Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 16:58, реферат
Основной целью данной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию процесса территориального стратегического планирования на основе обобщения и анализа существующего научного и практического опыта, выявления проблем и недостатков в организационном и методическом обеспечении этого процесса.
Достижение поставленной цели определило необходимость решения следующих задач:
- определить место и назначение территориального стратегического планирования в системе управления муниципальным образованием;
- определить причины, по которым стратегическое планирование на сегодняшний день получило широкое распространение в практике управления развитием муниципальных образований в Российской Федерации;
- сформулировать и обобщить организационно-методические основы территориального стратегического планирования;
- определить этапы процесса территориального стратегического планирования и требования к его организации;
- исследовать практический опыт разработки стратегических планов развития муниципальных образований на современном этапе в России,
Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Содержание и контекст социально-экономического развития
муниципальных образований городского типа…..………………………7
1.1 Основные понятия и определения…………………………………7
1.2 Содержание и контекст социально-экономического развития
муниципальных образований городского типа……………………….….9
Глава 2. Методические основы территориального стратегического
планирования ……………………..………………..……………………..16
2.1 Основные принципы разработки стратегического плана…………..16
2.2 Анализ условий и ресурсов социально-экономического развития
города………………………………………………...……………….……21
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию практики и организационно
методического обеспечения территориального стратегического
планирования……………………………………………………………...24
3.1 Совершенствование стратегического планирования развития
муниципальных образований………………………………….…………24
Заключение……………………………………………………………………….30
Источники и литература………………………………………………………...32
Десятилетиями складывавшиеся стереотипы кулуарной работы чаще всего не позволяют учитывать реалии новых экономических процессов, в частности - формирование новой активной группы субъектов городской социально-экономической жизни. К ним относится частный хозяйственный сектор (производственные и торговые предприятия, банки, предприятия сферы услуг и др.), а также активно развивающиеся общественные структуры самого различного профиля (политические, профсоюзные, экологические, ветеранские и прочие организации). Действенность управления администрации зависит от того, насколько точно учтены интересы этих структур в принимаемых решениях, насколько точен просчет эффекта принимаемых решений для сообщества в целом, и для бизнеса в частности. Зачастую городская администрация не считает для себя необходимым делать подобные расчеты, и, соответственно, не располагает в своем штате специалистами соответствующего профиля.
Задачи организации современного планирования экономического развития, решаемые в условиях перехода к рыночным отношениям, практически полного отсутствия административных директив вышестоящих уровней власти и необходимости принятия самостоятельных экономически обоснованных решений, требуют выполнения ряда условий.
Во-первых, процесс работы над планом городского развития должен быть инициирован городским руководителем (мэром). Прежде всего, городской лидер должен убедить городское сообщество в необходимости принятия и реализации плана городского развития, преодолеть противодействие оппонентов. Впоследствии, функции практического организатора работы по планированию могут быть переданы другому лицу, например, сотруднику городской администрации достаточно высокого ранга, получившему соответствующее официальное поручение. Однако в любом случае необходимо сохранение всесторонней и постоянной поддержки главы города, обладающего реальной властью. Зарубежный, в частности американский, опыт показывает, что наиболее часто именно недостаток политической поддержки являлся причиной провалов программ экономического развития муниципалитетов.
Во-вторых, к процессу выработки концепции развития города и подготовки плана экономического развития необходимо подключить городскую общественность. В работе по планированию должны участвовать городские организации или отдельные горожане, которые:
а) сами являются
субъектами городской социально-
б) могут профессионально сформулировать свои предложения о путях развития городской экономики;
в) обладают интеллектуальным, кадровым, организационным, материально-финансовым потенциалом, который может быть использован в ходе работы по планированию.
Кроме того, в работе по планированию обязательно должны участвовать представители вышестоящей власти (федеральной, региональной), которая, во-первых, имеет свои интересы в ходе развития территорий, во-вторых, обладает достаточными рычагами (административными, правовыми, финансовыми) для влияния а ситуацию в городе.
Для того чтобы выполнить данные условия и обеспечить баланс интересов разных представителей города, необходимо найти соответствующие схемы их привлечения к планированию. Схемы могут быть разными и зависят от многих факторов, включая размер города, экономическую ситуацию в нем, цели экономического развития, степень заинтересованности частного и общественного секторов в экономическом развитии, финансовые и кадровые ресурсы города.
Первый вариант
привлечения к разработке плана
экономического развития “внешних”
специалистов - создание на основе городской
администрации расширенной
Другим распространенным вариантом является сотрудничество администрации с существующей в городе организацией, чаще всего какой-либо городской исследовательской организацией, консалтинговой фирмой, ВУЗом и т. д. Работа с такой организацией осуществляется путем заключения с ней договора на выполнение работ разового или долговременного характера. Так, в Нижнем Новгороде к такой работе привлекались Нижегородский институт менеджмента и бизнеса и Нижегородский институт экономического развития, в Хабаровске - Дальневосточный научно-исследовательский институт рынка.
Относительно новой схемой привлечения всех реально работающих по данной или смежной проблематике городских структур к решению задач планирования экономического развития является создание в городе новой специализированной организации, например Агентства экономического развития (АЭР). В этом случае город может выступить как один из учредителей такого Агентства, используя в качестве уставного фонда собственные интеллектуальные, информационные ресурсы, передавая создаваемой организации объекты недвижимости или другое имущество. Практическая реализация такой формы пока отмечается в основном за рубежом. В США она распространена в виде различных корпораций местного развития. Есть удачные примеры реализации этой концепции и в Европе, например, в испанской Барселоне.
Планирование экономического развития города имеет сходство со стратегическим планированием в бизнесе и включает в себя несколько классических этапов. Существуют разные варианты обозначения этапов по созданию плана городского экономического развития, однако их различия не носят принципиального характера. Эти этапы могут быть обозначены следующим образом.
2.2Анализ условий и ресурсов социально-экономического развития города.
Данная работа
проводится экспертами, входящими в
состав рабочей группы, либо представляющими
независимую организацию-
Первой задачей этапа является анализ среды, в которой предстоит развиваться городу.
Город является открытой системой, и он будет непосредственно реагировать на политические, экономические, социальные, природно-географические и другие факторы, проявляющиеся на всех внешних уровнях - международном, национальном, региональном.
Традиционно, анализу
среды в аналитических
Основной целью анализа должен стать поиск конкурентных преимуществ города, а также определение внешних опасностей и угроз – того, как выглядит регион, в котором расположен город, в сравнении с другими, особенно с соседними регионами; как выглядит город в сравнении с другими городами.
Второй задачей этапа является оценка и учет ресурсов, которыми располагает, или которые может реально привлечь город на цели своего развития: материальных, интеллектуальных и прочих. В структуре ресурсов экономического развития российских городов произошли значительные качественные изменения, которые далеко не всегда улавливаются статистикой. Из сферы прямого управления городской администрации практически выпали хозяйственные субъекты, прежде всего приватизированные промышленные предприятия, предприятия сферы услуг, торговли и т.д. Одновременно, резко выросла роль тех видов, которые раньше использовались крайне неэффективно, например городская недвижимость и земля. Новые возможности открываются в использовании финансовых, трудовых, культурно-рекреационных ресурсов, городской инфраструктуры. В новый мощный ресурс превращается информация.
В нынешних условиях все виды ресурсов необходимо рассматривать с точки зрения формирования в городе благоприятного хозяйственного и инвестиционного климата. В этом отношении весьма важными представляются возможности улучшения местной правовой, налоговой и организационной среды для ведения бизнеса, создание ясных и стабильных условий для инвесторов, а также для развития малого и среднего предпринимательства.
Необходимо учитывать, что активный маркетинг города проводится через создание его благоприятного имиджа, через обеспечение прозрачности бюджета, а также через принятие плана экономического развития, само наличие которого уже говорит инвестору о нацеленности города на стабильные и конструктивные отношения города с ним.
Итогом данного этапа должен стать отчет с анализом состояния и перспектив условий экономического развития города, с подробной характеристикой ресурсов. Кроме того, в отчете должны быть сформулированы предложения по целям развития, которые будут закладываться в будущий план, и тщательное обоснование этих целей. Наиболее разработанный вариант отчета должен содержать предложения, привязанные к нескольким сценариям развития событий и указанием наиболее вероятного.
Глава 3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРАКТИКИ И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
3.1 Совершенствование стратегического планирования развития
муниципальных образований
В настоящее
время большинство
документы, отражающие перспективы их социально-экономического развития. Разработка таких документов осуществляется на различной методической базе, выбор которой обусловлен, чаще всего, не научными предпочтениями, а организационными, финансовыми и иными соображениями.
Анализ показывает, что ориентация на зарубежный опыт при стратегическом планировании развития муниципальных образований на территории России носит, чаще всего, поверхностный характер, акцентирует внимание на организационных, а не сущностных вопросах.
В практике стратегического планирования развития муниципальных образований зачастую не находят отражения задачи:
- диверсификация экономической деятельности на территории образований;
- интеграция ресурсов в интересах развития преимущественно на инновационной основе;
- стимулирование
развития горизонтальных
- гармонизация
социо-эколого-экономической
- создание качественных транспортных коммуникаций и системы современных средств связи и т.п.
Анализ репрезентативной выборки концепций комплексного социально-экономического развития муниципальных образований позволяет выявить ряд присущих им недостатков, среди которых отметим следующие:
- разработчики не опираются на результаты анализа социально-экономического развития территории, вследствие чего нарушаются логические взаимосвязи в материалах концепций: цели стратегического планирования развития территорий слабо корреспондируются с выявленными проблемами. Выбор приоритетных направлений развития территорий не ориентирован на поиск новых «полюсов» экономического развития, не увязан с концепцией развития субъекта РФ;
- слабо разработаны вопросы реализации концепций: нет конкретных предложений по проведению активной инвестиционной политики; отсутствуют бизнес-планы; недооценивается кадровая составляющая в развитии муниципалитета на перспективу;
- концепции
комплексного социально-
Информация о работе Стратегическое планирование развития сообщества