Сущность, формы и методы конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 11:56, реферат

Описание работы

В условиях стремления каждой фирмы к максимизации прибыли и, следовательно, к расширению масштабов хозяйственной деятельности.
Фирмы выступают по отношению друг к другу как конкуренты. Под экономической конкуренцией понимается соревнование экономических агентов на рынке за предпочтение потребителей или как говорят, за «рубль потребителя» в целях получения наибольшей прибыли. Именно на этом основано функционирование фирм в современных условиях, в условиях складывающихся рыночных отношений.

Содержание работы

Введение
Сущность, значение и виды конкуренции
Преимущества конкуренции
Проблемы конкуренции
Заключение

Файлы: 1 файл

Сущность, формы и методы конкуренции.docx

— 30.83 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

  1. Введение
  2. Сущность, значение и виды конкуренции
  3. Преимущества конкуренции
  4. Проблемы конкуренции
  5. Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В условиях стремления каждой фирмы к максимизации прибыли  и, следовательно, к расширению масштабов  хозяйственной деятельности.

Фирмы выступают по отношению  друг к другу как конкуренты. Под  экономической конкуренцией понимается соревнование экономических агентов  на рынке за предпочтение потребителей или как говорят, за «рубль потребителя» в целях получения наибольшей прибыли. Именно на этом основано функционирование фирм в современных условиях, в  условиях складывающихся рыночных отношений.

Конкуренция является необходимым  и важнейшим элементом рыночного  механизма, но сами ее формы далеко не одинаковы на различных рынках и в различных рыночных ситуациях. Это существенно влияет на поведение  фирм и других экономических агентов  при принятии решений относительно цен, объема производства продукции  и других параметров хозяйственной  деятельности.

Конкуренция  - это главный  механизм современного рынка.

Создание конкурентной среды  – важнейшее условие функционирования рыночной экономики.

 

Сущность, значение и виды конкуренции

Впервые теория конкуренции  была обобщена известным экономистом  Адамом Смитом в работе «Исследование  о природе и причине богатства  народов». Новизна теории конкуренции  А. Смита заключается в том, что  он впервые:

1. сформулировал понятие  конкуренции как соперничества,  повышающего цены (при сокращении  предложения) и уменьшающего цены  при избытке предложения;

2. сформулировал главный  принцип конкуренции – принцип  «невидимой руки», в соответствии  с которым «дергая» за ниточки  марионеток – предпринимателей, «рука» заставляет их действовать  в соответствии с неким «идеальным» планом развития экономики, безжалостно вытесняет фирмы, занятые производством ненужной рынку продукции;

3. разработал теоретически  очень тонкий и гибкий механизм  конкуренции, который объективно  уравновешивает отраслевую норму  прибыли;

4. определил основные  условия создания эффективной  конкуренции;

5. разработал модель усилия  и развития конкуренции, доказал,  что в условиях рыночных отношений  возможно максимальное удовлетворение  потребностей потребителей и  наилучшее использование ресурсов  общества в масштабе общества  в целом.

Конкуренция может протекать  в самых различных формах все  зависит то ряда внешних условий, на которых целесообразно остановиться далее.

Значение конкуренции

Теперь нам следует  более подробно остановиться на вопросе  значения конкуренции в современной  экономической системе.

Во-первых, конкуренция обеспечивает равноправное положение участников экономических отношений — продавцов  и покупателей. Равноправие создается  и поддерживается свободой выбора: покупатель имеет возможность выбрать  определенного контрагента из нескольких или многих продавцов какой-то необходимой  ему продукции, такая же возможность  имеется и у продавца — добровольно  решить вопрос о географическом месте, времени и условиях предложения  своего товара. Возможность выбора — это возможность влияния  на контрагента. Если, например, вас  не устраивает качество показа фильмов, репертуар в каком-то кинотеатре, вы можете "наказать" это предприятие, отказав ему в посещении, стать  регулярным клиентом другого кинотеатра, отдавая теперь именно ему свои денежные голоса. Если так, как вы, поступят многие любители кино, то кинотеатр-неудачник  окажется в довольно трудном положении. Таким образом, конкуренция оказывается влиятельным инструментом воздействия одной стороны обмена на другую.

Во-вторых, конкуренция создает  одно из главных условий, необходимых  для эффективного выполнения ценой  координирующих функций. Свободное  ценообразование — это основной элемент рыночного механизма, а  значит, можно утверждать, что конкуренция  является условием жизнеспособности всей рыночной системы. Только в условиях конкуренции рынок может эффективно выполнять функции распределения  ресурсов и конечных товаров. Рынок  как саморегулирующаяся система  действенен только при наличии конкуренции.

В-третьих, конкуренция выступает  как контрольная система эффективности  частного предпринимательства. Конкуренция  проверяет бизнес на степень его  соответствия общественным интересам. Не все предприятия эту проверку выдерживают, в результате конкуренции  происходит непрерывная выбраковка неэффективных структур, т. е. определенная часть хозяйствующих субъектов  вынуждена покинуть "поле экономической  игры". В таком случае конкуренция  подобна предъявлению красной карточки провинившемуся игроку футбольным арбитром.

В-четвертых, конкуренция  создает заинтересованность в совершенствовании  экономических ресурсов, их производственных комбинаций, снижении издержек на единицу  выпускаемой продукции, научно-техническом  обновлении производства. Например, денежные доходы многих людей связаны с  предложением такого экономического ресурса, как трудовые способности.

Привлечение того или иного  работника, цена трудовых услуг —  заработная плата — в условиях конкуренции зависят от качества трудовых способностей.

Как правило, более высокие  конкурентные позиции работника  приносят ему больший денежный доход. Значит, здравомыслящий человек не может не заботиться о качестве своего ресурса – труда.

Предприятия ведут ценовую  и неценовую конкуренцию. Чтобы  побеждать, т. е. завоевывать большую  сумму денежных голосов покупателей, нужно снижать издержки, совершенствовать качество выпускаемой продукции, думать над ее новыми моделями, технологическими изменениями, повышать уровень образования  работников, активно взаимодействовать  с наукой, изыскивать новейшие научно- технические разработки.

Виды конкуренции.

В настоящее время можно  выделить четыре основных вида конкуренции:

- совершенная конкуренция;

- монополистическая конкуренция;

- конкуренция в условиях  олигополии;

- чистая монополия.

Рассмотрим подробнее  вышеперечисленные виды конкуренции.

Рынок чистой конкуренции  состоит из достаточно большого числа  продавцов, конкурирующих между  собой. Каждый из них предлагает стандартную, однородную продукцию многим покупателям. Объемы производства и предложения  со стороны отдельных производителей составляют незначительную долю общего выпуска, поэтому одна фирма не может  оказывать заметного влияния  на рыночную цену, не должна «соглашаться с ценой», принимать ее как определенный заданный параметр.

Участники конкурентного  рынка имеют абсолютно равный доступ к информации, то есть все  продавцы имеют представление о  цене, технологии производства, возможной  прибыли и так далее. В свою очередь, покупатели осведомлены о  ценах и об их изменениях.

Существует также свобода  входа и выхода на рынок: любая  фирма, при желании, может начать производство данного товара или  беспрепятственно покинуть соответствующий  рынок.

Колебания цены на рынке  могут быть достаточно интенсивными. Однако разница в цене – это  не результат деятельности стихийных  продавцов, в процесс взаимодействия спроса и предложения на данном рынке.

На практике во все времена  – чистая конкуренция – явление  достаточно редкое. Однако все же существует ряд отраслевых рынков, которые сравнительно в большей степени имеют именно эту структуру (рынок сельскохозяйственных продуктов, рынки некоторых услуг). Эти рынки включаю большое  число независимых продавцов, предлагающих стандартизированный товар, цена на который определяется спросом и  предложением.

«В условиях совершенной  конкуренции максимизация прибыли  в краткосрочном периоде конкурентной фирмы может быть исследована, используя  принцип сопоставления валового дохода с валовыми издержками или  принцип сопоставления валового дохода с валовыми издержками или  принцип сопоставления предельного  дохода с предельными издержками. Фирма будет максимизировать  прибыли, производя такой объем  продукции, при котором валовой  доход превышает валовые издержки на наибольшую величину. Убытки будут  минимизированы путем производства, при котором превышение валовых  издержек над валовым доходом  является минимальным и меньше, чем  совокупные постоянные издержки»

Монополия

Происхождение названия этого  типа несовершенной конкуренции  связано с тем реальным обстоятельством, что очень многие продавцы, предлагая  схожие товары, стремятся, в то же время, придать им уникальные, особенные  свойства. Эти отличия могут быть как реальными, так и мнимыми.

Монополистическая конкуренция  — это такая рыночная ситуация, когда многочисленные продавцы продают  схожие товары, стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества.

Примеры такой конкуренции  следующие: "жевательная резинка, очищающая зубы", "журнал для  деловой женщины", "автомобиль для тропиков", "свежий хлеб", "шампунь, укрепляющий корни волос", "вина из лучших сортов винограда", "наши акции — всегда в цене", "у нас самый широкий выбор  косметики", "наш банк осуществляет самые быстрые расчеты", "шоколадный батончик — райское наслаждение" и т. д.

К основным характеристикам  монополистической конкуренции  можно отнести: а) относительно большое  число некрупных производителей; б) продажа схожей, но не идентичной продукции. Разные производители занимаются созданием разновидностей товара, удовлетворяющих  в принципе одну и. ту же потребность. Но назвать уже их продукцию идентичной нельзя. Здесь наблюдается дифференциация продукта; в) наличие у отдельного производителя очень ограниченного  контроля над рыночной ценой. Это  связано, во-первых, с тем, что производителей достаточно много, значит доля предлагаемого  товара, приходящаяся на одного, — относительно небольшая. Во-вторых, спрос на такую  продукцию характеризуется довольно высокой степенью эластичности: покупатели чутко реагируют на изменение  цены, и в случае ее повышения  могут переключиться на приобретение схожей продукции у других продавцов, проигнорировав какие-то особенности  в свойствах товаров.

Соперничающие субъекты могут  использовать здесь как ценовые, так и неценовые методы конкуренции. Возможность применения последних, в отличие от условий чистой конкуренции, связана с дифференциацией продукта: конкуренты предлагают его разновидности, стремясь убедить покупателя в превосходстве  своих спецификаций товара. И поэтому  здесь являются достижимыми конкурентные преимущества в результате совершенствования  качества продукта, условий его продажи, дизайна, упаковки, активной рекламы  и т. д.; г) различные соглашения между  конкурентами по ограничению конкуренции, например по проведению согласованной  ценовой политики, являются практически  малоосуществимыми. Все дело в том, что конкурентов довольно много, и, кроме того, размыты, неопределенны сами границы поля конкуренции, состав ее участников; д) сохраняются возможности относительно легкого вступления в отрасль новых производителей. По сравнению с чистой конкуренцией трудности возрастают, но не намного. Масштабы стартового капитала, уровень технологической сложности не ставят непреодолимых барьеров для проникновения в отрасль новых конкурентов.

Олигополия

Существуют рынки, на которых, как правило, действует относительно небольшое количество крупных фирм. Строго определить количество таких  субъектов экономисты обычно не берутся, но можно встретить, например, такую  количественную характеристику олигополистического  рынка, где число конкурентов  составляет от трех до пяти. Ее, видимо, можно принять в виде некоторого ориентира.

Олигополия — это господство на рынке нескольких фирм, производящих идентичные или схожие товары.

К основным характеристикам  олигополистической конкуренции можно  отнести: а) немногочисленность конкурентов. Каждый из них обладает обычно довольно большой долей рынка какого-то товара или услуги; б) предложение  стандартизированных или дифференцированных товаров. Ряд промышленных товаров, таких, например, как сталь, алюминий, цемент, являются стандартизированными продуктами и обычно предлагаются в  условиях олигополистической конкуренции. Дифференцированными товарами на олигополистических рынках могут быть, к примеру, автомобили, компьютеры, холодильники, пылесосы, телефонные аппараты. Предприятия-олигополисты —  это обычно значительные по размерам структуры, ведущие крупномасштабное производство; в) сложность входа  в отрасль новых предприятие. Здесь уже перед потенциальными конкурентами, возможными кандидатами  на вступление в отрасль встают очень  серьезные проблемы. Это и формирование большого стартового денежного капитала, и технологические сложности, и доступность к важнейшим сырьевым ресурсам, и большие возможности "ветеранов" разными способами препятствовать появлению в отрасли "новичков" и другое. Пробиться новым фирмам здесь действительно сложно; г) наличие стимулов к слиянию, сговорам, направленным на снижение или устранение конкуренции. Слияние конкурентов позволяет получить большую долю рынка, в большей степени использовать эффект масштаба: как "на выходе" — при продаже своей продукции (это можно делать с меньшими удельными издержками), так и "на входе" — при решении проблем, ресурсного обеспечения (закупка крупных партий ресурсов по низшим ценам). Сговоры — по ценам, местам сбыта, объемам продаж — возможны здесь потому, что количество конкурентов ограничено и они все "на виду", что создает благоприятную почву для подобных стремлений.

Информация о работе Сущность, формы и методы конкуренции