Стратегическое управление ресурсосбережением в нефтяной корпорации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 01:24, доклад

Описание работы

Цель исследования заключалась в разработке положений, совокупность которых дает системное решение важной народнохозяйственной задачи, связанной с обеспечением эффективного ресурсопотребления в стратегически важном для российской экономики нефтегазовом секторе на уровне хозяйствующих субъектов – нефтяных корпораций.

Файлы: 1 файл

Стратегическое управление ресурсосбережением в нефтяной корпорации.doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

Данная задача напрямую связана с ресурсоэффективностью, так как в процессе решения позволяет экономить не только те ресурсы, которые необходимы для обеспечения процесса нефтегазодобычи, но и снижать потребности в тех ресурсах, которые необходимы для реализации ресурсоэффективных программ (проектов), включая финансовые.

В процессе решения задачи должны выполняться следующие условия:

,                                                        (2.1)

где – требуемый ресурс для рассматриваемой комбинации ресурсоэффективных проектов (альтернатив);

      - имеющийся в наличии ресурс рассматриваемой комбинации проектов;

       - требуемый ресурс i– й альтернативы, входящей в комбинацию ресурсоэффективных проектов;

- наличный ресурс  i–й  альтернативы, входящей в комбинацию.

 

Общая интегральная эффективность  рассматриваемой комбинации проектов (альтернатив) получается генерацией множеств сочетаний с различным числом альтернатив (Э):

 

,                                                                                                 (2.2)

 

где    эi – эффективность i– й альтернативы, входящей в рассматриваемое множество проектов;

          i - число альтернатив.

 

Рис. 2.3 Логическая схема отбора ресурсоэффективных проектов

 

Выражение (2.2) можно рассматривать  как целевую функцию (функцию  ценности). Обычно для формирования целевой функции рекомендуется использовать аддитивный критерий эффективности, когда частные критерии эj суммируются:

,                                                                                                                                                 (2.3)

 

где  Эj - частные критерии эффективности;

j - количество частных критериев.

 

На рис. 2.3 представлен  алгоритм выполнения комбинаторной оптимизации для формирования  «портфеля» ресурсоэффективных проектов.Все возможные комбинации ресурсосберегающих проектов, состоящие из набора альтернатив, суммарная эффективность комбинаций оцениваются на основе интегрального критерия.

Представленный алгоритм был апробирован при корректировке  Программы энергосбережения АО НК «ЛУКОЙЛ» до  2010 г., выполненной по всем ее основным и вспомогательным подразделениям, в соответствии с которой прогнозировалась экономия топливно-энергетических ресурсов (электроэнергии – 1533,8 млн. кВт.ч; тепловой энергии – 149,2 тыс. Гкал; котельно-печного топлива – 70, 3 тыс. т.у.т., что эквивалентно 1,72 млрд. руб. (59,2 млн. долл.) при уровне инвестиций – 526 млн. руб.).

В результате процедуры  корректировки согласно алгоритму  размер экономии может быть потенциально увеличен в 2,5 – 3 раза и составить  более 1,5 млрд. руб. При условии успешной реализации программных мер существенно сокращаются удельные показатели расхода ТЭР на добычу нефти.

Комбинаторный подход позволяет навести упорядочение в многообразии предлагаемых ресурсоэффективных проектов, предложить их наиболее рациональное сочетание.

 

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ

СЛУЖБЫ РЕСУРСОМЕНЕДЖМЕНТА

 

3.1. Принципы функционирования службы ресурсоменеджмента в нефтяной

корпорации

 

В целях контроля хода реализации программы и мониторинга эффективного ресурсопотребления и обеспечения ее качественного выполнения предусматривается создание в нефтяных корпорациях служб ресурсоменеджмента (Рис.П.1, Приложение 1), в функции которых входит проведение комплекса мер, направленных на решение следующих задач:

- дальнейшее совершенствование  методической базы, разработка методик  расчета норм расхода основных  видов ресурсов (например, расхода  топлива на производство и  отпуск электроэнергии собственными газотурбинными и газопоршневыми электростанциями, электроэнергии   и топлива на обеспечение внешнепромысловой перекачки нефти и др.);

- освоение добывающими  предприятиями усовершенствованного  программного расчета норм расхода ресурсов и сервисных программ;

- информационно-аналитическое  обеспечение оперативной оценки эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и прогнозирование энергозатрат;

- содействие организации  и внедрению пооперационного  приборного технического учета  фактического расхода топлива,  тепловой и электрической энергии;

- проведение экспертизы, защиты и утверждения плановых показателей по использованию энергоресурсов, необходимых для выполнения плановых заданий по добыче углеводородов;

- регулярное проведение  обследований дочерних обществ  с целью контроля рациональности расходования ресурсов, в т.ч. энергетических;

- ежеквартальный отчет  обществ о результатах выполнения  норм расхода топливно-энергетических  ресурсов и плановых заданий  по внедрению энергосберегающих  мероприятий;

- систематический анализ  хода выполнения программных мероприятий;

- контроль за эффективным  и целевым использованием финансовых  средств, выделяемых нефтяной компанией на реализацию мероприятий энергосбережения в нефтегазодобыче.

В то же время следует  отметить, что создание служб ресурсоменеджмента в структурных подразделениях нефтяных корпорациях возможно в рамках общей системы управления ресурсоэффективностью на корпоративном уровне..

Высшее руководство  компании (предприятия) может назначить одного или нескольких специалистов, которые должны возглавить службу ресурсоменеджмента, и установить круг их полномочий для контроля соответствия фактического состояния системы управления ресурсосбережением тем требованиям, которые установлены стандартами; доведения до высшего уровня управления информации о состоянии и функционировании системы ресурсоменеджмента для проведения анализа и выполнении корректирующих действий.

При условии успешного  функционирования системы ресурсоменеджмента в нефтяной корпорации могут быть существенно замедлены темпы  роста ресурсоемкости в отрасли и удельные показатели расхода ресурсов на добычу нефти и газа.

 

3.2. Ожидаемая результативность внедрения ресурсоменеджмента в нефтяной корпорации

 

 Результативность  от реализации стратегии, направленной  на экономию всех видов потребляемых  в нефтяной корпорации ресурсов может быть оценена целым набором показателей, отражающих полученные эффекты. К числу таких показателей можно отнести экономию потребляемых ресурсов в натуральном и стоимостном выражении. В частности, это экономия топлива, тепловой и электрической энергии; снижение энергетических издержек в себестоимости продукции; обобщенные энегрозатраты; уменьшение ресурсоемкости производства (сокращение удельных показателей потребления ресурсов, в т.ч. энергетических); общая экономия затрат на добычу и переработку углеводородного сырья.

Естественно, что при  оценке результативности ресурсоэффективной стратегии размер получаемых эффектов будет варьироваться в достаточно широких пределах в зависимости от того, для какого уровня управления была разработана стратегия. Т.е. речь идее как об эффектах, получаемых на макроуровне для всего народного хозяйства, об эффектах на уровне отрасли – нефтегазовом секторе экономики, а также об эффектах самих нефтяных корпораций, которые могут в свою очередь быть разбиты на локальные эффекты дочерних обществ и нефтегазодобывающих структур в их составе.

Несмотря на разный характер последствий внедрения ресурсоэффективных стратегий по уровням управления все они без сомнения приводят к значительным экономическим эффектам. В качестве примера можно рассмотреть последствия внедрения Программы энергосбережения в крупной нефтяной компании ЛУКОЙЛ на 2006 – 2010 г.г. Для данной нефтяной компании в последние годы характерен высокий уровень энергоемкости и удельных показателей потребления энергоресурсов. Рост энергоемкости добывающего сегмента компании «ЛУКОЙЛ» обусловлен:

- увеличением энергозатрат  на добычу нефти группы предприятий ООО «Западная Сибирь». По предприятиям группы прогнозируется к 2010 г. рост обводненности нефти более, чем на 4, 7 %, и, как следствие, повышение электроемкости на 19, 4 %, теплоемкости на 28, 6 %, топливоемкости на 17,4 %;

- дальнейшим развитием  методов паротеплового воздействия  на пласт ООО «Коми», где рост  теплоемкости прогнозируется на 32, 5 %, а энергоемкости – на 13,2 %. В целом за период с 2004 по 2010 г.г. для НК «ЛУКОЙЛ» прогнозируется рост энергоемкости на 16%.

Для проведения ресурсоэффективной политики нефтяной компанией «ЛУКОЙЛ» была разработана Программа энергосбережения, в которой декларируется экономия топливно-энергетических ресурсов: электроэнергии – 1533,8 млн. кВт.ч; тепловой энергии – 149,2 тыс. Гкал; котельно-печного топлива – 70, 3 тыс. т.у.т., что эквивалентно 1,72 млрд. руб. (59,2 млн. долл.) при уровне инвестиций – 526 млн. руб. При условии успешной реализации Программы могут быть существенно замедлены темпы роста энергоемкости и удельных показателей расхода энергоресурсов на добычу нефти. Так как энергосбережение является одним из самых быстроокупаемых направлений инвестиционных вложений и важнейшей затратной защитой о роста тарифов на фоне глобального подорожания энергоносителей, следует отнести его к одному из стратегических направлений деятельности и обеспечить целевое финансирование.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Достижение экономически оправданной эффективности использования ресурсов нефтяной корпорации при существующем уровне развития техники и технологий и соблюдения требований к охране окружающей среды позволит обеспечить структурную перестройку нефтегазодобывающей отрасли. В процессе выполненных исследований были определены направления стратегии эффективного ресурсопотребления в нефтяном секторе:

1. Исключительно высокие  темпы ресурсо- и энергоемкости  Российской экономики и прогнозируемое  дальнейшее их повышение свидетельствуют  о риске перехода на энергодоминирующий путь развития, отход от которого возможен на основе проведения целенаправленной ресурсосберегающей политики в стратегически важном нефтяном секторе.

2. Развитие нефтедобывающего производства требует специальной стратегии ресурсопотребления, в рамках которой эффективное использование ресурсов может быть обеспечено на основе инновационных технологий, реализация которых потребует объединения усилий государства, региональных органов власти, нефтяных компаний и разработки механизма достижения поставленных целей, включающего формы и методы стимулирования внедрения ресурсосберегающих проектов.

3. В практику стратегического управления ресурсами должны войти вопросы стандартизации и технического регулирования не только в отношении расхода потребляемых ресурсов, но и в отношении процессов управления ТЭР на различных уровнях управления нефтегазодобычей.

4. В целях контроля хода реализации программ ресурсосбережения, и мониторинга эффективного ресурсопотребления необходимо создание в нефтегазодобывающих структурах служб ресурсоменеджмента.

Полученные в работе оценки показывают, что общая ресурсоемкость добычи нефти в перспективе может быть снижена в 2,5 – 3 раза  и достигнуть уровня ведущих стран.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Андрижиевский А.А., Володин В.И. Энергосбережение и энергетический менеджмент. Учебное пособие. – Минск: Вышейшая школа.
  2. Волынская Н.А., Газеев М.Х., Гужновский Л.П., Карнаухов Н.Н., Орлов Р.В. Энергоэффективная стратегия развития экономики России. -СПб.: Наука, 2002.-113 с.
  3. Гаврилин А.И., Косяков С.А. Литвак В.В. и др. Введение в энергосбережение. Учебное пособие. -М.:2005.
  4. Гужновский Л.П. Стоимостная оценка энергоэффективности экономики России.  -Тюмень: ТюмГНГУ, 2005. – 20 с.
  5. Евсеев А. ОАО «Татнефть»: в основе эффективного использования энергоресурсов – научно обоснованные процессы нефтедобычи // Ресурсоэффективность, 2006. №1.- С30-34.
  6. Исмагилов Р.Х. Инструменты политики стимулирования ресурсосберегающих экологических программ //Проблемы экономики и управления, №3 (5) / 2004.-С. 9-11.
  7. Основные направления энергетической политики Российской Федерации на период до 2010 года. Указ Президента РФ от 7.05.95 № 472 // Энергетическая политика, 1995, № 2, -С. 3-4.
  8. Системы управления ресурсосбережением. Требования и руководство по применению. Приложение № 1 к распоряжению Главы администрации г. Казани от 24.05. 2003 № 671р.
  9. Сургучев Л.М. Ресурсосбережение при извлечении нефти. -М.: Недра, 1991.-170 с.
  10. Федеральная целевая программа «Энергосбережение России», -М.: 1998. – 171 с.
  11. Хлебников В.В. Антикризисное управление на энергетических рынках: монография . –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 358 с.
  12. Энергетическая стратегия России на период до 2020 г., утвержденная на заседании Правительства РФ от 30 августа 2002 г.

 





Информация о работе Стратегическое управление ресурсосбережением в нефтяной корпорации