификация продукции; распространение логотипа Microsoft; совместные НИОКР с доступом к ноу-хау; расширение клиентской базы |
General Motors + Fiat |
США и Италия |
Внутриотраслевой альянс: автомобилестроение |
Зрелая отрасль |
С созданием общей собственности: ряд совместных предприятий и обмен акциями |
Совместные производство, закупки и системы финансирования покупателей; унификация деталей и двигателей; освоение новых рынков сбыта; реструктуризация производства |
Rover + Honda |
Великобритания и Япония |
внутриотраслевой альянс: автомобилестроение |
Зрелая отрасль |
Сначала без создания общей собственности, в последующем - обмен акциями |
Совместное создание моделей автомобилей и систем поставок; обмен ноу-хау; освоение новых рынков сбыта |
Lufthansa + SAS |
Германия, Швеция, Дания, Норвегия |
Внутриотраслевой альянс: авиаперевозки |
Зрелая отрасль |
Без создания общей собственности |
Глобализация деловых операций; выход на новые рынки; формирование отраслевых стандартов; расширение клиентской базы; оптимизация функций и издержек |
SkyTeam (Air France + Delta Air Lines + CSA + Aeromexico + Korean Air |
Франция, США, Южная Корея, Мексика, Чешская Республика |
Внутриотраслевой альянс: авиаперевозки |
Зрелая отрасль |
Без создания общей собственности |
Управление конкурентоспособнос |
Visa + American Express + Banksys + ERG + Interplay |
США, Австралия, Голландия, Бельгия |
Межотраслевой альянс: кредитные услуги, создание пластиковых карт, управление электронными трансакциями |
Быстрорастущие и зрелые отрасли |
Создание совместного предприятия |
Лидерство в технологиях и международных отраслевых стандартах; укрепление позиций в борьбе с сетями конкурентов |
Так как по большей части практических примеров альянсов заключалась в рассмотрении иностранных компаний, то мне хотелось бы выделить одну особенную стратегию: стратегию «аикидо».
Стратегические альянсы в
Сущность данной стратегии заключается в том, чтобы попытаться свести на нет, нейтрализовать сильные стороны конкурента, а также в том. чтобы использовать действия самого конкурента для того, чтобы одержать победу над ним. Цель — не разрушение, а завоевание превосходства. Не уничтожение противника, а одержание победы за счет уклонения от борьбы. Победа без борьбы. Стратегия, основанная на аикидо, абсолютно рефлективна и направлена на обеспечение защиты от неспровоцированной атаки со стороны конкурента. В стратегии аикидо понятия собственно атаки не существует, она не использует атаки, направленной на слабые, уязвимые места противника. Конечная цель защиты в рамках стратегии «аикидо» состоит не в уничтожении противника или нападающего, а в его нейтрализации и получении возможности контролировать его действия, а также в собственном самосовершенствовании, что представляет особо ценный опыт. Важно продолжать побеждать себя самого и идти вперед к новым свершениям и превосходству. В результате противник нейтрализован, но ему не нанесен серьезный ущерб. При этом строго соблюдается этика отношений.
Одной из форм проявления стратегии «аикидо» в бизнесе является переход от конкуренции к сотрудничеству посредством, в частности, согласования интересов с конкурентами и заключения с ними соответствующих деловых стратегических альянсов (схема 1).
При традиционной конкуренции обе компании не реализуют полностью своих целей, поскольку действуют параллельно и противостоят друг другу. Энергия их расходуется неэффективно: не только на изучение предпочтений потребителей целевого рынка и разработку оптимальных методов их удовлетворения, но и на борьбу с конкурентами.
При использовании стратегии «
Стратегия «аикидо» направлена на использование к своей выгоде не слабостей, а сильных сторон конкурента. Суть ее также заключается в создании физического и ментального баланса, равновесии миссии, стратегии и организации (духа, разума и тела компании) и больших возможностей для ее роста. Данная стратегия предполагает предвидение действий конкурентов и противостояние неспровоцированной атаки. «Аикидо» не приемлет ни эгоизма, ни героизма. Отсутствуют и такие понятия, как неудача и успех. Существует только результат, опыт, благодаря которому компания становится хоть немного, но лучше, чем раньше.
Для Российских альянсов есть некоторые особенности, заключающиеся в создании альянсов:
1) Стратегические альянсы в
2) Как таковые подходы
3)Наиболее развит подход
Итак, рассмотрев стратегический альянс
как сложное явление в
Заключение
Стратегические альянсы в последние 20 – 25 лет выступают как одно из весьма распространенных проявлений глобализации экономики, ее существенный неотъемлемый элемент. В качестве основного субъекта МСА утвердили себя доминирующие в мировой экономике, зрелые ТНК, операции которых прочно приобрели действительно глобальный характер. Для них МСА давно превратились в гибкий, свободный от заформализованности (организационной, юридической и др.) инструмент, позволяющий на основе общности интересов носителей таких альянсов достигать поставленных ими стратегических целей с меньшими, чем при использовании традиционных средств концентрации и централизации капитала (например, слияний и поглощений), издержками.
Многие талантливые экономисты еще в начале 90х годов ставили огромные надежды на данный тип отношений и были убеждены в том, что в 21 веке именно на стратегических альянсах будет строиться, удерживаться и развиваться бизнес – среда.
Список литературы: