Стратегическое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 17:54, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы стало изучение видов макроэкономических стратегий и анализ национальной стратегии развития Российской Федерации.
В процессе выполнения контрольной работы были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть, используя материалы учебной литературы виды макроэкономических стратегий;
- на основе материалов периодической печати и Интернет ресурсов провести сравнительную оценку национальной стратегий развития.

Содержание работы

Введение 3
Теоретическая часть 4
Практическая часть 12
Заключение 19
Список литературы 20

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА СТРАТИГИЧЕСКОЕ.doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

3) Протекционизм, в частности  одностороннее введение тарифов,  нередко приводит к торговым  войнам и подрыву международной  торговли. Страна, вводящая в одностороннем  порядке импортный тариф для  защиты отечественных производителей от наплыва дешевых товаров их конкурентов, рискует испытать на себе ответные меры ее торговых партнеров и введения ими пошлин на ее основные экспортные товары.

4) Протекционизм не способствует  снижению цен. Импортная продукция  дорожает из-за тарифов. Происходит общее повышение цен. Тарифы приводят к тому, что потребители покупают местную продукцию по более высоким ценам, так как протекционизм не способствует снижению издержек, а значит и стоимости. И, наконец, протекционизм благоприятствует национальным монополиям, которые также заинтересованы в повышении цен.

5) Протекционизм косвенно  подрывает экспорт страны. Сокращая  доходы других стран при защите  внутреннего рынка от их производителей, государство сокращает их доходы  и возможность экспортировать, в том числе и его продукцию. Также во многих странах экспортные товары включают в себя импортные компоненты, и тарифы ведут к росту издержек производства. Это ведет к росту цен, падению конкурентоспособности национальных товаров.

Таким образом, политика протекционизма обладает привлекательными положительными и настораживающими отрицательными сторонами. На фоне громких заявлений «большой двадцатки» о недопустимости протекционизма в реальности его политическая привлекательность настолько велика, что перевешивает доводы экономического здравого смысла при принятии решений. В нынешней ситуации представляется нецелесообразным усиление протекционистской политики в Беларуси.

Снижение импорта за счет ухудшения условий торговли может  иметь эффект, обратный желаемому. Существует достаточно исторических примеров в подтверждение данного факта. Так, во время Великой депрессии правительством США был принят закон Смута – Хоули, в соответствии с которым поднимались ставки пошлин на более чем 20 тысяч импортируемых товаров. Против закона выступили 1028 известных американских экономистов, однако президент Герберт Гувер подписал его. Результатом стала ответная реакция государств-партнёров США, поднявших пошлины на американские товары, что привело к резкому падению торгового оборота между США и европейскими странами и окончательно столкнуло экономику в Великую депрессию. Аналогичная ситуация происходила в конце 90-х годов в период Азиатского кризиса, когда пострадавшие страны подняли ставки таможенных пошлин, а в свою очередь развитые страны ответили введением антидемпинговых пошлин, что крайне негативно сказалось на экономическом положении Азиатских стран.

Мобилизационная стратегия развития макроэкономики – это стратегия, при которых  все ресурсы страны направляются на одну или несколько приоритетным целей в ущерб другим отраслям, что нарушает гармоничность развития страны. В СССР в 30-е годы сложился именно такой вид стратегии, когда все ресурсы были направлены на развитие промышленности, строились крупные промышленные объекты, когда как другие отрасли народного хозяйства развивались медленнее. После окончания Великой Отечественной войны СССР оказалось в состоянии «холодной войны» с капиталистическим  миром и стратегия развития страны так и осталась мобилизационной, но к проблеме восстановления разрушенного хозяйства добавилась проблема гонки вооружений и СССР стал наращивать свой оборонный комплекс. В конечном итоге к 90-м годам прошлого столетия развитие экономики оказалось однобоким, привело все это к дефициту продовольствия и товаров народного потребления, так как сельское хозяйство и легкая промышленность развивались намного медленнее, этим отраслям на развитие не хватало выделяемых денежных и материальных ресурсов.

 

Практическая часть

 

Вопрос №2. Приведите пример национальной стратегии из российской или зарубежной практики стратегического планирования и проанализируйте ее с точки зрения современной методологии стратегического планирования: миссия, цели, задачи, структура, направления, методы, уровень, этапы, девиз и т.д. Сделайте аналитические выводы.

Рассмотрим  долгосрочную стратегию развития России до 2020 г.

Миссия долгосрочного  развития России: в России должна быть разработана и задана идеология и концепция цивилизационного прорыва. Без подобного цивилизационного рывка восстановить отечественное производство и создать фрагменты рыночного хозяйства не удастся. Населению необходимо предложить идеологию и концепцию цивилизационного рывка. Те, кто возьмут на себя основную тяжесть в осуществлении этого рывка, должны быть вознаграждены.

Цели долгосрочной стратегии развития России до 2020 г., ее сущность и основные этапы, методы реализации макростратегии развития России по восьми основным направлениям осуществления долгосрочной стратегии, таких как:

- развитие человеческого потенциала и социальные преобразования, отражающиеся например, в - росте доходов населения, прогнозных оценках динамики средней заработной платы до 2020 г., реформы жилищно-коммунального хозяйства, достойном образовании и здравоохранении для всех поколений, развитии культурного потенциала общества;

- стратегия промышленного развития России, раскрывающая - стратегическую цель промышленной политики России, выбор модели её промышленного развития, основные направления промышленной политики, а также механизмы реализации и этапы промышленной политики;

- инвестиционная стратегия перехода к инновационной экономике, включающая в себя: выбор инвестиционной стратегии, инновационный путь развития экономики России, механизмы реализации инновационной стратегии;

- техногенные вызовы и стратегия возмещения выбытия и обновления основных фондов, элементами которых являются: предотвращение техногенных катастроф - составная часть социально-экономической стратегии, техногенные угрозы безопасности России, стратегия обновления основных фондов промышленности;

- совершенствование недра пользования в России и развитие рентных отношений, заключивших в себя: основные проблемы реформирования недра пользования, собственность на недра, приоритет экономически мотивированного подхода, усиление рента ориентированного характера налогообложения;

- обеспечение продовольственной безопасности важнейший национальный приоритет России, предусматривающий: продовольственную безопасность и средства ее достижения, хозяйства населения и их роль в развитии экономики, импорта замещение как фактор стимулирования отечественного производства, проблему продовольственной безопасности в условиях предстоящего вступления России в ВТО;

- организационные  ресурсы экономического роста  - предполагающие устойчивость и действенность механизмов и функций государственного управления, прорыв в использовании информационных технологий и управление знаниями, новые типы структур, основанных на интеграции и договорных отношениях, ключевую задачу, как преодоление дезорганизации в управлении предприятиями, революционные перемены в масштабах, организации и развитии малого бизнеса;

- тенденции развития корпоративной экономики в России, раскрывающих: организационно-экономические проблемы становления крупных корпоративных структур, развитие естественных монополий, формирование российской модели корпоративного управления. В середине текущего десятилетия российская экономика оказалась перед четырьмя долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития. Действие структурных ограничений усиливается нерешенностью ряда социальных и институциональных проблем.

Стратегической  целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, с привлекательным образом жизни, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан.

Системное достижение поставленной цели состоит в переходе российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально-ориентированному типу развития. В 2015-2020 годах Россия в частности, должна войти в пятерку стран-лидеров по объему ВВП (по паритету покупательной способности).

Разумеется, такой  подход требует и реализации комплексных, взаимоувязанных по ресурсам, срокам и этапам, преобразований по шести направлениям перехода российской экономики к инновационному социально-ориентированному типу развития, на основе выстраивания новой модели общества, обеспечивающей:

  1. эффективные механизмы защиты прав и свобод граждан, без которых невозможно создать конкурентоспособные государственные институты;
  2. механизмы вертикальной и горизонтальной социальной мобильности;
  3. процедуры и правила, гарантирующие выявление и учет интересов каждой социальной группы при принятии решений на всех уровнях государственной и муниципальной власти, ответственность за результаты и последствия принятых и реализованных решений;
  4. равноправный диалог общественных организаций, бизнеса и государства по ключевым вопросам общественного развития, результаты которого становятся основой принимаемых нормативных решений;
  5. высокое доверие граждан к государственным и общественным институтам;
  6. широкий общественный консенсус по основным вопросам развития России.

Стратегия России 2020 разделена на три этапа:

- первый этап (2004 - 2010) - этап концентрации усилий на преодолении кризиса основного и человеческого капитала, а также создании «режима наибольшего благоприятствования» развитию российского высокотехнологичного комплекса;

- второй этап (2011 - 2015) - этап завершения процесса собственной модернизации и инновации нового машиностроения;

- третий этап (2016 - 2020) — этап ослабления государственной поддержки, либерализации российской экономики. Результаты второго этапа:

- ожидаемый  темп прироста ВВП, по-видимому, несколько возрастет относительно первого этапа и составит 5 - 7% в среднем за год. Основание:

- в период 2011 - 2015 гг. проблемы воспроизводства  основного капитала не будут стоять столь же остро, как в 2004 - 2008 гг. По этой же причине возможно снижение темпа прироста инвестиций до 10 - 12% в год и, соответственно, сокращение государственного участия в инвестиционной политике.

Методы реализации макростратегии развития России:

  1. перераспределение уже действующих рыночных сил в пользу рассматриваемой стратегии.
  2. создание новых рыночных сил в экономике, причем таких сил, которые инициируют:

- деятельность  новаторов в различных секторах  реального сектора;  - а при соответствующей промышленной, инвестиционной и инновационной политике они способны реализовать предлагаемую макростратегию используя в частности следующий механизм:

- Центральный  банк страны, приобретает на открытом  рынке государственные ценные бумаги правительства (последние эмитируются под покрытие бюджетного дефицита и в своей сумме образуют внутренний государственный долг), которые в свою очередь, эмитируют деньги, образующие прирост денежной базы.

Данный прирост  затем, подчиняясь бюджетным приоритетам, направляется в банковскую систему, где мультиплицируется в прирост денежной массы и кредитных ресурсов.

В современной  России начальный этап приращения рыночных сил также осуществляется государством.

Изменить ситуацию можно, если в течение первого  этапа макростратегии (до 2010 г.) будет произведен постепенный переход от валютного принципа формирования денежной базы к распространенному в большинстве развитых стран мира ее формированию на основе покупки центральным банком государственных ценных бумаг.

Предлагаемые  меры, если их осуществлять только в  рамках прироста денежной базы, приведут к:

- замедлению  темпов увеличения золотовалютных  резервов Центрального банка РФ, так как последний должен ограничить покупку валюты на ММВБ, заменив ее частично на покупку государственных ценных бумаг. Представляется, что уже накопленные резервы (более 65 млрд. долл.) - достаточный стабилизирующий фактор на фоне предстоящих выплат по государственному долгу;

- торможению  процессов ползучей девальвации  рубля (поскольку уменьшение закупок валюты Центральным банком РФ ослабит спрос на нее на ММВБ) и обесценения стоимости акций в долларовом выражении;

- ограничению  инфляции в той степени, в  какой она зависит от девальвации  рубля, а именно в меру замедления  роста рублевых цен на импортную продукцию и услуги;

- увеличению  внутреннего государственного долга, поскольку Центральный банк РФ в рамках предлагаемой акции должен приступить к покупке «длинных» государственных ценных бумаг. Итак, рассмотрены два способа настройки рыночных сил на реализацию предлагаемой макростратегии:

- рентный, связанный с перераспределением уже действующих рыночных сил, и шумпетерианский, опирающийся на создание новых рыночных сил, а также реанимацию «старых» сил.

На наш взгляд, в рамках макростратегии Россия-2020, особенно на первом ее этапе, целесообразно использовать оба способа.

Информация о работе Стратегическое планирование