Стратегическое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 17:54, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы стало изучение видов макроэкономических стратегий и анализ национальной стратегии развития Российской Федерации.
В процессе выполнения контрольной работы были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть, используя материалы учебной литературы виды макроэкономических стратегий;
- на основе материалов периодической печати и Интернет ресурсов провести сравнительную оценку национальной стратегий развития.

Содержание работы

Введение 3
Теоретическая часть 4
Практическая часть 12
Заключение 19
Список литературы 20

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА СТРАТИГИЧЕСКОЕ.doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

Введение

 

Стратегическое  планирование представляет собой набор  действенных решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организациям в достижении целей.

Современный темп изменения и увеличения знаний является настолько большим, что стратегическое планирование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Оно обеспечивает высшему руководству средство создания плана на длительный срок. Стратегическое планирование дает также основу для принятия решения. Планирование, поскольку оно служит для формулирования установленных целей, помогает создать единство общей цели внутри организации.

Этим и обусловлена  актуальность темы контрольной работы.

Целью данной работы стало изучение видов макроэкономических стратегий и анализ национальной стратегии развития Российской Федерации.

В процессе выполнения контрольной работы были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть,  используя материалы учебной  литературы виды макроэкономических  стратегий;

- на основе  материалов периодической печати и Интернет ресурсов провести сравнительную оценку национальной стратегий развития.

Теоретическая часть

 

   Виды макроэкономических стратегий (наступательная, протекционистская, мобилизационная). Раскрываем содержание, сущность и особенности каждого типа макроэкономических стратегий и приведем примеры их применения в отечественной и (или) мировой практике.

Вначале дадим определение стратегии. Стратегия (от древнегреческого στρατηγία — «искусство полководца») — общий, не детализированный план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели. Стратегия как способ действий становится необходимой в ситуации, когда для прямого достижения основной цели недостаточно наличных ресурсов. Задачей стратегии является эффективное использование наличных ресурсов для достижения основной цели. Тактика является инструментом реализации стратегии и подчинена основной цели стратегии. Стратегия достигает основной цели через решение промежуточных тактических задач по оси «ресурсы - цель».

Следовательно, макроэкономическая стратегия – это стратегия развития экономики на макроуровне – стратегия развития экономики на уровне страны, государства.

Рассмотрим  наступательную стратегию развития экономики страны.

Наступательная стратегия строится на принципе, что лучший способ добиться широкой известности и доминирования на рынке — постоянно опережать конкурентов и ставить их в положение догоняющих, вынужденно адаптирующихся к инициативам лидера. Для этого необходимо непрерывно искать пути совершенствования и обновления бизнеса, удерживать технологическое и инновационное лидерство, лидерство по качеству и потребительским свойствам товара, по уровню обслуживания потребителей, постоянно снижать издержки, максимально упрощать для потребителей переход с товаров конкурентов на товары лидера.

Успешность наступательной стратегии оценивается на основе следующих трех показателей:

1) умение удерживать  конкурентов в позиции преследователей;

2) темпы роста  компании выше средних по отрасли;

3) захват долей  рынка конкурентов.

В рамках наступательной стратегии также рассматривается стратегия активной обороны. Стратегия активной обороны состоит в создании препятствий для конкурентов. Ее цель — сохранение имеющейся доли рынка и конкурентных преимуществ и закрепление на уже занятых позициях.

Для этого необходимо осуществлять следующие действия:

  • затруднять конкурентам достижение их целей, интенсивно ведя рекламные кампании, улучшая обслуживание потребителей, активно инвестируя в НИОКР;
  • противопоставить товарам конкурентов собственные товары с теми же потребительскими свойствами, либо занять свободные рыночные ниши, чтобы ими не воспользовались конкуренты;
  • предлагать индивидуальное обслуживание и другие дополнительные услуги, повышающие уровень приверженности потребителей и затрудняющие их переход на товары конкурентов;
  • удерживать цены и качество товаров на привлекательном уровне;
  • сооружать резервные производственные мощности на случай резкого роста спроса и для предотвращения попыток более мелких конкурентов расширить свою производственную базу
  • инвестировать в снижение издержек и обновление технологии;
  • патентовать приоритетные технологии;
  • заключать эксклюзивные контракты с лучшими поставщиками и дилерами.

В рамках наступательной стратегии реализуется и стратегия  демонстрации силы. Стратегия демонстрации силы заключается в том, что лидер действует жестко и решительно, если более мелкие конкуренты пытаются с помощью ценовых скидок и иных наступательных действий поколебать его позиции.

В этом случае компания-лидер  может осуществить следующие действия:

  • в ответ на снижение цены конкурентом еще сильнее снизить ее;
  • развернуть мощную маркетинговую программу при первых попытках конкурента отвоевать долю рынка;
  • предложить заманчивые условия поставок ключевым потребителям;
  • расторгнуть отношения с дистрибьюторами за попытки заключения соглашений с конкурентами;
  • снабдить торговых агентов информацией о недостатках товаров конкурентов;
  • переманить лучших сотрудников конкурентов, предлагая им заманчивые условия труда и оплаты и т.д.;
  • проводить политику «выкручивания рук» компаниям-потребителям, принуждая их к отказу от товаров конкурентов с помощью разнообразных действий, начиная от энергичного выражения недовольства и заканчивая предложением потребителям подписывать эксклюзивные контракты на поставку товаров в обмен на более низкие цены либо, наоборот, повышать цены на свою продукцию для тех потребителей, которые закупают товары конкурентов.

Так как в  учебной литературе, к сожалению  не было найдено описания наступательной стратегии государства, можно провести параллель между действиями организации в наступательной стратегии и действий государства в той же стратегии, представив ее как крупную организацию.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что государство, активно применяющее  наступательную стратегию и ее подвиды  – активную оборону и демонстрацию силы, действует в следующих рамках:

- активно ведется  развитие инноваций и наукоемких  отраслей;

-  активно  завоевывается доля мирового  рынка за счет улучшения качества  экспортируемых товаров и услуг,  а также применяется снижение  цен на товары – аналоги;

- наращивание  темпов роста ведущих отраслей  народного хозяйства.

Далее рассмотрим стратегию протекционизма. Протекционизм  хорошо рассмотрен в литературе по дисциплинам «Экономическая теория»,  «Международные экономические отношения» и «Международная торговля».

Протекционизм — политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений. С одной стороны, такая политика способствует развитию национального производства.

В экономической  теории одним из главных аргументов протекционизма является критика теории внешней торговли с позиций защиты национального благосостояния, которая вытекает непосредственно из анализа выигрышей и потерь. Выгода от применения экспортных и импортных пошлин может быть противопоставлена производственным и потребительским потерям, возникающим от искажения мотивов поведения как производителей, так и потребителей. Однако возможен и такой случай, когда выгода от улучшения условий торговли после введения внешнеторговых налогов превышает потери от нее. Главная предпосылка улучшения условий торговли от введения пошлины – наличие у страны рыночной власти, т.е. способности одного или группы продавцов (покупателей) в стране влиять на цены экспорта и/или цены импорта.

Основные виды протекционизма:

  1. Селективный протекционизм — защита от конкретного товара, или против конкретного государства.
  2. Отраслевой протекционизм — защита конкретной отрасли.
  3. Коллективный протекционизм — взаимная защита нескольких объединившихся в союз стран.
  4. Скрытый протекционизм — протекционизм при помощи нетаможенных методов.
  5. Местный протекционизм — протекционизм продукции и услуг местных компаний.

Протекционизм - естественная реакция многих стран  на экономический кризис. Государства  стремятся сохранить рабочие  места, защитить внутренний рынок от иностранной конкуренции через  систему определенных ограничений. Такая политика, с одной стороны, оказывает содействие развитию национального производства и защиты отечественного производителя, а с другой - может натолкнуться на ответные меры других государств, привести к застойным явлениям в экономике, усилению монополизма и снижению конкурентоспособности национальных товаров.

Проведем анализ положительных  и отрицательных сторон протекционизма. К преимуществам протекционизма обычно относят следующие моменты:

1) Протекционизм защищает  молодые отрасли хозяйства страны. Новые отрасли, зарождающиеся в одних странах, но уже развитые в других, без защиты, (хотя бы временной), могут погибнуть, не развившись, в условиях конкуренции с иностранной продукцией. На стадии становления отрасли ее продукция часто не в состоянии конкурировать с продукцией из-за рубежа, в виду того, что ее цена выше, чем у товаров-конкурентов, а качество ниже. Новая отрасль нуждается во временной защите со стороны государства, которая позволит ей развиться. В данном случае внутренние потребители будут приобретать товар по более высоким ценам, но с надеждой на снижение их в перспективе.

2) Таможенные платежи  являются важным источником дохода  бюджета государства. Во многих  развивающихся и слаборазвитых  странах эта статья доходов  очень важна для бюджета. Так,  в Республике Беларусь доля таможенных платежей в доходной части республиканского бюджета в 2008 году составила около 30%. Следует отметить, что усиление протекционизма может вызвать обратный процесс и лишить государство данного вида поступлений.

3) Протекционизм борется  со структурной безработицей, вызванной импортом более дешевой и эффективной продукции. В результате сокращения производства из-за поражения национальной отрасли в конкурентной борьбе с иностранными производителями происходит сокращение рабочих мест, что вызывает дополнительные нагрузки на бюджет для выплат пособий по безработице, также упадет уровень жизни и потребления в стране. Протекционистская защита отрасли будет способствовать снижению структурной безработицы, по крайней мере, в краткосрочном периоде.

4) Протекционизм обеспечивает национальную безопасность. Многие экономисты и политики считают, что самообеспечение (или ограничение импорта) необходимо в целях национальной безопасности. В соответствии с данным аргументом относительно неэффективные внутренние отрасли, производящие военно-стратегические материалы и продукцию, следует изолировать от иностранной конкуренции. Неизбежным следствием подобного протекционизма будет рост цен для внутренних потребителей.

Разумеется, эти преимущества протекционизма далеко не бесспорны. Например, сложно определить, когда именно молодая отрасль будет в состоянии конкурировать с иностранными предприятиями, сложно не допустить консервации «временных» протекционистских мер.

В целом большинство современных  экономистов считают, что протекционизм отрицательно влияет на мировую торговлю, и выделяют следующие его недостатки:

1) Протекционизм создает  благоприятные условия для возникновения  и поддержки внутренних монополий  в торговле, промышленности, финансовой  сфере, что связано с ограничением конкуренции.

2) Протекционизм замедляет  экономический рост. Тарифы ведут  к сокращению объема международной  торговли, в целом отрицательно  воздействуя на мировую экономику  и на уровень благосостояния  страны. Защита отечественных производителей  может привести к самоизоляции страны, консервации отсталых затратных производств. Протекционизм сводит на нет формирование и плоды специализации страны. При свободной торговле каждая страна имеет возможность выделять и развивать свои наименее затратные и наиболее конкурентоспособные отрасли, наиболее полно реализуя свои различные выгоды (например, географическое положение). Протекционизм препятствует этому, т.к. приходится перераспределять ресурсы между более и менее эффективными производствами, чтобы удовлетворять разнообразные потребности внутреннего рынка.

Информация о работе Стратегическое планирование