Сущность бихевиоризма как науки изучающей поведение объективным путем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 08:40, контрольная работа

Описание работы

Фактически уже к 20-м годам XX в. психология разделилась на отдельные школы, которые по-разному выстраивали свои концепции о содержании и структуре психики, рассматривая в качестве ведущей познавательную, мотивационную или поведенческую сферу психического. В тот момент появились три ведущих направления - бихевиоризм, гештальтпсихология и глубинная психология, каждое из которых имело собственный предмет психологии и свой метод исследования психики.

Файлы: 1 файл

ОГЛ.ДЕЛ.ОБЩ..docx

— 73.31 Кб (Скачать файл)

      Оценивая прошлый опыт успехов и неудач в попытке достичь желаемых результатов, человек сам выстраивает свое поведение в соответствии со своими потребностями и интересами. Вполне определенно А. Бандура «отдает приоритет сознательному мышлению над бессознательными детерминантами поведения». Другими словами, он ставит осмысленные цели над инстинктами или интуицией. Тем самым повышается возможность самоконтроля в поведении и деятельности людей, в том числе учет того, насколько поведение того или иного человека отвечает условиям внешней среды и насколько оно может быть эффективным для его социального самоутверждения. Ставится и решается проблема разработки программы самоконтроля и ее выполнения.

      Социально-когнитивный подход к изучению психологических факторов поведения человека по-своему представлен в работах Дж. Роттера. В своей теории социального научения он исследует проблему влияния на развитие психики человека социальных факторов, прежде всего его взаимоотношений с другими людьми. Исследуется влияние социальных ситуаций на развитие сознания и самосознания человека, в том числе на формирование сознательных мотивов его поведения.

      Дж. Роттер ввел в науку психологии личности понятие потенциал поведения, выражающее вероятность того или иного ее поведения в зависимости от характера воздействия на нее внешних социальных факторов. В этом он солидаризируется с мнением А. Бандуры, утверждающего, что сознание человека, определяющее его поведение, в немалой степени формируется под влиянием внешних обстоятельств, прежде всего социальных. При этом указывается на роль данных обстоятельств в формировании целей деятельности и всей системы внутренней мотивации того или иного человека.

 

 

3.Практическое задание

 
    Укажите, какое психологическое положение из перечисленных следует отнести к гештальтпсихологии:

а) «восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы определяются схемами так же, как и устройство организма генотипом»;

б) «если приспособления вызваны стимулом внутреннего характера  и относятся к телу субъекта, то мы имеем эмоцию, например, покраснение; если стимул приводит к приспособлению организма, то имеем инстинкт – например, хватание»;

в) «наша задача заключается  в накоплении наблюдений над поведением человека, чтобы в каждом данном случае при данном стимуле можно  было сказать наперед, какая будет  реакция».

      1.Основное специальное понятие когнитивной психологии — «схема». Она представляет собой имеющиеся в голове человека план сбора и программу переработки информации об объектах и событиях, воспринимаемых органами чувств. У организма имеется множество связанных друг с другом в динамическую систему схем. Они по своей структуре и способу функционирования мало зависят от источников и характера информации. 

      Восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы определяются схемами примерно так же, как устройство организма генотипом. Когнитивные схемы складываются в индивидуальном опыте человека, но отчасти являются врожденными. – Когнитивная психология.

      2. Уотсон производит классификацию всех реакций по двум основаниям: являютсялиони приобретенными или наследственными; внутренними(скрытыми) или внешними (наружными). В последующем Уотсон произвел различение между инстинктивными и эмоциональными реакциями: «…если приспособления вызваны стимулом внутреннего характера и относятся к телу субъекта, то мы имеем эмоцию, например, покраснение; если стимул приводит к приспособлению организма, то имеем инстинкт — например, хватание». – Бихевиоризм.

      3. «Основная задача бихевиоризма заключается в накоплении наблюдений над поведением человека с таким расчетом, чтобы в каждом данном случае при данном стимуле (или лучше сказать — ситуации) бихевиорист мог сказать наперед, какая будет реакция или — если дана реакция — какой ситуацией данная реакция вызвана». – Бихевиоризм. 
      Тезис «наша задача заключается в накоплении наблюдений над поведением человека, что бы в каждом данном случае при данном стимуле можно было сказать наперед, какая будет реакция» характерен для гештальтпсихологии, где главное внимание уделяется внутренней психической деятельности человека. Гештальт и бихевиоризм зародились одновременно, но их различие, прежде всего в отношении к проблеме сознания. Бихевиористы автоматически устраняли сознание из научных объяснений поведения. Гештальтисты же видели главную задачу в том, чтобы дать новое объяснение фактам сознания как единственной психической реальности. И бихевиористы, и гештальтисты надеялись создать новую психологию, но для бихевиористов моделью служила биология, для гештальтистов – физика. Процесс психического развития человека, с точки зрения гештальтпсихологии, делится на два независимых и параллельных процесса – созревание и обучение. В процессе развития обучение может опережать созревание, а может отставать от него, хотя чаще они идут параллельно друг другу, создавая иллюзию взаимозависимости.  
      Приверженцы гештальтпсихологии стараются убедить бихевиористов, что структурная организация поведения в целом играет более важную роль, чем отдельные поступки. Поэтому, с точки зрения приверженцев гештальтпсихологии, психология должна изучать ощущения человека, его восприятие и интуитивные процессы, что уже неизбежно относится к области сознания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

      Говорить о психологии как единой науке на современном этапе достаточно трудно: каждое направление предлагает свое понимание душевной жизни, выдвигает свои объяснительные принципы и соответственно концентрирует усилия на анализе определенных аспектов того, что понимает под психической реальностью.

      Вместе с тем в последнее время наблюдается сближение ряда направлений – или хотя бы тенденция к большей терпимости их по отношению друг другу, что означает возможность диалога и взаимообогащения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Дружинин, В.Н. Когнитивная  психология [Текст]/ учебник для вузов. – В.Н. Дружинин.-М.: ПЕР СЭ, 2012. – с.480.

 

2.Ждан, А.Н.  История психологии от античности до наших дней [Текст] / А.Н. Ждан.- М.: Изд-во МГУ, 2009. – с.367.

 

3.Лавриненко,   В.Н. Психология и этика делового общения [Текст]/ учебник для вузов. -В.Н. Лавриненко. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2011. – с.415.

 

4. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь [Текст]/ Б.Г.Мещеряков.- 3-е изд. - М.: Олма - Пресс, 2010. – с.630.

 

5.Солсо, Р. Когнитивная психология [Текст] / Р. Солсо. – 6-е изд. – СПб.: Питер, 2006 – с.589.

 
 

 


Информация о работе Сущность бихевиоризма как науки изучающей поведение объективным путем