Стратегия инвестиционной деятельности муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 16:20, доклад

Описание работы

Процесс разработки инвестиционной стратегии является важнейшей составной частью общей системы стратегического выбора субъекта, основными элементами которого являются миссия, общие стратегические цели развития, система функциональных стратегий, способы формирования и распределения ресурсов.
Стратегия социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года разработана с учетом «Требований технического стандарта к стратегии социально-экономического развития субъекта РФ» Министерства регионального развития. Головной разработчик - коллектив Института экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской Академии наук, который привлекал к работе ряд других организаций.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 29.63 Кб (Скачать файл)

СТРАТЕГИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В условиях проведения политических, экономических  и со-циальных преобразований, направленных на формирование бла-гоприятной экономической и социальной среды, особое значе-ние приобретает инвестиционная политика. Акцентируя внима-ние на проблематике инвестиционного обеспечения устойчиво-го роста российской экономики, можно сделать вывод о том, что муниципальные образования выступают как фокусы территори-ального социально-экономического развития, концентрирующие субъекты инновационно-инвестиционной активности и локали-зующие соответствующие финансово-инвестиционные ресурсы. Существенным недостатком действующей системы формирова-ния программ социально-экономического развития муници-пального образования является ориентация на кратко- и средне-срочные цели, отсутствие комплексности в них, а также неопре-деленность в источниках финансирования программных меро-приятий. Использование инвестиционной составляющей в меха-низме разработки концепции социально-экономического разви-тия города позволяет решать проблемы формирования муници-пальной стратегии с позиций системного подхода и учесть все аспекты деятельности муниципального образования. В связи с этим существенно возрастает роль органов местного самоуправ-ления в активизации инвестиционной деятельности в отноше-нии не только объектов муниципальной собственности, но и си-стемы местного хозяйства в целом. Условием успешного при-влечения инвестиционных ресурсов и их эффективного исполь-зования является наличие целенаправленной инвестиционной политики, базирующейся на оценке и прогнозировании инве-стиционного климата муниципального образования и учитыва-ющей интересы всех участников инвестиционного процесса. Цели и задачи инвестиционной политики города, ее формы, ме-тоды и механизмы реализации зависят от социально-

экономической среды, в которой находится муниципальное  об-разование, и его инвестиционного потенциала. Основываясь на стратегических целях по укреплению роли муниципальных об-разований в процессе принятия управленческих решений с уче-том их специфики, органы местного самоуправления решают задачу определения и выбора своей модели организации инве-стиционной деятельности на территории города, разработки и совершенствования инвестиционной политики муниципального образования, адекватной современному уровню местного разви-тия.

Процесс разработки инвестиционной стратегии  является важнейшей составной частью общей системы стратегического  выбора субъекта, основными элементами которого являются миссия, общие стратегические цели развития, система функцио-нальных стратегий, способы формирования и распределения ресурсов.

Стратегия социально-экономического развития Новосибир-ской области на период до 2025 года разработана с учетом «Требований технического стандарта к стратегии социально-экономического развития субъекта РФ» Министерства регио-нального развития. Головной разработчик - коллектив Институ-та экономики и организации промышленного производства Си-бирского отделения Российской Академии наук, который при-влекал к работе ряд других организаций.

Представляемая  стратегия является «ядром» всей системы стратегического планирования Новосибирской области, которая  включает, кроме того, среднесрочную  программу социально-экономического развития, планы социально-экономического развития области, схему территориального планирования Ново-сибирской области, стратегический план устойчивого развития г. Новосибирска на период до 2020 года; генеральный план г. Новосибирска.

Установки и предложения документа увязаны  со Стратегий социально-экономического развития Сибири, которая была раз-работана и совершенствуется совместно с аппаратом полномоч-ного представителя Президента в Сибирском федеральном округе.

Цель  предстоящего периода развития состоит  в мобилизации и максимальном использовании этих ресурсов. При  поддержке федерального центра на это  должны быть направлены консоли-дированные усилия власти, бизнес-сообщества и населения ре-гиона.

Миссия  Новосибирской области - превращение  в главный инновационный центр  на востоке России, отвечающий вызовам XXI века и в один из наиболее комфортных для проживания, труда и отдыха регионов страны. Генеральной целью  разработки Стратегии является формирование научно-обоснованной поли-тики повышения уровня и качества жизни населения и устойчи-вого демографического роста за счет придания экономике Ново-сибирской области инновационного качества развития, повыше-ния ее конкурентоспособности, инвестиционной привлекатель-ности и финансовой самодостаточности.

Достижение  генеральной цели увязывается со следующими конкретными целями Стратегии, реализация которых может быть количественно  определена индикаторами развития:

обеспечение значительного роста валового регионального  продукта и приближение к лучшим по стране показателям эф-фективности экономического роста;

устойчивый  рост благосостояния и качества жизни  населе-ния;

создание  и использование экономики знаний для становления Новосибирской  области как одного из наиболее инвестиционно и социально привлекательных регионов Российской Федерации;

развитие  конкурентоспособных в российском и мировом масштабах территориально-отраслевых кластеров;

создание  на территории области одного из главных  транс-портно-логистических центров востока России;

оптимизация пространственного развития Новосибирской  области на основе гармоничного сочетания  развития новосибир-ского мегаполиса, малых городов и сельских районов;

формирование  институциональных, финансовых и инфра-структурных условий для выполнения г. Новосибирском «сто-личных» и межрегиональных функций для Центрально-Сибирского макрорегиона;

совершенствование институциональных и правовых условий  для уменьшения рисков ведения бизнеса  и для обеспечения без-опасности экономических агентов.

Определение инвестиционных возможностей является от-правной точкой для деятельности, связанной с инвестировани-ем. В конечном счете, это может стать началом мобилизации инвестиционных средств. Реализация стратегии управления му-ниципальным образованием в значительной степени обеспечи-ваются высокой инвестиционной активностью. Экономический рост и инвестиционная активность являются взаимообусловлен-ными процессами, поэтому каждый хозяйствующий субъект должен уделять постоянное внимание своей инвестиционной деятельности. Инвестиционная деятельность муниципального образования осуществляется в различных формах, определяе-мых видами инвестиций. Эти инвестиции классифицируются по ряду признаков [1].

1. По объектам вложения средств  выделяются реальные и финансовые  инвестиции:

а) реальные инвестиции представляют собой  вложения капи-тала в развитие материально-технических процессов. В составе реальных инвестиций выделяют обычно капитальные вложения в воспроизводство основных средств и инновационные инве-стиции в формирование материальных активов, обеспечиваю-щих технологический процесс;

б) финансовые инвестиции представляют собой  вложения капитала в различные активы предприятия, среди которых наиболее значительную долю занимают его вложения в инстру-менты денежного и фондового рынков.

2. По характеру участия в инвестировании  выделяют прямые и непрямые  инвестиции:

а) прямые инвестиции характеризуются  непосредственным участием промышленного  предприятия в выборе объектов инве-стирования и вложений капитала;

б) непрямые инвестиции характеризуются  инвестированием капитала предприятия, опосредованным другими хозяйствую-щими субъектами (инвестиционными и финансовыми посред-никами).

3. По периоду инвестирования различаются  краткосрочные и долгосрочные  инвестиции:

а) краткосрочные инвестиции характеризуются  вложениями капитала на период не более  оного года (например, реализация реального  инвестиционного проекта с периодом окупаемости в 6 месяцев);

б) долгосрочные инвестиции представляют собой процесс вложения капитала на период более одного года.

Инвестиционная  деятельность муниципального образования  подчинена определенной инвестиционной политике, которую оно формирует  исходя из целей своего стратегического  развития и возможностей формирования инвестирующих ресурсов (инве-стируемого капитала). Основной целью инвестиционной поли-тики муниципального образования является выбор и реализация наиболее эффективных путей решения его активов для обеспе-чения основных направлений его развития в долгосрочной пер-спективе. Инвестиционные возможности Новосибирской обла-сти характеризуют такие факты, как создание в 2005 г. в соот-ветствии с постановлением Губернатора Новосибирской обла-сти ОАО «Агентство инвестиционного развития Новосибирской области» (ОАО «АИР»), единственным акционером которого является Новосибирская область в лице Департамента имуще-ства и земельных отношений Новосибирской области. Деятель-ность ОАО «АИР» по привлечению инвестиций в экономику области, в том числе, регламентирована Соглашением между администрацией Новосибирской области и ОАО «АИР» № 202 от 12.11.2007. Другим фактом, характеризующим инвестицион-ные возможности, следует назвать создание Совета по инвести-циям Новосибирской области, утвержденного Постановлением Губернатора Новосибирской области от 30.08.2010 №259. Ин-формация по всем вопросам привлечения инвестиций в регион опубликована на сайте Правительства Новосибирской области http://www.nso.ru/priorities/investicii/Pages/ default.aspx.

Инвестиционный  климат Новосибирской области характери-зует тот факт, что она, не имея ни значительных сырьевых ре-сурсов, ни крупных предприятий-монополистов, на практике демонстрирует успешный опыт развития несырьевой экономи-ки, в полной мере используя свои конкурентные преимущества,

такие как: выгодное географическое положение, развитая транс-портно-логистическая инфраструктура, уникальный кадровый, научный и инновационный потенциал, эффективная инвестици-онная политика региональной власти, продолжает оставаться одним из наиболее динамично развивающихся регионов Рос-сийской Федерации.

В рейтинге лучших регионов для развития бизнеса по версии журнала Forbes Новосибирская область в 2011 году занимает 7 место. Новосибирская область – единственный из регионов Си-бирского Федерального округа, вошедшего в ТОП-10.

Информация  о мерах государственной поддержки, доступной инвесторам в Новосибирской  области, нормативные правовые акты, регулирующие инвестиционную деятельность, а также программные и стратегические документы размещены на сайте  Министерства экономического развития: www.econom.nso.ru.

Информация  об экономическом и инвестиционном потенци-але каждого района и города Новосибирской области размещена в интерактивной touch-карте – http://map.nso.ru.

Для получения дополнительной информации инвестор может обратиться в управление инвестиционной политики и террито-риального развития экономики Министерства экономического развития Новосибирской области.

Узнать  больше об инвестиционных проектах, реализуемых  в области, ознакомиться с базой  данных по инвестиционным ре-сурсам и потребностям районов Новосибирской области можно на инвестиционном портале Новосибирской области: www.newsib.ru/

В области ведется постоянная работа по улучшению инве-стиционного климата.

В 2011 году принята региональная программа  улучшения ин-вестиционного климата; в марте 2012 года утвержден закон Но-восибирской области от 29.03.2012 № 200-ОЗ «Об участии Но-восибирской области в государственно-частном партнерстве».

К стратегическим направлениям инвестиционной деятельно-сти относятся модернизация, расширение или создание:

производств, обеспечивающих выпуск высокотехнологич-ной, наукоемкой, инновационной продукции и услуг;

производств пищевой, и перерабатывающей промышленно-сти;

производств современных строительных материалов и строи-тельных конструкций;

высокоэффективных сельскохозяйственных производств, животноводческих комплексов;

высокотехнологичных добывающих производств;

производств, обеспечивающих глубокую переработку  древе-сины;

производств по переработке вторичного сырья  и бытовых от-ходов.

Строительство и реконструкция:

объектов  туристской инфраструктуры;

объектов  выставочной инфраструктуры;

объектов  транспортно-логистической инфраструктуры;

объектов  инженерной и транспортной инфраструктуры в Промышленно-логистическом парке Новосибирской области, Научно-технологическом парке в сфере биотехнологий в р.п. Кольцово, Технопарке Новосибирского Академгородка;

общественно значимых объектов в сфере образования, куль-туры, физической культуры и спорта, здравоохранения.

создание  жилого фонда для предоставления в коммерческий наем.

Важнейшим инструментом инвестиционной политики Ново-сибирской области является развитие индустриальных и техно-логических парковых зон. Такие проекты позволяют реализо-вать принцип одного окна при выделении земельных участков и согласовании технических условий на размещение новых про-изводственных объектов на территории, обеспеченной необхо-димой инженерной и технологической инфраструктурой, а так-же привлекать необходимые средства для строительства инфра-структурных объектов.

В области уже реализуются три  парковых проекта: промыш-ленно-логистический парк в районе аэропорта Толмачево, тех-нопарк новосибирского Академгородка и научно-техонологический парк в сфере биотехнологий в наукограде Кольцово.

Информация о работе Стратегия инвестиционной деятельности муниципального образования