Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 17:54, контрольная работа
Целью данной работы стало изучение видов макроэкономических стратегий и анализ национальной стратегии развития Российской Федерации.
В процессе выполнения контрольной работы были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть, используя материалы учебной литературы виды макроэкономических стратегий;
- на основе материалов периодической печати и Интернет ресурсов провести сравнительную оценку национальной стратегий развития.
Введение 3
Теоретическая часть 4
Практическая часть 12
Заключение 19
Список литературы 20
Содержание
Стратегическое планирование представляет собой набор действенных решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организациям в достижении целей.
Современный темп изменения и увеличения знаний является настолько большим, что стратегическое планирование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Оно обеспечивает высшему руководству средство создания плана на длительный срок. Стратегическое планирование дает также основу для принятия решения. Планирование, поскольку оно служит для формулирования установленных целей, помогает создать единство общей цели внутри организации.
Этим и обусловлена актуальность темы контрольной работы.
Целью данной работы стало изучение видов макроэкономических стратегий и анализ национальной стратегии развития Российской Федерации.
В процессе выполнения контрольной работы были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть,
используя материалы учебной
литературы виды
- на основе материалов периодической печати и Интернет ресурсов провести сравнительную оценку национальной стратегий развития.
Виды макроэкономических стратегий (наступательная, протекционистская, мобилизационная). Раскрываем содержание, сущность и особенности каждого типа макроэкономических стратегий и приведем примеры их применения в отечественной и (или) мировой практике.
Вначале дадим определение стратегии. Стратегия (от древнегреческого στρατηγία — «искусство полководца») — общий, не детализированный план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели. Стратегия как способ действий становится необходимой в ситуации, когда для прямого достижения основной цели недостаточно наличных ресурсов. Задачей стратегии является эффективное использование наличных ресурсов для достижения основной цели. Тактика является инструментом реализации стратегии и подчинена основной цели стратегии. Стратегия достигает основной цели через решение промежуточных тактических задач по оси «ресурсы - цель».
Следовательно, макроэкономическая стратегия – это стратегия развития экономики на макроуровне – стратегия развития экономики на уровне страны, государства.
Рассмотрим наступательную стратегию развития экономики страны.
Наступательная стратегия строится на принципе, что лучший способ добиться широкой известности и доминирования на рынке — постоянно опережать конкурентов и ставить их в положение догоняющих, вынужденно адаптирующихся к инициативам лидера. Для этого необходимо непрерывно искать пути совершенствования и обновления бизнеса, удерживать технологическое и инновационное лидерство, лидерство по качеству и потребительским свойствам товара, по уровню обслуживания потребителей, постоянно снижать издержки, максимально упрощать для потребителей переход с товаров конкурентов на товары лидера.
Успешность наступательной стратегии оценивается на основе следующих трех показателей:
1) умение удерживать
конкурентов в позиции
2) темпы роста
компании выше средних по
3) захват долей рынка конкурентов.
В рамках наступательной стратегии также рассматривается стратегия активной обороны. Стратегия активной обороны состоит в создании препятствий для конкурентов. Ее цель — сохранение имеющейся доли рынка и конкурентных преимуществ и закрепление на уже занятых позициях.
Для этого необходимо осуществлять следующие действия:
В рамках наступательной
стратегии реализуется и
В этом случае компания-лидер может осуществить следующие действия:
Так как в учебной литературе, к сожалению не было найдено описания наступательной стратегии государства, можно провести параллель между действиями организации в наступательной стратегии и действий государства в той же стратегии, представив ее как крупную организацию.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что государство, активно применяющее наступательную стратегию и ее подвиды – активную оборону и демонстрацию силы, действует в следующих рамках:
- активно ведется
развитие инноваций и
- активно
завоевывается доля мирового
рынка за счет улучшения
- наращивание темпов роста ведущих отраслей народного хозяйства.
Далее рассмотрим стратегию протекционизма. Протекционизм хорошо рассмотрен в литературе по дисциплинам «Экономическая теория», «Международные экономические отношения» и «Международная торговля».
Протекционизм — политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений. С одной стороны, такая политика способствует развитию национального производства.
В экономической теории одним из главных аргументов протекционизма является критика теории внешней торговли с позиций защиты национального благосостояния, которая вытекает непосредственно из анализа выигрышей и потерь. Выгода от применения экспортных и импортных пошлин может быть противопоставлена производственным и потребительским потерям, возникающим от искажения мотивов поведения как производителей, так и потребителей. Однако возможен и такой случай, когда выгода от улучшения условий торговли после введения внешнеторговых налогов превышает потери от нее. Главная предпосылка улучшения условий торговли от введения пошлины – наличие у страны рыночной власти, т.е. способности одного или группы продавцов (покупателей) в стране влиять на цены экспорта и/или цены импорта.
Основные виды протекционизма:
Протекционизм - естественная реакция многих стран на экономический кризис. Государства стремятся сохранить рабочие места, защитить внутренний рынок от иностранной конкуренции через систему определенных ограничений. Такая политика, с одной стороны, оказывает содействие развитию национального производства и защиты отечественного производителя, а с другой - может натолкнуться на ответные меры других государств, привести к застойным явлениям в экономике, усилению монополизма и снижению конкурентоспособности национальных товаров.
Проведем анализ положительных и отрицательных сторон протекционизма. К преимуществам протекционизма обычно относят следующие моменты:
1) Протекционизм защищает
молодые отрасли хозяйства
2) Таможенные платежи
являются важным источником
3) Протекционизм борется со структурной безработицей, вызванной импортом более дешевой и эффективной продукции. В результате сокращения производства из-за поражения национальной отрасли в конкурентной борьбе с иностранными производителями происходит сокращение рабочих мест, что вызывает дополнительные нагрузки на бюджет для выплат пособий по безработице, также упадет уровень жизни и потребления в стране. Протекционистская защита отрасли будет способствовать снижению структурной безработицы, по крайней мере, в краткосрочном периоде.
4) Протекционизм обеспечивает национальную безопасность. Многие экономисты и политики считают, что самообеспечение (или ограничение импорта) необходимо в целях национальной безопасности. В соответствии с данным аргументом относительно неэффективные внутренние отрасли, производящие военно-стратегические материалы и продукцию, следует изолировать от иностранной конкуренции. Неизбежным следствием подобного протекционизма будет рост цен для внутренних потребителей.
Разумеется, эти преимущества протекционизма далеко не бесспорны. Например, сложно определить, когда именно молодая отрасль будет в состоянии конкурировать с иностранными предприятиями, сложно не допустить консервации «временных» протекционистских мер.
В целом большинство современных экономистов считают, что протекционизм отрицательно влияет на мировую торговлю, и выделяют следующие его недостатки:
1) Протекционизм создает
благоприятные условия для
2) Протекционизм замедляет
экономический рост. Тарифы ведут
к сокращению объема