Сущность доходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 18:43, реферат

Описание работы

Реальные доходы – это товары и услуги, которые может приобрести население на свои располагаемые денежные доходы. Главная задача анализа реальных доходов – статистическое изучение уровня жизни населения как уровень материального благополучия, характеризующегося объемом реальных доходов на душу населения и соответствующими объемами потребления.
Цель данной работы – выявление существующих проблем анализа реальных доходов граждан.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...2
Глава 1. Сущность доходов…………………………………………………………3
1.1 Виды доходов…………………………………………………………………….3
1.2 Политика регулирования доходов……………………………………………...7
1.3 Факторы формирования финансовых ресурсов социальной сферы………….9
Глава 2. Факторы, влияющие на реальные доходы населения………………….13
2.1 Заработная плата..................................................................................................13
2.2 Налоги и теневая экономика………………………...………………………...14
2.3 Покупательная способность потребителей…………………………………...17
2.4 Склонность населения к потреблению и сбережению……………………….20
2.5 Инвестиции……………………………………………………………………..22
2.6 Безработица……………………………………………………………………..23
2.7 Предпочтения потребителей…………………………………………………..26
Заключение………………………………………………………………………….28
Список использованной литературы……………………………………………29

Файлы: 1 файл

1.1Сущность доходов.doc

— 199.00 Кб (Скачать файл)

     Принципиально важным методом государственного регулирования  доходов и заработной платы является законодательное установление размера минимальной заработной платы. Минимум заработной платы может быть как общефедеральным, так и дифференцированным по регионам и природно-климатическим зонам страны применительно к стоимости минимального набора товаров и услуг, рассчитанной по единой методике.

     Воздействие государства на процессы ценообразования  стало одним из важных применяемых  методов политики регулирования  доходов. Сложившаяся система государственного регулирования цен представляет собой попытку воздействия на стоимостные пропорции и распределение национального дохода между отдельными отраслями и категориями населения страны. Цели государственного регулирования заключаются в том, чтобы не допустить инфляционного роста цен в результате возникновения дефицита, достижение определенных социальных результатов, в частности, поддержание прожиточного минимума, обеспечение возможности приобретения в достаточном количестве товаров первой необходимости.

     Таким образом, государство выполняет  функцию «Робин Гуда» в политике регулирования доходов, для того, чтобы относительно уравновесить слои населения и не допустить обнищания малоимущих.  

    1. Факторы формирования финансовых ресурсов социальной сферы
 

     На  доходы граждан влияют факторы, которые  влекут за собой изменение располагаемого дохода (сбережения, инвестиции, безработица, налоги и др.).

     По  мере роста доходов, люди больше потребляют товаров и услуг, повышающих их уровень  жизни (более хорошую одежду, автомашину, дом и т.д.), при этом они больше сберегают своих средств.

     Простое сбережение изымает средства из оборота и создаёт предпосылки для кризисов. Долгосрочное вложение капитала с целью получения дохода называется инвестированием. Инвестирование вовлекает в оборот сбережения.

     Население является главным субъектом сберегательного  процесса, т.к. оно распоряжается  денежными ресурсами, которые находятся  в личной собственности индивидов, и формируют те потребности, развитие которых приводит к возникновению сбережений [13,с.40].

     Но  при этом необходимо иметь в виду, что значительная часть сбережений и накоплений индивидов является неустойчивым ресурсом, подверженным значительным колебаниям, в зависимости  от изменения конъюнктуры рынка  банковских услуг и других условий.[14,с.44] 
 Кроме того, индивиды всегда связаны с проблемами ранжирования своих потребностей в порядке очередностей предпочтений. Следовательно, основными инвесторами выступают индивиды, которые отказываются от текущего использования личных финансов в пользу удовлетворения собственных потребностей в будущем.

     Инвестиции  характеризуются среди прочего  двумя взаимосвязанным параметрами: риском и прибыльностью (доходностью). Как правило, чем выше риск инвестиций, тем выше должна быть их ожидаемая доходность.

     Важным  фактором, влияющим на доходы населения, является безработица. Если человек теряет работу, он, соответственно теряет и свой доход. Однако во время поиска работы он может получать пособие по безработице.

     Пособие по безработице назначается на основании  статьи 33 Закона РФ от 19 апреля 1991 года N 1032-1 «О занятости населения». Минимальные и максимальные размеры пособия по безработице дополнительно установлены Постановлением Правительства Российской Федерации. Поэтому пособие по безработице назначается не каждому безработному лицу индивидуально, не в каждом регионе или городе по-своему. Это пособие регулируется только правилами федерального законодательства.

     Размер  пособия напрямую зависит от причин увольнения. Размеры пособия по безработице в 2009 году составляют от 850 до 4900 рублей.

Однако, согласно ГК РФ, пособия по безработице не выплачиваются гражданину РФ более 12 календарных месяцев (в особых случаях 18 месяцев).

     Существует  отдельный вид безработицы –  скрытая безработица. В рыночной экономике скрытая безработица  – это наличие лиц, желающих работать, но не зарегистрированных в качестве безработных. Отчасти скрытая безработица представлена людьми, переставшими искать работу или  только формально числящихся занятыми на производстве.

     Определение величины заработной платы трудящихся растянуто во времени и каждое конкретное предприятие не всегда желает первым пойти на повышение заработной платы работникам. Следовательно, общий уровень заработной платы медленно реагирует на изменение цен. Другими словами, несмотря на то, что изменение индивидуальных зарплат происходит часто, сам процесс изменения общего уровня зарплаты происходит достаточно медленно, что является причиной негибкости уровня заработной платы в экономике.

     Если  человек получает какой-либо доход, то он обязан платить налоги. Зачастую люди уклоняются от уплаты налогов, поскольку они одновременно увеличивают издержки и уменьшают доход.

     В международной практике выделяются два пути уклонения от уплаты налогов. Первый – это недоплата (занижение  суммы налога на законном основании  при использовании лазеек в законодательстве). Второй – сокрытие доходов и неуплата налогов в нарушение законодательства.

     Сокрытие  доходов – это незаконные способы  искусственного уменьшения величины реальных доходов юридических и физических лиц в целях уменьшения налогообложения и создания ложных представлений об истинных доходах. 

     Сокрытие  доходов заключается в сознательном искажении официальных сведений об истинных размерах полученных доходов от легальной деятельности, и непредставление сведений о доходах от неофициальной и незаконной экономической деятельности.  Это наиболее распространенное и наиболее опасное из налоговых правонарушений. При уклонении от уплаты налогов предприятия и физические лица являются налогоплательщиками по закону, но уменьшают свои налоговые обязательства, либо вообще не уплачивают налоги или уплачивают их не должным образом, используя способы, прямо или косвенно запрещенные законом[11,с.32].

     Итак, можно сделать вывод, что невозможно определить размеры располагаемых  доходов граждан ввиду некоторых факторов:

  1. Население сберегает часть своего дохода. И сумма сбереженных денег не подлежит анализу, т.к. является неустойчивым ресурсом, подверженным значительным колебаниям, в зависимости от изменения конъюнктуры рынка банковских услуг и других условий.
  2. Население может инвестировать часть своего дохода или сбережения в пользу удовлетворения собственных потребностей в будущем, при этом рискуя не получить дохода.
  3. Человек не получает дохода, если теряет работу, но, получая или не получая пособие по безработице, может обратиться к своим сбережениям или другим источникам финансирования.
  4. Рост цен на товары и услуги опережает рост заработной платы работающего населения.
  5. Чем выше доход человека, тем больше он платит налогов и чтобы сохранить доход, он уклоняется от уплаты налогов или вовсе скрывает свои доходы.
  6. Также нельзя не учитывать многообразие доходов населения. Некоторые дополнительные невозможно учесть (сетевой маркетинг).
 
 

Итак, мы рассмотрели сущность доходов: их виды, политику их регулирования и факторы, влияющие на располагаемый доход.

     В анализе реальных доходов населения  необходимо учитывать не только факторы, влияющие на сумму располагаемых  доходов, но и те факторы, которые влияют на спрос и цены товаров. Это такие факторы, как уровень цен, инфляция, рынок товаров и услуг, предпочтения потребителей и др.

     Рассмотрим  их подробнее.  
 
 
 
 
 

Глава 2. Факторы, влияющие на реальные доходы населения

   2.1 Заработная плата

   Заработная  плата — это денежное вознаграждение, получаемое работником за свой труд в размере, определяемом законодательством и трудовым договором. Существует несколько  форм оплаты труда:

  • Сдельная форма оплаты труда.  Применяется в случаях, когда есть реальная возможность фиксировать количество показателей результата труда и нормировать его путем установления норм выработки и времени.
  • Повременная форма оплаты труда. При повременной оплате труда заработная плата работника определяется в соответствии с его квалификацией и количеством отработанного времени. Такая оплата применяется тогда, когда труд работника невозможно нормировать или выполняемые работы не поддаются учёту.
  • Бестарифная система оплаты труда. При использовании бестарифной системы оплаты труда заработок работника зависит от конечных результатов работы предприятия в целом, его структурного подразделения, в котором он работает, и от объема средств, направляемых работодателем на оплату труда.
  • Смешанная система оплаты труда. Смешанная система оплаты труда имеет признаки одновременно и тарифной, и бестарифной систем.

Таким образом, заработная плата не всегда может быть постоянной, т.к. она напрямую зависит от формы оплаты труда  на предприятии. Так же заработная плата  зависит от уже сделанной работы, следовательно, заранее нельзя определить ее точную сумму.

     Так же, как мы уже писали ранее, определение  величины заработной платы трудящихся растянуто во времени и каждое конкретное предприятие не всегда желает первым пойти на повышение заработной платы работникам. Следовательно, общий  уровень заработной платы медленно реагирует на изменение цен. Другими словами, несмотря на то, что изменение индивидуальных зарплат происходит часто, сам процесс изменения общего уровня зарплаты происходит достаточно медленно, что является причиной негибкости уровня заработной платы в экономике.  

2.2 Налоги и теневая экономика 

     Налоги  представляют собой обязательные платежи (денежные взносы) физических и юридических  лиц государству, как изъятие  части дохода в заранее определенном, установленном законом порядке. Легальный, законный характер платежей – важнейшая черта налоговой системы. Система налогообложения, установленная законодательством, - это практический  инструмент перераспределения доходов потенциальных налогоплательщиков. Уплата налогов является одной из главных обязанностей гражданина и налоговые правонарушения  преследуются законом.

     По  объектам обложения налоги делятся  на прямые и косвенные. Прямые налоги устанавливаются непосредственно  с дохода или имущества. Косвенные  налоги – это налоги в виде надбавки к цене товара, т.е. они оплачиваются не производителем, а потребителем.

     Прямые  налоги подразделяются на реальные и  личные. К реальным налогам относятся  налоги на отдельные виды дохода или  объекты  имущества (землю, дом, предприятие), которые взимаются, исходя из внешних  признаков (площадь земельного участка).

     К личным налогам относятся подоходный налог с физических лиц, налог  на прибыль юридических лиц, поимущественный  налог, налог с наследств и  дарений. Обложение личным налогом  основано на величине дохода.

     Подоходный  налог взимается со всех доходов граждан и носит массовый характер. Уплата подоходного налога может осуществляться безналичным путем (автоматически вычитается сумма налога) и путем декларации, в корой сам налогоплательщик указывает величину своих доходов и исчисляет сумму налогов.

     Налог на собственность (поимущественный  налог) взимается с юридических  и физических лиц (собственников  или арендаторов имущества). Ставки поимущественного налога, как правило, пропорциональны стоимости имущества.

     К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и фискальные монопольные налоги.

     Акцизы  – это налоги, взимаемые внутри страны путем включения их в цены товаров широкого потребления. Таможенными  пошлинами облагаются импортные  и экспортные товары. Фискальные монопольные налоги устанавливаются на товары массового потребления, производство и реализация которых являются государственной монополией (табак, спирт, соль).

Информация о работе Сущность доходов