Сущность, цели, методы и методика государственного регулирования производственно-хозяйственной деятельности предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 14:44, доклад

Описание работы

Краткое содержание необходимости государственного регулирования х-п деятельности предприятия

Файлы: 1 файл

Необходимость государственного регулирования производственно.doc

— 60.00 Кб (Скачать файл)

Необходимость государственного регулирования  производственно

хозяйственной деятельности предприятий  в условиях рыночных отношений

Сущность, цели, методы и методика  государственного регулирования

производственно-хозяйственной  деятельности предприятий

Государственное регулирование производственно-хозяйственной деятельности

организаций – это комплекс мероприятий форм и методов государственного

влияния на деятельность субъектов предпринимательства  с целю создания

нормальных  условий их функционирования и развития, ослабления отрицательных тенденций, вызываемых коммерческой деятельностью осуществляемых предприятиями в условиях рыночных отношений.

Основные  принципы государственного регулирования  экономики:

- минимальное вмешательство государственных органов в экономические процессы;

- влияние  на развитие социально-экономических  процессов, установление

государством  экономических регуляторов и  нормативов. 

Необходимость воздействия на производственно-хозяйственную  деятельность

предприятия возникает в виду:

-обеспечения эффективности функционирования рыночной экономики;

-  создания  экономической стабильности и  расширенного воспроизводства;

- решения  экономических и социальных проблем  государства в целом.

Основными  целями воздействия государства на

производственно-хозяйственную деятельность предприятий функционирующих в

условиях  рынка являются – повышение эффективности  рыночной экономики

государства в целом; возможность законного  регулирования самих  условий

производственно-хозяйственной  деятельности; эффективная научно- техническая,

промышленная  и социальная политика проводимая государственными структурами.

Основными формами воздействия на производственно-хозяйственную

деятельность  предприятий являются – поддержание  и регулирование путем

законодательных и нормативно-правовых актов, стимулирование производителя путем

снижения  налогового бремени, усовершенствования таможенного и налогового

законодательства.

К основными  методам государственного регулирования

производственно-хозяйственных  отношений предприятий действующих  в условиях рыночных отношений  являются:

- административные (базируются на силе государственной  власти т.е. это

мероприятия запрета, разрешения, принуждения при  помощи  указов и

распоряжений);

-  правовые (методы и способы регулирования  производственно-хозяйственной

деятельности  предприятий воплощенные с помощью  законов, таких как

антимонопольное законодательство, закон о рекламе, закон о малом

предпринимательстве и др.);

- экономические  методы (основываются на использовании  налоговых платежей,

денежно-кредитных рычагов регулирующих  цены  и тарифы).

Методы государственного регулирования производственно-хозяйственной  деятельности

предприятий  бывают прямыми, т.е.   формируют и используют бюджеты,

устанавливают минимальные ставки по оплате труда  сотрудников  регулирование цен

на товары и услуги, защита конкуренции; косвенными индивидуальное

планирование  производства/хозяйствования, целевое  программирование деятельности

предприятий, определение норм и правил промышленных, производственных,

коммерческих  предприятий, также  регулирование банковской деятельности

/%ставки., сумма  учетных ставок, законное использование  кредитно-денежных

инструментов/.

К основным Законам  и нормативным актам регулирующим

производственно-хозяйственную  деятельность   предприятий действующих в условиях

рыночных  отношений относятся: Конституция  РФ, ГК РФ ч.1,2, «О государственной

поддержке малого предпринимательства З.РФ от 14.06.95, - Федеральные законы об

организационно - правовых формах предприятий,  Закон  об упрощённой системе

налогообложения; Закон о едином налоге на вмененный доход для определенных

видов деятельности;  Закон о лицензировании производственно-хозяйственной

деятельности; законы и нормативные акты о ведении  бухгалтерского учета;

Налоговый кодекс РФ ч.1,2, Закон  о защите прав потребителей и др.

[1]

Контроль  над торговлей установлен государством для обеспечения защиты прав

потребителей, для увеличения поступлений в  государственный бюджет денежных

средств от товарооборота. Он включает в себя надзор за выполнением законов и

правил, в  случае нарушения применение санкций  в пределах компетенции

проверяющих органов. Основными принципами защиты прав юридических лиц и

индивидуальных  предпринимателей при проведении государственного надзора

являются: - презумпция добросовестности юридического лица/индивидуального

предпринимателя; соблюдение международных договоров  РФ;  открытость и

доступность для юридических лиц/индивидуальных предпринимателей,

нормативно-правовых актов, устанавливающих обязательные требования, выполнение

которых проверяется  государственными органами;  установление обязательных

требований  в соответствии нормативно-правовыми  актами;  проведение мероприятий

по контролю, учет мероприятий по контролю, возможность обжалования действий

должностных лиц органов государственного контроля, недопустимость взимания

органами  государственного контроля с юридических  лиц и индивидуальных

предпринимателей, за исключением возмещения расходов на осуществление

экспертиз, исследований. Мероприятия по контролю проводятся на основе указов и

распоряжений  и др. документов. Функции по контролю и надзору в сфере защиты

прав потребителей и обеспечение санэпедемиологических  норм и правил, защита

потребительского  рынка, осуществление производственно-хозяйственной

деятельности  предприятий осуществляется Роспотребнадзором.

[2] Которые действуют через органы территориальные и путем взаимодействия с

другими исполнительными службами. В обязанности Роспотребнадзора входят –

государственный  санэпидемиологический  надзор за соблюдением  санитарных норм

указанных в  Российском законодательстве, государственный  контроль за

соблюдением законов в области  защиты прав потребителей, контроль за отдельными

видами работ  услуг, мероприятий, санитарно-карантинный  контроль провоза товаров

через границу  РФ и др.

1.2 Необходимость государственного  регулирования

производственно-хозяйственной  и коммерческой деятельности предприятий в

условиях  рыночного хозяйствования

Целью государственного регулирования производственно-хозяйственной  и

предпринимательской деятельности является создание определенных условий,

обеспечивающих  нормальное функционирование экономики  в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод. Правительство каждой страны, безусловно, имеет свои

собственные цели на каждом конкретном этапе и  добивается их решения доступными

ему методами и средствами применительно к  складывающейся экономической ситуации

в своей стране и в мировом хозяйстве. Поэтому  цели и задачи государственного

регулирования подвержены изменениям, между тем, как  механизм регулирования

достаточно  хорошо отработан, хотя и имеет особенности в каждой отдельно взятой

стране.[3]

В обобщенном виде в задачи государственного регулирования  входят: -

разработка, принятие и контроль законодательства, обеспечивающим правовую

основу и  защиту интересов предпринимателей; - повышение эффективности

государственного  регулирования и снижение соответствующих  издержек;-

ослабление  прямых форм вмешательства и бюрократического контроля деятельности

предприятий; - создание условий для свободной и добросовестной конкуренции на

рынке, свободного перемещения товаров на внутреннем и внешнем рынках,

контроль  за соблюдением правил конкуренции;

- обеспечение  товарно-денежного и бюджетного  равновесия посредством

финансовой, налоговой, процентной политики и управления денежной эмиссией; -

сочетание текущих  и перспективных направлений  развития экономики: структурно-

инвестиционной  политики и научно-технической политики; - содействие

долговременному росту накопления капиталов и стабильному развитию,

сдерживание инфляции экономическим путем, снятие ограничений

административного регулирования хозяйственной сферы  деятельности; -

обеспечение свободного передвижения рабочей силы и соблюдения норм трудового

законодательства  и регулирования частного найма и порядка оплаты труда; -

поддержание социального равновесия и приемлемого  для большинства населения

уровня дифференциации и распределения доходов.

Характеризуя  государственное регулирование  экономики в современных условиях,

прежде всего, необходимо отметить, что центр тяжести в этом регулировании

переместился  к активному участию государства  в организационно-хозяйственном

регулировании производства. Его основными задачами являются:

[4]

- осуществление  структурной перестройки производства, что предполагает

создание  новых отраслей, ориентированных  на экспорт, модернизацию

традиционных  отраслей и приспособление их продукции  к требованиям мирового

рынка, переориентацию отдельных видов производств на мировые рынки в рамках

международной специализации; - повышение конкурентоспособности  продукции

экспортных  отраслей и отдельных видов производств;

Информация о работе Сущность, цели, методы и методика государственного регулирования производственно-хозяйственной деятельности предприятий