Стратегия регионального развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2013 в 15:25, реферат

Описание работы

Цель реферата – исследовать этапы реализации и виды стратегий регионального развития.
Достижение этой цели будет обеспечено в ходе реализации государственной региональной политики, направленной на реализацию потенциала развития каждого региона, преодоление инфраструктурных и институциональных ограничений, создание равных возможностей граждан и содействие развитию человеческого потенциала, проведение целенаправленной работы по развитию федеративных отношений, а также реформирование систем государственного управления и местного самоуправления.

Содержание работы

Введение 3
1. Основные положения стратегии экономического развития регионов 4
2. Этапы реализации стратегии регионального развития 8
2.1. Основные принципы государственной политики регионального развития 8
2.2. Инновационная и социальная ориентация регионального развития 9
2.3. Центры регионального развития 13
2.4. Совершенствование системы государственного регионального управления 22
3. Виды стратегий регионального развития 25
3.1. Стратегическое планирование 25
3.1.1.Определение целей развития региона 27
3.1.2. Анализ внешней среды развития региона 27
3.1.3. Определение сильных и слабых сторон региона 28
3.1.4. Использование имеющихся и создание новых местных преимуществ 29
3.1.5. Разработка концепции развития 30
3.1.6. Разработка плана конкретных действий и осуществление стратегии 30
3.1.7. Анализ эффективности и результативности, корректировка целей и методов их достижения 31
3.2. Региональный маркетинг 31
Заключение 34
Список литературы 35

Файлы: 1 файл

Стратегии регионального развития.doc

— 202.50 Кб (Скачать файл)

На базе богатых природных  запасов дальнейшее развитие получат  основные индустриальные центры Сибири и Дальнего Востока, специализирующиеся на глубокой переработке полезных ископаемых, металлургии, химии и нефтехимии, в том числе Красноярская, Иркутская и Хабаровская агломерации (г. г. Новосибирск, Томск и Омск), а лесные ресурсы Сибири и Дальнего Востока составят сырьевую базу для формирования в них лесопромышленных кластеров.

Основными зонами модернизации в слабозаселенных регионах востока  страны являются крупные города. Для  ускорения модернизации необходима поддержка инновационного потенциала ведущих научных и образовательных  центров Сибири (прежде всего г. г. Новосибирска, Томска) путем предоставления статуса национальных университетов, создания инновационных центров, а также улучшение финансовых и институциональных условий всех крупных городов для их комплексного развития. Основу для инновационного развития экономики Сибири составляет накопленный потенциал академической и отраслевой науки и образования г. г. Новосибирска, Томска и Омска (промышленные технологии, биогенетика и биотехнологии, медицина и фармацевтика, информационные, промышленные и ядерные технологии), а также Кузбасса (технологии глубокой переработки угля).

На юге Сибири конкурентным преимуществом являются также аграрные ресурсы, на их основе будет развиваться  переработка сельскохозяйственного  сырья. Для повышения конкурентоспособности зернового сектора, мукомольной и пищевой промышленности необходимо снижение транспортных издержек, что позволит расширить рынки сбыта и технологически модернизировать эти сектора экономики. Инновационным потенциалом обладает и развитие рекреационных услуг в горных районах.

В Южной Сибири продолжится  интенсивное развитие агропромышленного  сектора, опирающегося на сельскохозяйственные ресурсы Алтайского края, юга Новосибирской  и Омской областей.

Развитие Дальнего Востока  в значительной мере опирается на огромные природные ресурсы (рыбные, лесные, нефтегазовые, угольные, рудные и минеральные), а также выгодное приморское географическое положение и близость к рынкам стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Важнейшим инструментом, организующим развитие регионов Дальнего Востока в среднесрочной перспективе, является реализация федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года" и подготовка к форуму Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества.

Внедрение новых технологий добычи углеводородных ресурсов на шельфе и сжижения газа дадут новый импульс  развитию Сахалина и Якутии. Перспективы  освоения новых месторождений минеральных  ресурсов обусловлены инвестиционными  стратегиями бизнеса и приоритетами государства в инфраструктурных инвестициях.

Принципиальным фактором развития регионов Сибири и Дальнего Востока является решение в долгосрочном периоде проблем газификации, формирования распределенной энергосистемы, оптимизации  транспортных и энергетических тарифов, модернизации и создания новых морских портов, в том числе для развития контейнерных перевозок и экспорта ресурсов, создания единой связной системы транспортных коммуникаций, связывающих основные центры Дальнего Востока, а также их интеграцией в общероссийскую и мировые транспортные системы.

Модернизация крупных  городов Дальнего Востока основана на интеграции сервисных и индустриальных функций. Инновационный потенциал  Владивостокской и Хабаровской  городских агломераций связан с  развитием профессионального образования, разработкой технологий освоения океана и природных богатств, в том числе био- и нанотехнологий и подводной робототехники. Владивостокская городская агломерация, Дальневосточная островная зона, включая остров Сахалин, полуостров Камчатка и Курильские острова, и система тихоокеанских портов станут опорными для формирования биоресурсного кластера, основу которого составят добыча и переработка водных биологических ресурсов и марикультура.

Необходимость инновационного развития отраслей экономики, связанных с освоением природных ресурсов, даст импульс развитию сложившейся в индустриальных центрах Дальнего Востока базы машиностроения с переходом к выпуску современных машин и оборудования в соответствующих отраслях. Создание высоких технологий востребовано и для обеспечения конкурентоспособности авиастроения, судостроения и судоремонта как приоритетных специализаций г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровской и Владивостокской городских агломераций. Перспективы формирования кластера на базе результатов космической деятельности связаны с созданием космодрома Восточный.

Активизация освоения российского  сектора Арктики предусматривается  по следующим направлениям:

активизация работ по освоению нефтегазовых месторождений, переданных недропользователям, а также на нераспределенном фонде недр арктического континентального шельфа;

существенное повышение  изученности арктического континентального шельфа, а также обеспечение к 2020 году прироста балансовых геологических  запасов морских месторождений  нефти до 3 млрд. тонн и газа - до 5 трлн. куб. м;

завершение к 2011 году геолого-геофизического обоснования  внешней границы континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом океане;

увеличение добычи морских  биологических ресурсов в Арктике к 2017 году до 20 процентов общего изъятия водных биологических ресурсов в Российской Федерации, предусмотрев более полное использование добываемых водных биологических ресурсов;

развитие мощностей  по переработке рыбы и других добываемых морепродуктов, а также увеличение на 30 процентов к 2015 году производства продукции их переработки для реализации на российском и иностранном рынках;

повышение конкурентоспособности  Северного морского пути (в том  числе обеспечение возможности  увеличения объемов грузоперевозок) и создание условий для его использования в перспективе в качестве транспортного коридора, соединяющего порты Западной Европы с портами Юго-Восточной Азии и Северной Америки и управляемого Российской Федерацией, а также создание с этой целью к 2015 году единой системы контроля и безопасности судоходства, управления транспортными потоками в районах интенсивного движения судов в Арктическом регионе с модернизацией действующих и созданием новых средств и подсистем;

снижение ущерба окружающей среде от расширения экономической деятельности и восстановление окружающей среды, нарушенной в результате прошлой деятельности в Арктике на территории Российской Федерации;

обеспечение национальной безопасности в Арктическом регионе  в условиях расширения использования  ресурсного потенциала Арктики;

адаптация объектов инфраструктуры к прогнозируемым климатическим  изменениям, а также снижение показателей  стойкой утраты трудоспособности и  преждевременной смертности населения, проживающего в Арктическом регионе;

развитие информационно-коммуникационных технологий для обеспечения к 2015 году надежной связи, в том числе подвижной, телерадиовещания, дистанционного зондирования Земли, площадных съемок ледового покрова, управления движением судов и самолетов, навигационных определений в высоких широтах Арктики, мониторинга состояния природной среды, безопасности жизнедеятельности и природопользования в Арктике на основе использования новейших достижений в области создания космических средств связи и наблюдения;

своевременное предупреждение об опасных гидрометеорологических и геофизических явлениях и высоких уровнях загрязнения окружающей среды.

 

2.4. Совершенствование  системы государственного

регионального управления

 

Реализация инновационного, социально ориентированного сценария регионального развития будет опираться на зоны опережающего экономического роста.

Принципиально важно  решить задачу развития федеральной  транспортной, энергетической, телекоммуникационной и иной производственной и социальной инфраструктуры с учетом пространственной организации зон опережающего экономического роста.

Процесс направления  бюджетных капитальных вложений в объекты федеральной инфраструктуры должен стать транспарентным и ориентированным  на достижение целей и решение  задач по развитию как отдельных  отраслей, так и регионов. Поэтому в процессе стратегического планирования при разработке долгосрочных программных документов развития отраслей экономики и социальной сферы, схем территориального планирования Российской Федерации, долгосрочных (федеральных) целевых программ необходима их координация с учетом определенных Концепцией перспективных направлений развития регионов.

Долгосрочные (федеральные) целевые программы должны определять цели для региональных и муниципальных  целевых программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а в совокупности такие программы призваны сформировать благоприятную среду для реализации инвестиционных проектов и программ бизнеса.

В отношении регионов (в частности, Республика Тыва, Камчатский край, Магаданская область) или геополитически приоритетных территорий, в частности Калининградской области, требуются комплексные меры, предусматривающие не только предоставление финансовой помощи, направленной на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, но и оказание целевой финансовой поддержки региональных проектов развития, в том числе за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, а также путем создания особых экономических зон.

Развитие межбюджетных отношений федерального центра и субъектов Российской Федерации будет осуществляться на основе следующих принципов:

учет территориальной  дифференциации, предусматривающий  при расчете трансфертов учет региональных особенностей;

учет дифференциации уровня социально-экономического развития, направленный на обеспечение учета уровня социально-экономического развития как при расчете трансфертов, так и при определении уровня софинансирования соответствующих расходных обязательств региональных бюджетов;

программное финансирование, предусматривающее предоставление в рамках долгосрочных (федеральных) целевых программ субсидий на реализацию соответствующих региональных программ, что позволит оценить перспективы развития соответствующей отрасли в конкретном субъекте Российской Федерации и эффективность деятельности региональных органов исполнительной власти по реализации программы, а также определить эффективность федеральных трансфертов (направления реформирования отраслей и целевые ориентиры для регионов на федеральном уровне будут определяться в рамках соответствующих долгосрочных (федеральных) целевых программ и отраслевых стратегий и иных аналогичных документов);

ответственность регионов за целевое и эффективное использование  межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предусматривающая координацию предоставления указанных трансфертов с эффективностью реализации региональных программ развития отраслей, на которые предоставляются федеральные субсидии, а также с осуществлением органами власти субъектов Российской Федерации иных мероприятий, связанных с проведением реформ в тех или иных сферах, цели и методология которых задаются на федеральном уровне (невыполнение регионом соответствующих обязательств и программных целевых индикаторов будет автоматически вести к сокращению предоставления федеральной финансовой помощи по определенному направлению).

Рост территориальной  мобильности населения и преодоление  депопуляции требует в первую очередь содействия добровольному  переселению соотечественников  и иностранной рабочей силы в регионы с прогнозируемой потребностью в трудовых ресурсах, а также создания экономических условий для миграции трудовых ресурсов из перенаселенных регионов страны в регионы с дефицитом рабочей силы.

 

3. Виды стратегий регионального развития

Наиболее действенными на данном этапе инструментами управления экономическим развитием региона являются стратегическое планирование и региональный маркетинг.

3.1. Стратегическое планирование

Стратегическое планирование и стратегическое управление — испытанные методы современного менеджмента. Практика доказала высокую эффективность, а в ряде случаев настоятельную необходимость применения стратегического планирования не только в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, транспорте, но и в других видах человеческой деятельности. Стратегическое планирование с успехом используется в коммерческой деятельности, в работе высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов, здравоохранительных учреждений и других некоммерческих организаций. Особенно плодотворным становится применение стратегического планирования в управлении развитием региона.

Все процедуры стратегического планирования или соответствующей адаптации применимы к планированию регионов Российской Федерации (рис. 1). Стратегическое планирование может успешно использоваться не только при разработке комплексных программ социально-экономического развития регионов, но и при осуществлении антикризисных мер в регионах и городах, в управлении масштабными инфраструктурными проектами и других направлениях развития в регионах.

 

Рис. 1. Цикл стратегического планирования развития региона

Информация о работе Стратегия регионального развития