Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 08:40, контрольная работа
Фактически уже к 20-м годам XX в. психология разделилась на отдельные школы, которые по-разному выстраивали свои концепции о содержании и структуре психики, рассматривая в качестве ведущей познавательную, мотивационную или поведенческую сферу психического. В тот момент появились три ведущих направления - бихевиоризм, гештальтпсихология и глубинная психология, каждое из которых имело собственный предмет психологии и свой метод исследования психики.
Оценивая прошлый опыт успехов и неудач в попытке достичь желаемых результатов, человек сам выстраивает свое поведение в соответствии со своими потребностями и интересами. Вполне определенно А. Бандура «отдает приоритет сознательному мышлению над бессознательными детерминантами поведения». Другими словами, он ставит осмысленные цели над инстинктами или интуицией. Тем самым повышается возможность самоконтроля в поведении и деятельности людей, в том числе учет того, насколько поведение того или иного человека отвечает условиям внешней среды и насколько оно может быть эффективным для его социального самоутверждения. Ставится и решается проблема разработки программы самоконтроля и ее выполнения.
Социально-когнитивный подход к изучению психологических факторов поведения человека по-своему представлен в работах Дж. Роттера. В своей теории социального научения он исследует проблему влияния на развитие психики человека социальных факторов, прежде всего его взаимоотношений с другими людьми. Исследуется влияние социальных ситуаций на развитие сознания и самосознания человека, в том числе на формирование сознательных мотивов его поведения.
Дж. Роттер ввел в науку психологии личности понятие потенциал поведения, выражающее вероятность того или иного ее поведения в зависимости от характера воздействия на нее внешних социальных факторов. В этом он солидаризируется с мнением А. Бандуры, утверждающего, что сознание человека, определяющее его поведение, в немалой степени формируется под влиянием внешних обстоятельств, прежде всего социальных. При этом указывается на роль данных обстоятельств в формировании целей деятельности и всей системы внутренней мотивации того или иного человека.
3.Практическое задание
Укажите, какое психологическое
положение из перечисленных следует отнести
к гештальтпсихологии:
а) «восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы определяются схемами так же, как и устройство организма генотипом»;
б) «если приспособления вызваны стимулом внутреннего характера и относятся к телу субъекта, то мы имеем эмоцию, например, покраснение; если стимул приводит к приспособлению организма, то имеем инстинкт – например, хватание»;
в) «наша задача заключается в накоплении наблюдений над поведением человека, чтобы в каждом данном случае при данном стимуле можно было сказать наперед, какая будет реакция».
1.Основное специальное понятие когнитивной психологии — «схема». Она представляет собой имеющиеся в голове человека план сбора и программу переработки информации об объектах и событиях, воспринимаемых органами чувств. У организма имеется множество связанных друг с другом в динамическую систему схем. Они по своей структуре и способу функционирования мало зависят от источников и характера информации.
Восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы определяются схемами примерно так же, как устройство организма генотипом. Когнитивные схемы складываются в индивидуальном опыте человека, но отчасти являются врожденными. – Когнитивная психология.
2. Уотсон производит
классификацию всех реакций по двум основаниям:
являютсялиони приобретенными
3. «Основная
задача бихевиоризма заключается в накоплении
наблюдений над поведением человека с
таким расчетом, чтобы в каждом данном
случае при данном стимуле (или лучше сказать
— ситуации) бихевиорист мог сказать наперед,
какая будет реакция или — если дана реакция
— какой ситуацией данная реакция вызвана».
– Бихевиоризм.
Тезис «наша задача заключается
в накоплении наблюдений над поведением
человека, что бы в каждом данном случае
при данном стимуле можно было сказать
наперед, какая будет реакция» характерен
для гештальтпсихологии, где главное внимание
уделяется внутренней психической деятельности
человека. Гештальт и бихевиоризм зародились
одновременно, но их различие, прежде всего
в отношении к проблеме сознания. Бихевиористы
автоматически устраняли сознание из
научных объяснений поведения. Гештальтисты
же видели главную задачу в том, чтобы
дать новое объяснение фактам сознания
как единственной психической реальности. И
бихевиористы, и гештальтисты надеялись
создать новую психологию, но для бихевиористов
моделью служила биология, для гештальтистов
– физика. Процесс психического развития
человека, с точки зрения гештальтпсихологии,
делится на два независимых и параллельных
процесса – созревание и обучение. В процессе
развития обучение может опережать созревание,
а может отставать от него, хотя чаще они
идут параллельно друг другу, создавая
иллюзию взаимозависимости.
Приверженцы гештальтпсихологии
стараются убедить бихевиористов, что
структурная организация поведения в
целом играет более важную роль, чем отдельные
поступки. Поэтому, с точки зрения приверженцев
гештальтпсихологии, психология должна
изучать ощущения человека, его восприятие
и интуитивные процессы, что уже неизбежно
относится к области сознания.
Говорить о психологии как единой науке на современном этапе достаточно трудно: каждое направление предлагает свое понимание душевной жизни, выдвигает свои объяснительные принципы и соответственно концентрирует усилия на анализе определенных аспектов того, что понимает под психической реальностью.
Вместе с тем в последнее время наблюдается сближение ряда направлений – или хотя бы тенденция к большей терпимости их по отношению друг другу, что означает возможность диалога и взаимообогащения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Дружинин, В.Н. Когнитивная психология [Текст]/ учебник для вузов. – В.Н. Дружинин.-М.: ПЕР СЭ, 2012. – с.480.
2.Ждан, А.Н. История психологии от античности до наших дней [Текст] / А.Н. Ждан.- М.: Изд-во МГУ, 2009. – с.367.
3.Лавриненко, В.Н. Психология и этика делового общения [Текст]/ учебник для вузов. -В.Н. Лавриненко. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2011. – с.415.
4. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь [Текст]/ Б.Г.Мещеряков.- 3-е изд. - М.: Олма - Пресс, 2010. – с.630.
5.Солсо, Р. Когнитивная психология [Текст] / Р. Солсо. – 6-е изд. – СПб.: Питер, 2006 – с.589.
Информация о работе Сущность бихевиоризма как науки изучающей поведение объективным путем