Стратегия деятельности современного оптового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 15:10, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является анализ оптовой торговли России в условиях финансово-экономического кризиса и разработка возможных направлений стратегического развития отрасли.
В соответствии с целью исследования в работе поставлены и решены следующие основные задачи:
- рассмотрение теоретических основ функционирования оптовой торговли, уточнение экономического содержания ее функций; определение специфики функционирования;
- исследование современного состояния и тенденций развития оптовой торговли;
- формулировка и обоснование концепции развития оптовой торговли, разработка механизмов ее реализации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………
Функции оптовой торговли.…………………………………………….
Современное предприятие оптовой торговли………………………...
Роль и назначение оптовой торговли в распределении товаров………..
Современное состояние и перспективы развития оптовой торговли
Воздействие оптовой торговли на промышленность и розничную торговлю.
Заключение……………………………………………………………….
Список использованной литературы…………………………………...

Файлы: 1 файл

Курсовая работа - Стратегия деятельности современного оптового предприятия.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

Таблица 1.2.

Группировка предприятий  оптовой торговли по товарному признаку

 

Товарные  группы

Число предприятий

Единиц

В % к общему числу предприятий, состоящих на самостоятельном балансе

Мясо, мясопродукты

711

1, 7

Молоко, молокопродукты

675

1, 4

Рыба, рыбопродукты

676

1, 4

Мука, крупа, макаронные изделия

695

1, 4

Кондитерские товары

899

2, 6

Алкогольные напитки

750

2, 0

Овощи, фрукты

740

1, 8

Одежда, белье

692

1, 5

Обувь всех видов

430

1, 0

Электротовары

864

2, 1

Телерадиотовары

412

0, 9

Хоз. товары

1 070

2, 6

Строительные материалы

1 052

2, 3

Нефть, нефтепродукты

871

2, 1

Уголь

633

1, 3

Прокат черных, цветных  металлов, метизы

694

1, 4

Станиц. оборудование

713

1, 7

Шины всех видов

258

0, 6

Деловая древесина

344

0, 8

Лекарственные средства, изделия медицинского назначения

1 265

3, 0


 

В настоящее время  существуют следующие виды оптовой  торговли.

В зависимости от положения  оптовой торговли сбытовой цели выделяют следующие виды:

  • торговля через оптовую закупочную сеть. Осуществляет закупку урожая сельскохозяйственных культур, сырьевых материалов, других подлежащих складированию товаров, таких как зерно, хлопок, шерсть, металлы.

В данном случае необходимы постоянные наблюдения за изменением конъюнктуры рынка (биржи, аукционы) для снижения риска, связанного с  колебанием цен;

  • торговля по производственным связям. Она соединяет, как правило, две последовательные стадии производственного процесса, особое значение она имеет в торговле черными металлами;
  • оптовая торговля сырьем, материалами для последующей реализации через розничную сеть.

По ассортименту реализованной  продукции различают следующие  виды оптовой торговли:

  • оптовая торговля товарами широкого ассортимента, то есть в широком и неуглубленном ассортименте различных товарных групп потребитель находит предложение, отвечающее его спросу;
  • специализированная оптовая торговля, то есть формируется небольшой, но углубленный ассортимент различного качества одной товарной группы и тем самым представляется богатый выбор для удовлетворения специальных пожеланий потребителя.

Анализируя все вышесказанное, можно сделать некоторые выводы о состоянии и перспективах развития оптовой торговли:

  1. произошло раздробление торговых посредников путем их коммерциализации и приватизации. Выбирая организационные формы торговли, следует на первое место поставить развитие функций посреднических коммерческих предприятий и объединений, которая предопределяет выполнение коммерческими предприятиями целого ряда новых, не свойственных ранее видов деятельности;
  2. происходит трансформация характера функций форм, от снабженческого к сбытовому, сопровождаемое созданием служб маркетинга. Все более отчетливо проявляется тенденция внедрения фирм на смежные потребительские рынки соседних регионов;
  3. наблюдается активизация фирм в сфере мелкооптовой торговли:
  • наметилась тенденция перехода от узкоспециализированного ассортимента товаров к широкому, с постепенной универсализацией деятельности, в том числе продуктами питания. Сейчас явно видна тенденция взаимодействия торговой инфраструктуры с предприятиями нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, газовой, лесной промышленностями и другими;
  • произошло снижение загрузки складов до 45 %. Сокращение действительно лишних рабочих мест (на 25 %). Новым явлением для большинства бывших Госснабовских форм стала наметившаяся между ними конкуренция. Здесь следует остановиться на особенностях поведения оптовых фирм в рыночных условиях.

Рыночное поведение оптовых фирм условно можно разделить на :

  • осознанно-рыночный тип поведения,
  • пассивно-выжидательный,
  • консервативный.

Каждому типу поведения  присущи специфические черты. Так, осознанно-рыночный тип поведения  оптовых предприятий ориентирован на:

  • расширение сферы деятельности (смежные рынки, рыночная торговля, подсобное производство и другое);
  • расширение географии торговых операций. Попытки заниматься не только снабженческой, но и сбытовой деятельностью;
  • вытеснение с рынка потенциальных и реальных конкурентов;
  • работа по привлечению новых клиентов;
  • совершенствование внутренней организационной структуры;
  • изменение форм оплаты труда и стимулирование.

Таблица 1.3

Структура товарной номенклатуры, реализуемой предприятиями оптовой  торговли различных форм собственности

 

 

Товарные  группы

Доля в  оптовом товарообороте по предприятиям форм собственности, %

Государственной

Негосударственной

Нефть, нефтепродукты

22, 6

14, 1

Уголь

9, 5

3, 9

Прокат черных, цветных  металлов

1, 4

2, 8

Автомобили грузовые

0, 2

6, 6

Автомобили легковые

0, 1

2, 0

Рыба, рыбопродукты

1, 4

7, 8

Овощи, фрукты

2, 2

2, 4

Алкогольные напитки

0, 3

1, 3

Кондитерские изделия

0, 1

2, 4

Лекарственные средства и изделия медицинского назначения

5, 4

2, 4


 

Предприятия оптовой  торговли, занявшие пассивно-выжидательную и консервативные позиции не стремятся к новым формам и сферам деятельности.

Им присуща следующая  рыночная ориентация:

  • потеря доли рынка;
  • сужение географии торговых операций;
  • незаинтересованное отношение к клиентам;
  • низкая заинтересованность в результатах труда из-за отсутствия мер по стимулированию.

Складывающиеся тенденции  в экономике, а именно: падающая производительная и инвестиционная активность, высокий  уровень инфляции, дают возможность  предположить, что в среднесрочной  перспективе роль оптовой торговли продукцией производственно-технического назначения останется пассивной.

Ее деятельность не будет  способствовать структурным преобразованиям  России, а сама отрасль может утратить возможность для развития.

Оптовая торговля может получить широкое развитие при соблюдении оптовых принципов ее осуществления:

  1. создание ресурсной основы для ее функционирования, то есть достижения сбалансированности товарной массы и денежных средств, выражающих платежеспособный спрос покупателей;
  2. создание необходимых элементов инфраструктуры рынка, позволяющих свободно выбирать партнеров и формировать коммерческие связи для успешной реализации торговой сделки;
  3. формирование системы финансово-ценовых регуляторов на всех этапах оптовой торговли, включающей элементы материального стимулирования и ответственности, направленные на удовлетворение потребностей покупателей и получение максимального дохода.

Поэтому очевидно, что  для успешного дальнейшего функционирования оптовой торговли к числу функций, требующих развития следует отнести:

  • изучение конъюнктуры товарных и региональных рынков;
  • определение материально-финансовой сбалансированности;
  • планирование годового обеспечения в объемах возможных продаж;
  • организация информационных, коммерческих, транспортно-экспедиционных услуг;
  • развитие других функций, соответствующих потребностям рыночной экономики.

6.Воздействие оптовой торговли на промышленность и розничную торговлю. 
 
Оптовая торговля занимает промежуточное положение между промышленностью и розничной торговлей, активно воздействует на производство и реализацию населению товаров. 
Воздействие оптовой торговли на промышленность направлена на увеличение выпуска, расширение ассортимента, повышение качества, ритмичную поставку товара. Основными формами воздействия оптовой торговли на промышленность являются: предварительные заказы, пятилетние соглашения, оптовые ярмарки, договоры поставки, договоры содружества, средства массовой информации. 
Предварительные заказы оптовых баз служат основой для разработки промышленными предприятиями планов выпуска товаров по объему и ассортименту. Предварительный заказ - это экономически обоснованное выражение существующего и прогнозируемого спроса на товары. 
Пятилетние соглашения между оптовыми и промышленными объединениями являются формой долговременной экономической связи между промышленностью и торговлей. В таких соглашениях предусматриваются обновления ассортимента, улучшение внешнего вида изделий, упаковки товаров и другие обязательства, обеспечивающие полное удовлетворение потребностей населения. 
Оптовые ярмарки проводятся после получения промышленными предприятиями заданий по производству того или иного товара. На ярмарках предприятия оптовой торговли согласовывают с поставщиками закупки ассортимент товаров, модели, фасоны, расцветки, размеры. 
Договоры поставок оптовых баз с промышленными предприятиями устанавливают хозяйственные связи между ними. Договоры заключают на год, на пять лет и т. д. При прямых длительных связях. 
Договоры содружества заключают между общественными организациями предприятий торговли и промышленности. Договоры являются средством для повышения эффективности экономических связей. 
Средства массовой информации (газеты, радио, телевидение) широко используются работниками оптовой торговли для воздействия на промышленность и на потребителя. С помощью этих средств привлекается внимание общественности к поставщикам, выпускающим товары низкого качества, которые не пользуются спросом у покупателя. 
 
В свою очередь оптовая торговля активно воздействует на предприятия розничной торговли, оказывая им помощь в расширении ассортимента, повышении качества товаров, увеличении доли фасованных товаров, организации передовой технологии доставки и продажи товаров, улучшении обслуживания покупателей. 
Оптовые базы совместно с управлениями торговли определяют поставщиков и покупателей, которые будут находится в прямых связях. При этом оптовые базы контролируют и несут ответственность за своевременную отгрузку товаров покупателям. 
Товароведы оптовых баз организуют оптовую продажу товаров повседневного спроса, совместно с розничной торговлей изучают спрос, проводят выставки-продажи, оптовые ярмарки по продаже, организуют рекламные мероприятия. 

7.Заключение.

 
В условиях перехода к рыночным отношениям заключение договоров на поставку товаров на оптовых ярмарках является прогрессивной формой оптовых закупок товаров, так как они обеспечивают свободные рыночные отношения и коммерческую инициативу производителей товаров и потребителей. На оптовых ярмарках усиливается воздействие торговых организаций на производство товаров в отношении ассортимента и качества товаров, ускоряется процесс заключения договоров, так как поставщики и покупатели находятся в непосредственном контакте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

  1. Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К.,  «Коммерческая деятельность», М.: Информационно-вычислительный центр «Маркетинг», 1998.
  2. «Экономика торгового предприятия» под общ. Ред. Проф. А.И. Гребнева, М.: Экономика, 1997.
  3. Даненбург В., Монкриф Р., Тейлор В. «Основы оптовой торговли», «Восхождение» 1993 г.
  4. «Экономическая  теория (политэкономия)»:Учебник/Под общ. Ред. Акад. В.И. Видяпина, акад. Г.П. Журавлевой. «ИНФРА-М» 2004 г.
  5. Аристов Г.  Оптовая торговля на Западе. «Экономика и жизнь».
  6. “Экономика предприятия торговли и сферы услуг”, Москва, 1996г.
  7. “Экономика торгового предприятия”, Экономика, 1987г.
  8. “Искусство торговать”, АОЗТ Московское финансовое объединение, 1995г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Стратегия деятельности современного оптового предприятия