Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 08:40, контрольная работа
Фактически уже к 20-м годам XX в. психология разделилась на отдельные школы, которые по-разному выстраивали свои концепции о содержании и структуре психики, рассматривая в качестве ведущей познавательную, мотивационную или поведенческую сферу психического. В тот момент появились три ведущих направления - бихевиоризм, гештальтпсихология и глубинная психология, каждое из которых имело собственный предмет психологии и свой метод исследования психики.
Фактически уже к 20-м
годам XX в. психология разделилась на отдельные
школы, которые по-разному выстраивали
свои концепции о содержании и структуре
психики, рассматривая в качестве ведущей
познавательную, мотивационную или
поведенческую сферу психического. В тот
момент появились три ведущих направления
- бихевиоризм, гештальтпсихология и глубинная
психология, каждое из которых имело собственный
предмет психологии и свой метод исследования
психики.
Предметом бихевиоризма стало
поведение, которое исследовалось путем
экспериментального изучения факторов,
влияющих на его формирование,
т.е. на образование связей между стимулами
и реакциями.
Гештальтпсихология исследовала
целостные структуры, из которых состоит
психическое поле (прежде всего поле сознания),
причем для изучения этих гештальтов применялись
новые методы, разработанные по аналогии
с методами изучения физического поля. Глубинная
психология сделала своим предметом глубинные,
бессознательные структуры психики, методом
изучения которых стал психоанализ. Позднее,
уже во второй половине XX в., возникли новые
школы - гуманистическая и
1.Сущность бихевиоризма как науки изучающей
поведение объективным путем
Бихевиоральная
наука (англ. behavioral science - поведенческая наука)
- общий термин, обозначающий любую науку,
которая изучает поведение индивидов
и групп; в частности, к бихевиоральной
науке относятся психология, социология,
социальная антропология, этология.
Проводимые в странах Запада исследования
в области психологии и этики делового
общения опираются на те или иные положения
существующих там направлений общей и
социальной психологии при решении, прежде
всего теоретических и методологических
проблем. Для этого используются основополагающие
положения таких направлений, как бихевиоризм,
когнитивная психология, гештальтпсихология
и т.д. Рассмотрим кратко эти направления
с интересующей нас точки зрения.
Бихевиоризм (от англ. behaviour - поведение), или психология поведения, появился в США в начале XX в. Его экспериментальной предпосылкой стали исследования поведения животных, проведенные Эдуардом Торндайком (1874—1949)1. Многие выводы этих исследований были учтены при объяснении поведения людей. В другой своей работе – «Принципы обучения, основанные на психологии», вышедшей в США в 1906г. (русский перевод - 1926 г.), Э. Торндайк последовательно проводит мысль о том, что педагогика должна опираться на психологию, и прежде всего на психологию поведения.
В предисловии
к русскому переводу этой работы Л.С. Выготский
пишет, что Торндайк, по всей вероятности,
является основоположником психологии
поведения и объективной психологии вообще.
Он обосновывает взгляд на человеческую
психику и поведение как на «систему реакций
организма на внешние раздражения, посылаемые
средой, и внутренние раздражители, возникающие
в самом организме». По его мнению, «все
поведение человека слагается из безусловных
реакций, данных в наследственном опыте,
помноженных на те новые условные связи,
которые даны в личном опыте».
В 1913 г. Джон Бродес Уотсон (1878 - 1958) в своей
программной статье «Психология как ее
видит бихевиорист» сформулировал основные
принципы поведенческой психологии, которые
затем получили подробное обоснование
в его книге «Психология как наука о поведении».
В предисловии
к первому изданию этой книги Дж. Уотсон
пишет, что «наиболее плодотворная отправная
точка для психологии - это изучение не
самого себя, а изучение поведения соседа».
Таким путем мы сможем объяснить и наше
собственное поведение2. Он критически
отзывается о структуралистическом методе
В. Вундта и функционалистском методе
У. Джеймса, которые отправной точкой в
психологии считали «изучение своего
собственного ума». По мнению Уотсона,
в таком интроспективном анализе много
субъективизма, идущего от личных ощущений,
представлений, оценок и т.д. Поэтому этот
подход нельзя признать научным.
Бихевиоризм же предлагает
исследовать психологические явления
объективно. Вместо анализа субъективных
ощущений, восприятий, образов и т.д. следует
изучать поведение других людей, т.е. как
человек реагирует на те или иные воздействия
внешней среды, которые Уотсон называет
стимулами. Отсюда схема анализа S—R (стимул
- реакция). Уотсон подчеркивает, что «психология
как наука о поведении занимается предсказанием
и управлением действиями человека, а
не анализом его сознания».
В решении подобных задач - суть и значение бихевиоризма. Многие его положения помогают объяснить влияние тех или иных внешних, в том числе социальных, факторов на поведение людей, их деятельность и межличностное общение. В то же время игнорирование собственно психических процессов не позволило бихевиористам создать целостную науку о социальном поведении.
Все реакции Уотсон делит на наследственные (их небольшое количество: это некоторые рефлексы, физиологические реакции и элементарные «эмоции») и приобретенные (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение и т. п.). Развитие поведения заключается в приобретении новых реакций на основе имеющегося репертуара наследственных реакций на безусловные стимулы, которые в опыте индивида связываются с другими, условными, и впоследствии уже эти условные стимулы вызывают соответствующие реакции. Так, например, эмоцию страха (замирание на мгновение, затем громкий плач), по наблюдениям Уотсона, вызывают у младенца лишь 2 безусловных стимула: резкий звук и потеря опоры. Если сочетать их с другими (например, показом белого пушистого кролика), то вскоре реакцию страха может вызвать только один показ кролика (произошел процесс обусловливания).
Элементарные реакции связываются в опыте друг с другом и образуются сложные системы реакций (привычки, память). Другое основание классификации реакций - степень их «скрытости», т. е. доступности для простого наблюдения - внешние реакции (речь, эмоции, рефлексы) - или же для «опосредствованного» наблюдения с помощью специальных приборов - внутренние реакции (речевое мышление рассматривается как речь при скрытых мускульных движениях; к внутренним реакциям относятся также физиологические и химические изменения в организме в ответ на определенные стимулы).
При этом бихевиоризм не интересуется сутью собственно физиологических процессов (это предмет физиологии, а не психологии), с одной стороны, и переживаниями индивида, которые невозможно, с точки зрения бихевиориста, объективно подтвердить и исследовать, - с другой. Явный механицизм бихевиоризма в понимании поведения и неявное «интроспекционистское» понимание сознания как совокупности сознаваемых нами состояний (бихевиоризм не отрицал наличия понимаемого таким образом сознания - он не считал его предметом научного исследования) вызвал серьезную критику со стороны многочисленных его оппонентов (гештальт-психологов, психоаналитиков и др.), которая повлияла на возникновение необихевиоризма.Представители последнего стали «вставлять» в схему S—R «промежуточные переменные» (образ, цель, потребность и др.), т. е. ревизовать основные положения бихевиоризма. Вместе с тем в концепции оперантного бихевиоризма Б. Скиннера (с 1930-х гг.) возрождаются и даже усиливаются постулаты классического бихевиоризма.
До 1960-х гг.
бихевиоризм и необихевиоризм занимали
господствующее положение среди концепций
американской психологии, оказав значительное
влияние на формы и приемы психотерапии
(бихевиоральная терапия), социально-
Представители так называемого необихевиоризма
Эдуард Чейс Толмен (1886 - 1959) и Кларк Леонард
Холл (1884 - 1952) попытались с позиций методологии
бихевиоризма объяснить психическую деятельность
человека. Они выступили с концепцией
«медиаторов» - внутренних процессов, совершающихся
между стимулом и реакцией. При этом они
исходили из того, что и для «незримых
медиаторов» должны существовать такие
же объективные показатели, какими пользуются
при изучении доступных внешнему наблюдению
стимулов и реакций. Однако, как отмечает
М.Г. Ярошевский, их концепция оказалась
малоубедительной именно в научном отношении
и в значительной степени утратила свое
влияние. Произошел возврат во многом
к классическому бихевиоризму, особенно
выразившемуся в работах Берреса Фредерика
Скиннера (1904 - 1990) и его единомышленников.
Позиции бихевиористов были подвергнуты
критике представителями так называемой
когнитивной психологии. Они исходят из
того, что поведение человека
определяется как воздействием на него
условий внешней среды, что всесторонне
обосновано бихевиористами, так и его
способностями.
2.Основные положения когнитивной психологии
Становление когнитивной психологии как научного направления относят к 50 - 60-м годам XX века. Историки психологии считают его переворотом в науке, связанным с возвратом интереса исследователей к проблемам сознания, познания, психических процессов и т. д.
Современная когнитивная психология заимствует теории и методы из 12 основных областей исследования (рис. 1): когнитивная нейронаука, восприятие, распознавание паттернов, внимание, сознание, память, репрезентация знаний, воображение, язык, психология развития, мышление и формирование понятий, а также человеческий интеллект и искусственный интеллект.
Рис.1. Основные направления исследований
в когнитивной психологии.
Слово «когнитивность»
происходит от латинского cognoscere и означает
познавать, знать. Начало этому направлению
положило исследование У. Нейсера,результаты
которого он изложил в книге «Cognitive Psychology»,
вышедшей в Нью-Йорке в 1967 г. Идеи когнитивной
психологии, раскрывающей роль сознания
людей в их поведении, были обоснованы
также в трудах американских психологов
Дж. Келли, Дж. Роттера, канадского психолога
А. Бандуры и других представителей этого
направления. Основной проблемой для них
является «организация знания в
памяти субъекта». Они считают, что знания
человека организованы в определенные
понятийные схемы, в рамках которых он
мыслит и действует. Утверждается, что
«восприятие, память, мышление и другие
познавательные процессы определяются
схемами так же, как и устройство организма
генотипом.
Когнитивный подход в исследовании сознательного поведения человека заключается в стремлении понять, каким образом мы расшифровываем информацию о реальной действительности и организуем ее с тем, чтобы проводить сравнения, принимать решения или разрешать проблемы, встающие перед нами каждую минуту.
Один из вариантов когнитивного подхода к изучению поведения разработан в теории Джорджа Келли (1905 - 1967), получившей название психологии личностных конструктов. Ее исходная предпосылка заключается в том, что разные люди по-разному осознают и оценивают явления действительности и принимают в связи с этим неодинаковые, как правило, альтернативные решения, позволяющие им выполнять их насущные задачи. Такой подход характеризуется Дж. Келли как конструктивный алътернативизм.
Обосновывается
положение об избирательном характере
поведения человека, который из ряда альтернативных
возможностей выбирает вполне определенные,
с его точки зрения наиболее оптимальные
в той или иной ситуации. В данном случае,
пишет Дж. Келли, человек выступает как
исследователь, выдвигающий разного рода
«рабочие гипотезы» относительно действительности
и выбора возможного варианта своего поведения.
Такой подход помогает не только правильно
вести себя в настоящий момент, но и
предвидеть ход событий, а также контролировать
свое поведение.
При этом он «контролирует
события в зависимости от
Как утверждает Дж. Келли, любой человек осмысливает и оценивает явления внешней среды и определяет варианты своего поведения, исходя из конструируемых им понятийных схем или моделей, которые он называет личностными конструктами. Он пишет: «Личностный конструкт - это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт». Личностный конструкт характеризуется им как «устойчивый способ, которым человек осмысливает какие-то аспекты действительности в терминах схожести и контраста». Например: «мужской – женский», «умный – глупый», «взволнованный – спокойный», «религиозный – нерелигиозный», «хороший – плохой», «дружеский – враждебный» и т.д. и т.п. Дж. Келли пишет, что если тот или иной личностный конструкт или понятийная схема оправдывает себя при оценке реальности и выборе поступка тем или иным человеком, то он исходит из нее и далее. Если же нет, он отвергает ее и конструирует другую. Подчеркивается, что личностные конструкты не хаотично теснятся в сознании человека, а определенным образом организованы и функционируют в той или иной системе. Речь идет об их иерархической, или «пирамидальной», организации, так что одни из них находятся «в подчиняющей», а другие – «в подчиненной» позиции относительно других частей системы.
Всесторонне
обосновывается положение о том, что система
личностных конструктов (понятийных схем),
формирующаяся в процессе сознательного
взаимодействия человека с внешней природной
и социальной средой, определяет его широкие
альтернативные возможности в выборе
своих поступков и тем самым расширяет
диапазон его свободы. В теории личностных
конструктов Дж. Келли «люди представлены
как свободные и зависящие от своего собственного
поведения». Ряд содержательных положений
высказан Альбертом Бандурой и Джулианом
Роттером в рамках их социально-когнитивного
подхода в изучении психики людей и их
поведения. Главная идея теории А. Бандуры
(р. 1925) - научение через наблюдение. Речь
идет о том, что мыслительные способности
человека развиваются в процессе наблюдения
им явлений внешней, прежде всего социальной
среды. И он действует в соответствии со
своими наблюдениями. А. Бандура обосновывает
способность человека к саморегуляции,
в частности, к тому, чтобы, действуя в
соответствии с обстановкой, учитывать
характер влияния своих действий на других
людей и их возможные реагирования на
эти действия. Тем самым появляется возможность
предвидеть последствия собственных действий
и самому регулировать, соответственно
менять свое поведение. Большое значение
в сознательном поведении личности А.
Бандура, кроме наблюдений, отводит таким
проявлениям сознания человека, как внимание
и мотивы, побуждающие его действовать
в том или ином направлении. Речь идет
о побудительной мотивации поведения
людей, вытекающей из их потребностей,
интересов, целей и т.д.
Информация о работе Сущность бихевиоризма как науки изучающей поведение объективным путем