Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2013 в 15:25, реферат
Цель реферата – исследовать этапы реализации и виды стратегий регионального развития.
Достижение этой цели будет обеспечено в ходе реализации государственной региональной политики, направленной на реализацию потенциала развития каждого региона, преодоление инфраструктурных и институциональных ограничений, создание равных возможностей граждан и содействие развитию человеческого потенциала, проведение целенаправленной работы по развитию федеративных отношений, а также реформирование систем государственного управления и местного самоуправления.
Введение 3
1. Основные положения стратегии экономического развития регионов 4
2. Этапы реализации стратегии регионального развития 8
2.1. Основные принципы государственной политики регионального развития 8
2.2. Инновационная и социальная ориентация регионального развития 9
2.3. Центры регионального развития 13
2.4. Совершенствование системы государственного регионального управления 22
3. Виды стратегий регионального развития 25
3.1. Стратегическое планирование 25
3.1.1.Определение целей развития региона 27
3.1.2. Анализ внешней среды развития региона 27
3.1.3. Определение сильных и слабых сторон региона 28
3.1.4. Использование имеющихся и создание новых местных преимуществ 29
3.1.5. Разработка концепции развития 30
3.1.6. Разработка плана конкретных действий и осуществление стратегии 30
3.1.7. Анализ эффективности и результативности, корректировка целей и методов их достижения 31
3.2. Региональный маркетинг 31
Заключение 34
Список литературы 35
Некоторые приемы стратегического планирования, формализованные в бизнес-планировании, уже достаточно широко применяются в практике работы региональных органов управления. Однако в полной мере все конструктивные элементы стратегического планирования и стратегического управления еще предстоит внедрить в практику работы администраций городов и регионов.
Главный вопрос, на который отвечает стратегический план регионального развития сегодня, — это как выйти из кризиса, повысить уровень благосостояния жителей и заложить прочные основы для его дальнейшего повышения. Приоритет отдается цели всех преобразований — созданию условий, обеспечивающих достойные уровень и качество жизни человека. Исходным пунктом любого стратегического плана должна быть оценка реального положения человека во всех аспектах его деятельности, степень его соответствия современным тенденциям развития в мире и соотнесение с поставленными целями. Уровень социального развития региона в конечном счете определяется его экономическим развитием: качество жизни населения определяется уровнем и эффективностью производства в регионе. Поэтому в первую очередь планируется именно экономическое развитие. Ключевыми вопросами экономического развития региона являются:
• привлечение в регион новых производств;
• обновление структуры производства;
• развитие имеющихся производств, и прежде всего развитие инфраструктуры жизнеобеспечения и жизнедеятельности населения;
• создание новых высокооплачиваемых рабочих мест.
Наиболее характерные проблемы экономического развития российских регионов — это не только привлечение в регион экономических агентов, но и развитие инженерной инфраструктуры, строительство и обновление жилья, упорядочение землепользования, поддержание занятости на высоком уровне, решение насущных экологических проблем.
Цикл стратегического планирования экономического развития региона можно представить в следующем виде:
1. Определение целей развития.
2. Анализ внешней среды развития региона.
3. Определение сильных и слабых сторон региона.
4. Использование имеющихся
и создание новых местных
5. Разработка концепции развития.
6. Разработка плана
конкретных действий и осуществ
7. Анализ эффективности и результативности, корректировка целей и методов их достижения.
3.1.1.Определение целей развития региона
Четко сформированная система целей развития, которые удовлетворяют стандартным требованиям измеримости, достижимости, ориентированности во времени и непротиворечивости, может принести региону намного больше пользы, чем, скажем, финансовые средства, полученные от федерального центра, которые можно просто потратить на погашение той или иной задолженности.
3.1.2. Анализ внешней среды развития региона
На данной стадии
анализируется внешняя
С помощью количественного
и качественного анализа
3.1.3. Определение сильных и слабых сторон региона
Оцениваются результаты
осуществления предшествующих
Проводится анализ внутренних
преимуществ и слабых сторон региона.
Для этого анализируются
• человеческие ресурсы (половозрастная структура населения, национальный состав, миграция, факторы роста населения, образование, профессиональный состав занятых в сфере той или иной деятельности, уровень и динамика безработицы, доходы, уровень заработной платы, ВРП на душу населения, производительность труда, уровень и динамика физического и психического здоровья, продолжительности жизни);
• природные ресурсы (использование земли, наличие природных ископаемых, рекреационные ресурсы, исторические и природные достопримечательности);
• экономические ресурсы (структура местной экономики: превалирующие отрасли производства, которые развиваются быстрее; приватизация; собственность на землю; общественные и частные инвестиции; состав и объем муниципальных услуг; инфраструктура; транспорт и связь; степень развития малого предпринимательства; «экспортная» деятельность предприятий региона).
В современных условиях,
когда в ряде регионов проявляются
постиндустриальные тенденции социально-
3.1.4. Использование имеющихся и создание новых местных преимуществ
В рамках стратегического планирования предусматривается использование имеющихся преимуществ региона (расположение, близость основных рынков, демографические особенности, развитость инфраструктуры). Выявляются факторы конкурентоспособности, отличающие данный регион от других, а также возможные новые факторы конкурентоспособности, поддающиеся формированию в процессе управления экономическим развитием. Таким образом формируются нереализованные региональные преимущества. Основной упор делается на создание новых местных преимуществ: развитие рыночной инфраструктуры и коммуникационных линий; безопасность (личная и бизнеса); наличие институтов, поддерживающих бизнес, и квалифицированных кадров; создание благоприятных условий для инвестиций.
Усилия, направленные на развитие региональной рыночной инфраструктуры, в современных российских условиях становятся одним из основных факторов развития региона в целом: социально-экономическое развитие зависит от того, насколько широко представлены в регионе банковские, страховые, консультационные, инвестиционные и другие институты. В современном мире именно развитая финансовая среда способствует внедрению инновационных идей, гибкости и адаптивности всего экономического комплекса.
В рамках данной стадии стратегического планирования социально-экономического развития региона рассматриваются возможности максимально использовать сильные стороны региона, а слабые нейтрализовать или превратить в преимущества.
3.1.5. Разработка концепции развития
На данном этапе делаются окончательные выводы о целях социально-экономического развития региона, факторах и механизме этого развития, а также о методах управления этим развитием. Данные выводы делаются с учетом новых тенденций социально-экономического развития регионов, местных особенностей и особенностей современного этапа развития российской экономики. Основу концепции составляют разработка альтернативных стратегий и их оценка, выявление приоритетных направлений развития региона, анализ ресурсов развития, выявление конкурентных преимуществ данного региона.
3.1.6. Разработка плана конкретных действий и осуществление стратегии
На основе концепции социально-экономического развития региона разрабатывается план конкретных действий, включающий в себя задачи и сроки их решения, ответственных лиц, ожидаемый результат, размер и источники финансирования, способы промежуточного контроля и обратной связи, предполагаемые результаты и возможные последствия реализации планов и программ. Весьма важным аспектом составления плана может стать анализ баланса результатов и затрат, связанных с его осуществлением. Относительно самостоятельными разделами стратегического плана развития региона могут стать следующие.
3.1.7. Анализ эффективности и результативности, корректировка целей и методов их достижения
Целевое стратегическое управление развитием региона предполагает наличие не только рабочей программы действий, но и постоянный мониторинг социально-экономического состояния региона, сравнение данных мониторинга с целями и критериями регионального развития, оценку эффективности и результативности предпринятых мер.
Определяется, совместима ли стратегия с ресурсами, с данными об окружающей среде, помогает ли стратегия решить критические проблемы региона, получает ли стратегия поддержку жителей.
Планы стратегического развития региона служат основой для разработки программ социально-экономического развития. Такие программы составляются по основным сферам деятельности человека с учетом разумных соотношений государственного регулирования и рыночных отношений. Программы обычно содержат целевые проекты и поэтапные планы их реализации.
Таким образом, планирование экономического развития региона — это непрерывный процесс, задающий ориентиры для принятия любых, в том числе тактических, текущих решений. Наличие долгосрочного плана экономического развития позволяет осуществлять текущие решения на обоснованной и проработанной базе. Сам процесс планирования в качестве результата имеет отнюдь не план, а само экономическое развитие региона, которое, в свою очередь, является результатом конкретных управленческих действий, предпринятых в определенных рамках, определяемых стратегическим планом.
3.2. Региональный маркетинг
Региональный маркетинг — одна из наиболее удачных концепций современного менеджмента. Маркетинг позволяет сориентировать всю деятельность коммерческого предприятия на нужды потребителя. Многие приемы маркетинга достаточно успешно развиваются и разрабатываются в рамках регионального маркетинга, осуществляемого государственными органами регионального управления.
Региональный маркетинг — это система привлечения в регион новых экономических агентов, способствующих процветанию региона в целом. Региональный маркетинг может осуществляться в виде маркетинга земли, жилья, зон хозяйственной застройки, инвестиций, туристического маркетинга и пр. Конкретные меры регионального маркетинга включают в себя публикацию и распространение печатных материалов о регионе, целенаправленные визиты региональных руководителей, встречи с руководителями организаций, готовых открыть в регионе новый вид бизнеса, кампании, проводимые совместно с торговой палатой, и пр. Региональный маркетинг представляет собой действенный инструмент социально-экономического развития.
Одна из целей регионального маркетинга — донести информацию о регионе как месте для бизнеса. Для этой цели используются реклама, распространение печатных материалов, деловые визиты и пр. В развитых странах публичные кампании проводятся, как правило, региональными торговыми палатами, местными бюро по туризму и другими частными организациями, городская администрация принимает активное участие в их деятельности.
Своеобразной сверхзадачей регионального маркетинга является создание новых и усиление имеющихся преимуществ для привлечения в регион экономических агентов, способных повысить благосостояние жителей региона. Точно так же, как маркетинг продукта выявляет и доводит до потребителя уникальные свойства продукта, региональный маркетинг выявляет и частично создает уникальные свойства региона, которые могут быть полезны для потребителей: для предпринимателей — близость рынков сбыта, квалификация рабочей силы; для туристов — климатические условия, достопримечательности; для инвесторов — цены на недвижимость, отработанность процедур купли-продажи титулов собственности.
Конкретным инструментом регионального маркетинга может стать план продвижения региона, состоящий из следующих разделов:
• исследования, экономический анализ деловой среды и коммерческой деятельности;
• образование;
• связи с общественностью и реклама.
Дополняется план разделами о его финансировании и процедурах контроля.
План продвижения региона полностью аналогичен плану продвижения продукции коммерческой фирмы, с той лишь разницей, что «товаром» является сам регион вместе со сложным комплексов услуг, а потребителем — весьма разнородные группы (население региона, туристы, инвесторы, предприниматели, государственные органы власти, некоммерческие организации). Данный план представляет собой систему действий, которые создают и поддерживают конкурентные преимущества региона, способные сохраняться в течение длительного времени. План продвижения региона — один из действенных методов управления развитием региона.