Структура отраслевого рынка и рыночная власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2015 в 19:47, реферат

Описание работы

Рынок — базовое понятие экономики отрасли. Именно на рынке взаимодействуют фирмы, и параметры их рыночного равновесия и возможности его изменения представляют основной интерес для собственников и инвесторов.
Существует множество определений и критериев оценки рынка. Наиболее общее понятие дал Ж. Тироль, предложивший считать рынком «…однородный товар, либо группу дифференцированных продуктов, представляющих собой хорошие заменители (или дополнители) по крайней мере, для одного из товаров данной группы и ограниченно взаимодействующие с другой экономикой».

Файлы: 1 файл

лекции Теория Отраслевых рынков.doc

— 2.65 Мб (Скачать файл)

Вертикальный контроль со стороны франчайзера может быть различным в зависимости от типа заключенного соглашения. Обязанности, которые принимает на себя фирма-франчайзи, могут сводиться к реализации продукции франчайзера и поддержании его торговой марки. Именно такой тип контрактов характерен для дилеров автомобильных компаний. Франчайзер может устанавливать план продаж, стандарты производства и качества, форму оперативной отчетности. Такими контрактами пользуется фирма МакДональд, на их основе действуют компании по прокату автомобилей. Наконец, контракт франчайзинга может предусматривать полную регламентацию деятельности. На основе таких контрактов работают бензоколонки, мастерские по ремонту автомобилей.

Плата за пользование франчайзингом складывается из двух частей -фиксированной суммы (франшизы) и отчислений от выручки франчайзи, называемой роялти. Для разных компаний соотношение франшизы и роялти различно. Манипулируя величиной этих сумм, франчайзер может существенно влиять на конкуренцию между франчайзи и их ценовую политику. Чем ниже роялти и выше франшиза, тем в большей степени заинтересованы франчайзи в увеличении объема продаж. Если рассматривать контракт между производителем и дистрибьютором, величина франшизы ограничивает возможности дистрибьютора повышать цену - так как он должен продать достаточное количество товара для того, чтобы покрыть расходы не только на товар, но и на право продажи товара. В то же время высокий процент роялти приведет к снижению объема продаж дистрибьютора и повышению цены.

4.3 Формы вертикального контроля

Вертикально интегрированные фирмы, подразумевают комбинацию контроля над собственностью предприятий, принадлежащих к разным стадиям технологической цепочки, с контролем над их поведением. Вертикально интегрированная единица в полном смысле слова предусматривает сочетание этих двух типов контроля. Однако в действительности они могут существовать относительно независимо друг от друга: в системе холдинга возможен вертикальный контроль над собственностью фактически без контроля над поведением. Рыночное поведение формально самостоятельных предприятий, в свою очередь, может контролироваться в отсутствие контроля над собственностью. В последнем случае можно говорить о вертикальной квазиинтеграции или вертикальном контроле, не закрепленном отношениями собственности.

Основным способом создания вертикально интегрированных фирм в полном смысле слова, сочетающих контроль над собственностью и контроль над поведением, служат слияния и поглощения. Слияния и поглощения (M&A) - это общее имя для всех сделок, которые объединяет передача корпоративного контроля во всех формах, включая покупку и обмен активами. Сюда входят сами слияния (соединение компаний в одну), поглощения, приобретение компаний, LBO, MBO (выкуп акций заемными средствами), "takeover" (враждебное поглощение), рекапитализация, изменение структуры собственности, "обратное слияние" (создание публичной компании без IPO), "spin-off" (выделение и продажа бизнес-единицы) и все другие сделки, которые подразумевают передачу корпоративного контроля из рук одних акционеров другим.

Эти сделки могут быть использованы в различных целях, как в интересах компаний в целом, так и в интересах их совладельцев. Слияния и поглощения могут улучшить положение компании и повысить прибыльность и устойчивость, сделать ваш бизнес более конкурентоспособным и прибыльным.

Основная причина сделок, где компании используют механизмы слияния и поглощения - это конкуренция, которая вынуждает активно искать инвестиционные возможности, эффективно использовать все ресурсы, снижать издержки и искать стратегии противодействия конкурентам. Расширяя свои возможности, компании создают стратегии диверсификации и реструктуризации. С данной точки зрения, сделки относительно корпоративного контроля:

  • являются естественной реакцией на изменяющиеся рынки;
  • нужны всем компаниям для постоянного приспособления к изменяющейся экономике.

Слияния и поглощения расширяют возможности компаний. Менеджеры компаний обычно рассматривают внутренние и внешние инвестиционные возможности. Внутренние инвестиции касаются реорганизаций и инвестиций в саму компанию, внешние проекты связаны с приобретением новых активов и проектов. Компаниям следует рассматривать еще один круг возможностей, предполагающий взаимодействие с другими игроками рынка, и самим постоянно искать такие возможности, сопоставляя потенциал внутреннего роста и слияний.

Необходимо, чтобы варианты реструктуризации постоянно рассматривались и были в арсенале каждого корпоративного менеджера, так как Россия переживает уже вторую волну слияний и поглощений в последние годы. Первая волна была создана долговым кризисом 1998 г., девальвацией, удешевлением активов и переключением спроса на внутреннее потребление. Вторая волна вызвана высокими ценами на нефть, большими доходами от экспорта. Компании, особенно экспортного сектора, создали значительные наличные резервы и стремятся вложить их в другие отрасли. Очевидно, что российским компаниям не удастся избежать тенденции к укрупнению капитала, если они хотят быть конкурентоспособными как на локальном, так и на международном уровне. Именно поэтому сейчас небезынтересно обратиться к уже имеющемуся опыту как ошибок, так и успехов.

Что является причиной слияний и поглощений? Основной причиной слияний и поглощений всегда выступает конкурентная среда, а точнее - изменения, которые она вносит в технологии, организацию отраслей. Развитие экономики выражается в ее глобализации, диверсификации, технологическом прогрессе, либерализации рынков. Каждый этот фактор отдельно и в сочетании с другими вызывает необходимость пересмотра прогнозов и переоценки активов всеми компаниями.

Почему сделки слияния и поглощения популярны? Количество слияний и поглощений во всем мире растет. Последствия глобализации вынуждают компании укрупнять капитал ради более эффективного его использования. Но несмотря на то, что слияния и поглощения являются распространенными сделками, проблема их эффективности стоит достаточно остро. Вот что показывают часто цитируемые результаты исследований:

  • 61% слияний не окупает вложенных в них средств (Mergers & Acquisitions Journal, 1998);
  • 57% объединившихся компаний отстают в своем развитии от других субъектов рынка (PriceWaterhouse, исследование 300 слияний за 1987-1997).

Тем не менее, объемы сделок и их число в мире растет. Рекорд был зафиксирован в 1998 году и составил 798 млрд. долл до при 4000 сделок среди крупных и средних компаний (исследование KPMG). Мировой опыт показывает, что число сделок растет, но они зачастую не дают желаемого эффекта, не создают добавочную стоимость для собственников поглощающей фирмы, хотя требуют длительного и недешевого процесса юридических и финансовых переговоров.

Возникает вопрос, почему огромная доля таких альянсов заканчивается неудачей, а сделки слияния и поглощения остаются популярны? Факты показывают, что отсутствие гарантированной выгоды и низкая вероятность успеха не служат препятствием для слияний и поглощений. Обычно отсутствие успехов относят к плохому финансовому и организационному планированию сделок (и, видимо, большая доля правды в этом есть). Но слияния и поглощения - это еще и один из инструментов конкурентной стратегии. Поэтому, могут существовать мотивы сделок, не связанные с прямой выгодой.

Цели участников слияний и поглощений

Можно назвать несколько различных групп целей, которые могут ставить и достигать компании, используя сделки слияний и поглощений, которые отвечают приведенным выше гипотезам:

"Защитные" цели, в которых  компании ищут возможности своего  роста за счет:

  • приобретений в своем секторе или в другом, приобретения дополняющих активов;
  • усиления позиции на рынке через слияния;
  • избавления от конкурентов - путем их покупки и захвата их доли рынка.

"Инвестиционные" цели, где компании, их менеджеры и инвесторы могут  преследовать следующие инвестиционные  цели:

  • размещать свободные средства;
  • участвовать в прибыльном бизнесе;
  • скупать недооцененные активы;
  • использовать управленческие навыки;
  • инвестировать излишки наличности;
  • приобрести антициклические или балансирующие активы для портфеля.

"Информационные": слияния и  поглощения могут улучшить информированность  компании:

  • о технологиях и затратах поставщиков (Пример: покупка IBM нескольких производителей микропроцессоров);
  • о предпочтениях потребителей их продукции. При этом не обязательно покупать поставщика или дилера, обеспечивающего 100% потребности в данных услугах для компании. Например, многие оптовые компании на фармацевтическом рынке имеют несколько аптек, для изучения потребительского спроса и его динамики.

Сделки слияния и поглощения могут быть использованы как инструмент конкурентной стратегии для создания устойчивого преимущества, чтобы повысить барьеры для входа на рынок для потенциальных конкурентов, с помощью:

  • диверсификации, которая дает больший контроль рисков (ценовых, валютных и др.), стабильность и опыт из других производственных сфер, недоступный другим компаниям;
  • сокращения времени выхода на данный рынок и получения преимущества первого хода;
  • сохранения стабильности и емкости рынка. Приобретение существующей компании дает и нужные производственные мощности, и долю на рынке. Создание же дополнительных мощностей может создать их избыток и снизить уровень цен, что может обесценить инвестиции.
  • выхода на рынки других стран (Примеры: "Лукойл", "Газпром", "Юкос")

"Цели акционеров": отдельные  акционеры могут иметь свои  интересы и также использовать  сделки слияния и поглощения  для:

  • создания партнерства или привлечения стратегического инвестора в свою компанию;
  • выделения части бизнеса в отдельную бизнес-единицу или компанию;
  • продажи части акций.

Механизм слияний и поглощений

Самый этически безупречный способ поглощения - это открытая покупка акций по договоренности со всеми заинтересованными сторонами: рабочими, менеджментом, акционерами. Однако этот метод часто применять невозможно, если акционеры-менеджеры не хотят продавать свое предприятие. Тогда используется так называемое враждебное поглощение. Директор отдела инвестиционных проектов консультационной компании Abercade Владимир Авдеенко определил враждебное поглощение как "попытку купить акции у акционеров, минуя менеджеров компании".

Специалисты выделяют несколько самых распространенных в России методов враждебного поглощения предприятий. Можно собрать блокирующий пакет, выкупив акции у сотрудников. Этот метод особенно эффективен там, где рабочие получают низкую зарплату. Иногда, чтобы запустить процесс скупки, агрессор устраивает показательные покупки. Нескольким мелким акционерам предлагают крупные суммы, значительно превышающие реальную стоимость акций. Информация об этом быстро распространяется, и остальные рабочие тоже начинают продавать акции. Когда процесс запущен, цены на бумаги можно снизить.

Иногда на определенном этапе поглощения менеджмент все же соглашается на сделку. И враждебное поглощение перетекает в дружественное слияние. Именно так "Северсталью" были поглощены УАЗ и Заволжский моторный завод. Сперва менеджмент не знал о скупке акций, а потом, по словам начальника управления информации и общественных связей "Северстали" Дмитрия Афанасьева, поглотители "нашли встречное движение", "был установлен баланс".

Скупкой акций у трудового коллектива этичные методы недружественного поглощения ограничиваются. Далее идут не совсем честные приемы. Широкое распространение получило оспаривание прав собственности на акции или оспаривание решений акционеров с целью поглощения предприятий.

По мнению юридической фирмы I.S.T.Legal правовая неразбериха начала и середины 90-х гг., юридическая неискушенность собственников привели к тому, что многие операции с акциями компаний проводились или проводятся с нарушениями закона и этим может воспользоваться компания-агрессор.

Допустим, что для защиты от поглощения компания провела дополнительную эмиссию. Но регистрация итогов выпуска по невниманию или невежеству не была проведена. Агрессор добивается признания эмиссии недействительной, таким образом обезоруживает соперников-акционеров и продолжает скупку акций.

Другой типичный случай. На ежегодное собрание акционеров предприятия уже давно не приглашались все акционеры. Агрессор-акционер подал в суд, предъявив претензию в том, что были нарушены права акционеров. Решения последнего собрания акционеров были признаны недействительными. В результате все действия управляющего органа компании за последний год также были признаны недействительными, расторгнуты крупные договоры и сделки. Компания обанкротилась, и была поглощена агрессором.

Другой очень популярный метод - размывание акций. Он весьма эффективен в случае, если агрессор - один из крупных акционеров предприятия. Цель - вытеснение других (порой не менее крупных) акционеров. Для этого общим собранием акционеров должно быть принято решение о размещении дополнительных акций по закрытой подписке. Чтобы нейтрализовать противника, агрессор подает на него в дружественный по отношению к агрессору суд из-за неких необоснованных претензий. Акции ответчика временно арестовываются. Агрессор проводит собрание и размывает акции. Потом суд снимает обвинения - однако результат достигнут.

Антифакторинг. Скупка долгов - также очень распространенный в России метод. Небольшой отраслевой банк кредитовал оборонное предприятие, выполнявшее госзаказы. Однако через некоторое время выяснилось, что завод кредиты не возвращает. Банк выкупил 80% долгов предприятия и инициировал процесс банкротства. Как основной кредитор, он поставил на завод своего внешнего управляющего, а потом окончательно захватил завод.

Информация о работе Структура отраслевого рынка и рыночная власть