Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 16:58, реферат
Основной целью данной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию процесса территориального стратегического планирования на основе обобщения и анализа существующего научного и практического опыта, выявления проблем и недостатков в организационном и методическом обеспечении этого процесса.
Достижение поставленной цели определило необходимость решения следующих задач:
- определить место и назначение территориального стратегического планирования в системе управления муниципальным образованием;
- определить причины, по которым стратегическое планирование на сегодняшний день получило широкое распространение в практике управления развитием муниципальных образований в Российской Федерации;
- сформулировать и обобщить организационно-методические основы территориального стратегического планирования;
- определить этапы процесса территориального стратегического планирования и требования к его организации;
- исследовать практический опыт разработки стратегических планов развития муниципальных образований на современном этапе в России,
Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Содержание и контекст социально-экономического развития
муниципальных образований городского типа…..………………………7
1.1 Основные понятия и определения…………………………………7
1.2 Содержание и контекст социально-экономического развития
муниципальных образований городского типа……………………….….9
Глава 2. Методические основы территориального стратегического
планирования ……………………..………………..……………………..16
2.1 Основные принципы разработки стратегического плана…………..16
2.2 Анализ условий и ресурсов социально-экономического развития
города………………………………………………...……………….……21
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию практики и организационно
методического обеспечения территориального стратегического
планирования……………………………………………………………...24
3.1 Совершенствование стратегического планирования развития
муниципальных образований………………………………….…………24
Заключение……………………………………………………………………….30
Источники и литература………………………………………………………...32
Стратегическое планирование этого развития – вид управленческой деятельности, состоящий в разработке комплексных целей муниципального развития на перспективу и механизмов их достижения, реализация которых призвана обеспечить эффективное функционирование образования на базе своевременной адаптации к изменяющимся условиям внешней среды.
Стратегическое планирование комплексного социально-экономического развития муниципального образования предполагает следующие последовательно выполняемые этапы работ, различающиеся по целям, задачам, видам обеспечения:
- анализ стартовых условий и исходных предпосылок развития;
- обоснование целей и приоритетов развития, механизма их достижения;
- подготовка
управленческих решений по
- мониторинг
хода достижения намеченных
Систему стратегического планирования комплексного социально-эконо- мического развития муниципальных образований необходимо рассматривать
как совокупность:
– взаимоувязанных по «вертикали и горизонтали» прогнозно-аналитических документов, характеризующих стартовые условия, исходные предпосылки, цели и приоритеты комплексного развития территории на перспективу, механизм их достижения;
– нормативно-правовых, научно-методических, кадровых, информационных, финансовых и т.п. составляющих процессов стратегического планирования;
– организационных структур, осуществляющих и направляющих практическую деятельность в указанной сфере.
Одним из ключевых вопросов создания системы стратегического планирования комплексного социально-экономического развития муниципальных образований является определение состава разрабатываемых в ее рамках документов, выяснение их сущности, содержания, структуры. В качестве базовых документов такой системы целесообразно использовать концепцию и программу комплексного социально-экономического развития муниципального образования. Составным элементом системы стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования выступает комплексный анализ, требующий исследования проблем, связанных с выявлением и оценкой внутренних закономерностей муниципального развития; анализом качества жизни населения; складывающейся в нем экологической обстановки; состоянием экономики; величиной и эффективностью использования сложившегося социально-экономического потенциала; состоянием системы управления.
В связи с этим актуализируются проблемы разработки теоретико-методических основ по определению целей комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также выбора приоритетных направлений такого развития.
Основные закономерности формирования стратегических целей комплексного социально-экономического развития муниципальных образований могут быть представлены следующим образом:
– зависимость представления о цели и ее формулировке от стадии познания социально-экономических процессов, протекающих на территории муниципального образования;
– зависимость цели от факторов внутреннего (величина социально-экономического потенциала, эффективность его использования и т.п.) и внешнего (интересы органов государственного управления, субъектов хозяйствования и т.п.) характера;
– необходимость сведения задачи постановки обобщающей цели комплексного развития территории к задаче ее структуризации (декомпозиции);
– единство управления
комплексным социально-
При определении стратегических целей развития экономики муниципального образования, которая представляет собой совокупность предприятий и организаций, осуществляющих на данной территории хозяйственную деятельность, следует провести генерацию и увязку между собой значительного числа разнохарактерных целей. Это обусловливает необходимость построения иерархии стратегических целей развития муниципальной экономики:
- общие цели развития экономики территории;
- цели развития экономики территории, связанные с активизацией точек и «полюсов» экономического роста, входящих в стратегию развития муниципального образования;
- цели структурной
перестройки экономики
- прочие цели
развития экономики
Практическая реализация целей комплексного развития муниципальных образований предполагает создание эффективного механизма их достижения.
Под механизмом реализации концепции стратегического планирования комплексного социально-экономического развития муниципального образования следует понимать общие принципы, функции и инструменты воздействия субъекта управления муниципальным образованием на все составляющие его компоненты для достижения намеченных целей. Назначение такого механизма состоит в обеспечении перевода экономики муниципального образования в качественно новое социально-экономическое состояние, характеризующееся достижением целей его комплексного развития. Формирование механизма реализации концепции комплексного развития муниципального образования должно опираться на систему научных принципов: комплексность, системность, адаптивность, интеграция финансовых ресурсов, баланс интересов, гласность, эффективность и минимизация рисков. Среди инструментов реализации концепции комплексного развития территории важное место занимает муниципальная социально-экономическая политика, которая предлагает совокупность локальных социальных, экономических, экологических и т.п. политик, реализуемых органами городского самоуправления (в условиях действующего правового поля) по достижению намеченных в концепции целей и приоритетов. Такая политика предполагает обоснование системы целей и определение основных направлений и конкретных мер, принимаемых администрацией муниципального образования для их достижения.
Важнейшим элементом механизма реализации концепции развития муниципального образования является программа комплексного социально-
экономического
развития территории, которая представляет
собой прогнозно-аналитический
К формированию и реализации концепции комплексного социально-экономического развития муниципальных образований привлекаются различные субъекты управления и хозяйствования, общественные организации как носители обособленных социально-экономических интересов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализируя направления эволюции местного самоуправления в России, были рассмотрены возможности стратегического планирования на городском уровне и определены основные проблемы, с которыми обычно сталкиваются местные власти и сообщества. Подводя итоги, можно отметить, что традиционная практика перспективного планирования развития муниципальных образований в условиях практически повсеместной дефицитности местных бюджетов, межтерриториальной конкуренции за инвестиционные ресурсы становится неэффективной.
Анализ зарубежных
и отечественных тенденций
Реализация
методов стратегического
Специфика стратегического планирования как процесса предопределена тем, что одной из его главных задач является снижение неопределенности будущего. А это достигается, в частности, путем обсуждения, прояснения, согласования действий заинтересованных участников развития определённой территории. Поэтому стратегический план может быть разработан только при многостороннем и конструктивном диалоге бизнеса, власти и общества (гражданских институтов). Постановка стратегических задач обнаруживает многие проблемы, которые следует обсуждать с заинтересованными лицами. Только добившись заинтересованного участия и общей договоренности между ними, можно надеяться на успешную реализацию стратегии.
Источники и литература
Законные акты
Литература
Информация о работе Стратегическое планирование развития сообщества