Сущность, формы и методы конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 11:56, реферат

Описание работы

В условиях стремления каждой фирмы к максимизации прибыли и, следовательно, к расширению масштабов хозяйственной деятельности.
Фирмы выступают по отношению друг к другу как конкуренты. Под экономической конкуренцией понимается соревнование экономических агентов на рынке за предпочтение потребителей или как говорят, за «рубль потребителя» в целях получения наибольшей прибыли. Именно на этом основано функционирование фирм в современных условиях, в условиях складывающихся рыночных отношений.

Содержание работы

Введение
Сущность, значение и виды конкуренции
Преимущества конкуренции
Проблемы конкуренции
Заключение

Файлы: 1 файл

Сущность, формы и методы конкуренции.docx

— 30.83 Кб (Скачать файл)

В условиях олигополии возможна как ценовая, так и неценовая  конкуренция. Но ценовые методы соперничества  обычно оказываются менее эффективными. Между предприятиями существует тесная взаимозависимость. Если один из конкурентов снизил цены, другие вынуждены  будут адекватно отвечать, иначе  обнаружится слишком большая  потеря покупателей и прибыли. Сделав ответный ход, они, одновременно, и сведут на нет усилия ценового лидера.

Поэтому ценовые методы здесь  могут принести кратковременный  эффект.

 

Преимущества  конкуренции

Конкуренция является движущей силой рынка, она является его  главным механизмом и ведет к  наилучшему использованию способностей и знаний. Большая часть достигнутых  человеческих благ достигнута именно путем состязания, путем конкуренции. Конкуренция требует рационального  поведения как условия пребывания на рынке.

Конкуренция стимулирует  рациональность.

Конкуренция не может функционировать  среди людей, лишенных предпринимательского духа. Более того, конкуренция –  это особый метод воспитания умов, великих изобретателей и предпринимателей. Сторонники традиций не должны навязывать другим свою неприязнь к новшествам. Ущерб терпят консерваторы, оказывающие  сопротивление новому. Конкуренция  усиливает эффективность, меняет привычки, призывает к большей внимательности, что совершенно бесполезно в бесконкурентных  условиях.

Экономисты сходятся во взглядах, что подверженная определенным ограничениям и исключениям, чисто конкурентная экономика приведет к наиболее эффективному использованию редких ресурсов общества. Таким образом, экономика конкурентных цен стремится распределить ограниченные количества ресурсов, имеющихся в  распоряжении общества, так, чтобы максимизировать  удовлетворение потребностей. Действительно, эффективное использование ограниченных ресурсов требует выполнения двух условий: эффективность распределения ресурсов и производственная эффективность. Для достижения эффективности распределения  ресурсов ресурсы должны быть распределены между фирмами и отраслями  так, чтобы получить определенный ассортимент  продукции, которая наиболее необходима обществу (потребителям). Эффективность  распределения ресурсов достигается, когда невозможно изменить структуру  совокупного объема производства так, чтобы получить чистую выгоду для  общества. В свою очередь производственная эффективность требует, чтобы каждый товар, включенный в этот состав оптимальной  продукции, производился наименее дорогостоящим  способом.

Вполне очевидно, что эти  два условия полностью выполняются  в условиях чистой конкуренции. Каждая фирма будет стремиться к достижению производственной эффективности, так  как, используя минимум ресурсов и минимально дорогую технологию, у фирмы появятся минимальные  издержки, что соответственно скажется на цене данной продукции. В результате чего фирма сможет произвести и продать большее количество товара и получить максимальную прибыль.

Говоря об эффективности  распределения ресурсов, стоит заметить, что в условиях чистой конкуренции  руководящиеся мотивом прибыли  предприниматели будут производить  каждый товар точно до той точки, в которой цена и предельные издержки уравниваются. Это означает, что  ресурсы в условиях конкуренции  распределены эффективно. В тоже время  экономисты признают четыре возможных  фактора, препятствующих эффективности  распределения ресурсов в конкурентной экономике:

1. отсутствие причины,  по которой конкурентная рыночная  система приведет к оптимальному  распределению доходов;

2. распределяя ресурсы,  конкурентная модель не допускает  побочных издержек и выгод  или производства общественных  благ;

3. отрасль с чистой  конкуренцией может мешать применению  лучшей из известных производственной  техники и благоприятствовать  медленному темпу технического  прогресса;

4. конкурентная система  не обеспечивает ни широкого  диапазона выбора продуктов, ни  условий для разработки новых  продуктов.

 

Проблемы конкуренции

Совершенной конкуренции  отводится ведущая роль в создании экономических стимулов, заинтересованности граждан и юридических лиц  в развитии производственных отношений; гарантий безопасности в политической, социальной, экологической, оборонной  и других сферах; разработке программных  и прогнозных документов, стратегии  действий долгосрочного и краткосрочного характера с ориентированием  на соответствующие приоритеты; введении необходимых ограничений хозяйственной  деятельности и контроля за их соблюдением. От совершенной конкуренции требуется  обеспечение развития инфраструктурных отраслей экономики, подавление негативных проявлений рыночного механизма, осуществление заботы о подрастающем поколении, поддерживание образования и культуры общества, субсидирование экологических организаций. Если же перейти к несовершенной конкуренции, то в скором времени монополии путем повышением цен сведут платежеспособный спрос на рынке до критического уровня.

Рассматривая проблему отрицательного воздействия несовершенной конкуренции  на рынок, заметим, что несовершенная  конкуренция ведет к установлению определенной номенклатуры продукции, фиксированным ценам (путем сговора) и так далее. Более того, несовершенная  конкуренция не способствует повышению  эффективности использования ресурсов. Несовершенная конкуренция постепенно приводит к монополизму, и чаще всего  к государственному монополизму, отрицательное  воздействие которого прошляется в  таких негативных чертах, как:

- единая общенародная  зависимость;

- централизованная плановая  система;

- малосубъектная система  хозяйствования;

- централизованное распределение  всех ресурсов;

- регламентированные связи  по отраслевому признаку;

- централизованная система  установления фиксированных цен;

- единство номенклатуры  продукции во внешней торговле;

Эффективно развивать  внешнюю торговлю в условиях несовершенной  конкуренции практически невозможно, так как издержки на производство продукции в условиях несовершенной  конкуренции выше, чем в условиях конкуренции. Цена на продукт фирмы, функционирующей в условиях несовершенной  конкуренции выше, так как фирма  не стремиться к минимизации своих  издержек, ее продукт все равно  будет реализован, так как других альтернатив нет.

Практика показывает, что  в условиях конкуренции рынок  развивается гораздо быстрее. Фирмы  вынуждены осуществлять научно- технические  разработки, совершенствовать и обновлять  свое оборудование, идти в ногу со временем. Это происходит по той причине, что если одна фирма остановится на месте и не станет внедрять новые технологии, модернизировать оборудование, то найдется другая фирма, которая проведя модернизацию и обновление сумеет предложить на рынке более дешевый или более качественный продукт. В условиях несовершенной конкуренции такого невозможно. Фирма постоянно не совершенствует свои технологии, так как это дополнительные затраты, которых можно избежать. Таким образом, несовершенная конкуренция тормозит развитие рынка.

 

Заключение

Конкуренция является необходимым  и определяющим условием нормального  функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет  свои плюсы и минусы. К положительным  чертам можно отнести: активизацию  инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципом  оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны  государства. К негативным последствиям - "победа" одних и "поражение" других, различие в условиях деятельности, что ведет к нечестным приемам, чрезмерная эксплуатация природных  ресурсов, экологические нарушения  и др.

В целом же, конкуренция  несет меньше негативных моментов, чем положительных; конкуренция - значительно  меньшее зло, чем монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике.

Конкуренция - определяющее условие поддержания динамизма  в экономике, и в условиях конкуренции  создается большее национальное богатство при меньшей стоимости  каждого вида продукции по сравнению  с монополией и плановой экономикой.

 

 

 

Список использованных источников и литературы

  1. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. –

М.: НОРМА – ИНФРА –  М, 1998. - 208 с.

  1. Хейне П. Экономический образ мышления. – М.: Дело,

1991. – 256 с.

  1. Эклунд К. Эффективная модель. – М.: Экономика, 1991

– 340с.

  1. Юданов А.Ю. Конкуренция – М.: Экономика, 2000. – 267 с.
  2. Андреев Е.П. «Современное развитие экономики России»

// Мировая экономика и  международные отношения. 1999. №1. С. 25-31.


Информация о работе Сущность, формы и методы конкуренции