Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 11:56, реферат
В условиях стремления каждой фирмы к максимизации прибыли и, следовательно, к расширению масштабов хозяйственной деятельности.
Фирмы выступают по отношению друг к другу как конкуренты. Под экономической конкуренцией понимается соревнование экономических агентов на рынке за предпочтение потребителей или как говорят, за «рубль потребителя» в целях получения наибольшей прибыли. Именно на этом основано функционирование фирм в современных условиях, в условиях складывающихся рыночных отношений.
Введение
Сущность, значение и виды конкуренции
Преимущества конкуренции
Проблемы конкуренции
Заключение
Содержание
Введение
В условиях стремления каждой фирмы к максимизации прибыли и, следовательно, к расширению масштабов хозяйственной деятельности.
Фирмы выступают по отношению друг к другу как конкуренты. Под экономической конкуренцией понимается соревнование экономических агентов на рынке за предпочтение потребителей или как говорят, за «рубль потребителя» в целях получения наибольшей прибыли. Именно на этом основано функционирование фирм в современных условиях, в условиях складывающихся рыночных отношений.
Конкуренция является необходимым
и важнейшим элементом
Конкуренция - это главный механизм современного рынка.
Создание конкурентной среды
– важнейшее условие
Сущность, значение и виды конкуренции
Впервые теория конкуренции была обобщена известным экономистом Адамом Смитом в работе «Исследование о природе и причине богатства народов». Новизна теории конкуренции А. Смита заключается в том, что он впервые:
1. сформулировал понятие
конкуренции как соперничества,
2. сформулировал главный
принцип конкуренции – принцип
«невидимой руки», в
3. разработал теоретически
очень тонкий и гибкий
4. определил основные условия создания эффективной конкуренции;
5. разработал модель усилия
и развития конкуренции,
Конкуренция может протекать
в самых различных формах все
зависит то ряда внешних условий,
на которых целесообразно
Значение конкуренции
Теперь нам следует более подробно остановиться на вопросе значения конкуренции в современной экономической системе.
Во-первых, конкуренция обеспечивает
равноправное положение участников
экономических отношений —
Во-вторых, конкуренция создает
одно из главных условий, необходимых
для эффективного выполнения ценой
координирующих функций. Свободное
ценообразование — это основной
элемент рыночного механизма, а
значит, можно утверждать, что конкуренция
является условием жизнеспособности всей
рыночной системы. Только в условиях
конкуренции рынок может
В-третьих, конкуренция выступает
как контрольная система
В-четвертых, конкуренция создает заинтересованность в совершенствовании экономических ресурсов, их производственных комбинаций, снижении издержек на единицу выпускаемой продукции, научно-техническом обновлении производства. Например, денежные доходы многих людей связаны с предложением такого экономического ресурса, как трудовые способности.
Привлечение того или иного работника, цена трудовых услуг — заработная плата — в условиях конкуренции зависят от качества трудовых способностей.
Как правило, более высокие конкурентные позиции работника приносят ему больший денежный доход. Значит, здравомыслящий человек не может не заботиться о качестве своего ресурса – труда.
Предприятия ведут ценовую и неценовую конкуренцию. Чтобы побеждать, т. е. завоевывать большую сумму денежных голосов покупателей, нужно снижать издержки, совершенствовать качество выпускаемой продукции, думать над ее новыми моделями, технологическими изменениями, повышать уровень образования работников, активно взаимодействовать с наукой, изыскивать новейшие научно- технические разработки.
Виды конкуренции.
В настоящее время можно выделить четыре основных вида конкуренции:
- совершенная конкуренция;
- монополистическая конкуренция;
- конкуренция в условиях олигополии;
- чистая монополия.
Рассмотрим подробнее вышеперечисленные виды конкуренции.
Рынок чистой конкуренции
состоит из достаточно большого числа
продавцов, конкурирующих между
собой. Каждый из них предлагает стандартную,
однородную продукцию многим покупателям.
Объемы производства и предложения
со стороны отдельных
Участники конкурентного рынка имеют абсолютно равный доступ к информации, то есть все продавцы имеют представление о цене, технологии производства, возможной прибыли и так далее. В свою очередь, покупатели осведомлены о ценах и об их изменениях.
Существует также свобода входа и выхода на рынок: любая фирма, при желании, может начать производство данного товара или беспрепятственно покинуть соответствующий рынок.
Колебания цены на рынке могут быть достаточно интенсивными. Однако разница в цене – это не результат деятельности стихийных продавцов, в процесс взаимодействия спроса и предложения на данном рынке.
На практике во все времена – чистая конкуренция – явление достаточно редкое. Однако все же существует ряд отраслевых рынков, которые сравнительно в большей степени имеют именно эту структуру (рынок сельскохозяйственных продуктов, рынки некоторых услуг). Эти рынки включаю большое число независимых продавцов, предлагающих стандартизированный товар, цена на который определяется спросом и предложением.
«В условиях совершенной
конкуренции максимизация прибыли
в краткосрочном периоде
Монополия
Происхождение названия этого типа несовершенной конкуренции связано с тем реальным обстоятельством, что очень многие продавцы, предлагая схожие товары, стремятся, в то же время, придать им уникальные, особенные свойства. Эти отличия могут быть как реальными, так и мнимыми.
Монополистическая конкуренция — это такая рыночная ситуация, когда многочисленные продавцы продают схожие товары, стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества.
Примеры такой конкуренции следующие: "жевательная резинка, очищающая зубы", "журнал для деловой женщины", "автомобиль для тропиков", "свежий хлеб", "шампунь, укрепляющий корни волос", "вина из лучших сортов винограда", "наши акции — всегда в цене", "у нас самый широкий выбор косметики", "наш банк осуществляет самые быстрые расчеты", "шоколадный батончик — райское наслаждение" и т. д.
К основным характеристикам
монополистической конкуренции
можно отнести: а) относительно большое
число некрупных
Соперничающие субъекты могут
использовать здесь как ценовые,
так и неценовые методы конкуренции.
Возможность применения последних,
в отличие от условий чистой конкуренции,
связана с дифференциацией
Олигополия
Существуют рынки, на которых, как правило, действует относительно небольшое количество крупных фирм. Строго определить количество таких субъектов экономисты обычно не берутся, но можно встретить, например, такую количественную характеристику олигополистического рынка, где число конкурентов составляет от трех до пяти. Ее, видимо, можно принять в виде некоторого ориентира.
Олигополия — это господство на рынке нескольких фирм, производящих идентичные или схожие товары.
К основным характеристикам
олигополистической конкуренции можно
отнести: а) немногочисленность конкурентов.
Каждый из них обладает обычно довольно
большой долей рынка какого-то
товара или услуги; б) предложение
стандартизированных или