Украина
Структура рынка ценных бумаг Украины
включает:
- внебиржевой оборот, представленный Первой фондовой торговой системой и Южно-Украинской торгово-информационной системой, которые созданы как саморегулируемые организации в целях повышения эффективности управления портфелями ценных бумаг, обеспечения прозрачности и упорядочения фондового рынка;
- биржевую систему, состоящую из шести бирж -- Украинской фондовой биржи (УФБ), Украинской межбанковской валютной биржи (УМВБ), Киевской международной фондовой биржи и др.
Во внебиржевом секторе превалирует
ПФТС, занимая ведущее место по
объемам заключенных сделок на рынке
ценных бумаг, доля которых превышает
50%. Действует электронная система
ведения торгов в режиме реального
времени; участники торгов несут
ответственность за свои выставленные
котировки. Внебиржевой оборот способствует
развитию рынка ценных бумаг в
интересах инвесторов и эмитентов,
содействует привлечению финансовых
ресурсов для предприятий и организаций,
создает необходимые условия
для версификации направлений предпринимательской
деятельности, формирует инфраструктуру
услуг инвестиционного консультирования
и управления портфелями ценных бумаг.
К условиям приостановки членства в
ПФТС как саморегулируемой организации
относятся: невыполнение решений ее руководства
и третейского суда, несоблюдение профессиональных
и этических норм поведения и правил торговли,
невыполнение внутренних положений и
требований данной торговой системы.
УФБ, как крупнейший профессиональный
участник фондового рынка, также
является саморегулируемой организацией,
объединяющей около 30 филиалов. На УФБ
реализуют деятельность свыше 200 брокерских
фирм, объем сделок, в том числе по продаже
акций крупнейших приватизируемых предприятий,
составляет более 16% всего украинского
рынка ценных бумаг. В биржевой системе
через процедуры листинга и механизм биржевых
торгов формируются максимально реальные
цены на фондовые ценности, что усиливает
доверие инвесторов, содействует развитию
рынка ценных бумаг. УФБ -- специализированное
учреждение, в котором путем предоставления
определенного места и способов оборота
ценных бумаг, объединения спроса и предложения
создаются условия для постоянно действующей
централизованной торговли по единым
правилам и технологии электронного оборота
ценных бумаг. Члены фондовой биржи обязаны
выполнять требования, установленные
уставом и правилами УФБ. В частности,
для обеспечения выполнения обязательств
по операциям с ценными бумагами все участники
торгов обязаны вносить залог в размере
10% стартовой цены данной позиции. В случае
нарушения биржевых контрактов по купле-продаже
ценных бумаг эти участники торгов уплачивают
неустойку в размере 20% суммы сделки; брокерские
фирмы отвечают своим местом на бирже.
В июне 1995 г. был создан центральный
орган по формированию и обеспечению
государственной политики в сфере
регулирования и координации
развития рынка ценных бумаг -- Государственная
комиссия по ценным бумагам и фондовому
рынку Украины (ГКЦБФР). Особая роль Комиссии
проявляется в разработке и принятии законодательных
основ развития финансовой системы страны,
в том числе: в законах «О государственном
регулировании рынка ценных бумаг» (октябрь
1996
«О национальной депозитарной системе
и особенностях электронного обращения
ценных бумаг» (декабрь 1997 г.); в «Положении
о лицензировании профессиональной
деятельности на рынке ценных бумаг»
(октябрь 2000 г.) и др. В настоящее
время ГКЦБФР реализует приоритетные
направления
Комплексной программы развития фондового
рынка Украины до 2010 г., нацеленной
на решение проблем приватизации,
совершенствование системы привлечения
инвесторов, защиты их прав и экономических
интересов, формирование прозрачного,
и фондового рынка страны. В
частности, принцип прозрачности рынка
выражается в обеспечении требований
инвесторов по предоставлению необходимой
и достаточной информации, отражающей
условия гласности и открытости
финансовой деятельности эмитентов, устраняющей
в сфере выпуска и оборота
ценных бумаг. Принцип конкурентности
фондового рынка связан с достижением
беспрепятственной и добросовестной предпринимательской
деятельности эмитентов, инвесторов и
рыночных посредников, формированием
реальных условий для наиболее выгодного
привлечения и использования ресурсов,
применением обоснованных цен. Принцип
эффективности проявляется в оценке реализации
потенциальных возможностей и достижении
реальных результатов фондового рынка,
соотнесенных с затратами на мобилизацию
и размещение финансовых ресурсов в приоритетных
сферах хозяйствования. Выполняя функции
регулирования рынка ценных бумаг, ГКЦБФР
разрабатывает нормативные акты, регулирующие
координацию деятельности участников
фондового рынка, в том числе банковских
учреждений, осуществляет деятельность
по надзору и контролю за соблюдением
действующего законодательства и применению
санкций за его нарушение. В частности,
осуществляет надзор за размещением ценных
бумаг как украинских эмитентов на международных
фондовых рынках, так и эмитентов иностранных
государств на фондовом рынке страны,
при этом обладает правом делегирования
определенных функций регулирования деятельности
участников фондового рынка саморегулируемым
организациям.
Профессиональные участники рынка
ценных бумаг на Украине, общая численность
которых приближается к 2,0 тыс., классифицируются
следующим образом:
- лицензированные учреждения -- торговцы ценных бумаг -- 48%;
- институты-регистраторы как специализированные депозитарные учреждения -- 23%;
- инвестиционные фонды и компании
- банковские структуры
- институты-хранители, в том числе локальные трасты ков, -- 4%.
Единая депозитарная система Украины
включает Национальный
Депозитарий специализированные депозитарные
учреждения,
региональные центры обслуживания,
банки как депозитарные посредники.
НДУ функционирует в форме открытого
акционерного общества.
К основным видам его деятельности
относятся:
- стандартизация депозитарного учета ценных бумаг с учетом международных требований;
- унификация документооборота по операциям с ценными бумагами и их кодификация согласно международным стандартам;
- ведение реестров владельцев ценных бумаг;
- клиринг и обеспечение компьютеризированных систем безналичных
- расчетов по обслуживанию обращения ценных бумаг;
- развитие отношений с депозитарными учреждениями зарубежных стран для совершенствования выполнения международных операций с ценными бумагами и др.
В настоящее время разрабатывается
законодательная база, необходимая
для создания условий функционирования
инвестиционных фондов и компаний,
в том числе для привлечения
иностранных инвесторов.
Для этого устанавливаются льготные
режимы инвестиционной деятельности,
при которых государственные
органы Украины не имеют права
национализировать и реквизировать
иностранные инвестиции, за исключением
форс-мажорных обстоятельств -- стихийных
бедствий, аварий, эпидемий и т.д. Наряду
с этим ные инвесторы получают право на
возмещение убытков, включая упущенную
выгоду и моральный ущерб, причиненный
им вследствие ненадлежащих действий
со стороны госорганов. Компенсации за
понесенные расходы и убытки иностранных
инвесторов возмещаются в быстрой и адекватной
форме в текущих рыночных ценах при наличии
аудиторских подтверждений. Сумма возмещения
выплачивается в приемлемой для иностранного
инвестора валюте, при этом с момента возникновения
этого права и до момента его выполнения
на сумму компенсации начисляются проценты
согласно средней ставке процента на рынке
евровалют, в частности по ставке ЛИБОР.
Иностранным инвесторам также гарантируется
беспрепятственный и безотлагательный
перевод за границу прибыли, дохода и других
средств в иностранной валюте, полученных
на законных основаниях, и при уплате налогов,
сборов и обязательных платежей. Иностранные
инвесторы приобретают право на возврат
своих инвестиций не позднее шести месяцев
со дня прекращения инвестиционной деятельности
в натуральной форме или в валюте инвестирования
в сумме фактического взноса (с учетом
возможного уменьшения уставного фонда)
без уплаты таможенной пошлины, а также
доходов с этих инвестиций в денежной
либо товарной форме по реальной рыночной
Важную роль и значение в развитии
системы регулирования и контроля
на рынке ценных бумаг играют саморегулируемые
организации. К ним относятся: Украинская
ассоциация инвестиционного бизнеса (УАИБ),
Ассоциация участников фондового рынка
(АУФР), Профессиональная ассоциация регистраторов
и депозитариев фондовые биржи и две внебиржевые
торговые системы. Для профессиональных
участников фондового рынка быть саморегулируемой
организацией обязательно.
В УАИБ входят: банки, инвестиционные
фонды и компании, доверительные
общества и торговцы ценных бумаг
в статусе лиц. Сфера деятельностиохватывает
всю территорию страны, ее представительства
действуют в основных экономических регионах.
Члены УАИБ в своей деятельности руководствуются
Кодексом способов дисциплинарного влияния
и этическим кодексом, в которых отражены
основные условия реализации принципов
саморегулирования на рынке ценных бумаг,
в том числе самостоятельный выбор участниками
приоритетных функциональных аспектов
в соответствии с установленными стандартами
проведения операций, соблюдения норм
поведения и правил честной, справедливой
деятельности на фондовом рынке. К органам
управления УАИБ относятся совет ассоциации,
исполнительная дирекция, дисциплинарный
комитет и третейский суд. оборота финансовых
ресурсов на рынке ценных бумаг осуществляется
посредством купли-продажи ценных бумаг,
которые классифицируются на следующие
основные виды: государственные ценные
бумаги -- облигации внутреннего государственного
займа и облигации местных займов; корпоративные
ценные бумаги -- акции и облигации предприятий
и организаций, инвестиционные сертификаты
инвестиционных фондов и компаний. Украинский
рынок облигаций местных займов и корпоративных
облигаций представлен весьма незначительным
объемом.
Развитие рынка ценных бумаг
Украины имеет ряд проблем:
- инвестиционная активность населения страны крайне ограничена и сводится главным образом к использованию приватизационных имущественных сертификатов;
- финансовый капитал не участвует в развитии наиболее приоритетных отраслей хозяйствования и экономики страны в целом;
- фондовый рынок в основном функционирует как малоликвидный и непрозрачный для инвесторов;
- разработана система защиты прав и экономических интересов инвесторов недостаточно, в должной мере не отработан механизм для осуществления иностранными инвесторами и портфельных инвестиций.
Одно из важнейших направлений
развития фондового рынка Украины
-- создание реальной основы для его перспективного
использования как системы привлечения,
распределения и управления инвестиционными
ресурсами на мировом рынке капиталов.
Усиливается тенденция роста объемов
новых выпусков облигаций акционерными
обществами, которая основывается на
следующих позициях рынка ценных
бумаг:
- на увеличении спроса на финансовые инвестиции, которые реально соотносились бы с возможностью привлечения заемных средств и формированием публичной кредитной линии;
- использовании ценных бумаг в качестве важного инструментария в процессе движения денежных потоков хозяйствующих субъектов и обеспечения требований налоговой системы.
Структурный состав эмитентов ценных
бумаг в региональном представлен
следующим образом:
Региональный рынок %
- Киевский 66,2
- Харьковский 8,0
- Запорожский 4,2
- Днепропетровский 4,0
- Львовский 3,9
- Донецкий 3,7
- Другие 10,0
Структурное распределение эмитентов
ценных бумаг по ным отраслям экономики
Украины в 2003 г. составляет:
- Отрасль
- Связь 18,2
- Транспорт 13,2
- Финансы 12,4
- Электроэнергетика
- Машиностроение 10,3
- Топливная промышленность 8,3
- Пищевая промышленность 4,7
- Другие
Ряд фондовых площадок Украины, в том
числе начиная с 2008 г. нацелены на
внедрение приоритетной прогрессивной
технологии торгов на рынке ценных
бумаг -- развитие рынка заявок.
Эта технология является важнейшей
составной частью зарубежных фондовых
рынков, на ее основе формируется интернет-трейдинг.
Пик выхода украинских ценных бумаг
на международные фондовые биржи
ожидается в 2009 г.
Фондовый рынок Украины находится
под влиянием следующих факторов:
- нестабильности политической и социально-экономической обстановки в стране;
- снижения выпуска облигаций субъектами хозяйствования;
- уменьшения влияния финансовых посредников по выпуску публичных эмиссий ценных бумаг;
- отсутствия перспективных программ выпуска облигаций местных займов.